Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автоном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследование и разработка новых коммерческих экстремальных туристских маршрутов для предложения на рынок, экономический эффект от их внедрения.
Ямало-Ненецкий автономный округ имеет множество перспектив в развитии туристской индустрии в части экзотических и экстремальных туристских маршрутов. Во-первых, благодаря его большой площади, во вторых, еще большей неизученности в плане туристских маршрутов и неизвестности широкому кругу любителей экзотических видов туризма и профессиональных туристов.

Содержание

Введение. ..............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов......6
1.1. Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов, их классификация...................6
1.2. Этапы разработки маршрута...............................................................................................12
1.3. Развитие экстремального туризма в РФ.............................................................................20
Глава 2. Анализ состояния экстремального туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на примере работы туристских фирм и агентств, организующих экстремальные путешествия.................................................................................................................................24
2.1. Географические предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................24
2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и Приполярного Урала...........................................32
2.3. Обзор туристских возможностей Южной части Полярного Урала. ...............................45
ГЛАВА 3. Разработка новых экстремальных туристских маршрутов на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................56
3.1. Предложения по совершенствованию экстремальных туристских маршрутов на примере водно-пешеходного маршрута «По рекам Полярного Урала»................................56
3.2. Разработка и внедрение лыжных маршрутов....................................................................65
3.3. Пешеходный маршрут «По тундре, по железной дороге... (красоты природы и ужасы ГУЛАГа)».....................................................................................................................................81
3.4. Влияние экстремального туризма на развитие региона. Предлагаемые меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики........................................................86
Заключение...........................................................................................................................93
Список используемой литературы. ....................................................................96

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по туризму.doc

— 674.00 Кб (Скачать файл)

Как видно из таблицы №3, регионы развития туризма федерального значения в специализированы по видам туризма, а также городам, районам и регионам, рекомендуемым для его развития. Во всех зонах, где возможен экотуризм, возможно развитие экстремальных видов туризма: охоты, рыбалки, пешеходных, горных, лыжных, водных  походов с активными способами передвижения.

В данной таблице не учтен регион, представленный в работе, - Полярный и Приполярный  Урал. В последующих главах работы дано обоснование того, что данный регион должен быть включен в приведенное выше районирование туристских ресурсов, а также в разработку целевой федеральной программы: «Развитие туризма в Российской Федерации».

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ (краткая характеристика) РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЙ

Ямало-Ненецкий автономный округ находится  в самой середине арктической зоны Государства Российского. Географический центр России, который вычислен в девятнадцатом веке великим русским ученым Д.И. Менделеевым, также расположен на территории Ямало-Ненецкого округа. Полярный Урал находится на территории ЯНАО.

Полярным Уралом принято считать  отрезок Урала от истоков  реки Хулги  на  юге  до  горы  Константинов  Камень на севере. Площадь горной  области  района  около  25000  кв.км.   Города  и поселки расположены в   основном вдоль  Северной   железной дороги  между г.Инта и с.Хальмер-Ю, а  на ее ответвлении с.Сейда  и Лабытнанги.

   Северная ж/д и ее ответвления имеют станции и разъезды,  откуда можно быстро попасть в горы. Полярный Урал - один из наиболее сложных  в  туристком  отношении  районов  Урала.  Но здесь, как  ни в  каком другом  районе, имеются  возможности для составления новых  водных, пеших  и лыжных  маршрутов. Полярный Урал по  рельефу делиться на северную и южную части. Северная часть (от г.Константинов Камень  до долины  р.Собь) представляет собой сложную  систему коротких  хребтов и  массивов северного  и северо-восточного направления, разделенных продольными и поперечными долинами  рек.

В рельефе особенно  выделяются хребты Оченырд, Большой и Малый Пайпудынский,  Ханмейский,  Борзова, Енганэпэ, имеющие  относительные высоты над долинами рек 800-1000 м. Ширина горной области резко увеличивается к югу (от 5-7 км у Константинового Камня до 125 км в  районе хребта  Енганэпэ).Наряду с  платообразными вершинами здесь развиты хребты альпийского  типа.В карах и цирках  залегают озера и ледники.  Склоны  хребтов  прорезаны  ручьями падающими в глубокие ущелья.Южная  часть Полярного  Урала (от  долины Соби до истоков Хулги) уже чем северная  (до  25-30 км).   Водораздельный хребет простирается на юго-запад более чем на 200  км.Поперечными долинами хребет разделен на массивы (Рай-Из, Пай-Ер, Войкар-Сыньинсикй) с абсолютными высотами 1100-1200 м. Только некоторые вершины поднимаются выше 1400  м (Пай-Ер - 1499м, Лемва-Из - 1473 м).

Характерная особенность Полярного  Урала,  наряду  с глубоким расчленением хребтов   и массивов,  сквозными   поперечными долинами, незначительная высота перевалов. Абсолютные высоты большинства перевалов через главный водораздел, отделяющий Европу от  Азии,не превышает 300 и над уровнем моря; в тоже время относительные  высоты хребтов близ перевалов достигают 1000 м. Южная часть Полярного Урала носит характер плато, расчлененого глубокими (600-800 м) ущельями, долинами рек и карами, заполнеными небольшими ледниками. Перевалы здесь  расположены  на   высоте 300-500 м над  уровнем моря, подъем  на  них  до  300 м на протяжении 10-15 км. Климат  Полярного Урала, особенно его северной части, очень суровый. В  декабре-феврале на предгорных равнинах мороза бывают иногда до -54'.Высоко в горах, где зима примерно  на месяц длинее,чем на  равнине, морозы слабее и редко достигают -45'. При ясной безветренной морозной погоде в горах наблюдается температурная инверсия, когда наверху на 15'-25' теплее, чем и долинах и  на равнинах. Средняя температура зимних месяцев несколько ниже,чем в других районах края, но сильные ветра  и метели  делают путешествие  сложным и изнурительным. Особенно часты снежные бураны в горах,где скорость ветра  доходит до 50-60 м/cек.С октября до  мая здесь дуют в основном  западные, северо-западные, юго-западные и северные ветра.Наибольшей средней скоростью обладают северо-западные (12 м/сек),наименьшей - западные и юго-западные (8  м/сек). В различных местах  горной области бывает от 56   до 118 дней с  буйным ветром, дующим со  скоростью более 15 м/сек.По количеству метелей горная область Полярного Урала занимает одно из первых мест в нашей стране. Ежегодно в  северной части  района бывает в среднем 165  дней с метелью, в южной - 137. Особенно много метелей с ноября по март (ежемесячно в среднем от 14 до 24 дней с метелью).В некоторые годы в северной  части района метет почти ежедневно,  но и в такие дни  обычно можно идти. На равнинах обычно метелей   в 2-3 раза меньше,  они  менее продолжительны  и ветер не  достигает такой большой скорости  как в горах.  В  начале марта солнце   стоит выше горизонта почти  10 часов, в середине апреля - 15 часов,а в начале мая наступают  белые ночи. Температура воздуха  в марте и апреле  редко опускается ниже -30',на равнинах  в течении апреля  бывает около 10   дней с метелью, а  в большинстве горных районов от 14 до 18. Зимняя  погода, особенно в  горах, непостоянна:  быстры переходы  от  ясных тихих дней к снегопадам, метелям, буранам. Растительность  Полярного Урала беднее других районов края. Таежные леса  имеются лишь в южной части: в Зауралье - ель и листвиница, в Предуралье - пихта и береза.

2. Анализ состояния экстремального туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на примере работы туристских фирм и агентств, организующих экстремальные путешествия.

 

2.1. Географические  предпосылки развития экстремального  туризма на территории Полярного и Приполярного Урала.

Полярный и приполярный  Урал -  один из самых привлекательных туристских районов. Приполярный Урал - один из трудных и малонаселенных районов нашей Родины. Предлагаемые маршруты - сложные, и доступны они лишь опытным, хорошо подготовленным группам, численностью не менее 4 человек летом и 6 человек зимой. Группами в 2-3 человека, а тем более в одиночку по Приполярному Уралу путешествовать опасно.

Сведения о расположении баз геологических экспедиций, о дорогах и транспорте приведены по состоянию на 1 января 2000 г. Поскольку одни базы со временем могут быть закрыты, а другие построены в новых местах, данные о них нужно каждый раз проверять при разработке маршрута.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ ПРИПОЛЯРНОГО УРАЛА

Приполярный Урал - один из наиболее красивых и богатых районов нашей Родины. Широкой дугой протянулись его высокие хребты от истоков реки Хулга на севере (65o40 o с.ш.) до горы Тельпосиз на юге (64 o с.ш.).Территория края обширна. Площадь только горной области равна около 32 000 кв.км. Основные богатства края - горный хрусталь (пьезокварц), каменный уголь, золото и многие другие полезные ископаемые. В прилегающих районах Западно-Сибирской низменности в последние годы обнаружены богатейшие месторождения нефти и горючих газов. Оленьи пастбища в горах, а в предгорьях и низкогорных районах,  леса из ценных древесных пород: сосны, лиственницы, кедра, ели и пихты. На Приполярном Урале уже много веков промышляют белку, песца, выдру, соболя, горностая, куницу, лисицу и зайца. На Приполярном Урале развито рыболовство.

К настоящему времени на территории края действуют гидрометеорологические станции и посты на равнинах, в предгорьях и горах, дающие сведения о климате, погоде, водоносности и режиме рек. Важное значение для развития Приполярного Урала имело строительство новой железнодорожной магистрали от Котласа до Воркуты и через Полярный Урал к поселку Лабытнанги на Оби. Вдоль железной дороги, а также по берегам Печоры, Усы, Северной Сосьвы и некоторых их притоков выросли новые благоустроенные города и поселки. Однако горная область Приполярного Урала и примыкающие к ней равнинные пространства до настоящего времени не имеют постоянных селений. В горах можно встретить лишь базы геологов и летом чумы оленеводов.

Туристы стали осваивать Приполярный Урал лишь в начале 50-х годов. Красивая, малоисследованная суровая природа, обилие в реках и озерах рыбы, в тайге дичи, зверя, грибов и ягод влечет в этот глухой край многих путешественников. Хорошие пути сообщения по Северной железной дороге, на пароходе по Печоре, Усе, Оби, Северной Сосьве и Ляпину, а также развитая сеть авиалиний позволяют разрабатывать на Приполярном Урале водные, пешеходные, водно-пешеходные и лыжные маршруты с пересечением Уральского хребта или вдоль его западного и восточного склонов. Маршруты эти могут быть любой категории сложности. При их прохождении туристы приобретут закалку и опыт проведения походов по горно-таежным малонаселенным районам.

ОСОБЕННОСТИ РЕЛЬЕФА

Горные экосистемы представляют собой уникальное сочетание ландшафтов разного типа: природные зоны, которые на равнинах протянулись на сотни и тысячи километров здесь занимают всего несколько сотен метров. Это дает уникальные возможности для организации самых разнообразных рекреационных занятий на очень ограниченной территории. Однако  развитие горнолыжного спорта требует создание технических систем и инженерных сооружений - канатные дороги, автотрассы, предприятия рекреационной инфраструктуры, что плохо отражается на горных экосистемах. При построении маршрута необходимо учитывать, что с увеличением высоты должен увеличиваться и уровень самообслуживания туристов.

Приполярный Урал - наиболее возвышенная и широкая часть древних Уральских гор. Отдельные вершины хребтов поднимаются тут более 1800 м над уровнем моря,

а ширина горной полосы достигает 150 км (на 65o с.ш.). В этом месте меридиональное направление хребтов Урала изменяется на северо-восточное и Приполярный

Урал образует широкую дугу, спускающуюся несколькими ярусами к Ляпинской депрессии Западно-Сибирской низменности. Во внутренней части излучины расположены возвышенности среднегорной зоны (500-1000 м) и восточной увалистой полосы (150-350 м), покрытые густыми хвойными лесами и прорезанные глубокими долинами быстрых рек, впадающих в Ляпин (Хулгу). По внешней стороне этой дуги простираются высокие, сильно расчлененные хребты высокогорной зоны (более 1000 м) - Саблинский, Западные и Восточные Саледы, Малды-Нырд, Исследовательский, НародоИтьинский и др., между которыми стремительно текут реки Печорского бассейна. Главным водоразделом Приполярного Урала, отделяющим Европу от Азии, являются Народо-Итьинский

и Исследовательский хребты. Последний представляет собой сложный гордый узел. В его состав входят (с юга на север): хребет Торговейиз, гора Кефталык, горы в истоках рек Нямга, Выраю и Кобылаю, горы Неройка, Саленёр, Маньинские, хребет Неприступный, водораздельный гребень в истоках рек Хобею, Народа, Манарага и Балбанью с вершинами Мансинёр, Народная, Карпинского. Северным продолжением Исследовательского хребта служит хребет Росомаха. В результате последнего кароводолинного оледенения склоны хребтов изъедены карами и цирками, в глубине которых залегают живописные озера, многолетние снежники, ледники; особенно много каров на восточных склонах. Некоторые хребты имеют иззубренные гребни, острые пики, скалистые отвесные склоны, местами прорезанные глубокими ущельями, куда каскадами водопадов низвергаются бурные потоки. Ряд хребтов прорезан сквозными долинами-трогами с крутыми склонами и широким дном, покрытым беспорядочным нагромождением конечных и боковых морен, валунами и небольшими озерами. В высокогорной зоне распространены также обширные плосковершинные массивы; на их склонах каменные россыпи - курумы. Для плосковершинных поверхностей среднегорной зоны характерно широкое развитие нагорных террас.

Характерная особенность рельефа Приполярного Урала - большая высота хребтов с альпийскими формами рельефа, асимметрия его склонов, исключительно глубокое расчленение хребтов и массивов сквозными поперечными долинами и ущельями, значительная высота перевалов. Средняя высота хребтов высокогорной зоны около 1400 м, а ширина до 70 км. Наиболее высокие вершины (Народная, Манарага, Карпинского, Колокольня, Неройка), превышающие 1600 м над уровнем моря, находятся в центральной части Приполярного Урала; на юге и на севере района хребты понижаются.

Восточный склон Приполярного Урала постепенно переходит через возвышенности среднегорной и увалистой полосы в равнинные заболоченные пространства Западно-Сибирской низменности. Хребты западного склона резко обрываются к Печорской равнине.

Абсолютная высота перевалов через главный водораздел, отделяющий Европу от Азии, и через хребты, расположенные к западу от него, составляет от 600 до 1500 м над уровнем моря. В то же время относительные высоты вершин близ перевалов достигают 300-1000 м. Особенно высоки и труднопреодолимы перевалы на хребтах Саблинском и Неприступном, склоны которых заканчиваются обычно крутостенными карами. Хребты

эти пересекали лишь туристы, да и то редко. Наиболее легко проходимые перевалы через Исследовательский хребет (от 600 до 750 м над уровнем моря) со сравнительно пологими незначительными подъемами, позволяющими туристам легко осуществлять волоки, расположены в южной части хребта между верховьями Пуйвы (правый приток Щекурьи) и реки Торговая (правый приток Щугора), а также между верховьями Щекурьи, Маньи (бассейн Ляпина) и Большого Патока (правый приток Щугора).

В районе горы Народная и на Народо-Итьинском хребте высота перевалов 900-1200 м над уровнем моря, но и здесь через многие из них проходят тропы, по которым сравнительно легко совершать волоки из верховьев Хулги (Ляпина) и ее правых притоков - Хаймаю, Грубею, Хальмерью, Народы в верховья притоков Лемвы, на Кожим и Балбанью (бассейн Усы).

Ранее, разрабатывая любой водный маршрут из Азии в Европу с пересечением главного водораздельного хребта, туристы учитывали, что протяженность волоков составляет 25-30 км, на преодоление которых с байдарками и грузом потребуется не менее 5 дней, и что на всем пути почти нет топлива. В моей разработке волок заменяю перемещением на вездеходах и внедорожниках, что существенно экономит время и силы туристов, а также облегчает маршрут, позволяя наибольшему числу желающих посетить данный район.

Для лыжников наиболее легок перевал Крест, расположенный на бывшем Сибиряковском тракте между верховьями Сертыньи (бассейн Ляпина) и Волоковки (бассейн Щугора). Это единственный перевал на главном водораздельном хребте Прийолярного Урала, где растет березово-листсвенничный лес и, следовательно, не опасны снежные бураны.

Информация о работе Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автоном