Рекреационное и туристское районообразование и районирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 23:13, контрольная работа

Краткое описание

Районообразование – процесс объективный. Он длится на протяжении столетий в рамках определенного социокультурного стандарта освоения территории. Меняется техническая основа освоения, развивается транспорт, но сохраняется преемственность в освоении территорий. Освоение пространства – фундаментальная пространственно-временная характеристика человеческой активности.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕКРЕАЦИОННОЕ И ТУРИСТСКОЕ.docx

— 79.57 Кб (Скачать файл)

Туристский  регион можно рассматривать, учитывая требования самих отдыхающих. При  такой модели выделяются четыре параметра, исходя из которых отдыхающий, прибыв однажды в место отдыха, хочет осуществить свои туристские мотивы еще раз. В зависимости от опыта, мотива поездки и удаленности от места жительства отдыхающий выделяет следующие параметры: жилье, место, ландшафт и экскурсии.

Понятие «региональный туризм» содержит два тесно связанных между собой аспекта: географический и социально-экономический. Первый отражает пространственное распределение рекреационных ресурсов, объем рекреационных потребностей местного населения и степень удовлетворения их в конкретном районе, а также возможности для привлечения внешних туристских потоков на данную территорию. Второй показывает уровень рекреационной освоенности территории, обусловивший место данного региона на отечественном и мировом туристских рынках, и социально-экономические условия, способные стимулировать или сдерживать развитие туризма. Если первый подход дает представление в основном о потенциальных возможностях развития туризма, то второй представляет результат туристской деятельности в данном регионе, позволивший ему войти в тот или иной сегмент туристского рынка. Следовательно, туристский регион оценивается как с позиции организаторов отдыха, так и с позиции местных или приезжих рекреантов.

Анализ состояния  и развития регионального туризма  обусловливает характерные предпосылки  для целевого изучения туризма как  сферы хозяйственной деятельности по следующим основным направлениям:

  • маршруты туристских потоков в регион и из него, структура (социальное положение, возраст, интерес к определенному виду туризма и т. д.) граждан России, выезжающих с туристскими целями, и зарубежной туристской клиентуры;
  • особенности туризма в данном регионе: ритмы сезонности, преобладающие виды и формы туризма, основные цели посещения и т. д.;
  • отношение властей и местных туристских органов к проблемам туризма, специфика их туристской политики;
  • экономическая роль туризма в хозяйственной структуре данного региона;
  • перспективы развития туризма на данной территории.

Известный американский социолог Т. Бертон выделяет три группы факторов, которые воздействуют на характер проведения досуга и на модель туристского отдыха: технологические (средства массовой коммуникации); институциональные (законодательные); социально-экономические (демографические, величина дохода, профессия).

Основные факторы, условия формирования

и развития туристского региона

 

Для того чтобы туризм начал развиваться  в каком-либо регионе, необходимо наличие  в этом регионе туристских ресурсов, в первую очередь ресурсов рекреационных.

Основные  факторы, влияющие на развитие регионального  туризма, можно разделить на статичные и динамичные. К статичным относится совокупность природно-географических факторов. Они имеют непреходящее, неизменное значение. Человек приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы региона находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные воды, пещеры и т. д.). Культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т. д.) тоже в значительной мере можно отнести к статичным.

К динамичным относятся демографические, политические, социально-экономические и материально-технические факторы. Они могут иметь различную оценку, значение, меняющееся во времени и пространстве.

Кроме вышеуказанного деления, факторы, воздействующие на туризм, делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Эти факторы не связаны непосредственно с туризмом.

Внешние факторы воздействуют на региональный туризм посредством демографических и социальных изменений. Данная группа факторов включает:

  • возраст населения региона;
  • увеличение числа работающих женщин и изменение дохода на каждую семью;
  • рост пропорций одиноких людей;
  • тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи;
  • рост числа бездетных пар в составе населения региона;
  • уменьшение иммиграционных ограничений;
  • увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени;
  • более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей.

Оплаченные  командировки, гибкие графики рабочего времени ведут к расширению каникулярных периодов, изменяют облик делового туризма, границы сезонности. Отсюда большая продолжительность туров, частая их периодичность. Практически  все перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени  населения, которая создает объективные  социально-демографические условия  развития туризма.

В настоящее время проявляется  рассогласование между структурой свободного времени и экономическими возможностями части населения  в результате того, что многие предприятия  отправляют своих сотрудников в  неоплаченные отпуска. Складывается ситуация, при которой значительная часть  населения региона, имеющая свободное  время, не может воспользоваться  туристскими услугами. В свою очередь, представители коммерческих структур, имеющие материальные возможности  для проведения отдыха с использованием возможностей туристских фирм, зачастую не могут позволить себе даже краткосрочный  отпуск. В связи с этим задача определения бюджета свободного времени населения в значительной степени осложняется и имеет  свою специфику в условиях переходной экономики.

К числу внешних факторов, воздействующих на региональный туризм, относятся  также экономические и финансовые факторы: улучшение (ухудшение) экономической  и финансовой ситуации, увеличение (снижение) персонального дохода: более  высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых  части доходов, возрастание (снижение) доли общественно выделяемых средств  на покрытие расходов на туризм и путешествия.

К социально-экономическим факторам, влияющим на увеличение масштабов регионального туризма, относится повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомиться с бытом, историей, культурой, условиями жизни в различных странах.

Кроме того, к внешним факторам относятся  изменения политического и правового  регулирования; технологические изменения: развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменение  условий безопасности путешествий.

Внутренние (эндогенные) факторы – это факторы, воздействующие непосредственно в сфере регионального туризма. К ним относятся материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма в регионе.

Главные из них связаны с развитием  средств размещения, транспорта, предприятий  общественного питания, рекреационной  сферы, розничной торговли и т. д.

К внутренним факторам относятся также  факторы туристского рынка:

  • Процессы спроса, предложения и распространения (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный спрос, а также рост индивидуального туризма).
  • Возрастание роли сегментации рынка (появление новых внутрирегиональных туристских сегментов, увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся туристском пространстве и т. д.).
  • Возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальной интеграции, т. е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и малым бизнесом, вертикальной интеграции через создание стратегических туристских союзов и т. д.).
  • Возрастание роли средств массовой информации и связей с общественностью в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов.
  • Возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышение значения профессиональной подготовки, улучшение организации труда и т. д.).
  • Возрастание роли частного туристского бизнеса (создание условий, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество малых предприятий, осуществляется эффективная реализация турпродуктов на основе профессионального маркетинга, что порождает потребность в повышении квалификации персонала).

Перечисленные выше факторы подразделяются на экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные). 

К экстенсивным факторам относятся: рост численности работников, увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов, строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих.

Интенсивные факторы – повышение квалификации персонала, развитие профессионально-квалификационной структуры: техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов научно-технического прогресса, включая реализацию целевых программ улучшения культуры и качества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризации регионального туризма, рациональное использование имеющихся в регионе материальных ресурсов, объектов и маршрутов и т.д.

К сдерживающим факторам, отрицательно влияющим на развитие регионального туризма, относятся: кризисы, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации, банкротство туристских фирм, ужесточение туристских формальностей, невыполнение турфирмами своих обязательств и т. д.

Примером  влияния негативных факторов на развитие регионального туризма может  служить ситуация в сфере мирового туризма, сложившаяся в результате энергетического кризиса, разразившегося в конце 70-х гг. В результате экономического спада возникли: нестабильность тарифов  на обслуживание (особенно на транспорте); рост цен на туристское обслуживание в целом; ухудшение гостиничного сервиса; сокращение дальности поездок, их продолжительности и расходов на них; снижение спроса на поездки за границу. Особенно значительное влияние данные факторы оказывают на такие виды туризма, как социальный и молодежный, являющиеся особо уязвимыми в таких условиях.

Негативные  факторы оказывают сильнейшее влияние  на развитие регионального туризма  и в настоящее время. Причем существенной особенностью является то, что кризисные  явления возникли главным образом  во внутреннем туризме, в то время  как туризм выездной продолжает развиваться. В условиях нарушения баланса  между этими видами туризма из страны вывозится валюта, которая  могла бы инвестироваться в развитие материально-технической базы внутреннего  туризма. Необходимы срочные меры по преодолению факторов, оказывающих  негативное влияние на развитие туризма  в данный момент.

Информация о работе Рекреационное и туристское районообразование и районирование