Современное состояние экскурсионного дела в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:06, реферат

Краткое описание

Интеллектуальный, экономический и нравственный потенциал каждого государства непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. В «Стратегии Казахстана – 2030» придается государственная значимость образованию как многоаспектному феномену. Сегодня в условиях становления Казахстана как суверенного государства интенсивно развивается индустрия туризма, в корне отличающаяся по формам организации от других традиционно сложившихся отраслей. Ее особенностью является то, что она имеет не только производственное, но и социально-педагогическое значение для создания образовательного пространства

Вложенные файлы: 1 файл

Современное состояние экскурсионного дела в Казахстане.docx

— 151.53 Кб (Скачать файл)

Современное состояние экскурсионного дела в  Казахстане

 

Интеллектуальный, экономический и нравственный потенциал  каждого государства непосредственным образом зависит от состояния  образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. В «Стратегии Казахстана – 2030» придается государственная  значимость образованию как многоаспектному феномену. Сегодня в условиях становления Казахстана как суверенного государства интенсивно развивается индустрия туризма, в корне отличающаяся  по формам организации от других традиционно сложившихся отраслей. Ее особенностью является то, что она имеет не только производственное, но и социально-педагогическое значение для создания образовательного пространства. Особенно остро стоит вопрос подготовки профессиональных туристских кадров. Ведь содержание профессионального туристского образования зависит от действия не только общепедагогических (реализующих), но и специфических (генерирующих потребности рынка) факторов и условий.

Следует отметить, что до недавнего  времени подготовка туристских, в  том числе экскурсионных кадров, в Казахстане была прерогативой туристско-производственных объединений (ТЭПО). При этом большее  внимание в процессе обучения уделялось  проблемам менеджмента в туристской деятельности и практическим аспектам, прежде всего  в сфере экономики. В июне 2005 г., в целях реализации Послания Президента РК народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической и политической модернизации», Правительство РК приняло постановление «Об утверждении планов по созданию и развитию пилотных кластеров в приоритетных секторах экономики». На основе региональных проектов по развитию туристского кластера, создана государственная Программа развития туризма, одной из основных задач которой является «принятие мер по кадровому и научно-методическому обеспечению туристской отрасли». В этом направлении признается необходимым:

  • разработать перечень специальностей в сфере профессионального высшего образования, нужных для развития туристской отрасли;
  • определить совместно с заинтересованными государственными органами  меры по  улучшению качества профессиональной подготовки специалистов туристской отрасли;
  • обеспечить проведение в республике научно-практических конференций по ключевым проблемам развития туристской индустрии 
  • создать совместно с вузами Казахстана и международными образовательными учреждениями постоянно действующие курсы   профессиональной подготовки кадров для туристской отрасли;
  • Министерству образования и науки РК до 2009 увеличить количество образовательных грантов на обучение по специальности «туризм», 15 студентов включить в программу «Болашак».

Главным фактором, обуславливающим  качество подготовки кадров для сферы  туризма, является Государственный  общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Он устанавливает требования к содержанию образования и уровню подготовки бакалавров по специальности 050902-Туризм. Целью разработки государственного общеобязательного стандарта по специальности 050902-Туризм является установление обязательного минимума знаний, который должен получить обучающийся в ходе учебного процесса, а также обеспечение условий для получения полноценного, качественного профессионального образования, профессиональной компетенции в области туристско-рекреационной деятельности.

Профессиональная подготовка экскурсоводов  –  звено многоуровневой цепи системы  подготовки  туристских кадров. При  этом показателем профессиональной готовности к деятельности экскурсовода, повышения качества подготовки такого специалиста, по нашему мнению, является степень его педагогического  мастерства, ибо экскурсовод выступает, как правило, в роли педагога, носителя и ретранслятора некого знания по отношению к экскурсантам.

В требованиях, предъявляемых сегодня  к специалистам любого профиля, подразумевается  высокий уровень интеллектуальных способностей, творческая активность, способность быстро реагировать  на изменения, происходящие в науке  и на производстве, конкретизируются цели современного высшего образования. Главной задачей высшей школы  становится развитие личности обучающегося, расширение его профессиональной компетенции, повышение общей культуры. Анализ научной литературы по избранной нами проблеме показал, что в педагогической науке накоплен  значительный опыт подготовки профессиональных кадров, изложенный в работах  М.А.Ананьева, О.В. Алексеева, О.А.Буренко, Б.С. Гершунского, В.П. Зинченко, М.С. Молдабековой, В.В. Трифонова,  Н.Д. Хмель, Н.Н. Хан и многих других.

В исследованиях  зарубежных ученых  теоретические основы и методология  профессионального туристского  образования отражены в работах  И.М. Гревса (1902), Б.Е. Райкова (1922), А.В. Бакушинского (1919) А. Н. Гейнике  (1923), А.Ф. Родина (1974), В.А. Квартальнова (1996), Р.А. Дьякова (1981), А.Б. Закса (1991), И.В. Зорина (2002), Ю.Е. Соколовского (1974), К.В Кулаева (2004),  М.Я. Виленского (2001), В.А. Горского,  В.А. Загузова (2001), Б.В. Емельянова (2002), Н.В. Савиной (2004), Г.П. Долженко (2006). В них широко рассматриваются теоретические и практические вопросы экскурсоведения, подчеркивается значение экскурсии в педагогической деятельности, однако не даются рекомендации по созданию педагогических условий для эффективной подготовки будущих специалистов-экскурсоводов условиях ВУЗа.

В Казахстане этой проблемы в своих  работах касались  Г.Т Хайруллин (2001), Бейсенбаева А.А. (2001), А.А. Саипов (2000),  А.А. Жолдасбеков (2004),  С.Р. Ердавлетов (1989),   Г.Ф. Ягофаров (1998), В.Н. Вуколов (1998), З.В. Тынчерова (1998), В.Н. Кузничевская (1980), Н.К. Иевлева (2006), К.М. Омаров (2008) С.К. Алшинбеков (2009), однако она не была для них предметом детального исследования. До настоящего времени проблема подготовки студентов к экскурсионной деятельности и разработка ее теоретико-методологических основ не получила достаточного освещения в отечественной педагогической науке. Эффективность использования разнообразного арсенала педагогических технологий, направленных на повышение качества  профессионально-педагогической подготовки специалистов-экскурсоводов снижается из-за отсутствия  четких, научно обоснованных  педагогических и иных требований к специалисту - экскурсоводу. Это обстоятельство с особой остротой ставит проблему педагогического проектирования модели будущего специалиста - экскурсовода, стимулирует дополнительный научный поиск педагогических условий для подготовки специалистов-экскурсоводов.

Можно утверждать, что пока мы не имеем  целостной системы  идей и взглядов на проблему подготовки экскурсионных  кадров в ВУЗе,  адекватную современным  потребностям индустрии туризма  РК.

Послевоенное время, в первую очередь, было связано с восстановлением  разрушенного хозяйства: создание материально-технической  базы, новых организаций и секций, издание периодики и т.п.

Развитие туризма и экскурсионной  деятельности постепенно приобретало  массовый характер. В постановлениях ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС ставились общие задачи: развитие туризма и экскурсий в целом и обеспечение массового развития туризма и экскурсий среди трудящихся и молодёжи, расширение сети и улучшение деятельности туристско-экскурсионных учреждений, повышение квалификации кадров для этих организаций и, следовательно, открытие курсов повышения квалификации туристско-экскурсионных работников, превращение туристско-экскурсионного дела в крупную отрасль обслуживания населения, повышение качества обслуживания, создание советов по туризму и экскурсиям, бюро путешествий, использование экскурсий в целях трудового, нравственного и культурного воспитания и другие задачи.

Главной задачей Центральный совет  по туризму и экскурсиям ставил перед  собой такую: “Обеспечение дальнейшего развития массовости туризма экскурсий как наиболее популярных форм активного отдыха населения, укрепления здоровья советских людей, повышения их работоспособности и производительности труда, формирования высоких нравственных качеств”.

Заключение 

История становления экскурсионной  деятельности насчитывает немногим более ста лет. Экскурсия прошла свой путь развития.

Путь развития экскурсии шёл  по линии изменения её сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей общеобразовательные, практические и познавательные цели. Это связано с зарождением экскурсии как одного из методов обучения в учебных заведениях.

Затем перед ней стали научные  задачи, такие как выявление экспонатов для музеев, изучение географических, ботанических, зоологических, этнических особенностей данных местностей.

Стремление улучшить воспитательную работу, сделать её более эффективной  превратили экскурсию в одну из форм обучения, широко применявшуюся в учебных заведениях Казахстана.

Постепенно экскурсия превратилась в один из видов культурно-просветительской работы, формируя нравственные качества и культуру человека.

В настоящее время экскурсия  – это методически продуманный  показ достопримечательных объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и др.), форма и метод  приобретения знаний. Проводится, как  правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.

Сегодня абсолютно очевидно любому специалисту, работающему в сфере туризма, успех знакомства со страной, городом зависит от профессионализма специалистов экскурсоводов и гидов. К сожалению, также очевидно, что в нашей стране не всё в этой сфере благополучно, настолько неблагополучно, что об этом говорит Президент страны Н. А. Назарбаев.

Сегодня в Казахстане стандарты  экскурсионного обслуживания и подготовки экскурсионных кадров практически  отсутствуют. Без комплексного подхода  к подготовке кадров, экскурсионная деятельность будет и дальше носить хаотичный, «пиратский» и просто непрофессиональный характер. Об этом достаточно подробно в своей статье «О состоянии экскурсионной деятельности в г. Алматы» пишет признанный специалист-экскурсовод, методист, к. п. н. О. Г. Лютерович. 
К сожалению, в 2007 году из Правил лицензирования туристской деятельности в РК было исключено лицензирование экскурсионной деятельности. Хотя мы все понимаем, что лицензирование не панацея от непрофессионализма, тем не менее это был некий дисциплинирующий инструмент. То есть создался некий вакуум, и наши специалисты- экскурсоводы оказались вне туристического рынка, что остро почувствовали туристические компании, которые в этих услугах нуждаются для удовлетворения потребностей туристов, приезжающих в нашу страну. Для компаний, работающих на приём, экскурсии являются одними из самых важных составляющих турпакета. 
Понимая реально сложившуюся ситуацию, КТА, решая одну из основных своих задач – создание условий для развития туристических услуг в сфере въездного и внутреннего туризма и отвечая на запросы рынка, разработала Положение о единой системе подготовки и аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Республике Казахстан и инициировала создание отдельной секции – Секции экскурсоводов и гидов-переводчиков в КТА. На расширенном заседании экскурсоводов и гидов- переводчиков, состоявшемся 19 декабря 2011 года были обсуждены вопросы современного состояния на рынке и принято решение о наведении порядка в работе экскурсоводов и гидов-переводчиков в туристической отрасли: делегировании КТА права аттестации, подготовки и контроля экскурсоводов и гидов-переводчиков. 
Необходимость аттестации экскурсоводов заключается ещё и в том, что, даже окончив курсы и будучи аттестованными по определённой теме, специалисты в этой сфере часто проводят экскурсии, по которым не были аттестованы. В международной практике такая деятельность является незаконной и строго пресекается туристской полицией. 
Курсы экскурсоводов при КТА функционируют с 1999 года, используя многолетний опыт в этой сфере городского Алма-Атинского бюро путешествий и экскурсий, накопленный на протяжении 60– 90-х годов прошлого столетия. В частности, нами сохранено классическое количество часов обучения, и, естественно, в программу привнесены все необходимые изменения, отражающие современное состояние экскурсионной методики, а также требования педагогической, географической и других наук. 
Фактически наши слушатели осваивают курс «Экскурсоведение» по программе высшей школы, а также имеют возможность прослушать лекции по краеведению, которые читают высококвалифицированные специалисты. 
Занятия включают в себя лекции, семинары и практические занятия, по окончании которых слушателям необходимо сдать устно зачёт по краеведению, а также написать и защитить индивидуальный текст экскурсии на выбранную тему. 
Лицам, успешно завершившим обучение, присваивается квалификация экскурсовода 3-й категории и выдаются удостоверение установленного образца и именной бейдж КТА.

Кураторы курсов:

1) Лютерович О. Г., к. п. н., экскурсовод-методист, заслуженный работник туризма РК;

2) Оразымбетова Б. К. экскурсовод-методист, заслуженный работник туризма РК.

Следующим шагом стало создание Единого республиканского реестра экскурсоводов и гидов- переводчиков, в котором указывается вся необходимая информация по экскурсоводам.

Для чего же нужен данный реестр? 
– КТА неоднократно получает жалобы со стороны туристического рынка на уровень профессионализма гидов-переводчиков и экскурсоводов, на отсутствие информационной базы о профессиональных экскурсоводах и гидах-переводчиках, отсутствие доступной информации о компетентных специалистах. Поэтому мы предлагаем реестр в первую очередь для туристических компаний, у которых теперь с созданием реестра появилась возможность быстро получить информацию о необходимом специалисте. 
– Реестр является одним из катализаторов улучшения качества предоставляемых экскурсионных услуг, потому что сегодня в реестре размещены только лучшие экскурсоводы, профессионалы своего дела, люди, которым можно доверить не только работу, но и имидж города, государства. Экскурсовод является визитной карточкой города, и от мастерства его работы, знаний и подачи материала будет зависеть имидж и общее представление о городе, стране в целом. 
– Подчеркнём, что реестр экскурсоводов необходим не только туроператорам и турагентам, но и самим его участникам, так как является одним из способов продвижения услуг экскурсоводов и гидов-переводчиков. 
В июне 2012 году реестр размещён на главной странице сайта: www.kaztour-association.com, и доступен для всех пользователей. Основная задача республиканского реестра состоит в том, чтобы облегчить организациям, занимающимся организацией экскурсий, процедуру привлечения для их проведения компетентных и грамотных специалистов, имеющих право работать на должности экскурсоводов, а также владеющих темой и знаниями, запрашиваемых экскурсий. 
КТА в рамках развития секции экскурсоводов и гидов-переводчиков проводит информационные туры для членов секции экскурсоводов и гидов-переводчиков в познавательных, образовательных и культурных целях. На сегодняшний день были проведены следующие инфотуры:

1. Инфотур по Алматинскому метрополитену.

2. Дом-музей имени Кунаева.

3. Музей-заповедник «Иссык» + места  Талхис и Рахат.

4. Инфотур на винно-коньячный завод «Виньяк».

Цель инфотуров – ознакомить экскурсоводов и гидов–переводчиков с новыми объектами, которые могут быть включены в обзорные и тематические экскурсии. Подобные информационные туры весьма полезны и познавательны, а самое главное – помогают включить в экскурсии новые объекты показа, которые демонстрируют гостям современную и динамичную жизнь города. У Секции экскурсоводов и гидов-переводчиков КТА много планов, один из них – вовлечение в секцию молодых специалистов со знанием не только английского, но и других языков, которые востребованы туристами из стран, регенерирующих потоки в Казахстан.

Информация о работе Современное состояние экскурсионного дела в Казахстане