Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 23:25, курсовая работа
Целью настоящей работы является оценка рекреационного потенциала региона с целью развития туризма на территории. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: рассмотреть Нижегородский регион, его состав, рекреационные ресурсы, климат, историко – культурный потенциал, инфраструктуру, выявить главные туристские центры Нижегородской области, проанализировать развития туристских ресурсов Нижегородской области для разных видов туризма.
Еще одним основным видом доходов (после гостиниц) в структуре доходов индустрии гостеприимства являются услуги санаторно-курортного комплекса Нижегородского региона. Как отмечают эксперты, Нижегородская область располагает достаточными ресурсами для развития лечебно-рекреационного туризма. Наличие источников минеральной воды разных составов, лечебных грязей, организаций лечебно-рекреационной сферы, профессионального квалифицированного медперсонала, инфраструктуры размещения и крупных областных туроператоров позволяет развивать этот вид туризма. Основными курортными зонами Нижегородской области являются Горьковское море, Зеленый город, а также зоны рекреационного туризма по берегам рек Волга, Ока, Керженец, Ветлуга, Сережа и др. В Нижегородской области действует 51 санаторно-курортное учреждение, в том числе с грязелечебницами и скважинами с минеральной водой. Из них — 5 санаториев для взрослых, 2 пансионата с лечением, 13 детских санаториев и 31 санаторий-профилакторий.
Одними из самых важных проблем на пути развития лечебно-рекреационного туризма в Нижегородской области являются нехватка койко-мест, ветхость материальной базы, недостаточный уровень комфортабельности номерного фонда, необходимость реконструкции более 80% жилых корпусов, отсутствие единого организационно-методического руководства здравницами, высокие затраты на содержание жилого фонда. Все это повышает стоимость путевок и снижает конкурентоспособность. Наконец, это высокий уровень конкуренции со стороны санаториев республик Чувашия и Мордовия, Кировской области и других субъектов РФ, недостаток компьютерного оборудования и программного обеспечения, в том числе и систем on-line бронирования.
И все-таки в туристско-рекреационной и лечебно-рекреационной сферах нижегородского регионального рынка индустрии гостеприимства, как отмечают эксперты, в последние годы наблюдаются положительные тенденции. Например, увеличивается количество комфортабельных средств размещения: построены и введены в эксплуатацию бизнес-пансионат «Волга», гостиничный комплекс «Дивеевская слобода», загородный отель «Чайка», загородные клубы «Колумбус», «Акватория», ведется реконструкция санаториев «Филипповский», «Нижегородский», «Городецкий», «Им. ВЦСПС» и др. Идет реконструкция и переоборудование большинства баз и домов отдыха, иных объектов рекреационной сферы.
А вот в числе наиболее отрицательных тенденций, характеризующих нижегородский региональный рынок индустрии гостеприимства,— это необходимость реконструкции и переоборудования большинства нижегородских гостиниц, серьезных затрат на консалтинг и маркетинг, которые приводят к увеличению стоимости турпродукта, который становится неконкурентоспособным как на российском, так и на зарубежном рынке. Например, стоимость путевки (проживания, питания и минимального набора процедур) на 1 неделю в пансионат Нижегородской области, соответствующий по комфортности турецкому отелю 2—3*, будет стоить 350 долларов США. За указанную сумму не только иностранный, но и российский турист может отдохнуть в отеле 4* в Турции, причем с учетом стоимости авиаперелета и трансферов.
Та же самая проблема касается и стоимости туристических пакетов для иностранных туристов, посещающих Нижегородскую область с культурно-познавательными целями. Недельный тур на Нижегородчину, например, для немца обходится минимум в 1 500 евро. При выборе путешествия иностранный турист исходит из оценки предложений всех стран мира, предлагающих поездки. С учетом оценки стоимости и качества услуг нижегородской туриндустрии и при отсутствии рекламных кампаний на целевых зарубежных рынках выбор зачастую оказывается не в пользу Нижнего Новгорода. Зарубежные туроператоры рекомендуют российским регионам и в том числе Нижегородской области при формировании политики развития туризма учитывать конкурентоспособность турпродукта по цене и качеству именно на мировом рынке.
Для того чтобы снизить себестоимость нижегородского турпродукта, правительством Нижегородской области запланировано создание конкурентного по качеству услуг турпродукта. Стимулирующие условия будут предусмотрены для строительства гостиниц туристского класса в Нижнем Новгороде и мини-гостиниц туристского класса в крупных исторических центрах Нижегородской области. Для Нижнего Новгорода в целях развития делового туризма актуально строительство бизнес-отелей, а также высококомфортабельных мини-гостиниц в исторической части города.
Для того чтобы сформировать конкурентно способный туристский продукт Нижегородской области, создать мощную базу индустрии госте приимства, местные власти приняли специальную Программу по развитию туристской инфраструктуры, развитию материальной базы индустрии въездного и внутреннего туризма.
В рамках этой Программы планируется создание сети сервисных комплексов и прочих предприятий туриндустрии на основных туристских маршрутах Нижегородской области. В период действия Программы, с 2007 по 2011 годы, ежегодно планируется строительство 2—3 сервисных комплексов, в первую очередь, на наиболее популярных маршрутах. Предусматривается и создание современных гостинично-туристских комплексов в крупных туристских центрах Нижегородской области. В первую очередь, будут строиться гостиницы туристского класса, кафе и сувенирные магазины в рамках туристских комплексов. Ежегодно планируется осуществлять поддержку создания 3—4 таких комплексов.
В наиболее значимых туристских центрах региона будут созданы музейно-туристские комплексы, усиливающие туристские брэнды области. Музеи и выставочные залы будут финансироваться за счет бюджетных средств, коммерческие проекты — кафе, ресторан, гостиница — за счет привлечения средств инвесторов.
Прогноз социально-экономических показателей развития индустрии гостеприимства Нижегородчины показывает, что благодаря реализации новой областной Программы объем гостиничных услуг с 675 млн руб. в 2006 году вырастет в 2011 году до 1 087 млн руб., объем санаторно-оздоровительных услуг — с 362 млн руб. до 850 млн руб., количество коллективных средств размещения возрастет со 170 до 245, а номерной фонд нижегородских гостиниц и здравниц — с 8 840 до 12 740 номеров... Это станет настоящим прорывом в сфере нижегородского регионального рынка индустрии гостеприимства.
Прогноз социально-экономических показателей свидетельствует, что к 2011 году объем услуг в отрасли «туризм» возрастет почти в два раза. Исходя из определения ВТО, что на каждый рубль реализации турпродукта иностранным туристам приходится как минимум аналогичная сумма расходов, осуществляемая туристом на приобретение услуг и товаров смежных отраслей (включая сувенирную продукцию, питание, транспорт, связь, финансовые услуги, индустрию развлечений и т. д.), объем туристского потока в 100 тыс. иностранцев прибавит к объему услуг не менее 50 млн долларов (или 1,5 млрд руб.) в год в виде валютных поступлений.
Прогноз инвестиций в сферу нижегородской туриндустрии показывает, что реально построить и реконструировать в крупных туристских центрах области 20—25 новых современных отелей, общая сумма инвестиций в новое строительство составит 4 млрд руб., а количество вновь созданных рабочих мест — 2 000. Кроме того, будет построено и реконструировано 30—35 новых объектов лечебно-рекреационной сферы, сумма инвестиций в эти объекты составит 100 млн руб., а количество новых рабочих мест — 1 000. Строительство туристско-сервисных центров на основных туристских маршрутах области позволит реализовать 10—15 новых проектов, предполагаемая сумма инвестиций в их строительство составит 500 млн руб., будет создано 300 новых рабочих мест. Строительство новых объектов общепита выльется в появление в Нижегородской области 20—25 новых ресторанов и кафе, запланированная сумма инвестиций в эту сферу -— 150 млн руб., количество вновь созданных рабочих мест — 200. Запланировано строительство и новых развлекательных комплексов. Всего будет построено 2—3 таких объекта, общая сумма инвестиций составит 100 млн руб., будет создано 100 новых рабочих мест.
Резюмируя сказанное, отметим, что
в результате реализации Программы
Нижегородская область получит
приток инвестиций в объеме более 7
млрд руб. Областные власти убеждены,
что вложенные бюджетные
Рассмотрев рекреационный
Слабыми сторонами туризма в регионе следует назвать плохо развитую инфраструктуру в городах области, плохое состояние памятников, многие из которых требуют капитальной реконструкции, а следовательно вложения средств. К слабым сторонам следует отнести и отсутствие элементарных удобств около памятников - нет смотровых площадок, нет освещения, плохое состояние дорог, а к некоторым объектам они и вовсе отсутствуют, нет обустроенных мест для причалов судов.
Большим минусом является отсутствие
в правительстве региона
Преимущества области
На месте открытой скважины на глубине
5 км здесь найдены прототипы
К сильным сторонам следует отнести
возможности региона по развитию
перспективных направлений
Круизный туризм, который сегодня приносит самые большие доходы в бюджет области;
лечебно-рекреационный туризм. Нижегородская
область располагает
Наличие источников минеральной воды разных составов, лечебных грязей 135 предприятий лечебно-рекреационной сферы, профессионального квалифицированного медперсонала, инфраструктуры размещения и крупных областных туроператоров позволяет успешно развивать этот вид туризма.
Приключенческий туризм Нижегородская область, обладая рядом преимуществ и достаточными ресурсами, может занять определенную нишу на рынке экотуризма. Преимущества области заключаются в уникальном географическом положении области, поскольку здесь на сравнительно небольшой территории находятся сразу несколько природных зон: южной тайги, хвойно-широколиственных лесов и лесостепей, обусловившим разнообразие ландшафтов и удивительное сочетание растительного и животного мира, а также в наличии уникальных природных ресурсов: Ичалковский бор, Борнуковская пещера, озеро Светлояр, озеро Вадское, Пустынские озера, Керженский заповедник, Килемарский журавлиный заказник и др.
Сельский туризм в Нижегородской области перспективен для многих территорий, расположенных рядом с уникальными памятниками природы, объектами историко-культурного и духовного наследия, а также в городах и поселках, являющихся крупными транспортными узлами. Одними из самых перспективных районов могут стать Дивеевский, Перевозский, Бутурлинский, Воскресенский, Городецкий и др. районы.
Религиозный туризм, для развития
которого в области есть : 3 действующих
монастыря в Н.Новгороде: Печерский, Благовещенский,
Крестовоздвиженский и 9 действующих в
области: Свято-Троицкий-Серафимо-
Информация о работе Рекреационные ресурсы Нижегородской области