Разработка исторической экскурсии «Прошлое и настоящее деревни Подгорная»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – подготовка исторической экскурсии «Прошлое и настоящее деревни Подгорная». Элементом научной новизны полученных результатов является включение д. Подгорной и окрестностей в экскурсионные маршруты. В процессе работы над рефератом проведены исследования, результатом которых стала разработка исторической экскурсии. Областью возможного практического применения данной разработки является возможность проведения экскурсий для туристов разных групп.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….5

ГЛАВА 1…………………………………………………………………..7
Особенности организации и проведения исторической экскурсии
1.1. Структура исторической экскурсии…………………………….... 7
1.2. Примеры исторических экскурсий в Республике Беларусь…… 11
1.3. Методы и приёмы, используемые при проведении……………. 15
исторической экскурсии для разных групп туристов

ГЛАВА 2………………………………………………………………….21
Разработка исторической экскурсии «Прошлое и настоящее деревни Подгорная»
2.1. Туристско-экскурсионная характеристика
территория деревни Подгорная и ее окрестностей……………………21
2. 2. Отбор объектов для составления экскурсии……………………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

тарасюк 8254732.doc

— 1,002.00 Кб (Скачать файл)

[Группа  возвращается в

автобус; заключение можно сделать во время

движения  автобуса после ответов на вопросы]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Наша экскурсия окончилась. Она открыла нам страницы истории, может быть, до этого кому-то из нас и малоизвестной. Мы познакомились с местами, чья история занесена в летописи, хроники, документы. Эти места испытали все, что выпало на долю нашего края и народа. Постройки былых веков, часто озаренные пожаром войн – ныне стали для нас памятниками архитектуры. Они донесли до нас отзвук былых эпох. Мы какое-то время были с людьми, хотя и разделенными с нами по времени, но близкими по причастности к нашей земле. В таких случаях пробуждается ощущение связи поколений. Еще Владимир Короткевич говорил: «Любовь к Родине прежде всего пробуждает родная история». Благодаря памяти – человек стал человеком. Благодаря исторической памяти – народ становится народом, нацией. Это хорошо понимали те, которые вбивали нам в голову, что у белорусов не было собственной истории. Слава Богу, сегодня мы знаем, что это не так, что наша государственность развивалась в русле всех европейских государств. Сегодня к нам возвращается наша история, не менее славная и богатая, чем у других народов. Хочется верить, что после нашей экскурсии у вас появилось желание познакомиться и с другими историческими местами Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

 

«Прошлое и настоящее деревни  Подгорная»

 

 

Тема экскурсии: историческая

Вид экскурсии: автобусно-пешеходная

Состав группы: массовая аудитория

Протяженность маршрута: 90 км

Продолжительность экскурсии: 8 часов экскурсионных (или 6 часов астрономических)

 

Автор-составитель: А. Тарасюк

Барановичи, 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели экскурсии:

- содействовать  расширению кругозора и формированию определённых гражданских позиций;

- способствовать  воспитанию любви к родной  стране, своему народу и уважения  к другим народам;

- воспитывать  национальное самосознание, уважение  к белорусской культуре и истории;  вызывать чувство гордости за  свою страну, её место в

истории;

- привлечь внимание  к истории родной страны и  вызвать интерес к её изучению, воспитывать позитивное отношение  к сохранению наследия.

Задачи  экскурсии:

- познакомить  с историческими и архитектурными памятниками Подгорной и ее окрестностей, а так же с памятными местами по маршруту;

- на примере  исторических, архитектурных памятников, литературных, природоведческих и  других объектов на местном  материале показать

некоторые этапы  истории Беларуси;

- при проведении  экскурсии со школьниками на конкретных объектах расширить и закрепить их знания по истории Беларуси

Общие методические указания:

- общий материал  не должен преобладать над  местным и быть только фоном  для конкретных местных событий  или личностей;

- экскурсовод  должен иметь большой запас знаний по истории Беларуси и необходимые для данной экскурсии знания по истории архитектуры;

- как правило,  экскурсанты не имеют специальной  подготовки, поэтому архитектурные  термины свести к минимуму  и обязательно объяснять их

смысл;

- не превращать экскурсию в лекцию у объектов, максимально использовать различные приёмы показа и рассказа; совершенствовать

профессиональное  мастерство;

- с группой  малоподготовленной и со школьниками  продолжительные теоретические  объяснения нежелательны; помнить,  что основная цель

экскурсии (особенно для школьников) – не обучение, а  пробуждение интереса (желание познавать, посещать, читать);

- иметь «портфель  экскурсовода» с необходимыми  репродукциями и цитатами;

- помнить о  психологической и физиологической  усталости экскурсантов.

Общие организационные указания:

- чётко определять  время сбора на экскурсию после  перерыва, время самих перерывов,  время и место отъезда;

- при проведении  экскурсии со школьниками не  соглашаться на просьбы учителя  (воспитателя) о проведении экскурсии  в его отсутствие; при

возвращении к  месту приёма группы напомнить не забыть вещи в автобусе;

 

Маршрут экскурсии:

Барановичи – поворот на Павлиново – р. Кочеришка (Березовка) – Тартаки – «Лесное Озеро» - Ежоны – Подгорная (деревня и окрестности) – Барановичи.

Вступление  к экскурсии давать до начала движения автобуса: 2 – 3 мин.

- в организационной  части после знакомства с группой  назвать свою фамилию, имя, отчество и представить водителя; оговорить необходимые

организационные вопросы; напомнить, если это школьники, основные правила в автобусе и  о правилах безопасности в пути;

- в информационной  части дать краткое сообщение  о теме экскурсии, упомянуть два – три наиболее интересных объекта, не давая их подробную

характеристику; не превращать эту часть вступления в краткий конспект экскурсии; назвать  место начала экскурсии.

Примечание:

- в графической  схеме время (графа «4») включает  как время показа объекта и рассказа о нём, так и время переезда или перехода к следующему

объекту;

- подробная  расшифровка содержания информации  в графе «5» и методических  приёмов в графе «7» вызвано  самостоятельной работой

экскурсовода по теме.

Маршрут

экскурсии

Места

остановок

Объекты показа

Время

(мин)

Основное содержание

экскурсии. Перечень

подтем и вопросов.

Организационные

указания

Методические указания

1

2

3

4

5

6

7

От места

приема группы

по улице Комсомольской

к кольцевой

дороге

   

5

Введение в тему:

«Памятники истории и

архитектуры – наша история,

наша память о прошлом»

 

Установить контакт  с

группой образным

вступлением, помочь

настроится на восприятие

темы экскурсии. Вводное

слово должно быть кратким,

динамичным.

Дорога Минск

– Брест

Проездом

Дорога,

автомагистраль

10

Дороги – живая  память

истории.

История дороги.

Современная

автомагистраль.

 

Историю дороги показать на

фоне развития дорог  и

почтовой связи. Вторая

часть подтемы –

продолжение первой.

Показать развитие

автомагистралей в связи  с

развитием авто-

транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

Поворот на Павлиново

 

 

 

 

Проездом

 

 

 

 

Указатель “Павлиново”

 

 

 

 

7

 

 

Название деревни. История  рода Бохвицев. Ян

Оттон Бохвиц. Тадеуш Бохвиц,

его дружба

 с Элизой Ожешко

 

 

 

Показать связь истории  Павлиново с семьей Бохвицев

Березовка

Проездом у деревни Березовка

Мост через р. Кочеришка, пруд на р. Деревянка

5

Справка о р. Кочеришка.

Справка о 

деревне

Березовка

Рассказ о Березовке  начать после справке о р. Кочеришка

 

Тартаки

Проездом у деревни Тартаки

д. Тартаки, мост через р. Лохозва

5

Справка о роднике  – памятнике природы, справка  о р. Лохозва, справка о водохранилище

Гать

Справку о 

р. Лохозва дать после  справки о роднике и водохрани-лище

 

Санитарная остановка  у р. Лохозва

Проездом

 

20

     

“Лесное озеро”

Проездом

Указатель “Турбаза “Лесное озеро”

7

История и 

структура базы “Лесное  озеро”

 

Познакомить со структурой базы “Лесное озеро”

Ежоны

Проездом через деревню

Агроусадьба

5

Агроусадьбы

в д. Ежоны

   

Подгорная

 

 

Въезд в деревню

Проездом

Панорама деревни

7

История

д. Подгорная

Автобус въезжает в деревню  с востока и движется

на запад

При показе панорамы

деревни дать о ней

историчес-кую справку.

Школа

Проездом

Здание Подгорненской  средней школы

5

Работа в школе сестры писателя

И. Мележа.

Визиты писателя

в Подгорную

Автобус замедляет ход  у здания школы

Показать связь д. Подгорная  с жизнью белорусского писателя Ивана  Мележа

Памятник

Проездом

Памятник 96 землякам, погибшим в годы ВОВ

3

Участие сельчан в  боях с немецко-фашистскими захватчиками

 

Показать, какое влияние оказала Великая Отечествен-

ная война на судьбы жителей деревни

Антониевская церковь

У церкви

Антониевская церковь

25

Антониевская церковь  – памятник архитектуры

Устройство Антониевской церкви.

Церковь – памятник классицизма.

Церковь в воспоминаниях  С. Видуховского

По окончании рассказа о церкви группа следует пешком к  месту усадьбы Видухов-ских, где ее будет ожидать автобус

Пункт 3 позволяет осуществить  переход к следующему объекту  экскурсии

Усадьба рода Видуховских

У главного здания больницы сестрин-ского ухода

Место, где размещалась  усадьба

30

Усадьба и судьбы ее владельцев.

Почтовые адреса в  начале 20 века.

Устройство усадьбы.

Судьбы последних владельцев.

Сообщить о времени  посадки в автобус

При рассказе об усадебном доме демонстри-руются фотографии начала 20 века, чем достигается прием показа наглядных пособий

При рассказе об устройстве усадьбы приводятся цитаты С. Видуховско-го, чем достигается прием цитирования

Стоянка «Городок»

У места нахож-дения стоянки

Место расположения стоянки

25

Стоянка людей каменного и бронзового века “Городок”.

Археологические раскопки на месте стоянки.

Археологический материал и его значение.

Сообщить о времени  посадки в автобус и о следующем объекте экскурсии

Не злоупот-реблять специальны-ми терминами при рассказе для младших школьников

Стоянка «Подгорная-4»

У места нахожде-ния стоянки

Место расположения стоянки

15

Стоянка людей каменного  и бронзового века “Подгорная-4”.

Археологические раскопки на месте стоянки.

2. Археологический материал и его значение.

Сообщить о времени посадки в автобус

Показать значение археологи-ческих находок в р-не д. Подгорная

     

3

Заключение. «Любовь к

Родине прежде всего  пробуждает родная

история» (Вл. Короткевич)

 

 

После ответов на вопросы

подвести итог увиденного

(без перечисления), сделать

заключение.

     

Итого

177 мин, т.  е. 3 часа астроно-мических, или 4 часа экскурсионных (академических)

 

 


 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В

СХЕМА МАРШРУТА

 

Примечания:

    1. Темная линия обозначает маршрут движения автобуса
    2. СВ – Сборный пункт
    3. А – Санитарная остановка

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Г

 

ПАСПОРТ ОБЪЕКТА “Антониевская церковь”

 

  1. Наименование: Антониевская церковь (церковь преподобного Антония)
  2. Дата основания : 1817 г.
  3. Место нахождения: Д. Подгорная, Барановичский р-н, Брестская область
  4. Описание: Здание церкви имеет прямоугольную форму, толщина стен достигает 1 м. Стены оштукатурены и расчленены прямоугольными оконными проемами. Вход организован через невысокий притвор. Церковь построена из бутового камня. С южной стороны обособленно от церкви возведена звонница.
  5. Стиль: классицизм.
  6. Источники сведений об объекте:

а. Кулагін, А. Праваслаўныя храмы Беларусі: Энцыкл. давед. / А. Кулагін. – Мінск: БелЭн, 2007. – 656 с.

б. Воспоминания С. Видуховского

7. Данные о  сохранности: полная.

8. Отметка об  охране объекта: охранная таблица с текстом: “Рэспубліка Беларусь. Храм святога прыпадобнага Антонія Кіева-Пячэрскага (1817 г.). Прычыненне шкоды караецца па закону”.

9. Безопасность  при посещении объекта: безопасен.

 

 

 

02. 05. 2011

Тарасюк А. А.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

 

ПАСПОРТ ОБЪЕКТА “Усадьба Видуховских”

 

  1. Наименование: Усадьба рода Видуховских
  2. Дата<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'

Информация о работе Разработка исторической экскурсии «Прошлое и настоящее деревни Подгорная»