Спрос и предложение на рынке туристских услуг Кировской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Под рынком туристских услуг понимается система взаимоотношений продавцов и покупателей. Особенностью туристического рынка является профессиональная разобщённость продавцов услуг, предоставляемых разными компаниями, в том числе : гостиница, ресторан, трансфер и т.д.
Особую роль в формировании рынка приобретают информационные, рекламные и юридические аспекты деятельности.
В состав участников рынка, осуществляющих туристическую деятельность, входит несколько субъектов. Среди них:
- организаторы и продавцы туров;
- исполнители (контрагенты);

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………3
1. Характеристика рынка туристических услуг Кировской области………5
1.1 Основные компоненты туристического рынка Кировской области………………………………………………………………….5
1.2 Динамика развития туристического рынка Кировской области…..12
2. Анализ спроса и предложения на рынке туристических услуг Кировской области……………………………………………………………………..14
2.1 Анализ спроса на туристические услуги……………………………14
2.2 Анализ туристических предложений Кировской области…………16
2.3 Тенденции развития спроса и предложения на туристические услуги Кировской области………………………………………..….19
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая..doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

Ведение……………………………………………………………………………3

1.      Характеристика рынка туристических услуг Кировской области………5

1.1   Основные компоненты туристического рынка Кировской области………………………………………………………………….5

1.2   Динамика развития туристического рынка Кировской области…..12

2.      Анализ спроса и предложения на рынке туристических услуг Кировской области……………………………………………………………………..14

2.1   Анализ спроса на туристические услуги……………………………14

2.2   Анализ туристических предложений Кировской области…………16

2.3   Тенденции развития спроса и предложения на туристические услуги Кировской области………………………………………..….19

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованной литературы…………………………………………...23


Введение.

Под рынком туристских услуг понимается система взаимоотношений продавцов и покупателей. Особенностью туристического рынка является профессиональная разобщённость продавцов услуг, предоставляемых разными компаниями, в том числе : гостиница, ресторан, трансфер и т.д.

Особую роль в формировании рынка приобретают информационные, рекламные и юридические аспекты деятельности.

В состав участников рынка, осуществляющих туристическую деятельность, входит несколько субъектов. Среди них:

- организаторы и продавцы туров;

- исполнители (контрагенты);

- потребители услуг.

Учитывая большой уровень конкуренции, каждый участник рынка должен стремиться к повышению качества своих услуг и росту в глазах потребителя. Для того чтобы продавец выполнял эти цели, он должен обеспечивать:

- безопасность отдыха;

- юридическую чистоту сделки;

- грамотное оформление документов;

- строжайший отбор контрагентов под свою ответственность;

- грамотное консультирование клиентов в любое время (до и после приобретения тура);

Некоторые туристические фирмы работают в крупных городах довольно давно, что позволяет им оставаться на своём месте при любых условиях конкуренции.

Что касается небольших городов, то там есть возможности для развития бизнеса, так как конкуренция не так высока.

Юридически туристический продукт реализовывается с помощью договора, который должен быть составлен в соответствии с реально действующими законодательными нормами. Форма документов установлена государством и является единственным видом оформления услуги.

Рынок туристических услуг находиться в стадии насыщения. Поэтому постоянный выход на него новых игроков является закономерностью. Тем, кто давно трудится в этой сфере, данное явление не критично, в то время, как небольшие фирмы должны постоянно бороться за место под солнцем.

Целью изучения данной темы является рассмотрение динамики развития спроса и предложения туризма в регионе.

Объектом исследования данной работы являются развитие туризма и существующие на туристском рынке города и области турфирмы, развивающие внутренний туризм.

Предмет курсовой работы – основные тенденции спроса и предложения в регионе.

Задачи работы:

- проанализировать литературу по данной теме;

- рассмотреть виды туризма;

- выявить наиболее популярные места туризма в Кировской области и предприятия туризма, развивающие въездной туризм;

- рассмотреть перспективы развития видов туризма в регионе в свете решений Правительства России и Кировской области.


1.Характеристика рынка туристических услуг Кировской области

1.1Основные компоненты туристического рынка Кировской области

Современный туристский рынок выполняет следующие специфические функции:

· Функция реализации стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте. Это означает движение стоимости, которая отражается по средствам взаимообмена денег и туристского продукта. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туризма.

· Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста). Реализуется по средствам сети турагентов и туроператоров. Турист, потратив денежные средства на туристский продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристский рынок способствует возмещения затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.

· Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду. Заключается в том, что в процессе взаимообмена денег и туристского продукта на рынке распределения (как необходимая фаза воспроизводства) предстает в завершенном виде.

Туристский рынок имеет свои специфические особенности:

· Туристские услуги неосязаемы. Важное значение имеет надежность продукта, гарантии обещанного уровня и качества, также исчерпывающая информация о потребительских свойствах тура. От этого зависит доверие к фирме со стороны клиента и ее устойчивость на рынке.

· При реализации туристского продукта имеется разрыв во времени между приобретением продукта и его потреблением, поэтому важны четкость и надежность каналов продвижения туристского продукта и ответственность фирмы, реализующей продукт.

· На туристский спрос влияют сезонные колебания и неравномерность туристского потока. Уменьшение этих отрицательных явлений возможно методом дифференциации цен на элементы обслуживания по сезону, а также через снижение емкости перевозок туристов.

· Качество продукта в большей степени зависит от конкретных исполнителей, поэтому менеджмент в нутрии туристского предприятия должен постоянно развиваться.

· На туристском рынке имеется территориальная разобщенность между потребителем и производителем, поэтому немаловажным является установление оперативных связей с удаленными партнерами.

Как и все другие рынки, туристский рынок функционирует в соответствии с законом спроса и предложения.

Основные элементы туристского рынка:

- Туристский спрос – подтвержденные платежеспособностью туристские потребности населения, выраженные в определенном количестве туристского продукта, которые оно может приобрести при существующих ценах.

Спрос на туристский продукт, обеспеченный денежными средствами, в первую очередь отражает уровень экономического и социального  развития этой страны. Кроме этого на потребительский спрос оказывают влияние следующие факторы:

· Демографический;

· Географические и климатические условия;

· Политическая и экономическая стабильность государства;

· Психологические факторы, прочие случайные воздействия.

Изменение спроса на туристский продукт называется эластичностью. Она зависит от вида турпродукта и социального слоя, к которому относятся потребители. В соответствии со спросом на рынке возникает предложение в туризме.

Предложение – разнообразное количество услуг, которые необходимы туристу во время отдыха и путешествия. Предложение туристского продукта обусловлено наличием производителей продукта, уровнем развития туристской индустрии, объемом туристских ресурсов.

Между спросом и предложением наблюдается тесная взаимосвязь: спрос не только порождает отношение, но и предложение определенным образом влияет на спрос.

На туристском рынке происходит обмен денежных средств туриста на услуги. При сбалансированном обмене, с одной стороны происходит удовлетворение интересов производителя туристского продукта  и его потребителя,  а с другой стороны – создаются условия для поступательного развития туристской индустрии.

Туристский рынок характеризуется такими показателями, как емкость, уровень сбалансированности спроса и предложения, условия реализации туристского продукта.

Емкость туристского рынка – способность реализовать определенный объем туристского продукта при существующих ценах и предложении. В зависимости от уровня цен потребность в туристском продукте может сокращаться или, наоборот, увеличиваться.

На туристском рынке происходит постоянное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая тем самым туристский кругооборот.

Туристский кругооборот – это система экономических отношений, в рамках которой совершается процесс превращения услуг в деньги и обратно. Она показывает направление движения потоков туристского продукта, инвестиций в развитие сферы туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

Предложение туристских услуг формируется на основе выявленных в результате исследований приоритетов, которые касаются направлений и видов туризма.

Сезонные колебания также влияют на туристский спрос. Неравномерность туристского потока оценивается через соответствующий коэффициент (Кн):

Кн = Нмакс / Нсм х 100%

Нмакс – число ночевок в месяц максимального туристского потока;

Нсм – среднемесячное число ночевок.

Численные значения коэффициента использования вместимости (Кв) подсчитываются по формуле:

Кв = Нк/ (Ркм х 365) х 100%

Нк – число ночевок (человеко-дней);

Ркм – число мест в гостиничном предприятии (койко-мест).

Безубыточность функционирования гостиничного предприятия определяется по критической точке равенства доходов и расходов (Ккт):       

Ккт = Рп / (Цт - Рт) х 100 %

Рп – средние условно-постоянные расходы на 1 место;

Цт – тариф на 1 ночевку 1 человека;

Рт – условно-переменные расходы на 1 ночевку 1 человека.

Функционирование предприятия с прибылью возможно, если Кв больше или равно Ккт. Туристские операторы и оптовые турагенства образуют свой доход в результате различий оптовых цен на туристские услуги на мировом и на внутреннем рынках. Разность между этими ценами составляет маржа. После вычета из маржи себестоимости собственных услуг и налогов образуется прибыль. Туристские агентства, продающие туруслуги населению по розничным ценам, образуют свой доход за счет комиссионных и процентных надбавок.

§ Конкуренция на туристском рынке – это состязательность, соревнование между его участниками за лучшие условия производства, купли и продажи туристских продуктов (услуг). Конкуренция среди туроператоров, турагентов, исполнителей туристских услуг (продавцов), которые хотят продать свой продукт дороже, ведёт к тому, что побеждают в ней те, кто сбывают турпродукты дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос и в результате продать больше. Конкуренция среди туристов (покупателей туристских продуктов), которые стремятся купить продукт дешевле, ведёт к тому, что в ней побеждают те, кто предлагает более высокую цену по сравнению с рыночной. Однако всё же главной линией развертывания конкуренции на туристском рынке является состязательность, соревнования туроператоров, турагентов, их контрагентов и туристов (продавцов и покупателей туристского продукта), которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на туристские продукты. В результате, как известно, устанавливается общая цена на однородные туристские продукты и конкретный вид кривой спроса и предложения.

Также выделяют совершенную и несовершенную конкуренции:

Совершенная конкуренция – состояние туризма как экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса в туризме на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. При такой конкуренции каждый отдельный агент туристского рынка при принятии решений исходит из задаваемых ему рыночных цен и не может своими действиями оказывать влияние на ценообразование. Кроме того, понятие совершенной конкуренции включает в себя полную информированность всех без исключения участников туристского рынка о тех хозяйственных возможностях, которые в нём имеются. Признаки совершенной конкуренции -  множественность продавцов и покупателей туристских продуктов, однородность производимых туристских продуктов, отсутствие возможности у продавцов и покупателей туристских продуктов влиять на цены, мобильность туристских ресурсов, абсолютное знание предпринимателями состояния туристского рынка.

Несовершенная конкуренция – состояние туристского рынка, когда лишь несколько крупных туристских компаний производят основную массу определённых туристских продуктов. Проявляется эта разновидность конкуренции в виде монополии и монопсонии, которые, как известно, есть крайние случаи несовершенной конкуренции. Однако в туризме тоже чаще встречаются олигополия и олигопсония. С их появлением на рынке возникает такая форма борьбы за покупательский спрос, как неценовая конкуренция. Последняя осуществляется на основе технического превосходства, высокого качества услуг, надежности туристских продуктов, с применением эффективных способов сбыта, использования маркетинга, расширения набора предоставляемых туристских услуг и гарантий туристам, совершенствования механизмов оплаты и других приёмов.

§ Цена —  это количество денег (или других товаров, услуг), уплачиваемое за единицу товара.

На цену турпродукта влияет целый ряд факторов:

-    класс обслуживания (степень комфортности);

-    вид путешествия (авиационный, автобусный);

-    формы обслуживания (групповой, индивидуальный тур);

-    конъюнктура рынка на услуги туризма;

-    сезонный характер предоставления услуг;

-    география размещения турфирм и др.

Цена турпакета на 1 туриста, т.е. стоимость турпутевки, определяется по формуле:

Ц =               (С + Н + П – С + К) /               Чг + Чс

Ц – цена турпакета;

С – себестоимость услуг, входящих в турпакет, составленный туроператором;

Н – косвенные налоги;

Информация о работе Спрос и предложение на рынке туристских услуг Кировской области