Разработка и проведение этнографических экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и определение значения технологии разработки и проведения этнографических экскурсий.
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
- изучить и проанализировать литературу по данной теме;
- исследовать технологию разработки этнографических экскурсий;
- изучить технологию проведения этнографических экскурсий;
- определить значение технологии разработки этнографических экскурсий;
- определить значение технологии проведения этнографических экскурсий.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 55.46 Кб (Скачать файл)

     Введение

     Создание новой экскурсии по любой теме – сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, её познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приёмы влияния на аудиторию.

     Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: её подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.

     Разработка и проведение этнографических экскурсий требует особой подготовки. Чтобы разработать и провести такую экскурсию нужно изучить много материала о традициях, обычаях, быте какого-либо народа.

     Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время экскурсионная деятельность представляет собой один из основных туристских продуктов, и требует нового подхода к ее организации в связи с развитием туристского рынка. В настоящее время экскурсия является неотъемлемой частью культурно-просветительской, научной, учебной, общеобразовательной и культурно-воспитательной работы. Экскурсия занимает важное место в жизни человека – она содействует всестороннему развитию и воспитанию личности. Этнографические экскурсии позволяют расширить свой кругозор, узнать о жизни, традициях и обычаях других народов.

     Целью курсовой работы является изучение и определение значения технологии разработки и проведения этнографических экскурсий.

     Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

     - изучить и проанализировать литературу по данной теме;

 - исследовать технологию разработки этнографических экскурсий;

- изучить технологию проведения этнографических экскурсий;

- определить значение  технологии разработки этнографических  экскурсий;

- определить значение  технологии проведения этнографических  экскурсий.

     Объектом исследования данной курсовой работы является экскурсионная деятельность, предметом исследования – технология разработки и проведения этнографических экскурсий.

     Методология исследования включает в себя метод анализа литературы, посвященной сформулированной теме. Для написания курсовой работы «Технология разработки и проведения этнографических экскурсий » была задействована следующая учебная литература: Емельянов Б.В. «Экскурсоведение.»; Долженко Г.П. «Экскурсионное дело».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

   

    1 Разработка и проведение этнографических экскурсий

     1.1 Технология разработки этнографических экскурсий

     В работе по разработке новой этнографической экскурсии можно выделить два основных направления:

      - разработка  темы новой экскурсии;

      - подготовка  экскурсовода к проведению новой  экскурсии.

     Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В её состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своём это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты – научные работники музеев, этнографы и т.д.

     Обычно каждому  из участников творческой группы  поручается разработка одного  из разделов, одной из подтем  экскурсии или одного из нескольких  вопросов подтемы. В целях контроля  за работой выбирается руководитель  творческой группы.

     Подготовка  новой этнографической экскурсии  проходит три основных этапа:

     1)  Предварительная работа – подбор и изучение материалов для будущей экскурсии(традиции и обычаи какого-либо народа, быт, обряды, ремёсла, национальная кухня, фольклор ит.д.), определение цели и задач  экскурсии, а также подбор объектов, музейных экспонатов и т.д.

     2) Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку материала; работу над содержанием экскурсии, её основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приёмов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

     3) Заключительный этап – защита экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте. (Емельянов Б.В., Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2004. С 119)

     В простом  виде вся экскурсия состоит  из вступления, основной части  и заключения.

     Вступление  состоит из двух частей:

     - организационной (знакомство с экскурсионной группой  и инструктаж экскурсантов о  правилах безопасности в пути  и поведения на маршруте);

     - информационной (краткое сообщение по теме, протяжённости  и продолжительности маршрута, времени  отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте  окончания экскурсии).

     Основная часть  строится на конкретных экскурсионных  объектах, сочетании показа и  рассказа. Её содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Для создания этнографической экскурсии очень важно подобрать такие объекты, которые полностью могли бы раскрыть тему экскурсии.

     Заключение экскурсии состоит из двух частей. Первая – итог основного содержания экскурсии, вывод по теме. Вторая часть – информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему.

     Для этнографической  экскурсии, как и для любой  другой, очень важно, чтобы она  была достаточно интересна и  не должна быть перегружена  лишней информацией. А тематика экскурсии должна быть сориентирована на определённую категорию экскурсантов. Такой учёт называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. (Емельянов Б.В., Экскурсоведение: М.: Советский спорт, 2004. С 120). Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. В этнографических экскурсиях упор в показе и рассказе делается на историю, этнографические постройки, национальные особенности региона.

    1. Этапы подготовки новой этнографической экскурсии

      В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определённом порядке.

     Впервые понятие  «этапы подготовки экскурсии»  было введено в обиход в 1976 г.(Емельянов Б.В., Экскурсоведение: М.: Советский спорт, 2004. С 121) Тогда же было названо пятнадцать этапов:

  1. Определение цели и задач экскурсии.
  2. Выбор темы.
  3. Отбор литературы и составление библиографии.
  4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и  фондами музеев по теме.
  5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
  6. Составление маршрута экскурсии.
  7. Объезд или обход маршрута.
  8. Подготовка контрольного текста экскурсии.
  9. Комплектование «портфеля экскурсовода».
  10. Определение методических приёмов проведения экскурсии.
  11. Определение техники ведения экскурсии.
  12. Составление методической разработки.
  13. Составление индивидуальных текстов.
  14. Приём (сдача) экскурсии.
  15. Утверждение экскурсии.

     Рассмотрим  данные этапы в соответствующей  последовательности.

  1. Определение цели и задач экскурсии

     Работа над любой новой этнографической экскурсией начинается с чёткого определения её цели. Это помогает разработчикам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего ведётся показ экскурсионных объектов и рассказ экскурсовода о них. Целью этнографической экскурсии может быть расширение кругозора, воспитание уважения и любви к другим народам, эстетическое воспитание, получение знаний о культуре и традициях других народов.

  1. Выбор темы

     Каждая экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода.

     Темами экскурсий могут быть традиции и обычаи какого-либо народа, фольклор, национальные игры, быт, ремесло, хозяйство, песни, танцы, неповторимые черты этноса и многое другое.

     Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

     Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.

     Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл.

  1. Отбор литературы и составление библиографии

     В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается на нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы.

  1. Определение других источников экскурсионного материала

     Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Автор экскурсии составляет их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. При этом для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения.

  1. Отбор и изучение экскурсионных объектов

     Показ объектов  является частью, занимающей главенствующее  положение в экскурсии. Правильный  отбор объектов, их количество, последовательность  показа оказывают влияние на  качество экскурсии.

     В качестве  объектов для этнографической  экскурсии могут быть:

     - памятные  места, связанные с историческими  событиями в жизни какого-либо  народа;

     - экспозиции  государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и  временных выставок;

     - памятники  археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями;

     - памятники  искусства – произведения изобразительного  искусства, декоративно-прикладного  и др. искусство.

     - музеи под открытым небом, где собраны этнографические постройки – жилые дома, хозяйственные постройки, мельницы, церкви и т.д.

     - народные  костюмы, домашняя утварь;

     - народные  ансамбли, музыкальные инструменты  и народное творчество.

     Экскурсионные  объекты классифицируются:

     - по содержанию  – одноплановые (произведение живописи, произведение декоративно-прикладного  искусства, народный костюм) и многоплановые  (музей под открытым небом, где  собраны этнографические постройки);

      - по функциональному  назначению – основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;

     - по степени сохранности - полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

     Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.

Информация о работе Разработка и проведение этнографических экскурсий