Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:27, реферат
Цель данной работы – изучить рынок туризма и туристических услуг Новосибирской области.
Задачи работы:
рассмотреть становление и развитие туризма;
изучить турресурсы;
изучить туринфраструктуру;
выяснить туристическое районирование региона;
провести анализ туррынка;
изучить популярные туристские маршруты;
Введение …………………………………………………………………….3
Исторический очерк становления и развития туризма в регионе …..6
Туристические ресурсы …………………………………………………...7
Туристическая инфраструктура …………………………………………8
Транспортное сообщение …………………………………………………11
Туристическое районирование …………………………………………..13
Анализ туристического рынка …………………………………………..13
Популярные туристические маршруты ………………………………..14
Заключение …………………………………………………………………17
Список используемой литератур ………………………………………..18
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» |
Факультет «Заочный»
Направление «Социально-культурный сервис и туризм»
Тема: «Развитие туризма в Новосибирской области»
Барнаул
2012
Введение …………………………………………………………………….3
Исторический очерк становления и развития туризма в регионе …..6
Туристические ресурсы …………………………………………………...7
Туристическая инфраструктура …………………………………………8
Транспортное сообщение …………………………………………………11
Туристическое районирование …………………………………………..13
Анализ туристического рынка …………………………………………..13
Популярные туристические маршруты ………………………………..14
Заключение …………………………………………………………………17
Список используемой литератур ………………………………………..18
За последние 25–30
лет понятие «туризм» и «отдых»
В настоящее время у зарубежных и российских географов существуют разные подходы к концепциям развития географии туризма. Это и экономическая концепция, и региональные, и пространственные, и эволюционные.
Географический фактор
в туризме играет ключевую
роль. Географические факторы подразд
К физико-географическим факторам относятся характер рельефа (равнинный, горный, предгорный, пустынный и т.д.), особенности географического положения, климатические и ландшафтные особенности местности, богатство и уникальность растительного и животного мира, наличие экзотических и уникальных природных объектов, морские и океанские ресурсы, леса, необъятный животный мир, минеральные воды и грязи.
Чем богаче
разнообразные природные
Экономико-географические факторы влияют на развитие туризма двояко. С одной стороны они выступают как объекты, привлекающие туристов в конкретное место, с другой стороны являются важным средством развития рекреации и туризма. В первом случае из-за различий в уровне развития регионов и стран экономики у представителей деловых и промышленных кругов проявляется интерес. В программу путешествий бизнесмены включают посещение научных центров и промышленных предприятий с целью изучения опыта, ознакомления с результатами в научно-технической сфере, технологий, повышения профессионального уровня. Во втором случае экономико-географические факторы способствуют развитию материальной базы туризма, модернизации и реконструкции объектов, внедрению новейших технических достижений и информационных технологий.
К экономико-географическим факторам, прежде всего, относятся:
Этнические факторы влияют на развитие туризма следующим образом. На нашей планете проживает большое количество различных наций и народностей, которые имеют свои историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Все больше и больше людей стремятся познакомиться с жизнью разных народов, посещая различные страны.
С этническими факторами тесно связаны культурно-исторические факторы. Туристов всегда привлекают музеи, выставки, картинные галереи, архитектурные памятники и исторические места. Интерес к ним – мощный рычаг для развития туризма.
Геополитический фактор в последние годы стал весьма существенным при принятии туристами решений по поездкам. Турист, прежде чем поехать в какой-либо регион, тщательно взвесит все «за» и «против» с точки зрения стабильности ситуации, отсутствия межнациональных конфликтов, отношения местного населения к приезжим и т.д.
Цель данной работы
– изучить рынок туризма и
туристических услуг
Задачи работы:
После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм. И в первом, и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а начиная с 80-х годов, – и население с низким уровнем доходов. Конвейерный туризм предполагает относительный примитивизм и однородность потребностей и мотиваций туристов и, соответственно, обезличенный конвейерный характер производимых услуг.
Дифференцированный туризм отличают разнообразие потребностей и мотиваций туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма характерен широкий ассортимент услуг. Турфирма, как правило, предлагает определенное количество видов турпродукта, каждый из которых имеет множество вариантов выбора. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей.
Определяющим мотивом поведения потребителя туристских услуг в этот период являлся рекреационный аспект туризма. Отдых рассматривался как средство восстановления физических сил с целью продолжения труда. Расширение объемов спроса на туристском рынке сопровождалось активным ростом предприятий туризма. Туристские услуги стандартизируются и предлагаются в виде комбинированных «пэкидж-туров».
На рубеже 60 – 70 гг. формируется общество потребления материальных благ, т.е. потребление ради потребления. Рынок производителей сменяется рынком потребителей. Усложняется мотивация туристского спроса. Наряду с рекреационным туризмом все большее значение приобретают образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма. Вследствие расширения объемов туристского спроса и предложения в туристскую отрасль поступает капитал из других сфер народного хозяйства. Особую активность проявляют транспортные предприятия и торговые фирмы. Таким образом, со второй половины 70-х годов XX в. можно говорить о расцвете конвейерного туризма, который в настоящее время постепенно трансформируется в дифференцированный туризм. [6, c. 94]
Туристические ресурсы
В Новосибирской области находятся природные и культурно-этнографические объекты. Местный туристический рынок предлагает туристско-экскурсионные маршруты и лечебные туры. Курорты «Озеро Карачи», «Краснозерский» широко известны благодаря своим замечательным природным факторам и высокой эффективности лечения. В регионе – 27 заказников. Наличие хороших охотничьих угодий позволяет организовать охоту на лосей, косуль, коз, зайцев, боровую дичь (глухарей), водоплавающих птиц (гусей, уток, лысух, куликов). В последнее время получили развитие такие виды туризма, как спортивные и туристические сплавы по горным рекам, альпинизм, конные и пешие маршруты и т.д.
Государственные природные заповедники и национальные парки на территории региона отсутствуют.
Новосибирск расположен на стыке лесостепной и лесной природных зон, на Приобском плато, примыкающем к долине реки Оби, в географической точке: 82 градуса 59 минут восточной долготы и 55 градусов 11 минут северной широты. Общий характер рельефа – приподнятый, увалистый, поднимающийся более чем на 200 м над уровнем моря. Левобережная часть города имеет плоский рельеф, правобережная – характеризуется множеством балок, грив и оврагов, поскольку здесь начинается переход к горному рельефу Салаирского кряжа. Почвенный покров характерный для лесостепной зоны – от черноземов до подзолистых песчаных почв под борами. Природные факторы для развития города благоприятные. К городу примыкают Заельцовский и Кудряшовский боры, Обское водохранилище, есть малые речки, множество озер, представляющие в совокупности богатый комплекс рекреационных ресурсов.
Под инфраструктурой рынка понимают совокупность предприятий, организаций и служб, способствующих реализации экономических, хозяйственных и других отношений между основными субъектами. Применительно к рынку туристских услуг в состав инфраструктуры входят:
- средства размещения туристов (гостиницы и др.);
- объекты общественного питания;
- средства транспорта, обслуживающего туристов;
- объекты познавательного, оздоровительного, культурно-исторического, религиозного, спортивного, развлекательного характера, а также объекты иного назначения, используемые при предоставлении туристских услуг или специально созданные для этих целей;
- организации, предоставляющие экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и осуществляющие формальности при пересечении границ между государствами. [7, c. 124]
Особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является то, что многие организации и объекты этой инфраструктуры обслуживают не только туристов, но и других субъектов, не имеющих отношения к туризму. Такими организациями являются: транспортные объекты, предприятия общественного питания, средства массовой информации, службы, занимающиеся санитарными, полицейскими и другими формальностями.
Большинство средств производства туристских услуг арендуется туроператором у других хозяйствующих субъектов, не имеющих прямого отношения к туризму. Об этом свидетельствует соотношение основных и оборотных средств туристских фирм. Оборотные средства, как правило, составляют 88 – 95% общей стоимости средств производства. [10, c. 45-46]
Другой особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является неравномерность (сезонность) функционирования в течение года.
Средства размещения – любые объекты, которые регулярно или иногда предоставляют туристам для ночевки в комнатах, в каких-либо иных помещениях или на огороженных площадках. Различают коллективные и индивидуальные средства размещения. К коллективным средствам размещения относят: гостиницы, аналогичные им средства, специализированные заведения и прочие предприятия размещения.
Гостиницы обладают следующими признаками: состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум; имеют единое руководство; предоставляют гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла; сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием, отвечающими стандартам страны.
Объекты общественного питания – рестораны, бары, кафе, закусочные, буфеты и столовые в сфере туристских услуг, как правило, относятся к объектам гостиничной деятельности. Стоимость питания включается в стоимость гостиничного номера или тура.
Классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг предусматривает также самостоятельное приготовление пищи отдыхающими и туристами в пансионатах и в системах предоставления отдыха (таймшерах).
Если стоимость питания не включена в стоимость тура, то туристы питаются в ресторанах, кафе и других объектах питания как обычные посетители.
Развитие туризма имеет как положительные, так и отрицательные аспекты: он обеспечивает приток иностранной валюты, помогает решать локальные проблемы занятости, стимулирует развитие транспортной сети и инфраструктуры региона, рекреационного потенциала и т.д. Однако бурное развитие этой сферы услуг обостряет противоречие между его масштабами и наносимым ущербом: происходит определенное сокращение для местного населения продовольственных ресурсов, запасов воды, загрязняется окружающая среда. Вот почему при оптимизации развития этой сферы необходимы учет мирового опыта, использование современных методов защиты окружающей среды и других мер сбалансированности экономики. Словом, требуются осмысление всего лучшего, что накоплено мировой практикой в этой области, выявление имеющихся ресурсов и упорядочение нормативной и юридической базы развития туризма. [11, c. 413-415]
Лечебно-оздоровительный туризм имеет ряд отличительных черт:
1. Пребывание на курорте должно
быть не менее 21 дня, иначе
лечение окажется
2. Лечение на курортах довольно
дорого, поэтому оно рассчитано
в основном на богатых
3. На курорты едут, в основном,
люди старшего возраста, которые
делают свой выбор между
Информация о работе Развитие туризма в Новосибирской области