Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрыть сущность рекреационных ресурсов и проанализировать различные подходы к классификации рекреационных ресурсов.
Достижение цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- выяснить что такое рекреация;
- выявить функции рекреации;
- обозначить связь рекреации и отдыха;
-рассмотреть ресурсы как основу развития рекреации;
- выявить сущность рекреационных ресурсов;
- представить подходы к классификации рекреационных ресурсов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Рекреация и ресурсы
1.1.Терминологический аспект рекреации5
1.2.Отдых и рекреация7
1.3.Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации……………………………………………………………………….....9
1.4. Ресурсы как основа развития рекреации………………………………...13
Глава 2. Характеристика рекреационных ресурсов
2.1. Терминологический аспект и сущность рекреационных ресурсов 16
2.2. Подходы к классификации рекреационных ресурсов 20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...28
Министерство образования и науки РФ Министерство образования и науки Архангельской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального
образования Архангельской «Архангельский педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Автор: студентка 3 курса, гр. 30 Казакова Анастасия Александровна специальность 100201 «Туризм»
Руководитель:
Архангельск 2012 |
Министерство образования и науки РФ Министерство образования и науки Архангельской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального
образования Архангельской «Архангельский педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Автор: студентка 3 курса, гр. 30 специальность 100201 «Туризм»
Руководитель:
Архангельск 2012 |
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Рекреация и ресурсы
1.1.Терминологический аспект
1.2.Отдых и рекреация7
1.3.Социально-экономическая
сущность и основные функции
рекреации………………………………………………………
1.4. Ресурсы как основа развития рекреации………………………………...13
Глава 2. Характеристика рекреационных ресурсов
2.1. Терминологический аспект и сущность рекреационных ресурсов 16
2.2. Подходы к классификации рекреационных ресурсов 20
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение …………………………………………………
Введение
Рекреационный туризм - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым. При этом отдых подразделяют на активный, предполагающий смену вида деятельности (спорт, туризм и т. п.), и пассивный, который характеризуется резким снижением всякой деятельности, вплоть до состояния расслабленного покоя.
Исследованием данного явления занимаются специалисты различных отраслей знания: географы, биологи, психологи, экологи, медики, социологи, экономисты. В связи с этим, следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности.
Для развития этого вида туризма необходимы рекреационные ресурсы, которые составляют важнейшую часть природного потенциала региона.
Мной была выбрана курсовая работа по следующей теме: «Рекреационные ресурсы и их классификация».
Актуальность данной темы состоит в том, что рекреационные ресурсы - фактор развития туристской индустрии, без знания о методах исследования, оценки и использования которых невозможно осуществить грамотное развитие туризма и отдыха.1 Современный менеджер по туризму должен осознавать, что рекреационные ресурсы ограниченны, требуют рационального освоения и имеют цену. Именно плата за использование рекреационных ресурсов, за услуги, которые строятся на использовании этих ресурсов и составляют экономическую основу туристской деятельности.
Объектом исследования являются рекреационные ресурсы.
Предметом исследования являются подходы к классификации рекреационных ресурсов.
Целью курсовой работы является раскрыть сущность рекреационных ресурсов и проанализировать различные подходы к классификации рекреационных ресурсов.
Достижение цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- выяснить что такое рекреация;
- выявить функции рекреации;
- обозначить связь рекреации и отдыха;
-рассмотреть ресурсы как основу развития рекреации;
- выявить сущность рекреационных ресурсов;
- представить подходы к классификации рекреационных ресурсов.
Для решения поставленных
задач применялись различные ме
Глава 1. Рекреация и ресурсы
Словари и энциклопедии в слово «рекреация» вкладывают достаточно разные понятия, но чаще всего это слово связывают с туризмом и активным отдыхом. Рассмотрим сущность и значение термина «Рекреация» с точки зрения разных источников.
Из Российского
Рекреация2 (от лат. recreation – восстановление) представляет собой восстановление израсходованных человеком в процессе труда сил, а также накопление определенного запаса этих сил для дальнейшей деятельности развития физического и интеллектуального потенциала.
Некоторые ученые добавляют при этом, что восстановление здоровья и трудоспособности должно проходить путем отдыха вне жилища, т. е. посредством участия в организованном или неорганизованном туристском походе или проведения отпускного периода в специализированных учреждениях отдыха (санаториях, домах отдыха и т. п.). Учитывая, видимо, подобную трактовку, И.И. Дедю рассматривает рекреацию в качестве синонима отдыха, восстановления, оздоровления.
В отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия «рекреация». Это объясняется рядом причин.
Во-первых, тем, что не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует существенно- различное официальное понимание и толкование понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга.
Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга.
В-третьих, в силу различных причин такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы.
В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века. Он появился только с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков. Рекреация, соответственно, это восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в отечественной литературе. В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации.
В частности, В.А. Квартальнов в одной из своих последних работ (Энциклопедия туризма, 2000) приводит следующие определения данному понятию «Рекреация – это:
Согласно представленному выше материалу следует то, что понятие «рекреация» до сих пор не имеет четкого и единого определения. Ученые дают разные трактовки этому термину. В последнее время рекреация больше ассоциируется с понятием отдых. Рассмотрим их связь.
1.2. Отдых и рекреация
С понятием рекреации непосредственно связано понятие «отдых».
Отдых – любая человеческая деятельность, которая не направлена на удовлетворение физиологических потребностей (путешествия, хобби, собирательство, рыбная ловля, охота и т. д.).
По мнению Т.В. Николаенко «отдых (рекреация) – любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами».
В советской литературе понятия рекреации и отдыха различались, и основное их отличие заключалось в том, что рекреация – это часть свободного времени, связанная с восстановлением сил человека на специализированных территориях, в основном, за пределами основного места его проживания. Чтобы отдых стал рекреацией, нужно покинуть пределы своего непосредственного места проживания и переместиться в некое специализированное место, ориентированное именно на восстановление сил.
Сейчас наиболее уместным будет дать определение понятию «рекреация», которое широко применялось в литературе, изданной 15-20 лет назад. Авторами этого определения являются ученые Московского государственного университета Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебов (1981). Согласно их точке зрения, рекреация есть совокупность явлений и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности людей на специализированных территориях, находящихся вне населенного пункта, являющегося местом их постоянного проживания.
Эти же авторы предлагают свое определение понятию «отдых», под которым понимается любая человеческая деятельность (или бездеятельность – авт.), которая не направлена на удовлетворение насущных нужд (Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов).
Человек избирателен в
характере своей деятельности в
свободное время и в
В современных условиях такое разграничение понятий утратило смысл. Термины "отдых" и "рекреация" рассматриваются как синонимы: по сути, это несколько различные обозначения одного и того же явления.3
Для того чтобы иметь полное представление о рекреации рассмотрим ее функции.
1.3.Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации
Рекреация относится сейчас
к такому избирательному виду деятельности,
который становится необходимым
условием нормальной человеческой жизни,
средством компенсации
Информация о работе Рекреационные ресурсы и их классификация