Реакреционные ресурсы региона на примере Алтайского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Алтайский край характеризуется комбинацией горного и равнинного рельефов, красотой реки Обь и разнообразием живописного ландшафта. Здесь существуют все возможности для развития нетрадиционных форм туризма. На территории края находится множество археологических и этнологических памятников, а именно: курганные и грунтовые могильники, древние поселения и городища, пещерные стоянки каменного века, горные выработки на медь и золото.
Туризм - один из самых перспективных секторов экономики края с большим потенциалом для быстрого развития.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….. 3
1. Рекреационные ресурсы региона ……………………………………………….3
1.1 Ландшафты ……………………………………………………………………….3
1.2 Климатические ресурсы и биоклиматические характеристики ………….. 16
1.3 Гидроминеральные ресурсы …………………………………………………... 24
1.4 Историко-культурные ресурсы ……………………………………………….. 24
1.5 Этнографические ресурсы …………………………………………………….. 26
2. Современное состояние туризма в регионе …………………………………. 29
2.1 Курорты …………………………………………………………………………… 29
2.2 Туристские центры ……………………………………………………………… 29
2.3 Рекреационная сеть ……………………………………………………………. 30
2.4 Гостиничное хозяйство …………………………………………………………. 31
3. Основные виды и перспективы развития туризма ………………………….. 32
4.Разработка маршрута …………………………………………………………….. 35
Заключение ……………………………………………………………………………. 37
Список использованных источников …………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани3.docx

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Интегральный показатель. полученный в результате анализа биоклиматического потенциала показывает, что в целом биоклимат в Красноярского края вполне комфортен и интегрированный показатель составляет 2,3.

1 зона – благоприятный  климат для развития всех видов  природоориентированного туризма : теплое лето, не суровая зима, может развиваться спортивный , экологический туризм, курортный.

2 зона - с менее комфортным  климатом: короткое лето, суровая  зима. Летом может развиваться  круизный и водный туризм, охота,  рыболовство, зимой – горнолыжный  туризм.

1.3 Гидроминеральные ресурсы

На территории Алтайского края встречаются большинство представительств различных видов минеральных лечебных вод наружного и внутреннего назначения и всех видов лечебных грязей, которые широко используют или могут быть применены в лечении различных заболеваний.

В пределах равнинной части  Алтайского края распространены минеральные  лечебные воды без специфических  компонентов и свойств. К ним  относят азотные термальные и  холодные воды различного ионного состава (карбонатные, карбонатно-сульфатные, сульфатные, сульфатно-хлоридные, карбонатно-сульфатно-хлоридные и карбонатно-хлоридные) с минерализацией от 1-2 г/л до 35 г/л.

Лечебные торфяные грязи  встречаются в долине реки Обь, где  в лесной части на правом берегу располагаются пресные озера  и торфяные болота.

Лечебные сапропели встречаются  в пресных озерах Приобского плато  в долинах древнего стока.

Иловые отложения встречаются  в соленых озерах Кулундинской равнины, в Приобском плате и в долинах древнего стока.

Озеро Яровое (гидрогеологического  типа федерального ранга) - в степной  части Алтайского края на территории Славгородского района. Имеет высокоминерализованную воду и месторождение лечебных грязей, по берегам много родников, в юго-западной части - теплых (28-29 градусов), лечебные грязи - сероводородные. В озере добывают поваренную соль.

Малиновое озеро (гидрогеологического  типа федерального ранга) - степное  солодовое озеро в Михайловском районе. Берега гранитные, цвет воды зависит  от большого количества планктонных  рачков и разнообразно окрашенных мельчайших кристаллов соды.

Озеро Горькое (гидрогеологического  типа федерального ранга) - в Егорьевском  районе. Это степное озеро, вода минерализована, по составу гидрокарбонатного натриевого типа с присутствием бора, на дне  имеются значительные запасы лечебной грязи.

Источник Белокуриха (гидрогеологического  типа федерального ранга) - радоновый  источник в Смоленском районе. Воды родника относятся к радоновым сложного состава - азотные, кремнистые, комплексного анионного состава, натриевые, термальные щелочные. Содержание радона в воде - 370 Бк/л, в газе - 1850 Бк/л.

1.4 Историко-культурные ресурсы

С давних времен территорию Республики населял коренной народ  – алтайцы. С середины 19-го века в связи с переходом от кочевого образа жизни к оседлости алтайцы до начала 20-го века делились на ряд племенных и территориальных групп. В настоящее время алтайцы делятся на малочисленные народности: алтайцы, телеуты, шорцы, тубалары, теленгиты, урянхайцы и проживают в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской области Российской Федерации, Западной Монголии, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.

Принято считать, что язык народа - это история народа. Зародившись  в глубочайшей древности, язык вместе с его носителем проходит сложный  путь развития, в ходе которого он смешивается  с соседними языками, обогащается, испытывает определенное влияние и  влияет сам на соседние языки. В истории  известны языковые смещения, ассимиляции  одного языка другим.

Алтайский язык является определяющим для многих тюрко-монгольских, тунгусо-маньчжурских, японо-корейских языков. Поэтому  эти языки входят в алтайскую  языковую семью народов мира, как  и другие языковые семьи: индоевропейские, семито-хамитскую и др.

Из тюркских народов наиболее близкими к алтайцам по языку являются соседи западные тувинцы, хакасы и киргизы, уйгуры Средней Азии, карачаевцы и  балкарцы на Кавказе.

Таких совпадений очень много, более 4-х сотен. Приведенные схождения  дают убедительные доказательства в  родстве шумерского и алтайской  семьи языков. В летописях отмечается о приходе шумеров в Месопотамию  из равнин, где много кедрового  леса и рек - предположительно Сибирь.

В настоящее время Республика Алтай относится к числу тех  регионов, в которых еще можно  увидеть во всем многоцветии традиционную культуру коренного народа - алтайцев, русского старожильческого старообрядческого населения и казахов, компактно проживающих здесь более 100 лет.

Традиционные праздники  и игры, в которых во всем своем  великолепии представлены архаика  и современность, не могут не оказать  глубокого впечатления на современного человека, особенно горожанина - ему  может показаться, что он попал  в совершенно иной мир, в иное пространственно-временное  измерение.

Этнографическое изучение региона  началось достаточно давно - более 200 лет  назад. Однако и по сей день в этой сфере еще много белых пятен, ожидающих своих первооткрывателей. Наибольший интерес представляет традиционная духовная культура алтайцев. Здесь  бытуют архаические жанры фольклора  и используются музыкальные инструменты, практически не испытавшие модернизации.

Алтай известен как один из районов этно- и культурогенеза современных тюркоязычных народов мира. Однако, вместе с тем, он находится на стыке формирования многих центральноазиатских цивилизаций, оказавших немаловажное воздействие на сопредельные территории и народы. В алтайском языке при тщательном изучении можно найти слова и понятия, не относящиеся к словнику алтайской языковой семьи.

Тысячелетиями находясь на стыке многих культур и языков, племен и народов, Горный Алтай и по сей день представляет собой богатейшую мозаику в этническом, конфессиональном и лингвистическом отношении.

Культурное наследие.

На протяжении многих лет  в Республике Алтай сформировались несколько туристских центров, которые  поделены на районы.

Майминский район — самый маленький по площади район Горного Алтая, но, в то же время, он наиболее популярен среди туристов, благодаря своей близости к Алтайскому Краю и более высокому уровню развития инфраструктуры и транспортной сети по сравнению с другими районами.

Плотность турбаз, спортивно-туристических  комплексов и баз отдыха в этом районе выше, чем в остальных. Развиваются  существующие турбазы, возникают новые  объекты туризма.

Чемальский район является одним из наиболее освоенных в туристском плане, благодаря своей доступности, благоприятными климатическими условиями, живописному уникальному ландшафту и культурно-историческим объектам. Число туристов, ежегодно посещающих район, превышает численность местного населения раз в двадцать. Но туристический потенциал района далеко не исчерпан. Здесь есть широкие возможности для развития экологического и этнографического туризма, массового и лечебно-оздоровительного отдыха.

Предки человека современного типа жили на территории Горного Алтая  много сотен тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют найденные  археологические материалы. Самой  древней стоянкой первобытных людей  на территории Республики Алтай является уникальный памятник Улалинка.

Улалинский рыхлый вал расположен на восточной окраине г. Горно-Алтайска, на левом берегу р. Улалинки, от которой и получил свое название. Площадь 0,3 га. Входит в состав западных отрогов хребта Иолго.

В культурном верхнем слое найдены каменные изделия эпохи  позднего палеолита, тогда как нижний слой оказался намного древнее первого. Здесь обнаружено несколько сотен  орудий, изготовленных из желтовато-белого кварцита, реже из камней черной кремнистой породы. Большинство находок представляет собой грубо расколотые гальки.

На первой стадии исследований время формирования вала определялось следующим диапазоном - от 40 до 300 тыс. лет. Однако при дальнейшем исследовании Улалинский вал был датирован в пределах 1-1,5 млн. лет. Все это определило Улалинскую стоянку в разряд самых древних памятников Алтая и древнейших археологических объектов Сибири. В 1978 г. получил статус памятника природы Горного Алтая.

К более поздним периодам каменного века относятся обширные материалы из раскопок на пещерных стоянках: Денисова пещера, Усть-Канская пещера, а также раскопок на стоянках открытого типа - Кара-Бом, Усть-Сема и многих других.

Также в регионе большое  количество археологических памятников, которые привлекают все большее  и большее число туристов.

В целом, палеолитические  памятники показывают, что Горный Алтай тесно связан со всеми древнейшими  этапами эволюции человечества от палеоантропов  к современному типу.

В конце IV тыс. до н.э. в истории Горного Алтая заканчивается эпоха камня и начинается новый период - эпоха палеометалла.

Первым металлом была медь, а затем появляется бронза. Медь и бронза стали широко использоваться древними алтайцами в производстве оружия, орудий труда, предметов быта и украшений. Археологические памятники  палеометалла относятся к афанасьевской и каракольской культурам.

Афанасьевские памятники представлены могильниками, поселениями и культовыми памятниками: Балыктыюль, Ело, Ело-Баши, Нижний Тюмечин, Семисарт, Первый Межелик, Кара-Коба, Большой Толгоек и другими. Наибольший интерес вызывают погребальные памятники этой культуры, которые представляют собой оградки - кромлехи.

Каракольская культура - своеобразная археологическая культура конца III - начала II тыс. до н.э. Характерными чертами данной культуры являются прямоугольная ограда - кладбище, каменные ящики и полихромные рисунки на плитах ящиков.

1.5 Этнографические ресурсы

Этнографический блок наследия представлен, главным образом, предметами материальной культуры и религиозного культа, а также богатейшим фольклором, обрядами и пр. К этому же блоку  относятся природные объекты, имеющие  мировоззренческое значение.

Среди памятников старины  особое внимание занимают каменные изваяния (каменные бабы). Они подразделяются на несколько культурно-хронологических  групп: эпохи бронзы, скифского времени, древнетюркские изваяния.

На территории Южной Сибири и Монголии широко распространены скульптурные изваяния воинов, высеченные из мрамора  или гранита. Каменные изваяния находят  на территории от Монголии до Восточной  Европы. Они оставлены населением, некогда проживавшим на необозримых  просторах Центральной Азии, Сибири и создававшим свои мощные, некогда  цветущие, государства.

Каменные изваяния широко распространены и на территории Горного  Алтая. Они создавались местным  населением на протяжении многих веков. Все они разные, от грубо отёсанных  каменных глыб, надгробных камней или  просто каменных столбиков, в которых  едва угадываются антропоморфные черты  и до настоящих произведений скульптуры, таких как изваяние «Кезер Таш», некогда возвышавшееся посреди Курайской степи. Технические приёмы ваяния и применяемые инструменты, по всей видимости, были одинаковыми у мастеров Алтая, Тувы, Монголии, Семиречья. Обычно левая рука воина лежит на наборном поясе с кинжалом, правая рука держит чашу. Изучая каменные изваяния алтайских гор, можно узнать о сложной мировоззренческой системе, характерных приёмах каменотёсного искусства. Обычно каменные изваяния стоят вблизи древнетюркских поминальных оградок. Подобных оградок на территории Алтая зафиксировано более 3000, хотя их счёт может исчисляться многими тысячами. Особой монументальностью поминальные оградки отличаются в соседней Монголии. Там имеются глинобитные оградки с башенками, зданием, каменными фигурками людей, львов, баранов.

Как правило, алтайские оградки  и храмы древнетюркских каганов  сопровождают ряды вертикально установленных  камней - балбалов, которые установлены в один ряд в направлении востока и в конце заворачивают налево, в направлении севера. Поминальные храмы Алтая окружены прямоугольным валом и рвом.

О назначении балбалов единого мнения не существует. Большинство учёных предполагает, что балбалы ставились у поминальных сооружений своих воинов по числу врагов, сражённых самим погребённым. Но есть и предположения, что число поставленных у могил камней прямо соответствует числу лиц, принимавших участие в похоронах или, что балбалы ни что иное, как коновязные столбы.

Кроме каменных изваяний на территории Горного Алтая имеются  оленные камни - вертикально вкопанные в землю валуны или куски плитняка, имеющие форму столбов. Своё название они получили от изображенных на их поверхности оленей и других животных. Они отражают богатый духовный мир людей древних веков, их представления о Солнце, Земле, Вселенной, человеке с его анимистическими и тотемическими представлениями.

Большинство каменных изваяний Алтая вывезены за пределы республики, небольшое число их находится  в республиканском музее имени  А.В. Анохина, в г. Горно-Алтайске.

На вершинах гор, на перевалах, на отдельных возвышенностях Горного  Алтая встречаются сложенные  кучей камни - «обоо». На местах проведения бурханистских молений остались каменные выкладки квадратной формы - «куре». Всё это являлось раньше культовыми объектами. Многие из них находятся теперь в разрушенном состоянии.

Данные культовые сооружения служили алтарями для единения с  силами природы, устранения препятствий, испрашивания благополучия и достатка.

Особую роль имеет культ  родовых гор. Многие горные вершины, перевалы, целебные источники (аржаны) считаются священными.

В верованиях алтайцев почитаемая гора является почётным членом сеока и отождествляется с его покровителем, защитником. По мнению Л.П. Потапова, «культ гор» древнее тотемизма. О культе гор у алтайцев упоминали Н.М. Ядринцев, В.В. Сапожников, В.В. Радлов и др.

Возлияния духам гор совершались, в основном, в связи с молениями Небу, Алтаю, приходом весны и т.д. Для определённой «родопроизводственной» горы специально совершали моление при обряде поклонения почитаемому духу - Хозяину горы «тоско тужери».

Для священных гор существуют серии запретов, таких как запрет женщинам подниматься к вершине горы, произносить собственное название горы и т.п. Считалось, что хозяин горы не допускает нарушений, связанных с пребыванием на горе людей. Он держал в страхе служителей культа - шаманов, для многих из которых был покровителем.

В мировоззрении алтае-саянских народов прослеживается вера в единство человеческого и природного, в связи с этим почитались хозяева гор, водных источников. В основе этой веры лежит идея зависимости существования человека от воли высших по разуму и силе существ (духов), которые могут и благодетельствовать, и приносить вред людям. Это не страх и бессилие перед стихийными явлениями природы, а прагматизм, основанный на идее влияния взаимоотношений человека с природными объектами, которые он устраивает сам, на благополучие или здоровье человека. Обычно такое почитание природы трактуется как данные формы религий.

Информация о работе Реакреционные ресурсы региона на примере Алтайского края