Специфика развития туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 12:26, контрольная работа

Краткое описание

Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности, – временное перемещение человека в иную местность или страну, отличные от его обычного местонахождения или проживания. Путешествие – термин, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели такового.

Содержание

1 Введение……………………………………………………………………...….3
2 Этапы развития туризма в России:………………………………………...…..5
2.1 Просветительский период (до 90-х г.г. XIXв.)……….....………………5
2.2 Предпринимательский период (1890-1917 г.г.)…………..………….9
2.3 Туристско - экскурсионная работа в 1917-1930 г.г……………..……11
2.4 Организационно - централизованный период (1930 – 1970 г.г.)……..14
2.5 Административно - нормативный период (1970-1990 г.г.)…….…..…18
2.6 Переходный период (с 1990 г.)…………………..……………………20
2.7 Современное состояние российского туристического рынка……..…21
3 Заключение………………………………………………………..…………...24
Список использованной литературы……………………………...…….……..25

Вложенные файлы: 1 файл

развитие туризма.docx

— 53.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

2.5 Административно - нормативный период (1970-1990г.г.)

     Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5 - 10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.

     Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели  таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно - краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

     С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми.  Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.

     Центральный совет по туризму и экскурсиям  (так он стал называться с 1969г.) открыл Центральные туристские курсы повышения квалификации туристско - экскурсионных работников и Центральное рекламно - информационное бюро «Турист», которое выпускало методическую литературу по туризму и экскурсионному делу. Огромное внимание обращалось на благоустройство действующих туристских гостиниц, баз, кемпингов.

     Туристско - экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.

     В октябре 1980 г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС  «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране» были определены следующие задачи: создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, расширение объёмов туристского обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг.

     В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров, курортных и спортивных товаров.

     Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.

     В период 1980 – 1992 г.г. постепенно росла материально - техническая база лечебно - оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах страны («Измайлово» и «Салют» в Москве, «Турист» в Пскове, «Велинград» в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.

Основными чертами административно - нормативного периода являются:

  • развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;
  • распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);
  • создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;
  • создание научной основы изучения туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6 Переходный период (с 1990г.)

     Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

     Особенности переходного периода:

  • переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);
  • формирование туристского рынка на основе новых законов;
  • использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;
  • изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп - туры,  развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)
  • не востребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
  • возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
  • рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7 Современное состояние российского туристического рынка

     Формирование российского туристского рынка началось с 1990г.        Одновременно шло три процесса:

1. Распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;

2. Создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;

3. Модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

     На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в  страны  бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

     Большим спросом пользовались шоп - туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

     Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:

  • новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
  • упрощение порядка выезда;
  • расширение внешних деловых контактов;
  • увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
  • доступность цен на выездные туры;
  • большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

     Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998 г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства  туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

     Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно - исторические центры («Золотое кольцо», Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари - туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные направления  въездного туризма: познавательный, экологический, сафари - туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

     Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:

  • нестабильность внутренней политики;
  • несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
  • несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
  • завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
  • несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
  • недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
  • отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

 

 

     Однако в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Заключение

     В заключение, хочется сделать несколько выводов по специфике развития туризма в России.

     Этапы развития туризма в России были обусловлены историческими, экономическими, политическими, культурными аспектами.

1. Первые путешествия, совершаемые с утилитарными, познавательными, политическими и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, народах, а также знакомили с достижениями их культуры. Последующие туристские передвижения первоначально носили экскурсионно - познавательный характер: горные восхождения, пешие прогулки, походы, путешествия за границу.

2. Развитие различных видов туризма: отдых, лечение, деловые поездки, пролетарский туризм, семейный, детский, молодёжный туризм, туризм элитного характера, спортивные путешествия, транспортные туры, экологический туризм и др.

3. Создание туристской инфраструктуры (от хижины и приютов к комфортабельным гостиничным комплексам) и материально - технической базы (различные снаряжения, инвентарь  и т.д.)

4. Развитие транспортных средств  привело к массовому туризму.

5. Создание различных организаций, обществ, бюро, компаний, клубов, туристских фирм, пропагандирующих туризм и путешествия.

6. Постепенное формирование рынка услуг.

7. Развитие элитного туризма (для состоятельных слоёв населения) и экскурсионного (рекреационного) для интеллигенции и трудящихся.

8. Повышение качества туристских услуг и обслуживания.

9. Создание административно-правовых норм в туризме.

10. Информационное обеспечение туристского бизнеса: издание газет, журналов, буклетов, организация выставок.

 

 

Список  использованной литературы

1. Биржаков М.Б. «Введение в туризм» Москва - Санкт-Петербург, 2001 г.

2. Долженко Г.П. «История туризма в дореволюционной России и СССР»     

    Ростов-на-Дону, 1988 г.

3. «Основы туристской деятельности» сост. Е. И. Ильина, Москва, 2000 г.

4. Шаповал Г.Ф. «История  туризма» Минск, 1999 г.

 


Информация о работе Специфика развития туризма в России