Саморегулирование в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение саморегулирования и саморегулируемых организаций в сфере туризма.
Задачи работы:
- изучить саморегулирование и организацию управления;
-рассмотреть саморегулирование в туризме;
- рассмотреть организации с саморегулирование;
- ознакомится со стандартами организаций, используемые в саморегулировании в туризме .

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Саморегулирование
1.1 Саморегулирование общие понятия...................................................................4
1.2 Функции и инструменты управления ................................................................9
1.3. Саморегулирование в России................................................. .........................11
2.Саморегулирование в туризме.
2.1 Саморегулируемые организации в туризме.....................................................18
2.2 Стандарты организации........................................................ ............................25
Заключение.................................................................................................................37
Список использованной литературы.......................................................................39

Вложенные файлы: 1 файл

Тема курсовой.docx

— 59.63 Кб (Скачать файл)

Функция мотивации оказывает влияние  на коллектив в форме побудительных  мотивов к эффективному труду  общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных  мер.

Функция контроля проявляется в форме  воздействия на коллектив людей  посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения  их до руководителей, подразделений  и служб управления с целью  подготовки управленческих решений. Эта  функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных  показателей работы и анализа  причин отклонений.

Функция регулирования деятельности организации  непосредственно сочетается с функциями  контроля и координации. В результате воздействия внешней и внутренней среды на производственный процесс  происходит отклонение от заданных параметров производственного процесса, выявленных в ходе контроля и оперативного учета, что в конечном счете требует регулирования процесса производства.

1.3. Саморегулирование в России.

Согласно  Закону РФ о саморегулируемых организациях “под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или  профессиональной деятельности и содержанием  которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль над соблюдением требований указанных стандартов и правил”. Таким образом, основной идеей введения саморегулирования является распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка, что в перспективе дает возможность минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов, при сохранении ответственности бизнеса перед потребителями.

Кроме того, саморегулирование играет важную роль в повышении качества и безопасности услуг и продукции, т.к. саморегулируемые организации (СРО) в целях повышения  конкурентоспособности своих членов может устанавливать собственные  стандарты качества и безопасности.

Человеку, как существу коллективному, свойственно  не только образовывать семьи для  выживания и продолжения рода, но также объединяться с современных саморегулируемых организаций можно найти в самых отдаленных себе подобными по роду деятельности и профессии. Прообразы человеческой истории, их обязательным условием возникновения становилось усложнение экономических связей между людьми, возникновение городов, необходимость защиты собственных интересов.

Первой  саморегулируемой организацией, зафиксированной  в истории, стала группа врачей, клятва Гиппократа – это, по сути, первый стандарт деятельности. Средневековая Европа, представляющая собой замкнутые  сословные корпорации, может дать примеры различных самоорганизаций  человеческих обществ. Италия Х века стала родиной цеховой организации производства, вышедшей позже за пределы итальянских городов-государств, и объединявшей представителей одной профессии, в том числе и с целью отстаивания интересов цеха перед властью, поддержания честной конкуренции внутри объединения, укрепления собственных позиций на рынке за счет производства качественных товаров. В то же время примером подобной организации может служить объединение Вольных Каменщиков со своим уставом и нормами поведения, или ливрейные корпорации в Англии, существующие и в наше время. Можно вспомнить также средневековые объединения купцов – гильдии, создаваемые для защиты торговли и купечества от власти феодалов и пиратов, а также для получения привилегий.

Самоуправление  было положено в основу такого правового  института, как адвокатура и коллегии адвокатов. При проведении правовой реформы 1864 г. адвокатура создавалась  как самоуправляющаяся организация. Более 20 лет назад обязательность членства в адвокатуре была закреплена Законом СССР «Об адвокатуре в  СССР» (принят 30 ноября 1979 г.). До указанного Закона этот вопрос регулировался различными нормативными правовыми актами, но требование о членстве в адвокатуре сохранялось. Аналогичная идея заложена и в деятельность нотариата и  нотариальных палат. Прообразом саморегулируемой организации как союза предпринимателей являлась созданная в 1870 г. Московская биржа, уставом которой на ее представительный орган биржевой комитет возлагалась  защита интересов биржевого общества перед государственными организациями.

В новейшей истории развития правового обеспечения  деятельности саморегулируемых организаций  в Российской Федерации можно  условно выделить два этапа становления.

В 1995 году понятие «саморегулируемые  организации» было впервые закреплено законодательно.

В эти  годы правовой статус саморегулируемых организаций был регламентирован  только в отраслевых ценным бумагам и фондовому рынку.

 законодательных и подзаконных  актах. Институт саморегулирования был введен в таких отраслях как рынок ценных бумаг, инвестиционные фонды, арбитражные управляющие, негосударственные пенсионные фонды, жилищные накопительные кооперативы, оценочная деятельность, кадастровые инженеры. Первый этап длился более 10 лет — до 2007 года, когда был принят Федеральный законом № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. — базовый нормативный правовой акт для деятельности СРО. В соответствии с этим законом стало возможным уточнение общих требований к саморегулированию в отраслевых законах, включающих регламентирование деятельности СРО, учитывающее специфику профессиональной деятельности. Закон стал отправной точкой для активного развития саморегулирования в других отраслях экономики и, фактически, началом следующего этапа развития саморегулирования в Российской Федерации.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в том числе  обязал арбитражных управляющих  вступать в СРО. Федеральный закон № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в РФ» в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 157-ФЗ) заменил лицензирование оценщиков обязательным членством в СРО.

С января 2009 года происходит замена государственного лицензирования в строительстве  на саморегулирование проектной, строительной и инженерно-изыскательской деятельности через обязательное членство в СРО. С января 2010 года официальное разрешение на осуществление профессиональной деятельности в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий  – допуск к видам работ –  можно получить, только став членом саморегулируемой организации.

С марта 2012 г. по данным мониторинга, проведенного Национальным Институтом Системных  Исследований Проблем Предпринимательства (НИСИПП), в Российской Федерации  зарегистрировано 1003 СРО, охватывающих 26 видов профессиональной и предпринимательской  деятельности, государственную регистрацию  которых осуществляют 7 федеральных  органов исполнительной власти. Требование об обязательном членстве хозяйствующих  субъектов в СРО установлено  для 10 видов предпринимательской  и профессиональной деятельности. Отрасли-лидеры по количеству СРО – это строительство (проектировщики, строители, изыскатели) — 445 организаций и энергетический аудит – 133 саморегулируемых организации.

Все больше предпринимателей объединяются в профессиональные саморегулируемые организации (СРО) на добровольных началах. На конец марта 2012 г. в государственный реестр СРО Росреестра включена информация о 245 СРО в различных сферах деятельности.

К началу 2012 года в Российской Федерации федеральным  законодательством было установлено  обязательное членство в саморегулируемых организациях для участников профессиональной или предпринимательской деятельности в 10 сферах деятельности: 
-деятельность арбитражных управляющих;

-аудиторская деятельность; 
-кредитная кооперация;

-оценочная деятельность;

-деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;

-инженерные изыскания;

-архитектурно-строительное проектирование;

-строительство;

-деятельность в области энергетического обследования;

-теплоснабжение.

Специальным законодательством установлена  возможность создания саморегулируемых организаций в девяти сферах деятельности, членство в которых для субъектов  профессиональной или предпринимательской  деятельности является добровольным:

-профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;

-деятельность негосударственных пенсионных фондов;

-кредитная кооперация;

-кадастровая деятельность;

-рекламная деятельность;

-деятельность жилищных накопительных кооперативов;

-деятельность патентных поверенных;

-посредническая деятельность по урегулированию споров (медиация);

-деятельность микрофинансовых организаций.

В отдельных  сферах деятельности саморегулируемые организации создаются по собственной инициативе профессиональных участников рынка исключительно в рамках 315-ФЗ. На добровольных началах к марту 2012 года уже созданы СРО:

- производителей  стройматериалов

- переработчиков  мусора

- лифтовиков

-управляющих  недвижимостью

-производителей  в сфере физической культуры  и сопрта

- пожарной  безопасности

-саморегулирование в строительной сфере.

Правовое регулирование  деятельности саморегулируемых организаций  содержится, как правило, в конкретном нормативном акте, устанавливающем необходимость их создания в определенной сфере общественных отношений. 
выделить ключевые признаки, необходимые для признания образования саморегулируемой организацией.

1) по своему статусу  данные организации относятся  к некоммерческим организациям;

2) основаны на членстве;

3) объединение строится  по профессиональному признаку;

4) основная цель – регулирование  деятельности участников на условиях  автономии;

5) участниками объединения  являются предприниматели.

  Основной целью саморегулируемых организаций является обеспечение условий профессиональной деятельности своих членов. Они призваны выполнять следующие функции: защищать интересы участников объединения, оказывать содействие в осуществлении профессиональной деятельности и создавать особую систему контроля за деятельностью участников саморегулируемой организации. Разработчики законопроекта о саморегулируемых организациях целью создания подобных юридических лиц назвали разработку и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Саморегулирование в  туризме. 
2.1.Саморегулируемые организации в сфере туризма. 
         Рассматривая вопросы создания СРО в туризме в целом и туристской деятельности, актуально сформулировать основные особенные требования к СРО в сфере туризма, которые предлагается положить в основу поправок и дополнений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». 
          Некоммерческая организация включается в государственный реестр СРО туризма при условии соответствия ее следующим требованиям: 
1) объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 100 физических лиц или не менее 50 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации; 
2) наличия утвержденных правил осуществления предметной туристской деятельности и внешнего контроля качества работы членов СРО туризма, а также принятого кодекса профессиональной этики туризма (туроператоров и турагентов, иных туристских организаций или предприятий, индивидуальных предпринимателей, предоставляющих туристские услуги); 
3) обеспечения СРО туризма дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями туристских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО туризма. 
          Все и любые виды туристской деятельности, связанные с предоставлением туристских услуг (туроператорских, турагентских в рамках туристского продукта, или комплексных и отдельных, не образующих туристский продукт, или отдельных услуг) населению или иным заказчикам на территории России, в том числе и иностранным потребителям (туристам и заказчикам) должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией в сфере туризма по принадлежности — свидетельства о допуске к таким видам работ. 
          Участие в саморегулируемой организации — должно быть непременным условием легитимной туристской деятельности всех видов —туроператоров, турагентов и иных предприятий и организаций, предоставляющих туристские (отдельные или комплексные) услуги в части организации туризма населению и иных заказчикам. 
          Основными целями СРО туризма являются: 
- повышение качества предоставляемых потребителю туристских услуг любого ассортимента, вида и направленности; 
- установление финансовой гражданской ответственности перед потребителем за не предоставление или некачественное предоставление туристских услуг; 
- предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие не предоставления или некачественного предоставления услуг. 
- повышение качества предоставления всех и любых видов туристских услуг и туристского продукта; 
- предоставление гарантии каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристских услуг и туристского продукта; 
- возврата денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за туристские услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта; 
- выплаты денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных туристом или иным заказчиком в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания. 
           Саморегулируемая организация в сфере туризма обязана разработать и утвердить: 
1.требования к выдаче свидетельств о допуске к работам в сфере туристской деятельности по категория и видам направлений предоставления услуг;  
2. правила контроля в области саморегулирования — документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами СРО туризма требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования; 
3. документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия и мер имущественной ответственности за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования. 
             СРО туризма вправе и должна разработать и утвердить: 
1) стандарты саморегулируемых организаций — документы, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила предоставления услуг в рамках туристского продукта и комплексов услуг, а также и отдельных услуг, не обладающих признаками туристского продукта, требования к результатам указанных работ и услуг, системе контроля за их оказанием; 
2) правила саморегулирования — документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов СРО туризма, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; 
3) сметы текущей деятельности, включая налогообложение, и расходов на функционирование и оплату административно-управленческого аппарата (АУП). 
СРО туризма не вправе разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие обязательные требования к членам этой саморегулируемой организации, их деятельности. 
         Документы СРО туризма не должны: 
- противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям технических регламентов; 
- противоречить целям, создания саморегулируемых организаций; 
- устанавливать конкурентные преимущества для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся учредителями такой организации; 
- привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу организаторов туризма и потребителей (туристов или заказчиков туристского продукта), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам. 
 Правилами саморегулирования могут устанавливаться: 
1) условия, подлежащие включению в договоры: 
а) с прямыми исполнителями туристских и иных услуг, обеспечивающие защиту интересов заказчиков работ, которые оказывают влияние на безопасность туризма и туристов, а также их имущества; 
б) туроператоров и турагентов о реализации туристских услуг и туристского продукта; 
в) с туристами о реализации туристских услуг и/или туристского продукта. 
2) требования к исполнителям туристских и иных услуг, которые оказывают влияние на безопасность туристской деятельности и туризма, относительно предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций с заказчиками этих работ, пользователями результатами этих работ; 
3) требования о страховании членами СРО туризма гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие непредоставления услуг или ненадлежащего исполнения услуг, которые оказывают влияние на безопасность туризма и туристов, условия такого страхования; 
4) требования об обязательном и дополнительных видах страхования, связанных с предоставлением услуг туризма и рисков, о страховании работников туристских организаций (организаторов туризма) и индивидуального предпринимателей, а также работников юридического лица от несчастных случаев и болезней, условия такого страхования; 
5) требование о наличии сертификатов соответствия услуг и классификации объектов туристской индустрии, которые оказывают влияние на безопасность туризма и туристов, сертификатов системы управления качеством таких работ, выданных при осуществлении добровольного подтверждения соответствия в определенной системе добровольной сертификации; 
6) требования к содержанию рекламы, распространяемой исполнителями услуг объектов туристской индустрии, которые оказывают влияние на безопасность туризма и туристов. 
7) требования к образовательному цензу руководителя и основных исполнителей, например, опыт работы не менее трех лет в сфере туризма, наличие специального профессионального образования. 
8) свод этических норм и правил при осуществлении туристской деятельности (Кодекс профессиональной этики туризма), включая ответственность за нарушение принятых норм и правил. 
       Документы СРО туризма, изменения, внесенные в эти документы, решения о признании их утратившими силу считаются принятыми саморегулируемой организацией, если за принятие этих документов, изменений, решений проголосовали более чем пятьдесят процентов от общего числа членов такой организации, и вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их принятия. 
        Документы СРО туризма, изменения, внесенные в документы, и решения, принятые общим собранием членов саморегулируемой организации или постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, в срок не позднее чем через три дня со дня их принятия подлежат размещению на сайте этой саморегулируемой организации в сети "Интернет" и направлению на электронном и бумажном носителях в орган надзора за СРО туризма. 
 Требования к членству в СРО туризма 
1. СРО туризма устанавливает требования к членству в ней туристских организаций и предприятий, а также индивидуальных предпринимателей, которые должны быть едиными соответственно для всех туритстских организаций-членов СРО туризма . 
2. Требованиями к членству туристских организаций в СРО туризма являются следующие: 
1) коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением государственного или муниципального унитарного предприятия; 
2) численность персонала, являющихся постоянными работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее пяти человек; 
3) доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая туристской организации, должна быть не менее 51 процента; 
4) безупречная деловая репутация; 
5) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы; 
6) уплата взносов в СРО туризма и заключение договоров страхования гражданской ответственности в размерах и порядке, которые устанавливаются ею; 
7) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) СРО туризма; 
8) наличие установленного законом финансового обеспечения туроператорской деятельности и наличие реестрового номера в Едином федеральном реестре туроператоров Ростуризма (для туроператоров). 
3. Требованиями к членству индивидуальных предпринимателей в СРО туризма являются следующие требования: 
1) наличие высшего профессионального образования и опыт работы не менее трех лет; 
2) безупречная деловая (профессиональная) репутация; 
3) уплата всех взносов в СРО туризма в размерах и порядке, которые устанавливаются ею (вступительный и ежегодный, текущие); 
4) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) СРО туризма. 
   Примером работы саморегулируемой организации является «Российский Союз Туриндустрии». 
Российский Союз Туриндустрии - крупнейшее отраслевое объединение, в которое входят туроператоры, турагентства, гостиницы, санаторно-курортные учреждения, транспортные, страховые, консалтинговые, IT-компании, учебные заведения, СМИ, общественные и иные организации в сфере туризма. 
   На сегодняшний день, с учетом ассоциированных членов, организаций, входящих в ассоциации и союзы, а также объединенных в сети турагентств, РСТ представляет интересы более 2500 предприятий туриндустрии из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В структуру РСТ входят 10 региональных отделений - Северо-Западное, Приморское, Красноярское, Хабаровское, Тверское, Нижегородское, Бурятское, Удмуртское, Ростовское, Приволжское региональные отделения РСТ. В рамках Союза работают комиссии: санаторно-курортная, по внутреннему туризму, правовая, страховая, автобусная. Предприятия-члены РСТ зарегистрированы и имеют филиалы в более чем 70 городах России. 
 РСТ был создан в 1993 г. До 2002 года организация называлась Российской ассоциацией туристических агентств (РАТА). Основные задачи РСТ – создание в стране цивилизованного туристского рынка и повышение конкурентоспособности национального туристского продукта услуг в сфере туризма. 
 РСТ защищает коллективные интересы участников Союза и права обслуживаемых ими клиентов, участвует в работе по: 
• совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере туризма; 
• противодействию монополизации туристского рынка; 
• оперативному разрешению конфликтных ситуаций в сфере туризма; 
• привлечению инвестиций для развития туристской инфраструктуры; 
• совершенствованию системы подготовки кадров; 
• созданию новых турпродуктов и продвижению новых туристских направлений; 
• внедрению новых технологий. 
 РСТ участвует в разработке проектов законов, реализует маркетинговые, образовательные, информационные проекты, в числе которых – ежедневная электронная газета RATA-news, серия каталогов по въездному туризму Just Russia, общероссийский добровольный Генеральный реестр туристических агентств, информационная поддержка туристских брендов и дестинаций, организация инфотуров для руководителей предприятий туриндустрии и журналистов. 
 РСТ - член Всемирной туристской организации (ЮНВТО), Торгово-промышленной палаты РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

2.2 Стандарты организаций.

  Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок. 
 Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 12 настоящего Федерального закона. 
Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта. 
 Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. 
 Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией. 
 Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Стандарт организации - стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей, установленных статьей 17 Федерального закона «О техническом регулировании», для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследования (испытаний), измерений и разработок. 
 Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. 
 Продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме, и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. 
 Технический регламент - документ, который принят в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или федеральным законом, или Указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе, зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Информация о работе Саморегулирование в туризме