Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 10:28, реферат
Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.
Введение……………………………………………………………………………...2
1 Концентрация производства в туризме и механизм ее осуществления ..……...4
2 Специализация и кооперация производства в туризме и в гостеприимстве..........................................................................................................12
3 Аренда, лизинг, франчайзинг, акционирование в туризме……........................15
4 Риск в предпринимательстве туризма, необходимость реорганизации и ликвидации предприятия………………………………………………………….22
5 Финансовое оздоровление предприятий туризма …………………………….27
Заключение ………………………………………………………………..28
Список использованных источников………………………
В современных условиях диверсификационные компании становятся трудно различимыми. Они приобретают все больше общих черт с конгломератами.
Конгломерация – третья форма концентрации производства. Это – объединение под единым финансовым контролем фирм (предприятий), не имеющих производственных связей и принадлежащих к разным видам производства, но и к различным сферам экономики. В туризме они чаще встречаются в США и Японии, чем в европейских странах.
Конгломерат «Сейбу Сейзон» (Япония), занимающийся в числе прочего операциями с недвижимостью, к уже имеющимся у него железным дорогам и супермаркетам добавил гостиничную цепь из 54 отелей, 27 площадок для игры в гольф, 26 центров для занятий зимними видами спорта, многочисленные парки развлечений, досуговые комплексы и т. д.
Целью создания конгломератов является получение больших прибылей за счет операций с ценными бумагами: выпуск акций и облигаций, их обмен. Для осуществления конгломератных слияний и поглощений необходимы соответствующие финансовые ресурсы и осведомленность о состоянии дел в фирмах. И то, и другое способны обеспечить лишь банки и финансовые компании. Последние составляют списки потенциальных кандидатов для поглощения, получая за информацию не только комиссионные, но и возможность манипулирования с ценными бумагами поглощающих и поглощаемых фирм.
Отличительной чертой современного процесса концентрации в туризме является широкое участие в нем банковских структур.
В результате внутреннего роста отдельных предприятий и укрупнения хозяйствующих единиц путем интеграции, диверсификации и конгломерации происходит усиление концентрации туристского рынка. Выпуск туристских продуктов сосредотачивается на все меньшем числе фирм. Каким будет уровень концентрации производства в секторах индустрии туризма в будущем, определить трудно. Он зависит от двух противодействующих факторов. Первый – постоянный спрос туристов на новые впечатления и туристские продукты. Он поддерживает развитие большого числа самых разных предприятий и ведет к снижению уровня концентрации производства. Второй фактор – совершенствование технологий. В туризме, особенно на авиатранспорте, инновационный процесс часто сопряжен со значительными инвестициями. Для эффективного использования технологий требуются большие масштабы производства и массовые рынки сбыта туристских продуктов, а также объединение усилий предприятий по рекламе. В этом контексте уровень концентрации в туризме будет возрастать.
.
2 Специализация и кооперация производства в туризме и в гостеприимстве.
Специализация производства является эффективной формой общественного разделения труда. Специализация ведет к повышению однородности производства, что означает усиление конструктивной и технологической общности выпускаемой продукции, ограничение разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов, исходных материалов, а также форм организации производства.
Различают специализацию отрасли, предприятия, специализацию внутри предприятия. Специализация отрасли выражается в расщеплении существующих подотраслей и создании новых производств, выпускающих определенную продукцию, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.
Специализация предприятия и его отдельных производственных подразделений означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенной продукции или выполнении отдельных видов работ.
Процесс специализации в отрасли осуществляется по следующим направлениям:
• создание или
выделение отраслей и
• расчленение процесса изготовления продукта на ряд частичных процессов и концентрация на предприятиях обособленного производства отдельных частей этого продукта;
• выделение и создание
самостоятельных предприятий
В соответствии с названными направлениями имеются две основные формы специализации производства: предметная и технологическая (стадийная). Предметная специализация охватывает предприятия и отрасли, выпускающие какой-либо вид однородной продукции (автомобили, трактора, станки, турбины и т. д.). Предметная специализация предприятия сопровождается углублениемее внутри предприятий (объединений), где создаются специализированные филиалы.
Технологическая специализация характерна для предприятий, производящих материалы, полуфабрикаты и выполняющих отдельные технологические операции.
Конкретные формы
Для оценки и планирования развития специализации производства пользуются следующей системой показателей:
• количество подотраслей и отраслевая структура;
• удельный вес специализированного производства в общем выпуске данного вида продукции;
• удельный вес
продукции, соответствующей профилю
данной отрасли или
• удельный вес продукции предприятий, специализированных подетально и технологически, в общем объеме выпускаемой продукции;
• количество групп, видов и типов технологически однородных изделий, выпускаемых отдельными предприятиями.
Научно-технический прогресс ведет к концентрации в одном продукте затрат труда работников все большего количества специализированных отраслей, что усложняет производственные связи и вызывает развитие кооперирования.
Под кооперированием понимаются планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции. Являясь следствием развития специализации, производственное кооперирование характеризуется относительным постоянством и устойчивостью связей, строгим соблюдением технических условий предприятий-смежников. Производственное кооперирование существенно отличается от материально-технического обеспечения, которое не вытекает непосредственно из форм специализации и не всегда основано на длительных производственных связях. Если кооперирование охватывает производственные связи по деталям, узлам, агрегатам, полуфабрикатам, определенным технологическим операциям, которые осуществляются с конкретными предприятиями, то материально-техническое обеспечение включает в себя поставки сырья, материалов, топлива, машин, оборудования и других средств производства любому потребителю.
В промышленности кооперированные связи могут различаться по отраслевому и территориальному признакам. По отраслевому признаку различают внутриотраслевое кооперирование, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одной отрасли, и межотраслевое между предприятиями разных отраслей.
По территориальному признаку кооперирование делится на внутрирайонное, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района, и межрайонное между предприятиями, расположенными в разных экономических районах страны.
Уровень производственного
кооперирования
• коэффициент кооперирования, или удельный вес покупных изделий и полуфабрикатов в общем объеме продукции отрасли или предприятия;
• количество предприятий-
• соотношение объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых кооперированных поставок;
• доля предметного
и технологического (стадийного) кооперирования
в общих кооперированных
• средний радиус кооперирования
отдельного предприятия и в целом по отрасли.
3.Современные
формы ведения хозяйственной деятельности
Аренда
Экономика, основанная на частной собственности, имеет больший потенциал по сравнению с любой другой. Этот потенциал выражается в разнообразии способов использования собственности. Аренда - это один из способов использования частной собственности.
Арендные отношения известны с древности, в первую очередь в сельском хозяйстве. Но в современном мире аренда имеет совершенно иной экономический смысл, чем раньше. Если прежде она служила средством эксплуатации и закабаления арендаторов, вела экономику по экстенсивному пути развития, то ныне аренда наоборот повышает степень экономической свободы, дает шанс малому бизнесу на успех, интенсифицирует развитие экономики.
Современная аренда представляет собой форму организации производства, основанной на передаче в срочное и возмездное пользование основных фондов и оборотных средств на началах добровольности и равноправия сторон в целях выпуска продукции (работ, услуг) и получения дохода.
Преимущества аренды:
- договоренность основных
отношений арендатора и
- фиксированная арендная плата, позволяющая развиваться арендатору, получать более высокий доход;
- полная самостоятельность
арендатора в организации
- возможность улучшения
и приращения основных средств,
с последующим возмещением
Арендатор, используя арендованное имущество, экономит собственные средства и получает доход от этого, и собственно деятельности, осуществляемой на основе эксплуатации арендованного имущества.
Лизинг
Лизинг - это комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей оборудования в пользование после его приобретения у производителя.
Лизинг представляет собой вложения средств на возвратной основе, то есть предоставление средств на определенный период, арендодатель получает их обратно в установленное время, тем самым, являясь формой аренды. При этом за свою услугу он получает вознаграждение в виде комиссионных.
Лизинг по своему содержанию соответствует кредитным отношениям, а поскольку заемщик и ссудодатель используют капитал не в денежной, а в производительной форме, то он схож и с инвестициями капитала.
Одним из вариантов решения проблем неблагоприятного состояния парка оборудования (устаревшее оборудование по предприятиях, отсутствие запасных частей к заводским станками пр.) может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций
Субъекты лизинга
В лизинговой сделке обычно участвуют несколько субъектов:
Лизингодатель (арендодатель)- физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных денежных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;
Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;
Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения;
Прямой лизинг
При прямом лизинге арендатор заключает с лизинговой фирмой соглашение о покупке требуемого оборудования и последующей сдачей ему в аренду. Часто соглашение об аренде может быть заключено непосредственно с фирмой-производителем (т. е. напрямую) Крупнейшими производителями, предоставляющими свою продукцию на условиях лизинга, являются такие известные фирмы, как IBM, Xerox, а также многие авиационные, судостроительные и автомобильные компании.
Сублизинг
Сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.
При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным должно быть письменное согласие лизингодателя.
При сублизинге основной арендодатель получает преимущественное право на получение арендных платежей. В договоре обычно обусловливается, что в случае банкротства третьего звена арендная плата поступает основному арендодателю.