Санаторно-курортный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе необходимо достичь следующей цели: охарактеризовать этапы развития санаторно-курортного туризма в России. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. охарактеризовать содержание понятия санаторно-курортного туризма;
2. описать процесс развития санаторно-курортного туризма в мире;
3. дать характеристику развития санаторно-курортного туризма в России;

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы изучения санаторно-курортного туризма.
1.1. Содержание понятия санаторно-курортного туризма.
1.2. Развитие санаторно-курортного туризма в мире.
Глава 2. Санаторно-курортный туризм в России.
2.1. Формирование и развитие санаторно-курортного туризма в России.
Заключение.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 1 - копия.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Период 1922 - 1928 гг. характеризуется совершенствованием руководства курортами. В 1923г. при Наркомздраве создано Главное курортное управление.

До начала Великой Отечественной  войны строительство санаториев получило большой размах. На лечение  направлялись преимущественно рабочие  с производства. Повысилась культура медицинского обслуживания на курортах.

В годы войны на базе санаториев была развернута мощная сеть тыловых госпиталей. Лечение в них способствовало быстрейшему выздоровлению и возвращению в строй раненых и больных.

Курорты и санатории, оказавшиеся на временно оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории, подверглись полному или частичному уничтожению и разграблению. В Крыму, например, из 168 санаториев уцелело всего несколько. Еще до окончания войны в освобожденных районах началось успешное восстановление санаторно-курортных учреждений. К 1950 г. в стране действовало свыше 2 тыс. санаториев, что превышало довоенный уровень. («Курортное дело», Ветитнев, Журавлева, с.126-143)

В советский период курорты  в России принадлежали в основном государству, санатории – профсоюзам, министерствам и т.д. Развитие осуществлялось за счет госбюджета и собственных средств курортных учреждений. В основу развития было положено бережное отношение к природным лечебным факторам, рациональное использование территорий.

 

4. Переходный период (с  1992г.) – формирование рынка санаторно-курортных услуг.

Реформы 1992г. разрушили  основы прежнего функционирования курортного комплекса страны, не создав новых. Фонды социального страхования  перестали выделять средства профсоюзам, которые в связи с этим утратили функции распределения путевок.

За период с 1990 по 1995г. численность курортников уменьшилась  более чем в 3,6 раза. В 1995г. истекли  нормативные сроки эксплуатации более 1,5 тысяч деревянных корпусов, а 107 здравниц нуждались в полной реконструкции.

Наиболее значительные изменения на курортах произошли в связи с приобретением здравницами новых организационно-правовых форм. В государственном секторе осталось чуть более трети предприятий, остальные здравницы приобрели статус акционерных обществ или являются курортными филиалами крупных предприятий.

Приобретение хозяйственной  самостоятельности рекреационных  предприятий, отсутствие централизованного  распределения путевок и дотаций  на них привели к созданию своеобразного  рынка путевок. Резко возросло количество туристов, приобретающих путевки за полную стоимость и предъявляющих совершенно иные требования к уровню сервиса и разнообразию курортных услуг, т.е. изменился спрос.

С 2002г. Полностью прекратилось финансирование государством санаторного  лечения по линии социального страхования, показатели заполняемости курортов снизились на 7-10%. Небюджетные здравницы окончательно утратили поддержку государства.

В результате постепенной  адаптации курортного комплекса  страны к рыночным условиям в 2001-2004гг. положение стабилизировалось, количество туристов стало расти на 5-10%. («Курортное дело», Ветитнев, Журавлева, с.143-147)

К сожалению, приходится констатировать, что число санаторно-курортных учреждений в стране продолжает сокращаться.   
Функционирование санаторно-курортных учреждений в условиях рынка требует от руководителей совершенно другого отношения к делу, нежели это было в условиях распределительной системы. На первый план выходит знание механизма рыночных отношений, конъюнктуры рынка. Если раньше санатории гарантированно имели оптового покупателя в лице фонда социального страхования, зачастую невзыскательного к качеству санаторных и оздоровительных услуг, то теперь директора и главные врачи вынуждены учитывать в большей степени потребности и запросы пациентов, отдыхающих, организовывать лечение и сервисные услуги на конкурентно-способном уровне. К такой жесткой конкуренции оказались готовы не все санатории. К тому же сказалась и диспропорция между относительно высокой потребностью в санаторно-курортных услугах и отсутствием возможности их получения из-за низкой платежеспособности населения. Между тем из-за высокой стоимости коммунальных услуг, энергоносителей, стоимость путевок возросла. Для продвижения санаторно-курортного турпродукта туристским фирмам необходимо обратить внимание на использование ресурсов санаторно-курортного комплекса. Особенно перспективным является заполнение учреждений санаторно-курортного хозяйства в низкий сезон туристами, прибывшими с деловыми целями. Более того большинство здравниц, созданных в советские годы, обладают необходимой инфраструктурой: актовые залы, помещения для переговоров, кинозалы и другое. Такой подход (совмещение лечебных и конгрессных функций) позволит повысить доходность здравниц, что будет способствовать улучшению качества услуг, модернизации оборудования.  

 

6. Заключение.

Путешествия с лечебными  целями имеют давнюю историю. Еще  древние греки и римляне использовали целебные источники и места с  благоприятным климатом для того, чтобы поправить свое здоровье. На курорты прибывали не только больные, но и здоровые люди, желавшие отдохнуть и располагавшие для этого достаточными средствами.

Менялись времена, но мотивация путешествий остается прежней. Целебные свойства природных  факторов, как и раньше, привлекают больных в курортные местности. Потоки туристов с лечебными целями пока не так многочисленны, как масса желающих отдохнуть и развлечься, но они стремительно растут, расширяется их география.

Санаторно-курортное  обслуживание является  одной из особо важных отраслей туризма, но, к сожалению, в нашей стране, особенно в годы становления рыночной экономики эта сфера не стала такой же прибыльной и эффективной как в  других странах. Курорты пережили  сложные годы, но наблюдаемый подъем в течение 1998-2004 годов свидетельствует, что санаторно-курортная отрасль постепенно становится одной из наиболее динамично развивающихся и все больше и больше привлекает не только рекреантов, но и инвесторов. Сформировался рынок санаторно-курортных услуг и возникла необходимость обеспечения прибыльной работы здравниц. В связи с этим в санаториях появились новые должности, подразделения и целые направления, ранее не представленные в этой сфере.

Желательно, чтобы в  каждом регионе была группа курортов с разнообразными направлениями  лечебного действия, предназначенных для местного населения, так как для отдыхающих на курортах, особенно пожилых и людей с ослабленным здоровьем, пребывание в иных природных зонах или часовых поясах требует долгой акклиматизации в новых условиях, а также и по возвращению. Это может привести к низкой эффективности лечения на удаленном от постоянного места проживания курорте.

Санаторно-курортный  комплекс России — огромная индустрия  здоровья, которая в материальном отношении представлена мощной сетью учреждений. Ведущую роль в ней занимают санатории, санатории-профилактории, бальнео-грязелечебницы, санаторно-оздоровительные лагеря. И все это — лечебно-профилактические учреждения, основным видом деятельности которых является, прежде всего, медицина, направленная на профилактику, а значит, и снижение заболеваемости и инвалидности.

На развитие санаторно-курортного туризма влияют внутренние и внешние факторы. Это и развитие уровня образования, культуры и эстетических потребностей, и развитие средств размещения, транспорта, предприятий общепита, рекреационной сферы. Огромная роль в сфере санаторно-курортного туризма играет организация проведения тура. Это организация размещения, проживания, питания, лечения, а также транспортная и досуговая организация.

Согласно вышесказанному, можно сделать вывод о том, что санаторно-курортный туризм очень важен для человека. Во-первых, это не только развлекательный, но и познавательный вид деятельности. Во-вторых, это профилактика и лечение здоровья, посещение различных водных источников, грязелечения и др. виды оздоровления. Благоприятные природно-климатические условия сопутствуют выздоровлению человеческого организма. Для этого необходимо беречь и сохранять нетронутые участки природы, ценных для науки, экономики, культуры.

Таким образом, функционирование санаторно-курортного комплекса непосредственно влияет на экономическое положение страны в целом, поскольку, восстанавливая трудоспособность работающего населения, снижает затраты на здравоохранение, социальное обеспечение.

 

Список использованной литературы.

 

  1. Александрова, А.Ю.  Международный туризм: Учебное пособие для вузов/ А.Ю.Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 464с.
  2. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма /А.В.Бабкин. – Ростов-на Дону: Феникс, 2008. – 252с.
  3. Ветитнев, А.М. Курортное дело: Учебное пособие / А.М.Ветитнев, Л.Б. Журавлева. – М.: Кнорус, 2007. – 528с.
  4. Глушко, А.А., География туризма / А.А. Глушко, А.М. Сазыкин. - Владивосток: Дальневосточный университет, 2002. – 265с.
  5. Дурович, А.П., Организация туризма / А.Дурович. -  СПб.: Питер, 2009. – 320с.
  6. Зорин, И.В., Менеджмент туризма: туризм как вид деятельности: Учебное пособие / И.В.Зорин, Т.П.Каверина. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 288с.
  7. Кусков, А.С., Курортология и оздоровительный туризм / А.С.Кусков, О.В.Лысикова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 317с.
  8. Лукьянова, Н.С., География туризма: туристские регионы мира и России. Практикум: учебное пособие / Н.С. Лукьянова. – М.: Кнорус, 2010. – 168с.
  9. Самойленко, А.А., География туризма: Учебное пособие/ А.А. Самойленко, Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 368с.
  10. Соколова, М.В., История туризма: учебное пособие / М.В.Соколова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 352с.
  11. Старикова, Ю.А., Санаторно-курортное дело: Конспект лекций / Ю.А. Старикова. – М.: А-Приор, 2010. – 96с.
  12. Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политике Российской Федерации: www.minstm.gov.ru
  13. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России: www.russiatourism.ru

 


Информация о работе Санаторно-курортный туризм