Современная государственная политика развития туризма и гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: выявить причину отсутствия комплексной политики развития туризма в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-изучить историю развития туризма и гостеприимства в РФ в историческом и правовом аспекте;
- рассмотреть систему государственного регулирования туризма и гостеприимства в РФ;
- определить роль государства в развитии туризма;
- выявить основные средства, методы и инструменты государственного регулирования развития туризма;
- предложить свои рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения государственной политики РФ в области туризма и гостеприимства.

Содержание

Введение
Глава 1. История развития мирового туризма и гостеприимства …………..
1.1 Развитие туризма и гостеприимства в Российской Федерации: исторический аспект …………………………………………………………..
1.2 Основные этапы развития туризма и гостеприимства в Российской Федерации ……………………………………………………………………..
Правовой аспект развития туризма и гостеприимства в Российской Федерации ………………………………………………………………….
Глава 2. Система государственного регулирования туризма и гостеприимства в Российской Федерации ………………………………….
2.1 Процесс государственного регулирования российской рыночной модели развития туризма на федеральном и региональном уровне ……………………
2.2 Основные функции, методы и инструменты государственного регулирования развития туризма ………………………………………………..
Глава 3. Современная государственная политика развития туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………
3.1 Рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области туризма
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы ....................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 77.93 Кб (Скачать файл)

         В условиях нарастания психологической нагрузки, интенсификации жизни людей в индустриальных странах туризм действует как эффективное средство рекреации. Из предмета роскоши он становится потребностью населения высокоразвитых индустриальных стран. Формируется индустрия отдыха со своими институтами, продуктом (услугами), производственным циклом, методами организации и управления производством. 
         Необходимость постоянных международных контактов в целях развития и координации туристских обменов, согласования политических, экономических, социальных и культурных аспектов деятельности стала причиной реорганизации в 1969 г. согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН неправительственной организации МСОТО в межправительственную Всемирную туристскую организацию (ВТО).  
50-60-е гг. - период интенсивного создания инфраструктуры туризма (гостиниц, кемпингов, ресторанов, туристских фирм и т. д.) и начала систематического сбора данных по туризму в мировом масштабе. Европейский въездной туризм 50-х гг. был ориентирован преимущественно на американских туристов и являлся для принимающих стран источником валютных поступлений. В это десятилетие в развитых странах, несмотря на интенсивность труда, благосостояние большинства населения оставалось сравнительно невысоким, поэтому в туризме превалировал спрос на недорогие путешествия, связанные с отдыхом. В 50-е гг. и до середины 70-х наблюдается экстенсивный рост как въездного, так и выездного туризма. (1950 г. - 25 млн прибытий туристов, 1970 г. - 160 млн). В связи с увеличением сегментов потребления туристский рынок становится все более дифференцированным. В 80-е гг. темпы роста замедлились (1991 г. - 450 млн прибытий туристов), но остались устойчивыми при высоком уровне объемов производства. На развитие международного туризма в период 60-90-х гг. оказывали отрицательное влияние следующие факторы: противостояние двух политико-экономических систем - социалистического блока стран и капиталистического; экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг., так как они охватили почти одновременно все развитые капиталистические страны, в том числе США, Японию и страны Западной Европы. Еще сильнее сказывались на развитии международного туризма ухудшение международных отношений и, как следствие, военные расходы, связанные с гонкой вооружений. Например, колониальные войны во Вьетнаме (Франция, 1945-1954; США, 1964-1973 гг.); англо-аргентинский конфликт (1952 г.); шестидесятидневная война на Ближнем Востоке (1967 г.), когда израильские войска вторглись на территорию Египта, Сирии, Иордании; афганская война (1979-1989 гг.); иракские войны против Кувейта за раздел нефтяных месторождений, трагические события в Югославии (1998 г.) и др. При общемировом распространении туризма как сферы обслуживания и отрасли экономики уровень его развития в разных странах существенно отличался. Лидерами выездного туризма стали Япония и Австралия. По въездному туризму лидировали страны Средиземноморья, а также Азии и Северной Африки. 
        Суммарные показатели развития международного туризма по двум группам стран-лидеров приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Суммарная доля "пятерок" стран в глобальном туристском потоке20

№ п/п

1950 г.

1970 г.

1991 г.

1995 г.

Страны

Доля, %

Страны

Доля, %

Страны

Доля, %

Страны

Доля, %

1-я группа

1

США

74

Италия

43

Франция

41

Франция

35

2

Канада

Канада

США

США

3

Италия

Франция

Испания

Испания

4

Франция

Испания

Италия

Италия

5

Швейцария

США

Венгрия

Великобритания

2-я группа

6

Ирландия

17

Австрия

22

Австрия

18

Китай

18

7

Австрия

ФРГ

Великобритания

Венгрия

8

Испания

Швейцария

Мексика

Мексика

9

ФРГ

СФРЮ

Германия

Польша

10

Англия

Англия

Канада

Австрия


 

 
            Развитие техники и технологий производства в индустриально развитых странах способствовало повышению благосостояния населения, увеличению времени отпусков, что в свою очередь положительно влияло на развитие туризма. Характерными тенденциями туризма 80-90-х гг. стало увеличение спроса на туристские услуги среди людей среднего и ниже среднего достатка. Это еще в большей степени дифференцировало туристский рынок, привело к многообразию туристского продукта, рассчитанного на людей с разным материальным достатком, различными интересами, целями и требованиями к уровню сервиса. Вместе с тем дифференциация туристского рынка не исключила стандартизации и унификации туристского продукта, наряду с которыми все заметнее стали процессы его специализации для разных сегментов потребителя и диверсификации (расширения) набора туристских услуг, в том числе как сопутствующих, так и ранее не свойственных туристскому рынку (например, организация выставок, ярмарок, командировок, обучения), а также предложение наряду с услугами сопутствующих товаров. 
         Исходя из анализа тенденций развития туризма за период 50-90-х гг., сделанного Всемирной туристской организацией, можно выделить следующие причины, определившие основные направления в истории развития  международного  туризма:  
- 50-е гг. - период восстановления послевоенной Европы и Юго-Восточной Азии, развития авто- и авиатранспорта, начала систематизации сбора данных по туризму  в мировом  масштабе; 
- 70-е гг. - период устоявшихся тенденций к миру и стабильности в большей части государств, разрешения социально-политических конфликтов, поисков новых форм взаимоотношений стран социалистической и капиталистической направленности, начала неуклонного развития туристских контактов этих стран; 
- 90-е гг. - период высоких технологий индустрии туризма, развития крупных транснациональных корпораций, гостиничных цепей и предприятий питания в странах с благоприятной для развития туризма обстановкой.  
           Таким образом, развитию международного туризма XX в. способствовали политические, экономические, технические, культурологические и социальные факторы (как внутренние, так и внешние). Интенсивное развитие туризма отмечалось в странах с благоприятной внутренней и внешней политикой, устойчивым экономическим потенциалом, достаточным уровнем культуры и социальной поддержки граждан. Следует отметить, что существенное положительное влияние на рост международных туристских обменов оказали развитие транспорта, повышение его комфортабельности при доступных ценах, а также развитие средств информации и коммуникации.

 

1.1. Развитие туризма и гостеприимства  в России: исторический аспект

 

Возникновение туризма на обширной территории нашей  страны уходит корнями в древние  времена и средневековье. Историю  развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией  истории мирового туризма, добавив  к этому деление внутри некоторых  этапов на определенные подэтапы с  учетом специфики развития экономики  России.

Географическое  положение России, расположенной  в центре пересечения торговых путей  между Западом и Востоком, с  древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой  различного рода контактов. С принятием  христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших  из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись  торговые связи. Русские купцы имели  свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники  совершали путешествия к святым местам.

В 1422-1472годах  состоялись знаменитые путешествия  Никитина “ хождения за три моря”, для нахождения новых рынков сбыта. Прошли Персию, Индию, а на обратном пути Сомали, Африканский берег. Никитин все записывал, все замечал.

Огромное  значение в развитии российских путешествий  сыграл Пётр I. Пётр I отправлял людей  не только в деловые поездки, но и  с познавательной целью. Петр наказывал: ”смотреть, видеть и записывать”. Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездил не только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и  заставлял других ездить и лечиться. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт, который создал Петр был назван в честь бога войны  и железа Марса, “Марциальные воды”. В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Дворяне путешествовали по всему  свету. В те времена было престижным побывать в Европе и на Востоке. Путешествия  являлись средством для того, что  бы вырвать человека из его повседневной жизни, расширить кругозор, освоить  язык21.

До середины XIX века в Европе и России путешествия не являлись самоцелью. Путешествия преследовали торговые, образовательные, лечебные, познавательные, миссионерские и религиозные цели. В начале XIX века было положено начало экскурсионной деятельности.

Туризм  игостиничная база превратились в «индустрию услуг», которая в сочетании с  «индустрией развлечений» стала  источником крупных доходов, получения  прибыли. Современная «индустрия гостеприимства»  включает в себя отели, рестораны, бары, курорты, игорные дома, казино, оздоровительные  комплексы.

На Руси постоялые дворы, предшественники  первых гостиниц, появляются в XII—XIII вв. В них гонцы отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы  — «ямы», как их называли, располагались  один от другого на расстоянии конного  перехода.

В связи  с ростом промышленного производства и расширением торговых связей в XVIII —XIX вв. растет население городов, открываются новые гостиницы. В 1818 г. в Москве функционирует 7 гостиниц. В Петербурге в 1900 г. насчитывалось уже 325 гостиниц.

Туризм  в 19 в. в целом не являлся массовым, как в Европе, потому что в стране после отмены крепостного права  в 1861г. уровень прожиточного минимума для основной массы населения  был очень низок, при этом низшие слои населения были абсолютно безграмотными.В 1900 году возникло ”Русское горное общество”. Его учредителями были знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский и другие.

В 1910 г. в России было 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Все они принадлежали частным лицам и были чисто коммерческими предприятиями. Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало развитию туризма нового типа. Именно в советский период туризм приобрел значимость массового социального явления, стал успешно содействовать решению многих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач.

В 1921 году принимается декрет об организации  домов отдыха. Начинается активное строительство турбаз, санаториев, курортных баз, пионерских лагерей  и др.Под дома отдыха отдавались церкви, загородные дома, усадьбы помещиков  и другие дома богатых людей, которые  на сегодняшний день считаются памятниками  архитектуры. Туризм вводится в спортивную классификацию, присваиваются спортивные разряды и звания. Он становится самостоятельным и полноправным видом спорта. В этот период в  словарях и энциклопедиях напишут: туризм - вид спорта - групповые походы...22

Постепенно  улучшается и методическая обеспеченность туризма.Можно сделать вывод, что  к началу 40-х годов в советском  физкультурном движении произошло  окончательное становление и  утверждение туризма как массового, доступного средства физического воспитания людей. Его развитие вполне соответствовало  государственным требованиям того времени.

К 1940 г. гостиницы были построены в 669 городах. В годы Великой Отечественной войны был нанесен огромный ущерб всему народному хозяйству, в том числе и гостиничному.

В послевоенные годы развернулись большие работы по восстановлению, реконструкции и  строительству новых гостиниц. Встала задача по восстановлению подорванного войной здоровья народа, туристские мероприятия  осуществлялись в большей степени  в оздоровительных целях. Возрастала роль туризма в проведении общественно-политических мероприятий.

Уже к 1960 г. в 1364 городах Советского Союза гостей обслуживали в1476 гостиницах. Дальнейший рост материальной и технической гостиничнойбазы в стране определили следующие факторы: развитие существующих городов и появление новых; рост промышленности, науки, культуры и искусства; увеличение материального благосостояния людей. Это создало предпосылки для развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа командированных и отпускников.

Многие  граждане иностранных государств считали  за честь быть представленными к  российскому императорскому двору, побывать в Санкт-Петербурге, открывавшем  для них гораздо более заманчивые перспективы, чем на родине. В Россию ехали сотни и тысячи будущих  экономок и гувернанток, учителей французского или немецкого языка, фехтования и этикета, трудоустраивавшихся  в дальнейшем в особняках столицы или в провинциальных поместьях.

Открытие  и научное признание лечебных свойств уникальных вод района Кавказских Минеральных Вод дало толчок развитию лечебно-оздоровительного туризма  в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. Ранее неспокойный и воинственный регион превращается в место отдыха аристократии с ажурными крытыми  питьевыми галереями, ваннами, банями и предшественниками современных  санаторно-курортных комплексов. На водах, развлекая лечащуюся публику, выступают знаменитые певцы, актеры, театральные деятели, устраиваются выставки и вернисажи.

К сожалению, в 1990-е гг. из-за экономической и  политическойситуации в стране произошел  значительный спад спроса на гостиничные услуги, но государство в те годы

Бурное  развитие гостиничного хозяйства продолжалось в XX в. Этому способствовало резкое качественное и количественное увеличение автомобильного, авиационного ижелезнодорожного  транспорта, оживление торговых, культурных, научно-технических и спортивных контактов между государствами.

 

1.2 Основные этапы развития туризма и гостеприимства  в России

 

Для начала следует сказать, что вистории развития туризма нет плавного течения.

Отличительными  чертами первого этапа развития туризма в России являлись: а) примитивизм средств передвижения; б) путешествие не самоцель, а необходимое условие и средство достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество; в) элитарность путешествия. Важнейшую роль в развитии туризма на втором этапе сыграло развитие транспорта. Развитие туризма на этом этапе связано в значительной степени с расширяющимся экскурсионным движением. Идея организации экскурсий для молодежи была настолько популярна, что нашла свое отражение в школьных уставах. Дальнейшее развитие туризма связано с созданием своего рода досуговых объединений – «Тифлисский альпинистский клуб», «Крымский горный клуб», «Общество велосипедистов-туристов», «Российское общество туристов» и т.д., значительно развивших туристический бизнес в России. Третий этап – начало становления массового туризма. Международная и внутриполитическая обстановка в этот период (1-я мировая война, экономическая депрессия, 2-я мировая война, а внутри России – февральская и Октябрьская революции, гражданская война) оказала негативное влияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового туризма в России.

Информация о работе Современная государственная политика развития туризма и гостеприимства