Развитие экскурсионного дела России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:21, реферат

Краткое описание

Начало развития экскурсионного дела в России. Активизация экскурсионной деятельности в XIX в.. Создание при некоторых обществах экскурсионных комиссий, бюро, комитетов. Развитие ученических экскурсий. Классификация экскурсий для учащихся. Методы экскурсионной работы. Главная задача Центрального совета по туризму и экскурсиям.

Содержание

1. Введение-------------------------------------------------------------------3
2. История развития и становление
экскурсионной деятельности:
2.1. Становление экскурсионного
дела в Российской империи---------------------------------------4
2.2. Экскурсионные комиссии, бюро
комитеты--------------------------------------------------------------6
2.3. Экскурсионное дело в учебных
заведениях------------------------------------------------------------7
2.4. Экскурсии в годы советской
власти----------------------------------------------------------------10
2.5. Современное состояние
экскурсионного дела-----------------------------------------------12
3. Заключение----------------------------------------------------------------13
4. Список использованной литературы---------------------------------14

Вложенные файлы: 1 файл

История развития экскурсионного дела в России.docx

— 55.38 Кб (Скачать файл)

Основная работа по привлечению взрослого населения  к экскурсиям была возложена на подотдел внешкольного образования Наркомпроса, преобразованный в ноябре 1920г. в Главный политико-просветительский комитет Республики - Главполитпросвет, бессменным председателем которого являлась Н.К. Крупская. Она неоднократно подчеркивала прогрессивную роль экскурсий, их способность «научить видеть, научить читать ... книгу жизни». «Экскурсии, - писала Н.К. Крупская, - могут носить самый разнообразный характер: естественно-исторический, исторический, эстетический, археологический - могут иметь целью изучение экономической, общественно-политической жизни и т.д. Насколько разнообразны явления, настолько же могут быть разнообразны и экскурсии, имеющие целью изучение этих явлений». Она видела в экскурсиях одно из универсальных средств образования и воспитания.

Экскурсионное бюро Главполитпросвета должно было проделать огромную работу по созданию экскурсионной методики для взрослого населения, приданию экскурсиям социалистического содержания, координации работы всех экскурсионных учреждений в стране, возникших при профсоюзах, отдельных клубах и других организациях. В бюро были созданы комиссии естественно-научных, гуманитарных и технических экскурсий, в задачу которых входила разработка на научной основе планов и программ экскурсий. Особой заботой стало создание методик проведения историко-революционных и производственных экскурсий. Кроме того, бюро открыло несколько краткосрочных курсов по подготовке руководителей экскурсий разного типа, на которые в качестве слушателей принимались главным образом педагоги.

Экскурсионному  делу, получившему в период 1918 - 1921 гг. широкое развитие, был необходим  научный фундамент, и в 1921г. в стране создается сразу три научно-исследовательских  института, которым поручается вести  научные исследования в области  экскурсоведения. В Москве Наркомпросом РСФСР учреждается Центральный музейно-экскурсионный институт, выросший из его экскурсионного бюро; в Институте методов внешкольной работы открывается экскурсионный отдел; в Петрограде губернский отдел народного образования создает научно-исследовательский экскурсионный институт.

Познакомимся в  качестве примера со структурой и  основными направлениями работы Петроградского экскурсионного института. Он состоял из трех отделов: естественного, гуманитарного и экономико-технического, которые, в свою очередь, делились на секции. Естественный отдел - на пять секций: почвенно-геологическую, ботаническую, зоологическую, гидробиологическую и географическую; гуманитарный - на три: культурно-историческую (с литературной), этнографическую и художественную (изобразительных искусств); экономико-технический - на четыре: энергетическую, экономическую, благоустройства населенных мест и общепромышленную.

Главной целью в  работе института являлось «изучение  экскурсоведения по всем областям жизни природы и человеческой культуры как в сфере теоретической, принципиальной, так и в практической, в желанной глубине и полноте, в видах создания цельной образовательной системы». Среди основных его задач были централизация и обобщение опыта работы различных учреждений в экскурсионной сфере: просветительских организаций, школ, научно-исследовательских учреждений.

Научно-исследовательские  экскурсионные организации, созданные  в 1921г., просуществовали недолго. Через  несколько лет они были расформированы или реорганизованы.

Вопросы теории и  методики экскурсионного дела обсуждались  в начале 20-х гг. также на экскурсионных конференциях. Первая в России конференция по проблемам экскурсоведения прошла 16-21 мая 1921г. в Петрограде. Она была подготовлена экскурсионными секциями сектора социального воспитания Петроградского отдела народного образования, Петроградского губполитпросвета и Главмузея. В работе конференции приняли участие 180 человек. Основной ее задачей было содействие развитию экскурсионного дела в области школьного и внешкольного образования. На конференции заслушали и обсудили большое число докладов о методике проведения экскурсий, организации экскурсионного дела, деятельности экскурсионных станций, особенностях работы среди взрослого населения. На естественно-исторической секции впервые был поднят вопрос об охране природы во время проведения экскурсий. Делегаты конференции высказались за расширение экскурсионного дела в стране.

Еще более многочисленной оказалась Петроградская экскурсионная  конференция, состоявшаяся в марте 1923 г. В ее работе приняло участие  более 700 человек. На конференциях 20-х гг. закладывалась теоретическая база советского экскурсоведения.

Экскурсионная работа с первых лет Советского государства  была тесно связана с краеведческой  деятельностью в стране, получившей особо бурное развитие в 20 - 30-е гг. Руководство краеведческой работой  было возложено на Главное управление научными и научно-художественными  учреждениями Наркомпроса (Главнаука). При нем сформировали Центральное бюро краеведения (ЦБК), а во многих городах страны были созданы краеведческие организации, число которых к 1925г. превысило тысячу. Краеведы выявляли и изучали новые объекты в своем регионе, связанные с историческим и культурным прошлым, творчеством великих русских писателей и деятелей культуры, революционным движением, первыми социалистическими достижениями в народном хозяйстве. К ним прокладывались новые экскурсионные маршруты.

Экскурсионный метод  применяли все культурно-просветительские организации: Наркомпрос, Центральное бюро туризма ЦК ВЛКСМ, культотдел ВЦСПС, органы народного образования, краеведческие общества и музеи. В Наркогспросе действовали отдел дальних и близких экскурсий, экскурсионная секция отдела социального воспитания, экскурсионно-выставочный отдел Главполитпросвета, экскурсионно-справочный отдел Центрального бюро краеведения Главнауки, а также соответствующие отделы органов народного образования на местах. Их деятельность координировалась Главполитпросветом, который давал задания различным организациям по созданию новых туристско-экскурсионных программ.

Вопросы, связанные  с туризмом и экскурсионной деятельностью  в стране, неоднократно заслушивались  на всесоюзных съездах и конференциях по краеведению, организуемых Главнаукой. По ее указанию все правления научных обществ и краеведческих организаций должны были помогать экскурсионным организациям, особенно в осуществлении туристско-экскурсионной работы среди молодежи. Журнал «Известия», издаваемый Центральным бюро краеведения, рекомендовал краеведческим организациям учитывать большой интерес молодежи к туризму и экскурсиям. Для этого краеведческие организации должны были:

1. организовывать  лекции о крае и особо интересных  его местах, которые следует посетить;

2. изучать места,  где можно провести свободное  время и отдохнуть;

3. разрабатывать  маршруты экскурсий, как местного  значения, так и выходящие за  пределы своего края;

4. устраивать выставки  и конкурсы лучших материалов, собранных во время экскурсий;

5. готовить организаторов  краеведческой и экскурсионной  работы.

Все это говорит  о том внимании, которое уделялось  вопросам воспитания молодежи, вовлечения ее в краеведческую и туристско-экскурсионную  работу, являвшуюся эффективным средством  формирования нового человека.

Большую роль Главполитпросвет отводил развитию историко-революционных экскурсий, в которых отражались революционные события 1905 и 1917 гг. Экскурсии на историко-революционную тематику должны были не только способствовать накоплению знаний о революции, но и оказывать сильное воспитательное воздействие на экскурсантов через переживания от воссозданных в экскурсиях революционных событий. Целью этих экскурсий являлось воспитание активного защитника и продолжателя дела революции.

К 5-й годовщине  Великой Октябрьской социалистической революции в Москве были разработаны  первые экскурсии, на которых рассказывалось о революционных событиях 1917г. и  произошедших изменениях в стране: «Москва в Октябре 1917г.», «Послеоктябрьская  Москва», «Всходы нового строительства  на развалинах дворянско-буржуазной культуры».

Широкое развитие получили историко-революционные экскурсии  в период празднования 20-летия первой русской революции 1905г. В Москве проводились экскурсии «Московский  пролетариат в первой революции», «Миусский район и подпольная типография в 1905г.» и ряд других. Музей Революции, созданный в 1923г., подготовил цикл экскурсий под общим названием «Ленинизм». В Ленинграде были разработаны экскурсии «Петербургский пролетариат в революции 1905г.», «Кровавое воскресенье» и др. Экскурсии, связанные с революционными событиями 1905г., проводились в Иваново-Вознесенске, Одессе, Севастополе и других городах страны.

Работа по развитию историко-революционных экскурсий  усилилась в период подготовки к  празднованию 10-й годовщины Великой  Октябрьской социалистической революции. В Москве, Ленинграде и во многих других городах устанавливались  новые памятники, связанные с  революционными событиями, мемориальные доски жертвам революции и  героям гражданской войны. Их именами  называли заводы, фабрики, колхозы, города, площади, улицы. Эти памятники и  памятные места становились основой  для подготовки новых экскурсий  на историко-революционную тематику.

В целях более  углубленного изучения историко-революционного прошлого на основе экскурсионного метода Главполитпросвет рекомендовал разработку и проведение не только эпизодических экскурсий, но и определенных циклов экскурсий историко-революционного содержания. Цикл состоял из нескольких экскурсий, объединенных общей темой и органически связанных между собой. В циклы включались как городские, так и музейные экскурсии. Ориентированы они были на определенные группы экскурсантов.

Примером может  служить цикл экскурсий историко-революционного содержания, который предлагался  для слушателей Совпартшколы в Москве:

1. городская экскурсия  «Октябрьские дни в Москве»;

2. экскурсия в  музее Революции «Великая Октябрьская  социалистическая революция, ее  предпосылки и ход»;

3. городская экскурсия  «Декабрьское вооруженное восстание  на Пресне»;

4. экскурсия в  музее Революции «История революционного  движения в России и роль  ВКП (б)».

Задача данного  цикла состояла в том, чтобы дополнить  пройденный курс истории партии и  революционного движения и проиллюстрировать  его на конкретном зрительном материале. Разработка методики подготовки и проведения экскурсий по историко-революционной  тематике явилась мощным толчком  развития общей методики экскурсоведения в стране.

Другой приоритетной экскурсионной тематикой являлась производственная. Экскурсионные учреждения, выполняя решения партийных съездов, широко пропагандировали первые достижения социалистического строительства. Они устраивали экскурсии на передовые стройки, предприятия, в колхозы.

Краткий экскурс  в развитие экскурсионного дела в  первый десятилетний период существования  Советского Союза показывает, что  в работе по формированию гражданина нового, неизвестного ранее в мире социалистического государства  важное место принадлежало экскурсиям. Они стали серьезным средством  идеологического воздействия на массы.


Информация о работе Развитие экскурсионного дела России