Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:41, реферат
Славянофи́льство — литературно-философское течение общественной мысли, оформившееся в 40—х годах XIX века, представители которого утверждали о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии.
Славянофи́льство —
литературно-философское течение общественной
мысли, оформившееся в 40—х годах XIX века,
представители которого утверждали о
существовании особого типа культуры,
возникшего на духовной почве православия,
а также отвергали тезис представителей
западничества о том, что Пётр Первый возвратил
Россию в лоно европейских стран и она
должна пройти этот путь в политическом,
экономическом и культурном развитии.
Течение возникло как антипод западничества,
сторонники которого выступали за ориентацию
России на западноевропейские культурные
и идеологические ценности. Как писал
Ю. М. Лотман, «Отношение к западному миру
было одним из основных вопросов русской
культуры на всем протяжении послепетровской
эпохи. Можно сказать, что чужая цивилизация
выступает для русской культуры как своеобразное
зеркало и точка отсчёта, и основной смысл
интереса к „чужому“ в России традиционно
является методом самопознания». В то
же время Ю. М. Лотман категорически отвергал
утверждение, что русские славянофилы —
носители «подлинно русских начал», «противостоящие
западной цивилизации». По его мнению,
истинное славянофильство первой половины
XIX века представляло собой «русское отражение
идей немецкого романтизма», что, однако,
«ни в коей мере не унижает его оригинальности
и органичности для России»
Славянофильство представляло собой мощное
общественное и интеллектуальное движение,
выступившее своеобразной реакцией на
начавшееся ещё в эпоху Петра I внедрение
в России западных ценностей. Славянофилы
стремились показать, что западные ценности
не могут в полной мере прижиться на российской
почве и как минимум нуждаются в некоторой
адаптации. Призывая людей обратиться
к своим историческим основам, традициям
и идеалам, славянофилы способствовали
пробуждению национального сознания.
Многое ими было сделано для собирания
и сохранения памятников русской культуры
и языка (Собрание народных песен П. В. Киреевского,
Словарь живого великорусского языка
В. И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев,
Самарин и др.) заложили основу научного
изучения русского крестьянства, в том
числе его духовных основ. Огромный вклад
славянофилы внесли в развитие общеславянских
связей и славянское единство. Именно
им принадлежала главная роль в создании
и деятельности славянских комитетов
в России в 1858—1878 гг.
Киреевский философски обосновывает идею
о самобытности исторического пути русского
народа и самобытности русской культуры.
А. Хомяков в своих богословских сочинениях
поднимает православное богословие на
высшую ступень, философски обосновывает
идею соборности православной церкви
и соборности русского народа. Эти идеи,
так же как и многие другие, развиваемые
славянофилами, не что иное как древние
русские идеи, забытые после Петровской
революции. Изучение истории у славянофилов
было направлено на поиск устойчивых факторов,
влияющих на исторической процесс. Такими
факторами, по мысли славянофилов, не могли
быть ни природно-климатические условия,
ни сильная личность, а только сам народ
как единственный и постоянный действователь
в истории. Славянофилы считали, что экономические,
политические и другие факторы вторичны
и сами определяются более глубоким духовным
фактором верою, обусловливающей историческую
деятельность народов. Народ и вера соотносятся
так, что не только вера создает народ,
но и народ создает веру, причем именно
такую, которая соответствует творческим
возможностям его духа. И.В.Киреевский
критика западного рационализма и философия
цельного духа Киреевский и Хомяков понимали,
что русская мысль более глубоко укорененная
в христианстве, чем западная, способна
выдвинуть новые начала в философии и
других областях умственной деятельности.
Спасение России в развитии православного
просвещения и православной культуры,
а не в подражании культуре европейской.
России необходимо, чтобы православное
просвещение овладело всем умственным
движением современного мира, чтобы, обогатившись
мирской мудростью, истина христианская
тем полнее и торжественнее явила свое
господство над относительными истинами
человеческого разума. Блестящий анализ
противоречивости русских и европейских
принципов дан И. В. Киреевским в статье
О характере просвещения Европы и его
отношения к просвещению России. И.В. Киреевский
раскрыл внутреннюю связь протестантизма
с католицизмом, которая выразилась в
том, что в ходе Реформации в протестантизме
односторонне усилились рассудочные начала,
заложенные еще в схоластике Средневековья.
Это привело к полному господству рационализма.
По этой причине европейская культура
пришла к недооценке духовных основ жизни
и атеизму, отрицающему религиозную веру,
то есть саму движущую силу истории. И
католицизм, и протестантизм, по мнению
славянофилов, противопоставив единство
и свободу, исказили дух первоначального
христианства, которое в полноте своего
божественного учения представляло идеи
единства и свободы неразрывно соединенными
в нравственном законе взаимной любви.
Склад ума, находимый Киреевским у Восточных
Отцов Церкви безмятежная внутренняя
целость духа как основа всего поведения
и мышления. Вместе с христианством этот
тип духовной культуры был усвоен русским
народом, культура которого была чрезвычайно
высока в XII-XIII веках. Целостность и разумность
- основные черты ее, а на Западе - раздвоение
и рассудочность. Во множестве проявлений
жизни ярко выражено это различие 1 в Западной
Европе - рассудочно-отвлеченное богословие,
обоснование истины путем логического
сцепления понятий на Руси - стремление
к истине посредством внутреннего возвышения
самосознания к сердечной целостности
и средоточию разума 2 на Западе - государственность
из насилий завоевания, на Руси - из естественного
развития народного быта 3 на Западе - враждебная
разграниченность сословий в Древней
Руси их единодушная совокупность 4 на
Западе - поземельная собственность - первое
отношение гражданских отношений, на Руси
- собственность только случайное выражение
отношений личных 5 на Западе - законность
формально-логическая, на Руси - выходящая
из быта. Вообще на Западе раздвоение духа,
наук, государства, сословий, семейных
прав и обязанностей в России - стремление
к цельности бытия внутреннего и внешнего
постоянная память об отношении всего
временного к вечному и человеческого
к Божественному - такова древнерусская
жизнь, следы которой сохранились и теперь
в народе.