Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:21, реферат
Начало развития экскурсионного дела в России. Активизация экскурсионной деятельности в XIX в.. Создание при некоторых обществах экскурсионных комиссий, бюро, комитетов. Развитие ученических экскурсий. Классификация экскурсий для учащихся. Методы экскурсионной работы. Главная задача Центрального совета по туризму и экскурсиям.
1. Введение-------------------------------------------------------------------3
2. История развития и становление
экскурсионной деятельности:
2.1. Становление экскурсионного
дела в Российской империи---------------------------------------4
2.2. Экскурсионные комиссии, бюро
комитеты--------------------------------------------------------------6
2.3. Экскурсионное дело в учебных
заведениях------------------------------------------------------------7
2.4. Экскурсии в годы советской
власти----------------------------------------------------------------10
2.5. Современное состояние
экскурсионного дела-----------------------------------------------12
3. Заключение----------------------------------------------------------------13
4. Список использованной литературы---------------------------------14
Основная работа
по привлечению взрослого
Экскурсионное бюро Главполитпросвета должно было проделать огромную работу по созданию экскурсионной методики для взрослого населения, приданию экскурсиям социалистического содержания, координации работы всех экскурсионных учреждений в стране, возникших при профсоюзах, отдельных клубах и других организациях. В бюро были созданы комиссии естественно-научных, гуманитарных и технических экскурсий, в задачу которых входила разработка на научной основе планов и программ экскурсий. Особой заботой стало создание методик проведения историко-революционных и производственных экскурсий. Кроме того, бюро открыло несколько краткосрочных курсов по подготовке руководителей экскурсий разного типа, на которые в качестве слушателей принимались главным образом педагоги.
Экскурсионному
делу, получившему в период 1918 - 1921
гг. широкое развитие, был необходим
научный фундамент, и в 1921г. в стране
создается сразу три научно-
Познакомимся в
качестве примера со структурой и
основными направлениями работы
Петроградского экскурсионного института.
Он состоял из трех отделов: естественного,
гуманитарного и экономико-
Главной целью в работе института являлось «изучение экскурсоведения по всем областям жизни природы и человеческой культуры как в сфере теоретической, принципиальной, так и в практической, в желанной глубине и полноте, в видах создания цельной образовательной системы». Среди основных его задач были централизация и обобщение опыта работы различных учреждений в экскурсионной сфере: просветительских организаций, школ, научно-исследовательских учреждений.
Научно-исследовательские экскурсионные организации, созданные в 1921г., просуществовали недолго. Через несколько лет они были расформированы или реорганизованы.
Вопросы теории и методики экскурсионного дела обсуждались в начале 20-х гг. также на экскурсионных конференциях. Первая в России конференция по проблемам экскурсоведения прошла 16-21 мая 1921г. в Петрограде. Она была подготовлена экскурсионными секциями сектора социального воспитания Петроградского отдела народного образования, Петроградского губполитпросвета и Главмузея. В работе конференции приняли участие 180 человек. Основной ее задачей было содействие развитию экскурсионного дела в области школьного и внешкольного образования. На конференции заслушали и обсудили большое число докладов о методике проведения экскурсий, организации экскурсионного дела, деятельности экскурсионных станций, особенностях работы среди взрослого населения. На естественно-исторической секции впервые был поднят вопрос об охране природы во время проведения экскурсий. Делегаты конференции высказались за расширение экскурсионного дела в стране.
Еще более многочисленной
оказалась Петроградская
Экскурсионная работа
с первых лет Советского государства
была тесно связана с краеведческой
деятельностью в стране, получившей
особо бурное развитие в 20 - 30-е гг.
Руководство краеведческой
Экскурсионный метод
применяли все культурно-
Вопросы, связанные с туризмом и экскурсионной деятельностью в стране, неоднократно заслушивались на всесоюзных съездах и конференциях по краеведению, организуемых Главнаукой. По ее указанию все правления научных обществ и краеведческих организаций должны были помогать экскурсионным организациям, особенно в осуществлении туристско-экскурсионной работы среди молодежи. Журнал «Известия», издаваемый Центральным бюро краеведения, рекомендовал краеведческим организациям учитывать большой интерес молодежи к туризму и экскурсиям. Для этого краеведческие организации должны были:
1. организовывать
лекции о крае и особо
2. изучать места, где можно провести свободное время и отдохнуть;
3. разрабатывать
маршруты экскурсий, как
4. устраивать выставки и конкурсы лучших материалов, собранных во время экскурсий;
5. готовить организаторов краеведческой и экскурсионной работы.
Все это говорит
о том внимании, которое уделялось
вопросам воспитания молодежи, вовлечения
ее в краеведческую и туристско-
Большую роль Главполитпросвет отводил развитию историко-революционных экскурсий, в которых отражались революционные события 1905 и 1917 гг. Экскурсии на историко-революционную тематику должны были не только способствовать накоплению знаний о революции, но и оказывать сильное воспитательное воздействие на экскурсантов через переживания от воссозданных в экскурсиях революционных событий. Целью этих экскурсий являлось воспитание активного защитника и продолжателя дела революции.
К 5-й годовщине
Великой Октябрьской
Широкое развитие получили
историко-революционные
Работа по развитию
историко-революционных
В целях более углубленного изучения историко-революционного прошлого на основе экскурсионного метода Главполитпросвет рекомендовал разработку и проведение не только эпизодических экскурсий, но и определенных циклов экскурсий историко-революционного содержания. Цикл состоял из нескольких экскурсий, объединенных общей темой и органически связанных между собой. В циклы включались как городские, так и музейные экскурсии. Ориентированы они были на определенные группы экскурсантов.
Примером может
служить цикл экскурсий историко-
1. городская экскурсия «Октябрьские дни в Москве»;
2. экскурсия в
музее Революции «Великая
3. городская экскурсия
«Декабрьское вооруженное
4. экскурсия в
музее Революции «История
Задача данного цикла состояла в том, чтобы дополнить пройденный курс истории партии и революционного движения и проиллюстрировать его на конкретном зрительном материале. Разработка методики подготовки и проведения экскурсий по историко-революционной тематике явилась мощным толчком развития общей методики экскурсоведения в стране.
Другой приоритетной
экскурсионной тематикой
Краткий экскурс в развитие экскурсионного дела в первый десятилетний период существования Советского Союза показывает, что в работе по формированию гражданина нового, неизвестного ранее в мире социалистического государства важное место принадлежало экскурсиям. Они стали серьезным средством идеологического воздействия на массы.