Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 20:53, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение тенденций развития горнолыжного туризма в Западной Европе.
Предмет исследования: перспективы развития горного туризма в странах Западной Европы.
Объектом изучения является горнолыжный туризм.
Введение………………………………………….…………………………...…...
1.Общая характеристика горнолыжного туризма ………..…………………..
1.1 История развития горнолыжного туризма………………………………….
1.2 Природные предпосылки развития горнолыжных курортов в Европе…..
1.3 Горнолыжные районы Европы………..………………………………………
1.4Особенности горнолыжных трасс…………………………………………….
2. Предпосылки развития горнолыжного туризма в странах Западной Европы ……………………………………………………………………………..
2.1 Тур первой страны Западной Европы - Австрия …………………………….
2.2 Тур второй страны Западной Европы - Италии …………………..................
2.3Тур третий страны Западной Европы - Швейцария ……………………..…
2.4 Тур четвертой страны Западной Европе - Франции………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список библиографических источников…………………………
Альпийский горнолыжный район расположен на территории четырех стран - Франции, Австрии, Италии и Швейцарии, которые лидируют на мировом рынке горных лыж .
Во Франции находится самая большая горнолыжная зона мира «Три долины». Ее визитной карточкой служит фешенебельный курорт Куршевель. Мировой известностью пользуются и другие французские горнолыжные курорты - Шамони, расположенный у подножия Монблана, Мерибель и Межев, сохранившие атмосферу исконно французских горных деревушек, спортивный Валь-д'Изер, а также крупные лыжные курорты более поздней застройки Ле-дез-Альп, Валь-Торенс, Ла-Плань, Тинь, Изола-2000 и др.
В Австрии наибольшую известность как центр лыжного спорта и отдыха получила область Тироль. Ее столица Инсбрук дважды - в 1964 и 1976 гг. - становилась местом проведения зимних Олимпийских игр. Список самых престижных тирольских курортов возглавляют Китцбюэль, где традиционно проходит этап Кубка мира по горным лыжам, Майерхофен и Зеефельд. Одним из лучших зимних курортов Австрии считается Сан-Антон, где более 100 лет назад распахнул двери первый в стране лыжный клуб.
В Италии популярны несколько районов горнолыжного туризма. Северо-восточную часть страны занимают Доломитовые Альпы, где находятся горные курорты Кортина-д'Ампеццо - столица зимней Олимпиады 1956 г., - а также Валь-ди-Фасса, Кронплатц, Араба и др. с большим количеством хорошо подготовленных лыжных трасс. Горнолыжный туризм развивается в области Альта-Вальтелина, граничащей с Австрией и Швейцарией. Основные центры горнолыжного отдыха - Бормио, Сан-та-Катерина, Ливиньо, Сан-Коломбо и Пассо-Стельвио. На западе Италии, в области Вале-д'Аоста, туристы катаются на курортах Курмайор, Ле-Туиль и Червинья.
В Швейцарии ряд горнолыжных курортов получили мировое признание. Это Церматт, окруженный 36 четырехтысячными вершинами Главного Альпийского хребта, праздничный Вербье, самое солнечное место в Европе - курорт Кран-Монтана, космополитический Давос, имеющий давние связи с Россией, Санкт-Мориц, который превратился в центр зимнего туризма благодаря пари: в 1864 г. владелец одного из отелей предложил англичанам, не раз гостившим у него летом, приехать зимой. Он обещал возместить им все расходы, если они останутся недовольны. Риск полностью оправдал себя, и на карте зимних курортов Швейцарии появился аристократичный Санкт-Мориц.
Второй после Альпийского крупный район активных зимних видов отдыха охватывает средневысотные горы Центральной и Юго-Восточной Европы - Судеты, Карпаты и Рила-Родопы. Он получил известность благодаря таким горным курортам международного класса, как Закопане (Польша), Ясна, Штребске Плесо, Старый Смоковец и Татранска Ломница (Словакия), Синая и Пояна Брашов (Румы ния), Боровец и Пампорово (Болгария), Шпиндлеров Млин и Гаррахов (Чехия) Низкие цены на обслуживание привлекают в них большое число как внутренних так и иностранных туристов. На популярном чешском зимнем курорте Пец под Снежкой население поселка (600 человек) с наступлением сезона увеличивается в 15 раз. Особенно привлекательны для туристов Высокие Татры, находящиеся на границе Польши и Словакии. Здесь ежегодно регистрируется не менее 7-8 млн туристских прибытий.
Третий район горных лыж - Скандинавский. В последнее время горнолыжный туризм динамично развивается в Норвегии и Финляндии. На родине горны лыж - в Норвегии международные зимние курорты находятся на юге страны в гористом Гейло, олимпийском Лиллехаммере и Хёмседале с самым высоким скоростным спуском в Скандинавии. В Финляндии насчитывается более 140 лыжных курортов. Самые крупные из них расположены на севере страны в Лапландии. Зимние курорты Леви и Рука входят в число 20 наиболее посещаемых туристских объектов Финляндии. В Швеции основные горнолыжные центры сосредоточены в центральной и северной областях. Особенно популярны курорты Оре и Селен.
Четвертый район - Пиренейский - довольно молод и окончательно еще не сложился. К нему относятся зимние курорты Испании и Андорры. История горных лыж в Испании началась в 1940-х гг. с постройки комплексов Ла-Молина и Валь-де-Нурия в Пиренеях. В настоящее время работает около 30 горнолыжных станций в шести областях страны. Наиболее известными зонами катания остаются Пиренеи и Сьерра-Невада - самый южный центр на карте горнолыжной Европы. В карликовом государстве Андорра, которое по площади вдвое меньше территории Москвы, имеется пять зон катания с современной туристской инфраструктурой, хорошим качеством трасс и высокой их технической оснащенностью.
Некоторое представление о работе горнолыжных курортов стран Европы дает таблица 1.
Таблица 1 - Современное состояние горнолыжной инфраструктуры стран Европы .
Страна |
Длина трасс, км |
Количество подъемников, ед. |
Пропускная способность подъемников, тыс. чел./час |
Количество подъемников на 1000 кв. км |
Количество подъемников на 10 тыс. жителей |
Австрия |
3400 |
1161 |
1420,2 |
13,8 |
1,4 |
Андорра |
275 |
103 |
128,5 |
220,1 |
15,1 |
Болгария |
80 |
50 |
28,9 |
0,5 |
0,1 |
Германия |
224 |
110 |
104,7 |
0,3 |
0,01 |
Испания |
149 |
49 |
35,7 |
0,1 |
0,01 |
Италия |
4929 |
760 |
868,8 |
2,5 |
0,1 |
Норвегия |
77 |
57 |
59,5 |
0,2 |
0,1 |
Польша |
36 |
42 |
12,3 |
0,1 |
0,01 |
Румыния |
29 |
14 |
н/д |
0,1 |
0,01 |
Словакия |
77 |
47 |
25,1 |
1,0 |
0,1 |
Словения |
103 |
41 |
31,0 |
2,0 |
0,2 |
Финляндия |
96 |
83 |
44,0 |
0,3 |
0,2 |
Франция |
2641 |
963 |
1048,6 |
1,7 |
0,2 |
Чешская Республика |
53 |
41 |
н/д |
0,5 |
0,04 |
Швейцария |
2760 |
792 |
627,0 |
19,2 |
1,1 |
Швеция |
122 |
158 |
48,7 |
0,4 |
0,2 |
Как видно из таблицы 1 по протяженности трасс лидирует Италия, по количеству подъемников - Австрия. Пропускная способность подъемников характерна также для Австрии - 1420 тыс. чел./час. Более того, в Австрии наблюдается максимальная плотность подъемников на территории - 220 на 1000 кв. км.
Таким образом, климатические условия и рельеф Европы способствует развитию горнолыжного туризма. В регионе сложились 4 района горнолыжного туризма - Альпы, Скандинавия, Пиренеи, средневысотные Альпы с прилегающими массивами.
1.4 Особенности горнолыжных трасс.
Привлекательность того или иного горнолыжного центра в первую очередь объясняется разнообразием и протяженностью трасс катания на лыжах. По степени сложности выделяют следующие четыре типа трасс, которые маркируются на склонах разными цветами:
легкие – зеленым,
средние – синим,
сложные – красным,
особо сложные – черным.
Туристы на горнолыжных курортах должны выбирать трассы по силам. В этом им помогают красочные схемы трасс, вывешенные у лыжных станций канатных дорог.
Пример одного из горнолыжных курортов Италии
Приведенная регламентация трасс принята во всех странах мира, где развит массовый горнолыжный спорт, в целях упорядочения катания лыжников (рассредоточения их по склонам) и для обеспечения безопасности.
В любом горнолыжном комплексе выделяют в стороне от основных трасс места для катания новичков и детей.
В современном представлении трасса – не просто склон горы, а сложное техническое сооружение. Это специально подготовленные участки с определенным профилем, отвечающие требованиям как горнолыжного спорта, так и массового катания и обеспечивающие возможность безопасных спусков. Наиболее жесткие требования предъявляют к спортивным трассам. Поэтому диапазон склонов, пригодных для их сооружения, более ограничен, чем для прокладки учебных и туристских трасс.
Наилучшие трассы отличаются разнообразием форм рельефа, таких, как спады, увалы, лощины, гребни, бугры, выполаживания, контруклоны.
При проектировании трассы учитывают наличие постоянного и по возможности более однородного снежного покрытия, высоту местности, господствующие ветры, экспозицию склонов. Трассу прокладывают по склонам разной крутизны плавной извилистой лентой. Сложные участки чередуются с простыми, крутые – с пологими, на которых лыжник мог бы немного передохнуть. Ширину полотна трассы устанавливают в строгом соответствии с рельефом, с учетом опасных мест и препятствий.
Пропускная способность трасс обусловливает производительность канатных дорог горного района, что в конечном счете предопределяет вместимость горнолыжного центра. Так, согласно принятым в мировой практике требованиям, гостиничный жилой фонд горнолыжного центра не должен превышать более чем на 25% емкость всех действующих трасс и склонов, обслуживаемых подъемниками.
В развитых горнолыжных районах, например в Альпах, пропускная способность нижних станций канатных дорог в 3 – 5 раз превосходит число находящихся здесь горнолыжников (исходя из количества спальных мест для отдыхающих в данной местности). Это значит, что все горнолыжники могут быть подняты на верх трасс, потратив на ожидание в очередях максимум 20 мин.
К сожалению, ошибки в определении мест и порядка строительства горнолыжных центров в нашей стране привели к тому, что любители горных лыж вынуждены иногда час-два дожидаться своей очереди, прежде чем подняться на горнолыжные трассы (Терскол, Азау, Домбай).
Горнолыжные трассы оборудуют маркировочными знаками: указательными, предупреждающими и запрещающими. Знаки на трассах устанавливают с учетом времени, необходимого лыжнику для осмысливания информации и выполнения нужных действий (обычно за 25 – 50 м до опасного места), там, где этого требует обстановка. Размещают знаки таким образом, чтобы исключить случаи наезда на них и травмирования лыжников. Маркировка – один из наиболее простых и вместе с тем крайне необходимых видов благоустройства территории, который является показателем уровня культуры обслуживания в горнолыжном комплексе.
Таблица 2- Методика оценки трудности перевалов
Категория сложности перевала |
Характер наиболее сложных участков |
Техника и условия передвижения |
Общее время преодоления перевала. Количество точек страховки (n). Длина определяющего участка (е) |
Необходимое специальное снаряжение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1A |
Простые, осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30°; пологие (до 15°) ледники без трещин; крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал, наличие троп на подходах. |
Простейшая индивидуальная техника передвижения: самостраховка альпенштоком или ледорубом. При переправах через реки на подходах может потребоваться страховка с помощью веревки. Ночевки, как правило, в лесной или луговой зоне. |
Несколько часов. n = 0; е = 0. |
Обувь на нескользкой подошве, альпенштоки, страховочные пояса (грудные обвязки) и карабины на каждого участника. 1-2 основные верёвки на группу. |
1Б |
Несложные скалы, снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20° до 45°), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом: закрытые ледники с участками скрытых трещин. |
Простейшая коллективная техника: одновременное движение в связках по склонам и закрытым ледникам. Навешивание перил на склонах и при переправах. Возможны ночевки на границе ледниковой зоны. |
Не более одного дня n = до 5; е = до 40-50 м |
Ботинки на рифленой подошве, альпенштоки или ледорубы (1-2 ледоруба на группу обязательно), страховочные системы и карабины на каждого участника. По одной основной веревке на каждых 3-4 человек. Крючья скальные и ледовые (3-4 на группу), скальный и ледовый молоток. |
2A |
Скальные, снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 20° до 45°); закрытые ледники и несложные ледопады. |
Более сложная индивидуальная и коллективная техника, попеременная или групповая (перильная) страховка, использование «кошек» или рубка ступеней; может понадобиться крючьевая страховка. Возможны ночлеги в ледниковой зоне. |
Не более суток n = 5-10; е = до 80-100 м (2-3 веревки подряд) |
Кроме перечисленного для перевалов 1Б к.т. ледорубы и «кошки» на каждого участника, крючья в необходимом количестве и ассорти-менте. По одной основной веревке на каждых 2-3 человек. |
2Б |
Крутые (свыше 45°) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10- 15 м) стенные участки; ледопады средней сложности. |
Применение всего наиболее распространенного арсенала технических приемов: перильная или попеременная страховка, применение крючьев, движение первого на подъеме, а последнего на спуске без рюкзака, раздельный подъем и спуск рюкзаков; спуск по веревке («дюльфер»). Как правило, неизбежны. |
Не менее суток. n =5-20; е = до 200 м (3-5 веревок подряд) |
Кроме перечисленного для перевалов 2А к.т. тормозные устройства для спуска по веревке и (желательно) зажимы для подъема. Вспомогательные веревка, петли, расходные концы веревок и крючья для спуска. |
3А |
Крутые (от 45° до 65°) снежные, ледовые и скальные склоны значительной протяженности; стенные участки до 1-2 веревок подряд; сложные ледопады. |
Применение разнообразных приемов передвижения и страховки на протяженных участках, включая применение искусственных опор, лесенок, якорей и т. п. Обычно необходима предварительная разведка и обработка маршрута. Тактика приобретает преобладающее значение. Неизбежны неоднократные ночлеги в ледовой зоне. Организация бивака может потребовать больших затрат времени и сил. |
До двух суток; n = 10-40; е = от 200 до 500 м (до 10 веревок подряд) |
Кроме перечисленного выше снаряжения, зажимы для подъема по веревке; возможно использование основных и вспомогательных веревок увеличенной длины; может потребоваться применение лесенок, закладок и крючьев, извлекаемых при спуске. |
3Б |
То же, что и для 3А, но при большей протяженности сложных участков, разнообразном их характере или предельной сложности, включая стены крутизной 60° и более. |
Необходимость практически непрерывной взаимной и групповой страховки в течение многих часов и даже суток; специальной, рассчитанной на преодоление данного перевала, подготовки; отличного владения техникой всеми участниками; безупречной тактики. Возможно отсутствие мест для ночевок, что требует организации «сидячих» или «висячих» биваков. |
Не менее двух суток. n = 30 и более; е = 500м и более (более 10 веревок подряд) |
То же, что и 3А. Может потребоваться снаряжение, специально подготовленное для преодоления конкретного перевала. |
2. Предпосылки развития горнолыжного туризма в странах Западной Европы.
2.1 Тур первой страны Западной Европы – Австрия.
Горные лыжи – наиболее развитая и массовая отрасль туризма в Австрии, что вполне логично: две трети территории страны занимают Альпы. В стране 71 горнолыжный регион, 800 курортов – почти все горные населённые пункты.
Горнолыжные курорты Австрии:
Четыре из них (ледники Капрун, Штубай, Питцдаль, Туксер) позволяют кататься круглогодично, на остальных сезон продолжается с ноября-декабря до апреля-мая. Маркировано и обслуживается более 22 000 км трасс. Большинство подъёмников новые, все трассы тщательно ухожены.
Чтобы иметь право из года в год называться горнолыжным направлением №1, Австрия ежегодно открывает новые лыжные трассы, объединяет горнолыжные регионы, непрерывно обновляет техническое оснащение подъёмников, предлагает всё более гибкие цены на ски-пасс, появляются новые авиамаршруты, совершенствуется сервис.
На курортах Австрии предлагаются трассы для лыжников любой подготовки: от новичков до профессионалов. Все трассы превосходно оборудованы, инфраструктура продумана, хорошая служба отслеживания схода лавин. Для развлечения туристов на курорты приглашают лучших шоуменов, в горах устраивают грандиозные шоу и джазовые фестивали.
Долина Питцдаль.
Один из наиболее высокогорных регионов катания в Австрии. Высшая точка катания лежит на горе Вильдшпитце на высоте 3440 м. Питцдаль доступен для любителей зимнего спорта с середины сентября по май. На самом леднике проложены 14 км лёгких, 27 км средних и 7 км трудных трасс. В долине три горнолыжных региона – Хохцайгер, Риффлзе и сам Питцдальский ледник, в непосредственной близости от них находится горнолыжный регион Имст. Во всех четырёх регионах действует единый ски-пасс.
На Питцдальский ледник, к вершине Хинтерен Брунненкогель (3440 м), лыжники добираются на скоростном туннельном фуникулёре «Пицтэкспресс», а затем на фуникулёре «Пицтпанорамабан» – самом быстром в Австрии. На леднике катаются преимущественно любители экстремального спорта – сноубордеры и фристайлеры, для них построены халф-пайп (90 м) и фан-парк.
Тирольский Арльберг.
Это перевал (1300-2811 м), соединяющий Тироль и Форарльберг. Во всём регионе катания понадобится только один абонемент на подъёмники – Arlberg-Card, который даёт возможность воспользоваться 85 подъёмниками, чтобы затем спуститься в долину по трассам общей протяжённостью 276 км.
В Арльберге пять курортов – Лех, Цюрс, Штубен, Санкт-Кристоф и Санкт-Антон-ам-Арльберг. Бесплатные автобусы курсируют как в каждом курортном городке, так и между ними. Кроме катания на лыжах в Арльберге можно заняться кёрлингом, картингом по льду, спуститься с гор на санках, заняться беговыми лыжами, покататься в упряжках.
Информация о работе Развития горнолыжного туризма в Западной Европе