Развитие туризма в странах СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие туризма в странах СНГ .doc

— 63.92 Кб (Скачать файл)

·  восстановление управляемости туристским сектором экономики государств СНГ, разработка и внедрение адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы, обеспечивающей безопасность и качество обслуживания в туризме;

·  формирование здоровой конкурентной среды на рынке туристских услуг, преодоление его раздробленности, привлечение иностранного капитала, формирование государственного сектора туризма, опирающегося на инфраструктуру находящуюся в государственной собственности;

·  реформирование туризма в целях обеспечения его выхода на международные рынки, создание конкурентоспособного туристского продукта, привлечение иностранных туристов, ускоренное развитие сферы услуг и упрощение связанных с пограничными и таможенными процедурами;

·  активизация сотрудничества со Всемирной туристской организацией.

В Постоянной комиссии по социальным и гуманитарным вопросам Межпарламентской Ассамблеи СНГ принят модельный Закон «О социальном туризме» и направлен в парламенты государств-участников для использования в национальных законодательствах.

Активно функционирует Объединенный университет туризма государств-участников СНГ, созданный как международный союз общественных объединений, в который вошли учебные заведения и предприятия сферы туризма. Цель его создания – через координацию подготовки специалистов высшей квалификации из стран СНГ способствовать возрождению единого туристского пространства государств Содружества. Объединенный университет туризма СНГ создан на базе Российской международной академии туризма – головного по этому профилю высшего учебного заведения в России.

В настоящее время в состав объединенного университета туризма СНГ вошли Белорусское республиканское объединение «Беларусьтурист», Белорусский фонд развития и поддержки науки и высшей школы, ряд высших учебных заведений России, Беларуси, Армении, Казахстана, Украины, Учебно-консультационный центр «Зила-Булта» г. Риги (Латвия).

Однако проводимая в рамках СНГ работа по развитию туризма требует не только усиления координирующей роли Совета по туризму, но, в первую очередь, практической помощи туристскому сектору со стороны правительств стран – участников Содружества. Прошедший период развития СНГ свидетельствует, что одного лишь провозглашения приоритетности туристской отрасли без конкретной помощи со стороны государства явно недостаточно. Если же страны СНГ в ближайшие 3-4 года не сумеют разрешить вышеобозначенные проблемы, то стагнационный период в туризме затянется на много лет.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ПУТИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СТРАНАХ СНГ

 

3.1 Международное  сотрудничество в сфере туризма  в странах СНГ

 

Международный туризм в современных условиях приобретает огромные масштабы, оказывая существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами. В современном мире туризм затрагивает интересы все большего числа стран, вовлекая их в активный процесс туристского обмена и становясь стратегически важной отраслью мирового хозяйства.

Следует отметить, что на сегодняшний день не все статьи Соглашения о сотрудничестве в области туризма, на основании которого и был создан Совет по туризму стран СНГ, реализованы в полной мере [2, с. 270—272]. Так, все еще не сформирована единая информационная сеть туризма государств — участников Соглашения, не восстановлены ранее имевшиеся и не открыты новые туристские маршруты, недостаточно активно ведется работа по упрощению пограничных, таможенных формальностей, обеспечению личной безопасности туристов, разработке межгосударственных программ и проектов по освоению туристских регионов.

Принимая во внимание существование ряда принципиальных вопросов, которые требуют совместного решения на межгосударственном уровне, целесообразным было бы расширение туристского взаимодействия в рамках СНГ по следующим стратегически важным направлениям:

— введение единой туристской визы (ее несомненное удобство в том, что, к примеру, по комбинированному маршруту Киев—Минск—Санкт-Петербург турист может проследовать по одной визе, открытой в данном случае в украинском посольстве), что будет способствовать значительной активизации въездных туристских потоков в страны СНГ;

— введение единых стандартов туристского обслуживания, единой системы профессиональной подготовки и повышения квалификации турист-ских кадров;

— совместное формирование межрегионального туристского рынка, реализация Соглашения о свободной торговле туристскими услугами на пространстве СНГ, упрощение туристских формальностей (в том числе пограничных, таможенных и пр.);

— согласование методик сбора и обработки статистических данных стран СНГ в области туризма;

— расширение взаимного участия в рекламно-информационных и научно-практических мероприятиях: конференциях, семинарах, симпозиумах, ярмарках, выставках;

— формирование конкурентоспособного туристского комплекса стран СНГ посредством повышения эффективности освоения туристских ресурсов, создания интегрированного конкурентоспособного туристского продукта, его совместное продвижение на международном рынке (например, участие единым стендом Беларуси, России, Украины на международных туристских выставках, что усилит внимание к региону как потенциальных туристов, так и бизнес-партнеров);

— развитие транспортных и информационных коммуникаций, распространение современных технологий в организации транзитного туризма;

— заключение межправительственных и межведомственных Соглашений между странами СНГ о сотрудничестве в сфере туризма;

— формирование единой базы данных о туристских возможностях стран СНГ и ее последующее использование для создания Единой туристско-информационной сети (ЕТИС);

— осуществление мер по обеспечению безопасности туристов, создание унифицированной системы их страхования;

— осуществление комплекса мероприятий по приоритетному развитию социально направленных видов туризма в рамках стран СНГ: молодежного, детского, познавательного и др.;

— учреждение отраслевого научно-практического периодического издания (журнала «Туризм в СНГ»).

Среди современных тенденций развития мирового туристского рынка особого внимания заслуживают процессы регионализации. Эволюция интеграционных процессов в Европе на повестку дня выдвинула такую форму сотрудничества, как еврорегионы.

Развитие туризма в рамках еврорегионов является весьма актуальным и перспективным направлением, важным инструментом повышения международного сотрудничества. Туризм включен в число основных направлений деятельности всех еврорегионов, соучредителем которых является Республика Беларусь: «Буг», «Неман», «Озерный край», «Беловежская пуща», «Днепр» [11]. Основными преимуществами регионального объединения в области туризма являются:

— объединение финансовых возможностей стран;

— развитие туристской инфраструктуры и формирование единого туристского пространства;

— эффективное освоение совместного историко-культурного наследия;

— развитие межгосударственных культурных связей;

— создание новых рабочих мест.

Приоритетными направлениями развития туризма в рамках еврорегионов являются:

— организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств;

— развитие туристских центров, туристской инфраструктуры и туристских маршрутов в регионах, упрощение процедуры выдачи виз;

— дальнейшее развитие инфраструктуры в зоне пограничных переходов, упрощение процедуры перемещения здесь туристов;

— активизация сотрудничества в образовательной и культурной сферах в приграничных регионах в целях привлечения туристов из соседних государств: фестивалей, торговых ярмарок, спортивных соревнований и пр. (например, проведение Международных фестивалей славянской кухни, дальнейшее развитие шведско-латвийско-белорусского проекта «Панорама "Двина/Даугава"» и др.).

Таким образом, межрегиональное сотрудничество имеет хороший потенциал для активного взаимодействия стран в сфере туризма.

Рассматривая вопросы международного сотрудничества Республики Беларусь в сфере туризма на различных иерархических уровнях, необходимо определить приоритетные направления взаимодействия на уровне отдельных ассоциаций, предприятий и организаций индустрии туризма. Основными направлениями активизации сотрудничества в этой области являются:

— расширение членства в различных международных организациях и ассоциациях (Всемирной туристской организации, Международной ассоциации воздушного транспорта и др.);

— сотрудничество с посольствами и консульствами различных государств, зарубежными тур-операторами, авиакомпаниями, гостиничными цепями.

 

3.2 Вклад  ВТО  развитие международного туризма в странах СНГ

 

В настоящее время международный туризм оказывает значительное влияние не только на национальные экономики принимающих и генерирующих стран, но и на развитие мирового хозяйства в целом, а также на межгосударственные отношения. Вследствие этого возникает необходимость управления международным туристским обменом, как в рамках отдельных государств, так и на международном уровне. Для международного управления туристской деятельностью и ее регулирования на межгосударственном уровне создаются международные туристские организации различного профиля. В настоящее время их существует более 200.

Международные туристские организации подразделяют на следующие основные группы: мировые общего характера; мировые отраслевого характера; региональные общего характера; региональные отраслевого характера; специализированные; особые.

Главная мировая туристская организация общего характера – Всемирная туристская организация (ВТО). В нее входили 141 страна, 7 территорий – постоянных и ассоциированных членов, а также свыше 350 присоединившихся членов, среди которых: национальные правительственные организации, туристские ассоциации, частные компании (в том числе авиакомпании, туроператоры, гостиничные и ресторанные ассоциации), учебные заведения туристского профиля. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде (Испания).

Высшим органом управления ВТО является Генеральная ассамблея, созываемая раз в два года. В состав руководящих органов входит Исполнительный совет, Генеральный секретариат, Комитет присоединившихся членов. Генеральная ассамблея учреждает шесть региональных комиссий: для Африки; Северной и Южной Америки, Восточной Азии и Тихоокеанского региона; Европы; Ближнего Востока и Южной Азии. Перед комиссиями поставлена задача реализации рекомендаций Ассамблеи в рамках соответствующих регионов. Комиссии проводят свои заседания не реже одного раза в год и состоят из всех действительных и ассоциированных членов из соответствующего региона.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла на своей 50-й сессии резолюцию, ознаменовавшую преобразование Всемирной туристской организации в полноправное специализированное учреждение ООН. Этот статус дает ВТО право участвовать в качестве полноправного члена в работе Административного комитета по координации (АКК), который разрабатывает стратегии в масштабах всей системы в ответ на общие межправительственные директивы в области экономического сотрудничества и развития. ВТО также будет приглашаться участвовать в работе Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) и Совета Безопасности ООН. Имея право вносить предложения, ВТО получает возможность подчеркнуть роль туризма в социально-экономическом развитии и в достижении целей, сформулированных в Декларации тысячелетия.

Всемирная туристская организация стремится, развивая туризм, стимулировать экономическое развитие, создавать рабочие места, поощрять меры по защите окружающей среды и памятников культурного наследия, а также способствовать установлению мира, повышению благосостояния и уважению гражданских прав.

Первоочередные задачи ВТО в настоящее время следующие:

•сотрудничество во имя развития, т.е. расширение и углубление сотрудничества в области туризма в целях развития стран и регионов мира;

•развитие гуманитарных ресурсов, т.е. совершенствование качества образования и профессиональной подготовки туристских кадров;

•планирование, разработка и реализация мер по защите и рациональному использованию окружающей среды,

•повышение качества туристского обслуживания и безопасности туристских услуг;

•изучение туристского рынка, сбор, анализ и систематизация статистических данных; прогнозирование развития туризма в мире;

• обеспечение связей между странами и регионами, участвующими в туристском развитии; разработка и распространение туристской документации.

ВТО решает поставленные задачи, сотрудничая с другими международными организациями (в частности, с ЮНЕСКО, Всемирной организацией здравоохранения, Международной организацией гражданской авиации, правительственными учреждениями стран – членов ВТО, национальными туристскими организациями); устанавливая новые контакты с правительственными, туристскими и другими заинтересованными организациями разных стран; участвуя в международных, региональных и национальных конференциях, семинарах и проектах.

Уникальная позиция ВТО позволяет ей выполнять специальные проекты по продвижению туризма. Примеры таких проектов – «Шелковый путь» и «Путь невольников», реализуемые совместно с ЮНЕСКО.

Проект «Шелковый путь». Этот проект направлен на возрождение в рамках туризма древнего торгового караванного маршрута, пересекавшего Азию от Восточного Китая до Средиземного моря. 22 страны объединили свои усилия для осуществления этого проекта: Япония, Республика Корея, Корейская Народно-Демократическая Республика, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Российская Федерация, Сирия, Пакистан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Иран, Италия, Израиль, Армения, Азербайджан, Турция, Грузия, Греция и Египет. Совместно они организовывали ознакомительные поездки, издали специальную брошюру, сняли видеофильм, провели ряд мероприятий на крупнейших туристских ярмарках.

Информация о работе Развитие туризма в странах СНГ