Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:09, курсовая работа
Целью данной работы является: изучить историю и современность региональной символики и рассмотреть символику одного административного образования на примере Сахалинской области.
Для реализации данной цели автором работы были поставлены следующие задачи:
• Дать характеристику понятию «символика», «государственная символика», а так же «региональная символика»;
• Охарактеризовать хронологию региональной символики;
Введение……………………………...……………………………………….. 3
Глава I. Региональная символика России……………...…………...…….6
1.1. Что такое символика………….……………..…………………………6
1. 2. История развития российской региональной символики……....10
1. 3. Современность региональной символики………….....………..…12
Глава II. Региональная символика города Сахалинской области…....18
2.1 Символика Сахалинской области….......……………… …………....18
2.2. Символика Южно-Сахалинска……………………………………….19
Заключение……………...….…………………………..………………….....24
Список использованной литературы…………………………...…...……27
В 1771 году Герольдмейстерскую контору возглавил историк Михаил Щербатов. Он считал, что "должно по состоянию России сочинять Герольдику, где бы не чужестранные, но российские гербы в пример были поставлены..." При Щербатове был, например, утвержден оригинальный герб города Изюм - три виноградные ветви.
С 1775 по 1785 год в России были образованы 40 наместничеств и губерний, а также две области на правах губерний. В 1793 - 1796 годах из вновь присоединенных земель было образовано еще восемь новых губерний. Таким образом, к концу правления Екатерины II Россия делилась на 50 наместничеств и губерний и одну область.
При Екатерине II городское герботворчество поднялось на областной реформы и принятия в 1785 году Городового положения в Российской империи были законодательно введены в обязательном порядке гербы для каждого города. Екатерина Великая повелела "городу иметь герб, утвержденный рукою императорского величества, и оный герб употреблять во всех городовых делах". В это время утверждаются созданные ранее гербы Мглина, Погара, Суража и Нового Места.
Случалось, императрица жаловала городам гербы в виде эксклюзивной милости. Совершая вояж по Волге, Екатерина посетила Кострому. Прием, устроенный Екатерине костромичами, настолько пришелся ей по душе, что она решила осчастливить городок пожалованием герба. А поскольку события важнее императорского визита, она представить себе не могла, то и на гербе, за два месяца ударными темпами подготовленном герольдмейстерами, приказала изобразить подобие корабля, на котором изволила пожаловать в город.
В 1778 году, после проведения нового
административного деления
Указ от 12 декабря 1796 года упразднил
13 российских губерний. Было введено
новое деление остальных
Манифест Павла I от 20 января 1797 года о составлении "Общего Гербовника" положил начало юридическому становлению малороссийских гербов. С этого времени гербовидные изображения, ранее присвоенные себе малороссийской старшиной, стали постепенно приобретать законный статус гербов.
Городской герб символизировал самостоятельность и независимость города, мог говорить об особенностях его географического положения, истории и занятиях жителей. Часто городской герб являлся "говорящим" - отражал с помощью символов название города. В России еще до XIV века были известны княжеские и земельные эмблемы, печати князей и городов, некоторые из которых позднее перешли на гербы русских городов. Во время правления Ивана Грозного многие земельные и областные эмблемы были сведены воедино в большой Государственной печати. Затем, при Алексее Михайловиче, в 1672 году появился первый русский гербовник - Титулярник, содержавший 33 гербовые эмблемы.
Ко второй половине XIX столетия дела
герботворчества
В XIX в. Появились гербы – города Красноярска, Кузнецка, Барнаула, Благовещенска, Владивостока, Новочеркасска, Ставрополя, Хабаровска, Читы, Кубанской и Камчатской областей. Многие городские гербы в течение XIX в., когда они ложились в основу гербов губерний [как правило, гербы губерний тогда в целом совпадали с гербами их административных центров, но были и исключения - Оренбургская губерния, Кубанская область], подверглись значительной модификации: так, стульчик с короной на гербе Твери заменил на гербе губернии уже трон с шапкой Мономаха, одноглавый орел из герба города Орла превратился в двуглавого орла на гербе Орловской губернии, конь из герба Томска на гербе губернии вздыбился и т.д. В большинстве своем именно эти модифицированные гербы и восстановили в настоящее время регионы. Гербы этого времени в основном отражают специализацию регионов в то время, либо подчеркивают какие-либо другие особенности своих административных центров и окружающих их территорий.
Группа гербов советского времени
в большинстве своем уже
И на конец гербы примерно четырех десятков регионов страны, появившиеся с начала 1990-х гг., в которых можно найти элементы как советского, так и дореволюционного времени. (http://geraldika.ru)
1.3. Современность региональной символики.
Собственная региональная символика у русских регионов в настоящее время может рассматриваться в значительной степени как внешний атрибут регионализации национального самосознания российского общества. Неслучайно поэтому, что первыми и наиболее безболезненно собственные флаги и гимны приняли те русские регионы, которые всегда чем-либо отличали себя от остальной части нации - это столичные Москва и Санкт-Петербург и казацкие Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края.
Примерно половина русских регионов
с собственным флагом не определилась
до сих пор, а те, у которых он
все-таки появился (всего три десятка
регионов), в основном поступили
очень просто, поместив на полотнище
собственный герб либо его основные
элементы (так сделал 21 регион). Шесть
регионов разместили собственный герб
просто на монотонном полотнище (красного
цвета - Москва, Санкт-Петербург, Брянская,
Московская, Оренбургская области; белого
цвета - Томская область), Владимирская
и Воронежская области
Но если с гербами и флагами большинство регионов страны более или менее разобралось, то с гимнами ситуация намного хуже- из 89 субъектов РФ только 18 имеют собственный гимн (11 республик, а также Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Брянская, Нижегородская, Ростовская, Челябинская области), причем гимны 7 регионов, как и гимн России, слов не имеют (это гимны Башкортостана, Кабардино-Балкарии, Коми, Мордовии, Татарстана, Челябинской области и Санкт-Петербурга). Интересно, что в Челябинской области быстрее всего определились именно с гимном (точнее с его мелодией).
Если говорить о примерах нового регионального творчества, то заметно, что в основу региональной символики был положен природный ландшафт. Особенно четко эта тенденция прослеживается в Восточной России — на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, где укорененных исторических символов было не так много. Главными региональными символами стали река и лес, определившие активное использование синего и зеленого цветов на региональных флагах.
При этом понятно, что введение в региональную символику леса и снега, равно как и степи, не может индивидуализировать регион, оно лишь подчеркивает специфику, которая, в общем-то, свойственна и для соседних территорий. Индивидуализирующую роль в российском случае играет река, которая стала ключевым элементом в региональной символике. Поэтому речная идентичность стала мощнейшим индивидуализирующим фактором региональной идентичности, дополнив более распространенные и «обезличенные» символы леса, степи и снегов.
Кроме того, регионы с удовольствием выносят на свои флаги и гербы наиболее характерных представителей местной флоры и фауны, не являющихся при этом геральдическими символами. Приморский край, естественно, поместил на флаг уссурийского тигра. Интересен флаг Иркутской области, на котором изображен полумифический бобр с соболем в пасти, обрамленный кедровыми ветвями.
В Европейской части России приро
Но на животных, растениях, природных объектах и мифологических образах набор символов, используемых в современных гербах и флагах регионов не заканчивается. Основу гербов шести регионов составляет образ всадника - это Георгий Победоносец, поражающий змия, в гербах и флагах Москвы и Московской области, Салават Юлаев в гербе Башкирии, герой Саусрыкъо в гербе Адыгеи, всадник со знаменем с наскального рисунка - в гербе Якутии, всадник в национальной тувинской одежде, скачущий навстречу солнцу - в гербе Тувы. В гербе Рязанской области используется изображение человеческой фигуры, которой по преданию является рязанский князь Олег Иванович (герб Рязанской области олицетворяет собой еще один региональный миф), а на историческом гербе Архангельской губернии - архангел, поражающий дьявола.
Из других, рукотворных элементов
в региональных гербах и
Вывод ко перой главе:
II Глава. Региональная символика Сахалинской области.
2.1. Символика Сахалинской области.
Сахали́нская о́бласть — субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа. Административный центр — г. Южно-Сахалинск. Граничит по морю с Камчатским краем, Хабаровским краем и Японией.
По Симодскому
договору 1855 года остров Сахалин был
признан совместным владением России
и Японии, остров Итуруп отошёл к
Японии, а остров Кунашир и все
Курильские острова севернее него были
признаны владением России. По Петербургскому
договору 1875 года Россия уступила Японии
все Курильские острова в обмен
на официальный отказ Японии от её
притязаний на остров Сахалин. В 1905 году
по Портсмутскому мирному
Японская эмблема Карафуто (рисунок) состояла из изображения трех березовых листьев (по-японски "каба") (рисунок) с сережками. Композиция напоминает иероглифом ("футо") (рисугок), образуя ребус "карафуто".
В 1909 году из Приморской области были выделены Сахалинская область (центр - Александровский пост) и Камчатская область. Герб Сахалинской области не был учрежден.
Сахалинская область РСФСР образована 20 октября 1932 года в составе Дальневосточного края.
(http://www.heraldicum.ru/
Герб установлен Законом Сахалинской области «О гербе Сахалинской области» от 25 апреля 1997 г., принятым Сахалинской областной Думой 16 апреля 1997 г.
Герб Сахалинской области представляет собой изображение в серебряном щите лазоревого (синего) столба, обремененного золотым, обращенным геральдически влево (вправо от зрителя) русским казачьим кичем XVII века, плывущим по серебряным волнам, и сопровождаемого с каждой из сторон черной сопкой - вулканом с одним червленым (красным) языком пламени, выходящим из жерла.
Столб, выполнен
лазуревой финифтью (смесь ультрамарина
и кобальта), является символом красоты
и величия.
В центре столба - золотое изображение
русского казачьего кича XVII века, символизирующее
процесс открытия и освоения россиянами
Сахалина и Курильских островов, начиная
с середины XVII века до наших дней. Морские
кочи русских землепроходцев, положив
начало отечественному мореплаванию на
Тихом океане, стали родоначальниками
российского флота (торгового, военного,
рыбодобывающего, научно-исследовательского)
на Дальнем Востоке, с развитием и деятельностью
которого в значительной мере связано
народное хозяйство Сахалинской области.
Золото в изображении морского кича символизирует
богатство, справедливость и великодушие.
Изображения вулканов, то есть естественных
негеральдических фигур, символизирует
мощь природной стихии, характерную для
географических условий Сахалина и Курильских
островов, образующих современную территорию
области.