Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 17:01, курсовая работа
Цель:
1. Изучить город Сморгонь как местечко на Беларуси с богатой историей и культурой.
Задачи:
1. Охарактеризовать историю города Сморгонь.
2. Описать события Великой Отечественной войны на территории Сморгони.
3. Охарактеризовать Сморгонь как культурный центр.
В 1907 году ксендз Ян Курчевский в своей публикации "Католический костел в Сморгони" (Вильнюс, типография Юзефа Завадского) писал: "В 1503 году Ежи (Юрий) Зенович, воевода Новогрудский, заложил в Сморгони, над рекой Оксна, деревянный костельчик под названием святого Михаила (...) ".
С 1805 во владение Сморгони вступил князь Богдан Огинский, после пожара Сморгони в 1806 г. вернул часть костельных участков в двойном размере. В следующем году владельцем Сморгони стал князь Король Пшездецких. Он на основе добровольной договоренности с настоятелем Ливицким 15 августа 1818 г. подписал акт соглашения. В этом акте были обозначены четкие границы церковного имущества. В 1830 г. в Сморгони насчитывалось верующих 2852 человека, и на них было 3 священника .
После поражения восстания против царизма в 1863 году католические костелы почти повсеместно превращались в православные церкви. И в Сморгони с 1866 г., вместо храма Святой Троицы была уже Михайловская церковь. Украшения храма были устранены, фрески забелены, и установлена шатровая крыша с маковкой в русском стиле. До 1918 года храм был православным, хотя в годы Первой мировой войны служба здесь не велась.
В зональном архиве в г. Молодечно есть документ о том, что в 1918 году при немецкой оккупации, а потом и польской, местные католики делают шаги, чтобы вернуть святыню себе. Разрешение было получено. С 1918 г. и до второй половины 40-х годов ХХ в. в костеле опять зазвучал польский язык.
Где-то в 1946 или 1947 году храм был закрыт властями.
После закрытия этот уникальный памятник средневековья быстро теряет сой внешний вид. Только в 70-х годах ХХ в. по инициативе местных властей и Министерства культуры БССР было принято решение о реставрации храма. Государство вложило большие деньги, чтобы кальвинистский сбор в Сморгони снова украшал город.
Кстати, храм реставрировался и раньше. Так, в 1926 году купол расписал белорусский художник Петр Сергеевич.
После реставрации некоторое время здесь размещалась выставочный зал. А в конце 80-х годов ХХ в. храм был передан католической общине.
Жодишский кальвинский собор
Расположен в центре деревни и был построен в 1- й половине 17 века из кирпича. После ремонта известен с начала 19 века как Троицкий костел. Прямоугольное вытянутое по удлиненной оси здание получило крестообразную форму за счет построенного в 1904 году трансепта. Крыши во всех постройках двухсклонные. Главный фасад имеет щитовое завершение и портал при входе. Сцены украшены плоскими лопатами, лучковыми окнами и нишами, завершены профилированным карнизом. Над входом – хоры с лестницей. Собор – памятник архитектурного ренессансу.
Костел Тодеуша в д. Вишнево
Расположен в западной части деревни. Построенный в 1811 г. Из кирпича. Костел- вытянут прямоугольно вверх, накрыт железной крышей. Над квадратной алтарной частью- башня. В интерьере боковые стены расчленены глубокими нишами в которых находятся прямоугольные окна. Алтарная часть на 1/3 выше зальной, освещается тремя прямоугольными проемами и одним полукруглым. Две полуколонны отделяют алтарную часть от зальной. Витая мурованная лестницы ведет к хорам, какие поддерживаются четырьмя колоннами. По периметру зала проходит карнизный пояс. Костел- памятник архитектуры классицизма.
Костел в д. Войстам
Расположен в центре деревни. Построен в начале 20-го столетия с кирпича и камня. Прямоугольный, накрытый двусклонной крышей. Главный фасад украшен двухъярусной башней. На стенах арочные оконные проемы. Внутренний простор украшен широкими арками. Костел- памятник архитектуры в стиле модерн.
Троиций костел в д. Данюшево
На западном крае деревни на правом берегу р. Вилия. Из дерева построен в 1809г. Позже фасад был обмурован. Костел- прямоугольный накрытый двухсклонной крышей. До основного зала пристроена алтарная часть. Главный фасад двухбашенный с стрельчатыми оконными проемами. В интерьере основное помещение перекрыто расписным потолком. Большая узкая алтарная часть. На входе хоры, на четырех столбах. Костел - памятник элективной архитектуры [1, с. 78 - 90].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Чтобы рассказать про все то или описать все то, чем впечатляет человека Сморгонщина, - не хватило бы ни времени, ни многочисленных листов и многотомных книжных изданий. Видно, истина в том, что сделать это просто невозможно.
Невозможно тяжелые испытания выпали на долю наших предков. На земле Сморгонщины трагично скрещивались исторические пути патриотов и врагов, захватчиков и освободителей. По этой земле, безжалостно уничтожающе ее, вел на Москву свою армию Наполеон. По этой же земле он с позором убегал из России, и, остановившись в Сморгони, бросил на верную гибель свое многотысячное войско.
С сентября 1915 года до января 1918 года проходил передний рубеж русско-германского фронта. В эпицентре жестоких боев оказалась и 16- тысячный город Сморгонь, который был полностью разрушен.
Это была страшная правда. Когда после заключения Рижского мирного договора в 1921 году город Сморгонь вошел в состав Польского государства – тут осталось только 154 жителя.
Кровавую бурю Первой мировой войны, около 20 лет угнетений политических и социально – экономических с боку польских властей, период с 1941 – 1945 года, восстановление разрушенного фашистами края – все эти тяжелые этапы истории прошли земляки – сморгонцы вместе с народом родной Белоруссии.
Сморгонщина сохраняет, уважает и чтит свое богатое национальное наследство, увеличивает и усиливает духовные и культурные традиции белорусского народа. Наша земля вспоминает немало известных деятелей культуры и науки, политиков, поэтов и писателей…Среди них Михаил Клеофас Огинский, Францишек Богушевич, Виктор Ровда, Лилия Трохалева, Марьян Дукса, Леонид Мрочко, Арсен Лис и др.
В 2004 году город отпраздновал свое 500-летие. В связи с этим событием в самом центре Сморгони установлен памятный знак (автор проекта памятника Владимир Терабун – сморогонец). Памятник символизирует богатую и славную историю края.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Дембовский Д. Л. История Беларуси.- Минск: Современные знания 2010
2. Мараш И.Я. Сморгонь. - Сморгонь, 1984
3. Пашков Г.П. Память. – Минск, 2004
4. Шарова В.А. История Беларуси : Опорные конспекты - Минск, 2009, - с.89-264.
5. Шоть В.И. Статья из газеты «Светлы шлях»