Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа
Цель курсовой работы: на основе изучения особенностей туристического потенциала, определить основные положения оптимизации деятельности по организации туризма выходного дня. Задачи курсовой работы: систематизация, закрепления и расширение теоретических знаний; углубление практических умений в сфере организации туризма; применение этих знаний и умений при разработке нового тура.
Введение 3
1 Маркетинговые исследования 5
Исследование спроса 6
1.2 Исследование предложения 15
2 Характеристика туристического потенциала Орла и области 22
3Проектирование тура выходного дня 31
3.1 Разработка программы обслуживания 31
3.2 Расчет калькуляции тура выходного дня 35
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложение А: анкета для туристических фирм 40
Приложение Б: анкета для исследования спроса 43
Рисунок -9 Анализ видов питания
По данным рисунка 9, можно сделать вывод о том, что наибольшее количество респондентов (50%) предпочитают вариант –FB(завтрак +обед +ужин). Это объясняется тем, что туристы любят плотно поесть. Вторым среди предложенных вариантов стал ответ HB (завтрак + ужин) – (20%) опрошенных, третьим – АLL inclusive (все включено (еда + напитки) – (15%), такие варианты как BB (только завтрак) (10%) и OR (без питания) (5%) получили наименьшее количество голосов.
Рисунок -10 Анализ вариантов размещения в номере
Большинство респондентов (65%) ответило, что наиболее оптимальным вариантом размещения является номер, рассчитанный на 2-х человек – (65%) и на 3-х человек –(20%). Это объясняется тем, что люди в возрасте 25-44 года путешествуют семьями, а также с детьми, поэтому для них это будет наилучшим вариантом размещения. Следующий тип размещения одноместный номер- (15%) респондентов. Это рассчитано на тех туристов, которые не хотели бы, чтоб к ним заселяли посторонних людей. В основном это люди, которые любят путешествовать по одиночке и трепетно относятся к личному пространству.
Рисунок- 11 Анализ видов обслуживания
Наиболее предпочтительным для потенциальных туристов является обслуживание типа шведский стол и а ля карт, 50% и 35% соответственно. Среди русских туристов шведский стол пользуется наибольшей популярностью, а тип обслуживания – а ля карт, наиболее распространен в ресторанах России. Буфетное обслуживание предпочитают (10%) опрошенных, так как этот вид предполагает самообслуживание с небольшим ассортиментом, который периодически пополняется персоналом. Вид обслуживания табльдот редко встречается на предприятиях общественно питания, поэтому знаком (5%) респондентов.
Рисунок 12 Анализ проведения отдыха
Из числа опрошенных людей предпочтения в отдыхе распределись так: большинство людей (35%) предпочитают активный отдых - это означает, что отдыхающие любят проводить время с пользой, и если едут отдыхать, то обязательно от поездки возьмут по максимуму. Затем расположился вид отдыха по-разному (30%), что означает разные факторы, влияющие на вид отдыха. Пассивный отдых (20%), предпочитают люди читающие книги, любящие погреться на солнышке или посмотреть телевизионные программы, На респондентов в плане ограничения отдыха большое внимание оказывают природные условия- (15%).
Рисунок 13 Анализ природных зон
Из представленных данных следует, что Орловское полесье обладает наибольшей популярностью у отдыхающих (30 %). Это означает, что это место пользуется спросом у туристов, обладает комфортностью и вызывает интерес для посещения. Пансионат «Зил» занял второе место (25 %), за ним следует санаторий «Мечта» -(20%), озеро «Светлая жизнь» (15%) и получили Медведевский лес и Турбаза «Горки», открывшаяся в прошлом году, но уже зарекомендовавшая себя у туристов по (5%) соответственно.
Рисунок 14 Анализ способов взаимодействия с природой
Данные рисунка 14 иллюстрируют, что одним из наиболее популярным способом общения с природой является рыбалка (50%) респондентов. Рыбалка- это не просто пустое занятие, а развлечение, мастерство и умение, многочисленные познания, которые приходят с опытом. В наше время не только мужская половина населения увлекается рыбалкой, но заметно положительная тенденция и у женщин. Общение с животными в качестве способа взаимосвязи с природой предпочитают (30%) респондентов. Многие туристы могут часами проводить время с животными любуясь ими. Сбор грибов и ягод (15%), и для многих оказался незнакомым видом это фотоохота, всего (5%), а для тех кто знаком с этим это любимое хобби.
Исследование спроса, на разрабатываемый туристский продукт, выявило следующие его компоненты: сезон проведения тура - лето, вид транспорта - авиационный, средство размещения - гостиница, питание – Вед & Breakfast (только завтрак) или All inclusive (все включено), вид обслуживания – шведский стол или а ля карт, стоимость тура – 50000-100000 рублей, тип размещения в номере – Double (двухместный) или Triple (трехместный), соотношение экскурсий отдых и оздоровительной программы 45%:25%.
Для исследования предложения туров выходного дня на туристском рынке были отобраны следующие туристические фирмы: «Солнечный тур», «1001 Тур», «Роза ветров», «Натали тур», «Интурист-К», «МДМ-Тур», «Relax-tour» и «Global Travel» . Эти 8 турфирм, осуществляют свою деятельность достаточно продолжительное время и уже смогли зарекомендовать себя на туристическом рынке г.Орла.
Для анализа предложения туров выходного дня на туристском рынке была разработана специальная анкета для руководителей и менеджеров этих фирм (Приложение Б).
Данные, полученные в ходе проведенного анкетирования, представлены в таблицах - 1-9.
Таблица 1 - Анализ организационно-правовых форм туристских фирм
№ |
Название турфирмы |
Организационно-правовая форма | ||||
АО |
ЗАО |
ОАО |
ООО |
ИП | ||
1 |
«Солнечный тур» |
- |
- |
- |
- |
+ |
2 |
«1001 Тур» |
- |
- |
- |
+ |
- |
3 |
«Роза ветров» |
- |
- |
- |
+ |
- |
4 |
«Натали тур» |
- |
- |
- |
+ |
- |
5 |
«Интурист К» |
- |
- |
+ |
- |
- |
6 |
«МДМ-Тур» |
- |
- |
- |
+ |
- |
7 |
«Relax tour» |
- |
- |
- |
- |
+ |
8 |
«ОТТО тур» |
- |
- |
- |
- |
+ |
Организационно – правовая форма турпредприятия – это юридическая форма при которой осуществляется деятельность туристской фирмы.
Из 8 представленных туристских фирм 4 фирмы имеют форму ООО, 1 – ОАО, 3 фирмы – ИП, и означает, что ни одна из предложенных туристических фирм не обладает организационно – правовой формой АО или ЗАО. ООО характеризуется тем, что участники общества не несут никакой ответственности по своим обязательств, в отличие от формы ИП, где само юридическое лицо, несет ответственность за свою хозяйственную и финансовую туристскую деятельность.
Таблица 2 - Анализ продолжительности работы на туристическом рынке
№ |
Название турфирмы |
Продолжительность работы фирмы на рынке | |||
Менее 2 лет |
3-5 лет |
6-10 лет |
Более 11 лет | ||
1 |
«Солнечный тур» |
- |
+ |
- |
- |
2 |
«1001 Тур» |
- |
- |
+ |
- |
3 |
«Роза ветров» |
- |
+ |
- |
- |
4 |
«Натали тур» |
- |
- |
+ |
- |
5 |
«Интурист К» |
- |
- |
+ |
- |
Продолжение таблицы 2 | |||||
6 |
«МДМ-Тур» |
- |
+ |
- |
- |
7 |
«Relax tour» |
- |
+ |
- |
- |
8 |
«ОТТО тур» |
- |
- |
+ |
- |
Половина анализируемых туристских фирм работает на туррынке 6-10 лет, это уже большой срок для данного вида деятельности, такие фирмы уже успели завоевать круг потребителей и зарекомендовать себя на региональном туристском рынке. Остальная половина работает 3-5 лет, это такие фирмы, как «Солнечный тур», «Роза ветров», «МДМ-Тур» и «Relax tour».
Таблица 3 - Анализ вида деятельности турфирм
№ |
Название турфирмы |
Вид деятельности | |
Туроператор |
Турагент | ||
1 |
«Солнечный тур» |
- |
+ |
2 |
«1001 Тур» |
- |
+ |
3 |
«Роза ветров» |
- |
+ |
4 |
«Натали тур» |
+ |
+ |
5 |
«Интурист К» |
+ |
+ |
6 |
«МДМ-Тур» |
- |
+ |
7 |
«Relax tour» |
- |
+ |
8 |
«ОТТО тур» |
- |
+ |
Все анализируемые туристские фирмы являются турагентами, т.е. фирмами, занимающиеся только продажей сформированных туроператором туров. И только две турфирмы совмещает туроператорскую и турагентскую деятельность - это фирма «Интурист-К» и «Натали тур». Они не только реализует уже разработанные туры, но и также занимается их формированием. Совмещение двух видов деятельности одновременно способствует интенсивному развитию данных туристских фирм.
Таблица 4 - Анализ основных направлений деятельности турфирм
№ |
Наименование турфирмы |
Основные направления | ||
Внутренний туризм |
Въездной туризм |
Выездной туризм | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
«Солнечный тур» |
+ |
- |
+ |
Продолжение таблицы 4 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
«1001 Тур» |
+ |
- |
+ |
3 |
«Роза ветров» |
+ |
- |
+ |
4 |
«Натали тур» |
+ |
- |
+ |
5 |
«Интурист К» |
+ |
- |
+ |
6 |
«МДМ-Тур» |
+ |
- |
+ |
7 |
«Relax tour» |
- |
- |
+ |
8 |
«ОТТО тур» |
+ |
- |
+ |
На выездном туризме специализируются все исследуемые туристические фирмы Российской Федерации. Из 8 турфирм - 7 предлагают туры по России, т.е. направлением их деятельности также является и внутренний туризм. Ни одна из анализируемых фирм не занимается организацией туров для иностранцев по России. Полное отсутствие такого направления деятельности, как въездной туризм, на анализируемых туристских предприятиях отрицательно влияет на их дальнейшее развитие.
Таблица 5- Анализ предлагаемых туров
№ |
Наименование турфирмы |
Программа туров | ||||||
пляжные |
спортивные |
Культурно-оздоровитель-ные |
экологические |
религиозные |
Выходного дня |
Шоп-туры | ||
1 |
«Солнечный тур» |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
2 |
«1001 Тур» |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
3 |
«Роза ветров» |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
4 |
«Натали тур» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
«Интурист К» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
«Relax tour» |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
7 |
«МДМ-Тур» |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
8 |
«ОТТО тур» |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |