Разработка нового экскурсионного маршрута по теме «Городская обзорная экскурсия Кашин»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 13:27, лекция

Краткое описание

тема «Городская обзорная экскурсия Кашин», для разработки нового экскурсионного маршрута, потому что Кашин, обладает богатым ресурсными потенциалами, влияющими на развитие городских – обзорных экскурсий Сохранилось много объектов истории и архитектуры, охраняемых государством Торговые ряды , Кашинские лавы , Вознесенский кафедральный собор , Памятник Анне Кашинской , Воскресенский собор. и др.; «Архитектурное наследие кашина».
В культурном наследии Кашина ведущую роль играют его замечательные архитектурные ансамбли. В них соседствуют памятники различных эпох и стилей, в которых нашла свое отражение сложная история города.
Помимо уникальных зданий, представляющих определенную историческую эпоху с выраженными чертами того или иного типа, в центральной части города сохранились небольшие каменные постройки, которые во многом являются характерными для Кашина . Это прежде всего Торговые ряды , Воскресенский соб

Вложенные файлы: 1 файл

городская искурсия.docx

— 409.84 Кб (Скачать файл)

Город Кашин принял многочисленных паломников 25 июня 2009 года, когда праздновался день 100-летия с момента второй канонизации святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской Воскресенский собор был передан Русской Православной Церкви, на площади перед собором открыт памятник святой княгине. В 2011 году площадь у Воскресенского собора была переименована в Соборную.

 

 

 

Паспорт объекта № 2

 

 

Памятник Анне Кашинской находится на Соборной площади, на территории бывшего Кашинского кремля близ Воскресенского собора.

Автором памятника является народный художник России, лауреат Государственной премии России, премии Правительства России в области культуры и искусства, премии Москвы скульптор А.Н. Ковальчук, который также изготовил памятник святому Михаилу Тверскому в Твери.

Анна Кашинская, в монашестве София (ок. 1280 - 2.10.1368) – тверская княгиня, святая Русской Православной Церкви. Она была дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича, в 1299 г. вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского, казнённого 22 ноября 1318 г. в Орде (канонизирован в 1547 г.). В 1326 г. в Орде был казнён её сын Дмитрий Грозные Очи, а в 1339 г. – другой сын Александр Михайлович Тверской и внук Фёдор Александрович.

В 1358 г. в возрасте около 80 лет княгиня упоминается как монахиня София. Вероятно, в это время она была настоятельницей Тверского Афанасьевского женского монастыря. Известно, что в 1361 г. она пожертвовала несколько сёл Тверскому Отроч монастырю. В 1367 г. уехала из Твери в Кашин вслед за своим младшим сыном, кашинским князем Василием Михайловичем. Там она и скончалась, приняв перед смертью схиму под именем Анны.

Мощи Анны Кашинской найдены в 1611 г. в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы. По преданию, княгиня явилась пономарю кашинского Успенского собора Герасиму, исцелила его, а затем ещё нескольких больных. С тех пор началось почитание её мощей как чудотворных. В 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича мощи были освидетельствованы тверскими духовными лицами, в это же время были зафиксированы и новые чудеса. В 1650 г. в Кашин приехал государь, мощи Анны перенесли в соборную Воскресенскую церковь, и состоялась официальная канонизация Анны Кашинской как святой благоверной княгини.

В 1660–1670-е гг. сформировался обширный агиографический корпус текстов: Житие, Сказание об обретении и перенесении мощей, «Плач княгини Анны».

После соборного анафематствования старообрядцев («раскольников»), 12-21 февраля 1677 г., в Кашин по распоряжению патриарха Иоакима была отправлена комиссия, осмотревшая мощи княгини Анны и обнаружившая «несогласия» с протоколами осмотра 1649 г. Малый церковный собор в Москве в 1677 г. принял решение не почитать Анну как святую, житие и молитвы считать ложными, имя её исключить из святцев, приделы и церкви, освящённые в её честь, переименовать. Собор 1678-1679 гг. подтвердил это решение.

Несмотря на деканонизацию, почитание Анны Кашинской в Тверской епархии сохранялось: писались иконы, устраивались крестные ходы к месту прощания Анны с её супругом Михаилом Ярославичем при отъезде его в Орду, велась запись исцелений. В 1818 г. Святейший Синод позволил включить имя Анны Кашинской в месяцесловы, а в 1899-1901 гг. началась подготовка к восстановлению церковного почитания, возобновилась запись исцелений и иных чудес.

В 1908 г. император Николай II дал согласие на вторую канонизацию Анны Кашинской, а в 1909 г. Синод объявил днём её памяти 12 июня (25 июня по новому стилю) – годовщину перенесения мощей в 1650 г., и в Кашине прошли больше торжества по этому поводу. В том же году в городе Грозном возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 г. в её честь была освящена церковь в Санкт-Петербурге, ставшая подворьем Кашинского Сретенского монастыря (с 1992 г. – подворье Введено-Оятского монастыря), а в 1914 г. – церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря в Москве.

Изъятые в 1930-х гг. мощи св. Анны были возвращены Русской Православной Церкви в 1948 г., помещены в кашинском Вознесенском соборе. После его закрытия в 1960-х гг. они лежали в кашинской Петропавловской церкви. Когда Вознесенский собор был вновь открыт и отреставрирован, раку с мощами вернули в него 25 июня 1993 года.

Вознесенский кафедральный собор в городе Кашине находится на правом берегу реки Кашинки. Архитектура собора своеобразна: на массивном кубе покоится монументальное пятиглавие пирамидальной формы, в котором мощный средний барабан воспроизводит традиционный восьмерик. Землю под строительство в городе Кашине Вознесенской церкви пожертвовал в первой половине XVII в. первый русский царь в династии Романовых – Михаил Фёдорович.

Выстроенный деревянный храм просуществовал до 1709 г., а в 1799 г. был возведён каменный храм. В 1857-1860 гг. его перестроили и расширили. Все строительные работы проводились на средства кашинских купцов, прежде всего – Н.В. Терликова и Дорогутиных.

Для здания храма характерны центричность и компактность, производящие сильное эмоциональное и эстетическое впечатление. Стоящая отдельно колокольня построена в стиле ампир в 1849 году по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова. Колокольня имеет чёткие и строгие формы, двухъярусная, увенчана небольшой головкой с крестом.

При советской власти, в 1929 г., с храма были сняты кресты, разобран иконостас, а в 1962 г. храм был закрыт для службы и стал использоваться как мебельный склад «Кашинторга» и молодёжный клуб. В начале 1990-х гг. храм был возвращён РПЦ, начались восстановительные работы. В 1993 г. храм был открыт для службы, став кафедральным собором Кашина. Престолы в соборе: в холодной церкви – Вознесения Господня, в тёплой – Воздвижения Креста Господня (правый) и мц. Параскевы (левый).

Также в 1993 году, 25 июня, в день памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской, из церкви Рождества Христова на Горе в собор была торжественно перенесена рака с мощами святой. Кроме того, в Вознесенском соборе находится частица мощей святого преподобного Макария Калязинского, икона с частицей мощей святого Иоанна Предтечи, а под главным престолом – частица мощей преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Романовой.

 

 

 

 

 

 

Паспорт объекта № 3

Вознесенский кафедральный собор в городе Кашине находится на правом берегу реки Кашинки. Архитектура собора своеобразна: на массивном кубе покоится монументальное пятиглавие пирамидальной формы, в котором мощный средний барабан воспроизводит традиционный восьмерик. Землю под строительство в городе Кашине Вознесенской церкви пожертвовал в первой половине XVII в. первый русский царь в династии Романовых – Михаил Фёдорович.

Выстроенный деревянный храм просуществовал до 1709 г., а в 1799 г. был возведён каменный храм. В 1857-1860 гг. его перестроили и расширили. Все строительные работы проводились на средства кашинских купцов, прежде всего – Н.В. Терликова и Дорогутиных.

Для здания храма характерны центричность и компактность, производящие сильное эмоциональное и эстетическое впечатление. Стоящая отдельно колокольня построена в стиле ампир в 1849 году по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова. Колокольня имеет чёткие и строгие формы, двухъярусная, увенчана небольшой головкой с крестом.

При советской власти, в 1929 г., с храма были сняты кресты, разобран иконостас, а в 1962 г. храм был закрыт для службы и стал использоваться как мебельный склад «Кашинторга» и молодёжный клуб. В начале 1990-х гг. храм был возвращён РПЦ, начались восстановительные работы. В 1993 г. храм был открыт для службы, став кафедральным собором Кашина. Престолы в соборе: в холодной церкви – Вознесения Господня, в тёплой – Воздвижения Креста Господня (правый) и мц. Параскевы (левый).

Также в 1993 году, 25 июня, в день памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской, из церкви Рождества Христова на Горе в собор была торжественно перенесена рака с мощами святой. Кроме того, в Вознесенском соборе находится частица мощей святого преподобного Макария Калязинского, икона с частицей мощей святого Иоанна Предтечи, а под главным престолом – частица мощей преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Романовой.

 

 

Паспорт объекта № 4

Кашинские лавы – временные деревянные мостики, возводимые в весенний период, после ледохода. Они существуют почти круглый год, до следующего ледохода, когда лавы разбирают.

В других краях это слово имеет другие, хотя и схожие, значения: узкий мостик, лежащий на воде; клади через топкие участки в низинах, на болоте. Нередко лавами называют досчатый настил на одном берегу реки, стоящий на деревянных сваях. Обычно рядом друг с другом делают несколько деревянных площадок-настилов на различной высоте, чтобы при изменяющемся уровне воды в водоёме всегда можно было удобно подойти к нему.

Река Кашинка имеет в пределах города Кашина петлеобразную конфигурацию. В краеведческой книге «Кашинский край» автор С.В. Кисловской написал: «На небольшой площади, занимаемой городом, в 5 квадратных вёрст, Кашинка ухитряется пройти около 9 вёрст». В речной петле, которая почти замыкается, оставляя лишь узенький перешеек, в средневековье был возведён неприступный Кашинский кремль. Река причудливо извивается узкой лентой меж холмами различной высоты. Чтобы её перейти с одного берега на другой, не делая дальних обходов к постоянным мостам, возводятся временные деревянные мостики –  лавы.

Вот строки из дневника одного паломника, написанные после Крестного хода с мощами благоверной великой княгини Анны Кашинской 25 июня 2012 г.: «Вот подходим к лавам (лавы – так в Кашине называют деревянные мосты через реку Кашинку), и невольно отстаю от Крестного хода. Какая красота! Направо река чуть изгибается, видна тихая чуть поросшая заводь, на том берегу в зелени деревьев колокольня и купола Воскресенского собора отражаются в воде. Любимая многими икона Анны Кашинской изображает её в схиме на берегу реки Кашинки, на другой стороне реки над Воскресенским собором, отражающимся в воде, благословляет её Господь, восседающий в облаке».

 

 

Паспорт объекта № 5

Торговые ряды – тип протяжённой постройки для торговли с аркадами или колонными галереями. Построенные в конце XIX века, существуют до настоящего  времени Торговые ряды в Кашине используются по прямому назначению.

Богатое кашинское купечество отличалось меценатством и благотворительностью. В конце XIX-начале XX в. в архитектурную среду русских городов активно вошёл так называемый «кирпичный стиль» – рационалистическое направление зодчества периода эклектики. Он как нельзя лучше вписался в предшествующий опыт кашинского городского строительства и воплотился в сооружении общественных зданий (здания городской думы, богадельни, казённого винного склада, казначейства, ремесленной школы).

Крупнейший ансамбль в «кирпичном стиле» сформировался в Кашине на торговой площади. Прежде здесь располагались каменные и деревянные лавки. На основе утверждённого ещё в 1822 г. проекта тверского губернского архитектора Н.Н. Легранда были возведены Торговые ряды в строгих формах классицизма. Рядом в 1895 г. был выстроен двухэтажный Гостиный двор – главное звено всего ансамбля. Каре его корпусов с замкнутым квадратным двором окружено деревянным навесом на парных металлических колонках. Первый этаж, где находятся торговые помещения, опоясан галереей. Планировка состоит из равных ячеек, и ей соответствует мерный частый шаг щипцов, образующих зубчатый силуэт. Остальные здания комплекса (1876-1904 гг.) выдержаны в том же ключе.

Торговые ряды – тип протяжённой постройки для торговли с аркадами или колонными галереями. Здание разделялось на ячейки (лавки), объединённые открытой галереей. Часто на втором этаже располагались жилые комнаты, в которых жили владельцы лавок. В Западной Европе они строились с XIII-XV вв. (Бремен, Краков, Прага), а в России – в XVII-XIX вв. (Кострома, Ярославль, Суздаль, Нерехта, Торжок и др.). Нередко Торговые ряды определяли градостроительное решение всего центра того или иного города, ныне они являются памятниками истории и архитектуры.

 

 

 

Заключение.

Особенности обзорных городских экскурсий, отличающих их от тематических экскурсий. 

  •  
    Городские обзорные экскурсии – самые посещаемые. Они проводятся для всех категорий экскурсантов и требуют дифференцированного подхода к аудитории. За короткий срок, экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида.

  •  
    Все обзорные городские экскурсии имеют цель показать экскурсантам роль города в истории Родины, познакомить их с наиболее яркими достопримечательностями города, рассказать о выдающихся страницах его истории, культуры, науки. Всё в городской обзорной экскурсии должно быть подчинено этой цели: отбор объектов, подбор материалов при написании текста, отрывки из литературных источников и документов, предназначенные для цитирования, иллюстрации «портфеля экскурсовода» и другое. Экскурсовод обязан найти такие стороны жизни города и такие слова, характеризующие их, которые выгодно бы их окрашивали, подчёркивали его уникальность.

  •  
    Любой столичный, областной, и не только областной, город имеет только ему присущие черты. Города с их старой и современной архитектурой, памятниками великим историческим событиям и выдающимся людям, промышленными предприятиями и научными учреждениями, музеями и выставочными галереями представляют собой неиссякаемый источник для создания экскурсий, прославляющих их.

  •  
    Многоплановый характер городских обзорных экскурсий определяет многообразие объектов показа, какое не встречается ни в одной из тематических экскурсий.

  •  
    Городскую обзорную экскурсию практически невозможно построить в хронологическом варианте, она создаётся по тематико-хронологическому или тематическому принципу, что предоставляет определённую свободу при разработке последовательности показа экскурсионных объектов и маршрута экскурсии.

Информация о работе Разработка нового экскурсионного маршрута по теме «Городская обзорная экскурсия Кашин»