Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 20:04, курсовая работа
В последнее время наблюдается рост интереса к религиозным представлениям других народов. Часто можно увидеть крещеного православного, который совершает духовное паломничество в тибетские монастыри. Возможно, данный факт обусловлен спецификой массовой культуры в условиях глобального информационно-коммуникативного пространства, в контексте которого происходит размывание границ локальных культур. Одним из последствий массовизации и универсализации культуры становится формирование так называемой новой религиозности.
Введение___________________________________________________2
Глава 1 Особенности религиозных экскурсий____________________4
1.1 Сущность религиозной экскурсии и особенности методики ее подготовки____________________________________________4
1.2 Особенности проведения религиозных экскурсий____________9
Глава 2 Религиозная экскурсия по о. Кижи Республика Карелия____12
2.1 Общая характеристика экскурсии _________________________12
2.2 Кижский погост ________________________________________13
2.3 Спасо-Преображенская церковь___________________________14
2.4 Покровская церковь_____________________________________16
2.5 Колокольня____________________________________________17
2.6 Церковь Воскрешения Лазаря ____________________________18
2.7 Часовня Михаила Архангела _____________________________20
2.8 Примерный текст экскурсии______________________________21
Заключение ________________________________________________29
Список литературы__________________________________________
В 1942 г. в Заонежье в составе 7-й армии генерала Хеглунда прибыл молодой искусствовед Ларс Петтерсон. Ему было поручено заниматься охраной кижских памятников. С 1942 по 1944 гг. Ларс Петтерсен совместно с художником Ойво Хелениусом занимались детальным изучением архитектуры и икон северного письма, находящихся в Кижах (в Преображенской и Покровской церквях сохранились до наших дней уникальные оригинальные иконостасы; самая древняя икона Покровской церкви датируется XVI в.).
В 1944 г., опасаясь, что при наступлении советских войск кижские церкви могут погибнуть, финны приняли решение вывезти с Кижей иконы. Все они были тщательно пронумерованы, занесены в каталог и отправлены в Финляндию. После заключения мирного договора между СССР и Финляндией иконы были возвращены. Только «небеса» Преображенской церкви были утрачены во время пожара.
После войны, в 1945 г. на Кижах был создан государственный заповедник (с 1966 г. – Государственный историко-архитектурный музей «Кижи»). В 1951 г. сюда перевезли с Большого Клименецкого острова первый памятник деревянного зодчества – дом Ошевнева, с которого началось формирование историко-архитектурной экспозиции под открытым небом. В последующие годы на Кижи из разных мест Карелии были перевезены различные памятники культовой и гражданской архитектуры: деревянные церкви, часовни, крестьянские дома, амбары, риги, мельницы, бани. Кроме того, на окрестных островах, в деревнях Васильево, Подъельники, Волкостров, Воробьи и Корба – сохраняются на своих прежних местах часовни. Они получили название «кижского ожерелья» и входят в охранную зону заповедника. В 1990 г. решением ЮНЕСКО архитектурный ансамбль Кижского погоста был включён в Список Всемирного культурного и природного наследия.
Основная экспозиция музея развёрнута на южной оконечности острова. Здесь расположена и самая древняя постройка – церковь Воскрешения Лазаря (XIV-XVI в.), перевезённая из Муромского монастыря. Миниатюрное, аскетически простое строение рядом с громадой многоглавых кижских церквей словно символизирует путь, который прошла культовая архитектура от истоков до величественных творений деревянного зодчества XVII-XVIII вв. По преданию, церковь была собственноручно построена преподобным Лазарем Муромским, новгородским святым, умершим 8 марта 1391 г. в возрасте 105 лет. В церкви сохранился двухрядный иконостас с семнадцатью иконами XVI-XVIII вв., а также росписи, принадлежащие кисти северных мастеров XVI в. Описание церкви встречается в писцовой книге 1629 г.: «Да за манастырём же, за полем церковь во имя Лазарево воскресенье, деревяна, клецки. А в церкви образов: образ местный Лазорево воскресенье на краске; образ пречистыя Богородицы Одигитрия в краске; дейсус и двери царские и сень и столбцы в краске…»
Сохранение таких уникальных объектов, как Лазаревская церковь, возможно только под наблюдением специалистов-реставраторов. Благодаря своевременной перевозке в Кижи удалось спасти от разрушения десятки памятников деревянного зодчества. Они не превратились в мёртвые музейные экспонаты. В крестьянских домах сохранены или воссозданы подлинные интерьеры. Предметы быта, которыми пользовались наши предки, лежат на своих местах, храня память о своих прежних владельцах. В хозяйственных помещениях есть всё необходимое для крестьянской жизни. На Кижах по-прежнему звучат церковные колокола, в Покровской церкви в течение всего лета и до самого Покрова проходят богослужения.
Сегодня в фондах музея содержится более 40 тыс. предметов, рассказывающих о жизни коренных народов края – карелов, вепсов и русских. Музей ежегодно проводит этнографические и фольклорные экспедиции, занимается образовательной деятельностью. Посетители имеют возможность не только осмотреть памятники архитектуры и старинные предметы быта, но и познакомиться с различными традиционными ремёслами. С 1994 г. в музее «Кижи» действует программа «Ожившая экспозиция». Мастера и мастерицы в народных костюмах на глазах у посетителей вышивают, ткут, вяжут, изготавливают различные украшения и деревянные игрушки, а также занимаются крестьянским трудом: пахотой, сбором урожая, косьбой и пр.
На Кижах, как и прежде, проходят народные праздники, выступают фольклорные коллективы.
В 2011 г «Кижи» признали лучшим музеем России. На конкурсе, который ежегодно проводится в рамках фестиваля «Интермузей», музей-заповедник «Кижи» одержал абсолютную победу во всех номинациях.
На конкурсе не обошли вниманием и уникальную работу по реставрации Преображенской церкви. Метод лифтинга, который используют для реставрации главного храма Кижей, никогда прежде не применялся на таких крупных объектах. Сейчас здание весом в шестьсот тонн изнутри удерживает металлический каркас. С помощью системы домкратов ярус за ярусом приподнимается сруб, что позволяет вести реставрацию по частям, не разбирая всего здания. Так был разобран нижний пояс Преображенской церкви и сделано то, о чём прежде можно было только мечтать. Храм обрёл прочный фундамент. Древний памятник сегодня находится под пристальным вниманием сотни видеокамер и всевозможных датчиков. За «хирургической операцией», предпринятой для спасения бесценного храма, с трепетом следит весь мир. Для того, чтобы полностью перебрать Преображенскую церковь и «вылечить» древние брёвна, потребуется всего три-четыре года. Можно надеяться, что в 2014 г., когда храм будет отмечать своё 300-летие, реставрация успешно завершится.
Заключение
Таким образом, в данной курсовой работе проанализированы особенности подготовки и проведения религиозной экскурсии. Такие особенности как: в экскурсиях по православному храму должна быть показана взаимосвязь исторических личностей, святых и святынь с историей церкви и страны; при организации экскурсий большую трудность представляют подбор и подготовка экскурсоводов; экскурсовод должен хорошо разбираться в смысле церковнославянских слов и богословских терминов; при подготовке текста экскурсии следует использовать как церковные источники – Священное Писание, творения отцов церкви, жития святых, так и светские – исторические, искусствоведческие. Настольной книгой экскурсовода, проводящего экскурсии в православных храмах, должен стать труд митрополита Димитрия Ростовского «Четьи Минеи». Эта книга предназначена верующим на каждый день. В ней помещены описания жития святых, выдержки из Священного Писания, множество поучений и статей духовного содержания. Показано насколько это трудоемкий, но в тоже время и очень интересный и познавательный, процесс.
В ходе подготовки был изучен теоретический материал для решения поставленных задач. Выявлены особенности религиозных экскурсий, проведен анализ архитектурных объектов острова Кижи, которые представляют наибольший религиозный интерес.
Кижи сегодня – яркий пример того, сколь плодотворным может быть сотрудничество музея и Церкви.
Много лет остров Кижи существовал как дивный оазис деревянного зодчества, волшебное окно в «былую Россию» - безвозвратно ушедшую. Заботливыми усилиями сотрудников музея-заповедника минувшие века воскресали перед посетителями Кижей в своем материальном выражении – в бревенчатых стенах храмов, часовен и домов, в тщательно воссозданных интерьерах, в самом расположении памятников. Но жизнь медленно покидала кижские берега. Все меньше оставалось на острове местных жителей, исконных кижан, не звучала в церквах молитва, насильственно прерванная в 1937 г. Бревенчатые стены утратили свое содержание.
Подобное положение вещей должно было вполне устраивать музейную администрацию, ведь известно, что «живая жизнь» несет памятникам архитектуры – особенно деревянным – угрозу разрушения. И однако именно по инициативе музея в 1993 г. на острове Кижи был зарегистрирован церковный приход.
Первое богослужение состоялось здесь в 1994 г. Божественную литургию служил епископ Петрозаводский и Карельский Мануил (Павлов). Регулярные службы на Кижах проводятся с 1997 г. – пока только в Покровской церкви, поскольку Преображенская реставрируется и закрыта для посещений. В дальнейшем предполагается возобновить богослужебную жизнь и в этой церкви.
Список литературы:
Приложения
Приложение 1
Краткий словарь церковных терминов
Иконы - представляют собой живописные изображения, как правило, на дереве Иисуса Христа, Богоматери и святых. Иконописный канон устанавливает черты святых, детали сюжета и атрибуты мученической кончины. Помимо писанных красками, бывают иконы резные и отлитые из металлов.
Иконостас — отделяющая алтарь от центральной части храма стена, на которой в несколько рядов помещены иконы. Слева и справа находятся дьяконские врата, в центре - Царские врата, на которых изображены Благовещение и четыре евангелиста, сверху — икона Тайной Вечери. В первом ярусе слева от Царских врат расположена икона Матери Божией, справа – Спасителя, затем храмовая икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого освящен престол храма. Во втором ярусе размещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем - иконы апостолов, в четвертом - иконы пророков.
Распятие — большой деревянный крест с рельефным изображением распятого Господа. Крест укрепляется на подставке в виде горы Голгофы, на которой изображен череп Адама.
Мощевик — особый ларец, в нем под стеклом хранятся частицы мощей — тел святых христианской церкви, оставшихся нетленными после их кончины.
Гроб Господень - большого размера гроб под сенью, которому поклоняются верующие в память крестной смерти Христа. В нем находится плащаница.
Плащаница — большой плат, на котором изображено тело умершего Христа. Плащаница выносится накануне Пасхи для поклонения и целования верующими.
Потир (Святая Чаша) — один из священных богослужебных сосудов жертвенника алтаря. Он используется в главном таинстве христианской церкви евхаристии — из него причащают верующих. Потиры имеют форму кубка.
Престол — особо освященный четырехугольный стол, находящийся посредине алтаря. Он украшен двумя одеждами, нижней из белого полотна и верхней из более дорогой ткани, чаще всего из парчи. Их цвет зависит от праздника. На престоле находятся антиминс, Евангелие, крест, дарохранительца и дароносица.
Антиминс — освященный архиереем шелковый плат, который вшиты частицы мощей святого.
Хоругвь — знамя Христово, знамя церкви. Их ввел Константин Великий, заменив на воинских знаменах крестом орла и монограммой Христа изображение императора.
Купель - металлический сосуд с водой, в который во время таинства крещения погружают младенца. По форме он напоминает чашу, на нем изображен крест, и к нему крепится подсвечник для трех свечей.
Фреска - живописное изображение красками, разведенными на воде, по сырой штукатурке на стенах, потолке и сводах храмов. Сюжетами фресок часто являются события Ветхого либо Нового Заветов.
Солея – небольшое огороженное возвышение перед алтарем. Средняя часть солеи перед Царскими вратами называется амвоном. Это место причащения, оглашения проповедей.
Панихидный стол — большой прямоугольный подсвечник для множества свечей, на котором изображена гора Голгофа с распятием и фигурами предстоящих Матери Божией и апостола Иоанна. Единственный в храме подсвечник, где ставятся свечи за усопших, перед ним совершается служба об упокоении.
Приложение 2
Правила поведения в храме:
Перед входом в храм все мужчины обязаны снять головные уборы. Женщины же, наоборот, должны покрыть голову платочком или надеть какой-либо другой головной убор.
Экскурсовод должен, подчеркнуть, что наложение крестного знамения не является обязательным для представителей других конфессий и атеистов.
Определенные требования предъявляются к поведению и одежде людей, пришедших в храм. Еще строже эти требования к экскурсоводу. Его благочестивое поведение, благопристойный внешний вид являются необходимым условием при проведении экскурсии в храме. Поведение группы в храме не должно оскорблять религиозных чувств верующих, что лежит на ответственности экскурсовода. Ему надлежит мягко корректировать поведение группы.
Информация о работе Религиозная экскурсия по о. Кижи Республика Карелия