Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 07:25, реферат
Цель данной работы состоит в изучении международного туризма и выявлении перспектив развития туристской отрасли.
Объект исследования: международный туризм
Предмет исследования: Международный туризм: история, современное состояние и перспективы развития.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования, необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть теоретические основы международного туризма;
Рассмотреть условия развития международного туризма;
Проанализировать современное состояние международного туризма.
Введение
3
1. Теоретические основы международного туризма
4
1.1. История развития международного туризма
4
1.2. Сущность, особенности и классификация международного туризма
8
2. Условия развития международного туризма
11
2.1.Значение и функции международного туризма для развития экономики государств
11
2.2. Факторы, оказывающие влияние на международный туризм
15
3. Современное состояние международного туризма
18
3.1. Международный туризм в условиях кризисов и после них
18
3.2. Прогнозы и перспективы развития международного туризма
22
Заключение
27
Список литературы
5. Физико-географические факторы. Характер природных условий оказывает огромное влияние на выбор потенциальными туристами маршрута или района путешествия. В целом о влиянии физико-географических факторов на развитие международного туризма можно сказать, что, чем большим числом разнообразных природных ресурсов, пригодных для рекреации, располагает определенный район, тем больше у него возможностей для привлечения туристов. Важнейший фактор, определяющий географию туризма в мире — экономический. С точки зрения окупаемости капиталовложений туристская индустрия входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости.
Таким образом, спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристские, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и их распределением), и экзогенными переменными, т.е. факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, но оказывающими существенное влияние на степень и форму спроса на туристскую деятельность. Экзогенные факторы включают демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.
3. Современное
состояние международного
3.1. Международный туризм в условиях кризисов и после них
За последние пятьдесят лет на туристскую индустрию неблагоприятно воздействовали проблемы широкого диапазона: природные бедствия, социальные конфликты, войны, экономические кризисы и терроризм.
С 1990 по 2000 гг. международный туризм рос достаточно быстрыми темпами (в среднем 4,8% прибытия, и 7,3% поступления в год) несмотря на войну в Персидском заливе, конфликты, связанные с распадом Югославии, и Азиатским финансовым кризисом и другими менее существенными событиями. В 2000 г. число туристских прибытий выросло по сравнению с 1999 г. на 7,4% (максимальный рост за последние десятилетие ХХ века) и составило 698,8 млн. поездок, что связанно и с идеями "миллениума" и с 2000-ем христианства, а также с экономической и политической стабильностью в мире.14 2001-й год мог бы стать продолжением всех этих глобальных тенденций, закрепив еще раз существенную роль туризма в мировом хозяйстве. Но события, потрясшие мир 11 сентября, нанесли удар и по самой мирной отрасли.
Нападения террористов 11 сентября имели более драматическое воздействие, чем любой другой кризис. Так, Мировая система бронирования авиабилетов "Амадеус" зафиксировала снижение на 27,5% по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. Только за 10 дней с 11 по 21 сентября убытки "Эйр Франс" составили 60 млн.евро, а на североамериканском направлении объемы перевозок сократились на 26,1%. Гавайские острова понесли убытков на 500 млн.долларов из-за аннуляций 20% ранее забронированных мест. 15
Подобные цифры можно
привести по многим странам мира. Гораздо
сильнее был психологический
эффект. В ситуациях неуверенности туристы часто реагируют абсурдно.
Появилась определенная тенденция, связавшая
нападения 11 сентября с целой культурой
или религией (исламом).
оказавшая крайне неблагоприятное влияние на развитие туризма в странах, никак не причастных к терактам. Такие отношения ухудшают последствия террористических актов. Так, спрос на отдых в арабских странах упал на 60-70%. Поэтому первоочередной задачей правительств и основных участников рынка стало восстановление доверия потребителя, принятие необходимых мер по улучшению безопасности.
Обеспокоенная проблемой
безопасности путешествий, ВТО разработала
классификацию направлений
Страны "второй категории опасности" характеризуются отдельными, часто повторяющимися, иногда продолжительными вспышками насилия. К ним относятся Египет, Индия, Пакистан, Ямайка, Кения, Перу, Филиппины.
По итогам 2001г. падение количества прибытий в мире по сравнению с 2000г. составило 1,3%, а максимум отмечен в Северной Америке (-8,2%) и Ближнем Востоке (-8,8%), рост в Африке (3,2%). Франция смогла ещё более укрепить свое лидирующее положение, а Испания, воспользовавшись тяжелой ситуацией в США, вышла на второе место по прибытиям.16
Но в целом ситуация оставалас
· кризис определенным образом повлиял на географию перемещений туристов, усилив внутрирегиональные тренды (на относительно небольшие расстояния, преимущественно автомобильным и железнодорожным транспортом), а для Европы такие перемещения являются основными;
· экономическая ситуация в Европе более благоприятна;
· Высокая степень интеграции и готовность к сотрудничеству в Европейском союзе, а в условиях кризисных ситуаций резко возрастает необходимость координации принимаемых мер;
· Для развития индустрии туризма единая евровалюта станет весьма значимым стимулом.
В 2009г. наиболее остро проявилось воздействие глобального финансового кризиса и экономического спада. Однако, количество международных туристских прибытий после сокращения на 4% в 2009г., в 2010 г. возросло почти на 7% и составило 935 млн. Подавляющее большинство дестинаций в мире достигли позитивных результатов, достаточных, чтобы компенсировать понесенные в последнее время убытки или приблизить их к достижению этой цели. Вместе с тем, темпы восстановления были неодинаковыми и лидирующие позиции в росте прибытий туристов принадлежат, в первую очередь, растущим экономикам.
Азия (+13%) стала первым регионом, в котором произошло восстановление и который развивался самыми быстрыми темпами в 2010 г. Африка (+6%) - единственный регион, имевший позитивные темпы роста в 2009г. и сохранивший их в 2010г. благодаря усилению динамизма экономики и проведению таких мероприятий, как организованный ФИФА в Южной Африке чемпионат мира по футболу. Высокие результаты были зарегистрированы на Ближнем Востоке (+14%). В Европе (+3%) темпы восстановления были более медленными, чем в других регионах вследствие нарушения воздушного движения, вызванного извержением вулкана Эйяфьятлайокудль и экономической неопределенностью в еврозоне. Однако, со второй половины года сектор стал набирать обороты и некоторые страны добились результатов, значительно превосходящих среднерегиональные показатели. Улучшению результатов Американского региона (+8%) способствовало восстановление темпов роста в экономике США и усиление процессов региональной интеграции в Центральной и Южной Америке (Приложение 1).
Темпы роста поступлений от международного туризма отставали от темпа роста прибытий в 2010г., что характерно для периодов восстановления. Среди ведущих туристских рынков по объему расходуемых туристами средств за границей лидирующие позиции продолжают занимать растущие экономики: Китай (+17%), РФ (+26%), Саудовская Аравия (+28%) и Бразилия (+52%). Ситуация в традиционных направляющих рынках: Австралия (+9%), Канада (+8%), Япония (+7%) и Франция (+4%) выправилась, хотя США, Германия и Италия имеют более скромный показатель 2%.
Таким образом, на протяжении 2010 года спрос в сфере международного туризма сохранялся на должном уровне, несмотря на продолжающуюся экономическую неопределенность на некоторых крупных рынках, стихийные бедствия в ряде стран, политические и социальные беспорядки в других, серьезные нарушения воздушного движения в результате извержения вулкана в Исландии и проблематичные погодные условия в определенных регионах Европы и США в декабре.
В 2010 г. возросло значение мега-событий: спорт, культура и выставки – в плане их экстраординарной способности привлекать посетителей и позиционировать страны-организаторы, как привлекательные туристские дестинации. Яркими примерами тому являются зимние Олимпийские игры в Канаде, выставка Экспо в Шанхае, Китай, чемпионат мира по футболу, проведенный ФИФА в Южной Африке и Игры стран Содружества в Индии.
Таким образом, кризисы являются катализатором для туризма, предлагая возможность устранить неэффективные структуры. Кризис также может ускорить процессы модернизации. Важно понять, что сокращение рабочих мест, уменьшение неприбыльных составляющих залог будущего успеха и дальнейшего роста. Особенность туристской отрасли в том, что со стратегической точки зрения туризм имеет возможности для очень быстрого роста вакансий и расширения секторов влияния.
3.2. Тенденции и прогнозы развития международного туризма
По прогнозам ВОТ, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран. В мире наблюдается и другая тенденция – рост средств размещения, предлагающих самообслуживание.
В ближайшем будущем можно прогнозировать следующие направления развития индустрии туризма:
• создание новых и развитие существующих туристских услуг и рынков, учитывающих состояние туристских (природных, культурных и исторических) ресурсов в странах пребывания туристов;
• вовлечение местной общественности и муниципальных властей в планирование и развитие туристской сферы, обеспечение ее безопасности;
• рост благосостояния местного населения, устранение налоговых, таможенных и других трудностей, которые могут препятствовать развитию туризма; поддержание цен на услуги в области туризма на уровнях, которые являются приемлемыми для туриста и выгодными для туристской индустрии;
• повышение профессионального уровня сотрудников сферы туризма;
• развитие системы владения клубным отдыхом – тайм-Шером. Концепция тайм-Шера связана с предложением желающим проводить в течение установленного периода времени отпуск в определенном месте проживания (клубе), представляющем собой часть туристского комплекса. Уплатив разовый взнос за право отдыха в определенном месте в течение одной или нескольких недель, покупатель получает закрепленное договором право проживания. С одной стороны, продажа недель отдыха гарантирует загрузку клубов в течение года, с другой, целые регионы получают выгоду от состоятельных отдыхающих. Курорты тайм-Шер есть в 75 странах. Он расширяет сезон каникул, способствует экономическому росту, повышает перспективы для инвестиций и занятости.17
Для оценки перспектив роста туристских потоков принято использовать следующие показатели: низкий, ниже среднего, средний, высокий и выше среднего.
Европа имеет средний показатель, что выявляет возможные варианты развития регионального туризма. Например, перспективы выездного туризма из Европы в Америку, Восточную и Южную Азию, страны Тихоокеанского бассейна оцениваются показателем выше среднего, а в Ближневосточный регион - показателем ниже среднего, что связано с экономическими трудностями и малопривлекательностью расположенных в нем стран.
Америка имеет показатель
ниже среднего как по перспективам
роста внутрирегионального
Новая индустриальная политика Индии, снижение практики лицензирования и контроля над валютным обменом создают благоприятные условия для инвестиций и экономического развития. Перспективы выездного туризма из Индии можно оценивать средним показателем.
Основными регионами по приему выездного туризма из Южной Азии станут Восточная Азия и страны Тихоокеанского бассейна. Перспективы въездного туризма в Южную Азию оцениваются показателем выше среднего, несмотря на политическую нестабильность в регионе, сбои в авиадоставках, недостаток средств для развития туристского продукта.
Ближний Восток имеет
в перспективе экономический
рост, что создает условия для
роста выездного туризма и
позволяет оценивать его
Проблемы, присущие Африке, ограничивают потенциальный рост регионального туризма, поэтому оценки касаются возможностей средних темпов роста перспектив как выездного, так и въездного туризма.
Большие изменения ожидаются в структуре выездного туризма. Доля межрегиональных поездок на дальние расстояния увеличилась с 15 % в 1995 г. до 25 % в 2011 г. (Приложение 2). Тенденция роста объясняется тем, что люди стали больше путешествовать, их уже не устраивают традиционные направления, они отдают предпочтение "новому". Кроме того, намечается тенденция к дальнейшему быстрому снижению стоимости поездок на дальние расстояния, особенно с появлением скоростного транспорта.18
Таким образом, тенденции развития международного туризма носят позитивный характер. Возрастающий интерес туристов к другой культуре, обилие рекламы, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между народами.
Международный туризм в 2012 году. С рекордным 467 млн. туристов, выезжающих в первой половине 2012 года, международный туризм остается твердо на путь, чтобы добраться до одного миллиарда туристов к концу года.
Информация о работе Современное состояние международного туризма