Содержание
Введение.....................................................................................................2
1.Средства размещения
в туризме............................................................3
1.1Средства размещения
и их виды..........................................................5
1.2.Индивидуальные средства
размещения.............................................7
2.Классификация средств
размещения туристов.....................................8
2.1.Классификация гостиниц
по уровню комфорта...............................12
2.2.Прочие классификации
гостиничных предприятий........................13
Заключение.................................................................................................15
Список литературы....................................................................................17
Введение.
Туризм является одной из ведущих
и наиболее динамичных отраслей современной
экономики. Во многих странах туризм играет
ведущую роль в формировании валового
внутреннего продукта, в активизации внешнеторгового
баланса, создании дополнительных рабочих
мест и обеспечении занятости населения.
Туризм оказывает огромное влияние на
такие ключевые отрасли экономики как
транспорт, связь, строительство, сельское
хозяйство, легкую промышленность и многое
другое, т.е. выступает своеобразным стабилизатором
социально-экономического развития и
является самым крупным сектором на международном
рынке услуг. Размещение - самый важный
элемент туризма. Нет размещения - нет
туризма. Гостиничная индустрия суть системы
гостеприимства. Она и исходит из древнейших
традиций, присущих практически любой
общественной формации в истории человечества
— уважения гостя, торжества его приема
и обслуживания. Нужно отметить, что есть туристские центры и местности, живущие
исключительно за счет транзитных туристов
и экскурсионного обслуживания. Но в этом
случае для получения значительных доходов
туристский продукт должен иметь значительный уклон в сторону товарной оставляющей.
Средства и системы размещения - здания
различных типов и видов (от бунгало до
супергигантского отеля), приспособленные специально для приема и организации
пребывания временных посетителей с различным уровнем сервиса. Количество коек в
гостиничной сфере — самый главный показатель,
используемый для оценки потенциала туристского
центра или региона для приема туристов.
Количество мест в гостиницах четко определяет
емкость средств размещения и реальную
возможность приема туристов в данном туристском центре. А интенсивность загрузки номерного фонда адекватно определяет
эффективность деятельности местной администрации
и организаторов туризма. Неразумное планирование (или отсутствие такового) приводит к тому, что в сезон
загрузка может превысить допустимые возможности
и туристы вследствие неразберихи, даже
оплатившие пребывание заранее, останутся
на улице. Сегодня индустрия гостеприимства - это мощнейшая система хозяйства региона
или туристского центра и важная составляющая
экономики туризма. Индустрию гостеприимствасоставляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодежные хостели и общежития, апартаменты, туристские хутора, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.Соответствуя
темпам развития туристской отрасли, развивается
и рынок средств размещения. Необходимы
различные средства размещения для любых
туристов (со средним достатком, ниже и выше
среднего), с набором всего необходимого
для клиента и оказанию различных услуг
в месте пребывания. Так как уровень достатка
туристов разный, возникает вопрос в необходимости
предоставления средств размещения разных
ценовых уровней, но при всем этом туристы нуждаются в хорошем обслуживании, уюте и комфорте.
Соответственно, возрастает и уровень конкуренции между средствами размещения.
Гостиницы должны постоянно уделять большое
внимание продвижению своих услуг. Если
этого не делать, то самая комфортабельная
и одновременно дорогая гостиница никогда
не будет пользоваться спросом у посетителей.
О ней просто ничего не будут знать. В настоящее время в успешной деятельности средства размещения играет грамотно выстроенная рекламная стратегия. От того, насколько грамотно проведен маркетинговый анализ, как позиционируется средство размещения, какие используются инструменты продвижения, зависит и эффективность деятельности гостиницы.
Целью работы является подробно разобрать
средства размещения, изучить понятия
и виды, рассмотреть классификацию.
Цель работы предполагает решение в работе следующих задач:
- рассмотрение теоретических аспектов средств размещения в туризме;
- рассмотрение понятия средств размещения в сфере туризма;
- рассмотрение видов средств размещения туристов;
- рассмотрение классификации средств размещения;
Поставленные цель и задачи обусловили структуру реферата, которая состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка используемой литературы.
1.Средства размещения в туризме.
Туризм в настоящее время развивается
очень стремительно. Именно туризм стал
одним из доступных средств познания окружающего
нас мира, его истории, достопримечательностей
и культурного наследия. Туризм представляет
собой один из видов услуг и принадлежит
к быстро развивающимся отраслям экономики.
Средства размещения помещения, имеющие не менее 5 номеров и используемые
организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными
предпринимателями для временного проживания туристов; номер в средстве
размещения - одна или несколько комнат с мебелью, оборудованием и инвентарем,
необходимыми для временного проживания туристов.[1]
Средствами размещения туристов являются любые объекты (здания, помещения и т.д.), предоставляющие туристам как место для ночлега, которые характеризуются
следующим параметрами (свойствами):
- общее число мест объекта размещения;
- объект размещения имеет руководство и обслуживающий персонал;
- управление объектом размещения строится на коммерческой основ (плата за
предоставление услуг по проживанию и оказанные дополнительные услуги).[2]
В мировой практике не существует общепринятого определения данной категории, однако, эксперты Всемирной торговой организации предлагают считать таковым любой объект, регулярно или эпизодически предоставляющей места для ночевки. Строительство новых средств размещения существенно повышает привлекательность туристского направления, увеличивает поток туристов. Высокий сервис предоставления услуг по размещению
определяет такие психологические аспекты
туризма, как удовлетворенность путешествием и высокая оценка организации пребывания
туристов в той или иной стране.
Все многообразие средств размещения от частной сдачи собственного жилья до
отелей класса "люкс", для наибольшей ясности предоставления тех или иных услуг в ходе путешествия туристу, по рекомендациям Всемирной Торговой Организации, принято подразделять на две основные категории:
1. Коллективные средства размещения;
2. Индивидуальные средства размещения.[3]
В свою очередь, эти категории имеют свои
разряды, которые представлены в приложениях А и Б Согласно ГОСТ Р 51185 - 2008 существует следующая система
деления средств размещения. В приложении
«В» представлены общие требования к средствам размещения.[4]
Коллективные средства размещения - помещения, имеющие не менее пяти
номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для
предоставления услуг размещения.[5]
Средства размещения и их виды.
К коллективным средствам размещения
относят: гостиницы, апартотели, сюит-отели,
мотели, молодежные гостиницы (хостелы),
курортные отели, кемпинги, базы отдыха, туристические базы, рекреационные центры (центры отдыха), туристские
деревни (деревни отдыха), прогулочные корабли, детские оздоровительные лагеря.
1.1 Гостиницы - предприятия, предоставляющие
услуги размещения и в большинстве случаев услуги питания, имеющие службу приема, а также оборудование для оказания дополнительных услуг.
1.2 Апартотели - гостиницы, номерной фонд
которых состоит из номеров категории
студия и/или апартамент.
1.3 Сюит – отели - гостиницы, номерной фонд которых состоит из номеров высшей
категории: сюит, апартамент, люкс, джуниор
сюит, студия.
1.4 Мотели – гостиницы с автостоянками, предоставляющие услуги для
размещения автомобилистов.
1.5 Молодежные гостиницы (хостелы) предприятия,
предоставляющие услуги размещения и
питания, управление которыми осуществляется
некоммерческой организацией; проживание
в многоместных номерах, питание с ограниченным
выбором блюд и/или наличие оборудования
для самостоятельного приготовления пищи; предоставление дополнительных услуг, включая развлекательные и
образовательные программы, в основном для молодежи.
1.6 Курортные отели – средства размещения, расположенные на курорте
и оказывающие на собственной базе в качестве дополнительных услуги
оздоровительного характера с использованием природных факторов
(например, морской или минеральной воды), в том числе для предоставления
процедур на их основе. (Процедуры оздоровительного характера могут быть оказаны в
отдельно стоящем здании.)
1.7 Кемпинги – ограниченные территории с санитарными объектами, на которых
располагаются шале, бунгало, палатки, стационарные фургоны, а также
оборудованные площадки для размещения палаток, автодомов.
В кемпингах, к услугам проживающих могут
быть предоставлены рестораны, магазины, спортивные и развлекательные сооружения,
однако вышеперечисленные услуги не являются обязательными. (Палатка – тканевое укрытие, разбираемое
и складывающееся для удобства транспортировки; автодом автотранспортное
средство с двигателем, со спальным/спальными местом/местами и кухонным
оборудованием.)
1.8 Базы отдыха (туристические
базы), рекреационные центры (центры
отдыха), туристские деревни (деревни отдыха) - предприятия, предлагающие
в основном размещение в шале, бунгало или в стационарных фургонах, а
также возможности и соответствующее оборудование для занятий спортом и развлечений,
рестораны и магазины. (Отличие базы отдыха от кемпинга
заключается в том, что в кемпинге имеются оборудованные площадки,
на которых можно установить палатку или автодом туриста, приехавшего на
собственном транспортном средстве и не желающего пользоваться
услугами средства размещения.)
1.9 Прогулочные корабли – плавучие средства, предназначенные для круизов
по рекам и каналам, предлагающие услуги размещения и
кухонное оборудование. (Прогулочные корабли часто используются для проведения корпоративных
мероприятий.)
1.10 Детские оздоровительные лагеря - предприятия,
предоставляющие услуги размещения для детей, приезжающих для отдыха и оздоровления.
Индивидуальные средства размещения.
К индивидуальным средствам размещения относят: гостевые комнаты, шале, бунгало, стационарные фургоны.
2.1 Гостевые комнаты – комнаты в частных домах, в которых предоставляются
услуги размещения, в большинстве случаев с завтраком.
2.2 Шале, бунгало – отдельные стоящие домики с кухонным оборудованием.
2.3 Стационарные фургоны – жилые дома-автоприцепы со спальным/спальными
местом/местами и кухонным оборудованием, стационарно установленные в
определенном месте; дома-фургоны можно передвигать; бычно, находясь
на территории кемпинга, они предназначены
для сдачи в аренду на сезон отпусков,
либо для продажи в собственность в качестве вторичного жилья (дачи). (В отличие от автодома, стационарный фургон – это автоприцеп, но не прицепленный к
автотранспортному средству, а стационарноустановленный на территории
кемпинга.[6])
Очевидным остается тот факт, что среди всех видов средств размещения особое
место принадлежит гостиничной индустрии, которая является самой широко
распространенной составляющей категории коллективных средств размещения.
1.2 Индивидуальные средства размещения.
Мировая практика исследования туристских средств размещения основными
приоритетами выдвигает изучение коллективных средств размещения. Но, в Росси, особенно в таком курортном регионе, как Краснодарский край,
существует целый сектор индивидуальных средств размещения, которые играют особую роль
в развитии всего туристского комплекса края.
Существует несколько вариантов определения понятия "индивидуальное средство
размещения".
Индивидуальные средства размещения -
квартиры, комнаты в квартирах, домах,
коттеджи, сдаваемые в наем [7].
Индивидуальные средства размещения - средства размещения общей площадью
спальных помещений не более 500 м. кв., используемые организациями
различных организационно правовых форм и индивидуальными
предпринимателями для предоставления услуг размещения [8].
Все возможные виды индивидуальных средств
размещения можно разделить на три основные группы:
1. Индивидуальные средства размещения сдаваемые в аренду;
2. Собственность туристов или их родственников, знакомых;
3. Иные индивидуальные средства размещения туристов.
К первой группе относятся:
- комнаты, арендованные в семейных домах
к ним относят средства размещения, в которых турист обычно живет вместе с семьей, проживающей в этом доме,
и оплачивает арендную плату;
-жилье, арендованное у частных лиц либо через агентство к ним относят
индивидуальные средства размещения (квартиры, виллы, дома, коттеджи,
шале, бунгало), которые временно сдаются в аренду как полностью
оснащенные единицы для проживания туристов на основании соглашений с
хозяевами.
Ко второй группе следует отнести:
- не основное частное жилье, к ним относят
средства размещения (квартиры, виллы,
дома, коттеджи), которые используются во время туристического путешествия
посетителями, являющимися членами семьи собственника.
Такое размещение может использоваться на основе полной частной
собственности или на основе time-share;
- жилье, предоставляемое бесплатно родственникам или знакомым, к ним
относят средства размещения, в которых туристам их родственники
или знакомые бесплатно разрешают полностью или частично использовать
свой дом для размещения.
К иным средствам размещения относят средства, которые не совсем соответствуют
требованиям к индивидуальным средствам размещения, и состоят из палаток на
неорганизованных площадках и судов на неофициальных стоянках [9].
2.Классификация средств размещения туристов.
По определению Всемирной торговой организации (ВТО), гостиница – это коллективное средство размещения, состоящее из определенного
количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее
набор услуг (минимум – заправку постелей, уборку номера и санузла) и
сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми
услугами и оборудованием номеров.
Гостиницы обладают следующими признаками:
- состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум,
имеют единое руководство;
- предоставляют разнообразные гостиничные услуги, перечень
которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой
номера и санузла;
- сгруппированы в классы и категории в
соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартами страны;
- не входят в категорию специализированных заведений;
- ориентированы на свой сегмент путешественников;
- могут быть независимыми или
входить в специализированные объединения.
Все средства размещения классифицированы
по отдельным группам. Группа "Гостиницы
и аналогичные предприятия" включает
гостиницы, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные и пляжные гостиницы, клубы с
проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, туристские общежития.
Группа "Специализированные предприятия"
состоит из санаториев, лагерей труда
и отдыха, размещения в коллективных средствах
транспорта (поездах, морских и речных
судах и яхтах), а также конгресс-центрах. Группа
"Прочие коллективные средства размещения" включает комплексы домов и бунгало,
организованные в качестве жилища, предназначенного
для отдыха, огороженные площадки для палаток, автоприцепов, домов на
колесах, бухты для малых судов, а также молодежные общежития и т. д.
Категорийность гостиницы, где будет размещен турист, должна быть указана на
бланке туристской путевки, там же указывается и вид размещения:
одноместный номер - ОДН (SGL); двухместный
номер - ДВМ (DBL); трехместный номер - ТРМ
(TRP); четырехместный номер – ЧТМ (QUATR) и т. д.
В международной практике принята Стандартная классификация средств размещения
туристов, разработанная экспертами Всемирной
торговой организации (табл.1). В России на основе указанной выше классификации разработан
Государственный стандарт "Средства размещения", введенный в действие в 1999 г. В 2007 г.
в России была принята "Система классификации гостиниц и других средств
размещения".
По уровню услуг отели делятся на несколько
типов, причем общей основной услугой
является предоставление размещение,
а все прочие так или иначе способствуют
повышению качества этой основной услуги
и могут предоставляться в том или ином наборе.
Отель "люкс": 100-400 номеров; центр
города; обслуживание на высоком уровне
хорошо обученным персоналом, который
выполняет различные пожелания клиентов;
цена очень высокая; потребитель - руководители
крупных организаций, профессионалы высокого
уровня, участники конференций на высоком
уровне; условия элитарные, дорогая отделка помещений.
Отель высокого класса: размер большой
- 400-2000 номеров; в пределах города; широкий
набор услуг, предоставляемый обученным
персоналом; цена выше среднего; потребитель
- бизнесмены, индивидуальные туристы,
участники конференций; дорогая мебель
и оборудование, большой холл, рестораны.
Отель среднего уровня: стремится максимально использовать современные технологии и
снизить эксплуатационные расходы и, следовательно, цены,
в том числе путем сокращения рабочей
силы, и за счет автоматизации. Цены на
среднем уровне по региону или несколько выше среднего.
Апарт-отель: 100-400 номеров; чаще всего самообслуживание;
цена зависит от времени размещения; потребитель – бизнесмены и семейные
туристы, останавливающиеся на длительный срок; условия аналогичны
полностью меблированной квартире.
Отель экономического класса: гостиница
с ограниченным набором услуг; 10-150 номеров;
окраина или средняя часть города; ограниченное
число персонала; цена невысокая на 25-30%
ниже средней по региону, из-за чего пользуются
спросом; потребители - экономные туристы,
не нуждающиеся в полном пансионе; условия - современный, хорошо оборудованный номерной фонд, но, как правило,
питание в этих отелях не предоставляется.
По российскому стандарту гостиница классифицируется
как предприятие временного проживания
вместимостью не менее 10 номеров. Категорийность
гостиниц обозначают символом * (звезда).
Количество звезд увеличивается в соответствии
с повышением качества обслуживания и
оборудованием гостиницы. Для гостиниц
установлены категории от одной до пяти
звезд, для мотелей - от одной до четырех звезд. Классификация услуг проживания и терминология,
представленные в нормативных документах России и Стандартной
международной классификации видов деятельности в туризме (СИКТА), принятой
Евростатом и Всемирной торговой организацией, существенно отличаются.
В различных странах мира для обозначения
категорийности гостиниц и других средств
размещения применяются различные символы
- от звезд во Франции и России до корон
- в Великобритании. Попытки введения унифицированной
международной классификации гостиниц до настоящего времени
не увенчались успехом.
В зависимости от размеров и видов жилых и служебных помещений, оборудования
предприятий, уровня комфортности номеров
и общественных помещений, предоставляемых
услуг и других факторов, производится
классификация гостиниц по разрядам. В зависимости от разрядности устанавливается оплата номеров
и других услуг. В зарубежных странах действует около 30 классификаций
гостиниц. Их можно разделить на две группы:
1. "европейская" система, на основе французской национальной классификации,
распространенная в большинстве стран
(разряд устанавливается присвоением
определенного количества звезд – от одной до пяти);
2. "балльная" или индийская система,
в основе которой лежит оценка гостиницы
экспертной комиссией.
Гостиницы делятся на три категории: высший
класс (люкс) - 4-5 звезд; туристский класс (средний) - 2-3 звезды; экономический класс - 1-2 звезды. Практически
во всех классификациях оцениваются следующие
основные параметры гостиницы: характеристика
номерного фонда: площадь номеров, наличие
коммунальных удобств в номерах и на этажах, комфортность номеров; оборудование и
оформление интерьера; информационное
обеспечение, в том числе связь; наличие
лифта; характеристика общественных помещений;
наличие и характеристика предприятий
питания; обеспечение возможности дополнительных
услуг бытового обслуживания и других;
характеристик здания, подъездных путей,
развитие инфраструктуры, обустройство прилегающей территории.
Система классификации для гостиниц должна удовлетворять нескольким целям:
- Стандартизация: установить унифицированную систему
качества услуг и продуктов, что поможет»создать структурированную систему дистрибуции
на туристском рынке;
- Маркетинг: даватьсоветы путешественникам относительно класса и типа
гостиниц в местах их пребывания, что создаст здоровую конкуренцию;
- Защита потребителя: удостовериться,
что гостиница отвечает минимальным стандартам размещения и услуг в соответствии с ее классификацией;
-Источник дохода: получать доход от лицензирования, продажи справочников
и др.;
- Контроль: обеспечить систему контроля общего качества индустрии.
На практике, система гостиничной классификации
хорошо работает, если она включает в себя следующие восемь элементов:
1.Установка категорий ("степени звездности");
2.Описание критериев для каждой категории;
3.Условия для специальных видов размещения (например, мотели, дома для гостей, кондоминиумы и апартаменты);
4.Установление методов проверки и классификации;
5.Специальные стандарты по оценке кухни;
6.Установка штрафов;
7. Независимость системы классификации
гостиниц от налоговой системы страны;
8. Средства обращения к высшим инстанциям в случае споров.
Большинство систем классификации гостиниц
базируются на критериях, которые включают
все или некоторые из следующих элементов:
размер, оборудование, персонал, цена,
комфорт, удобства или красивый вид, качество
услуг, кухня. Классификационные символы
должны быть значимыми и простыми, особенно
если их нужно показывать на названии гостиницы.
Большинство систем использует звезды в качестве степени категории гостиницы.
При таком большом разнообразии гостиниц,
не имея чутких измеримых стандартов,
очень сложно определить к какому конкретному
классу относится определенная гостиница.
Когда одновременно существуют официальная
и коммерческая классификация гостиниц
может возникнуть проблема противоречия
между категориями и классификациями
гостиниц. Коммерческая классификация
в основном делает акцент на качестве
услуг, еды, напитков и уровне комфорта. Государственная сертификация уделяет внимание физическим
характеристикам здания и оборудования.
Сложности в классификации гостиниц возникают, когда гостиница выходит на международный уровень.
В любой системе классификации присутствует
некий субъективизм, так как каждая система имеет свои ограничения. Существует несколько проблем
по достижению общей международной унифицированной
системы. Во-первых, многие страны имеют
свою хорошо разработанную систему классификации
гостиниц, узнаваемую на своем рынке. Такие страны не проявляют большого желания вступать в
единую систему классификации.
Во-вторых, возникает проблема создания
единой терминологии и критериев - качественных
и количественных - которые бы охватывали
весь спектр типов гостиниц, их характеристик
и стандартов, а так же национальное законодательство
каждой страны. В-третьих, даже если будет
достигнуто соглашение о единой классификации
гостиниц, возникнет проблема с расходами
по обучению персонала и подготовки квалифицированных инспекторов для поддержания работы этой
системы.
К гостинице любой категории может быть
отнесено здание, имеющее не менее 10 номеров,
в котором в течение суток должна быть
холодная и горячая вода. Высшая категория
гостиницы - категория "пять звезд".
Средства размещения, не отвечающие требованиям
к гостиницам категории "одна звезда",
могут быть классифицированы как некатегорийные
гостиницы. В большинстве стран предварительная
классификация гостиницы является необходимым
условием при получении лицензии на гостиничную деятельность.
2.1.Классификация гостиниц по уровню комфорта.
В каждом государстве свои понятия о комфорте
и гостеприимстве. Помимо этого каждая
страна отличается определенными климатическими
и культурными условиями. Поэтому достаточно
сложно принять единую классификацию
гостиниц по уровню комфорта. В настоящее
время их насчитывается более тридцати.
Наиболее популярными из них являются
звездная классификация, система букв
(Греция), система корон и роз (Великобритания),
система разрядов. Все попытки ввести
единые стандарты и требования к уровню
комфорта всех гостиниц мира пока не привели к успеху.
Уровень комфорта - показатель весьма
субъективный и сложный для оценивания.
Однако во многих странах мира приняты
основные слагающие его критерии. К ним, в частности, относятся:
- состояние номерного фонда: площадь номеров, структура номерного фонда,
наличие коммунальных удобств и т. д.;
- состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения;
- наличие и состояние предприятий питания - кафе, ресторанов, бистро и т. д.;
- состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей к отелю
территории;
- информационное обеспечение и техническое
оснащение, в том числе наличие современных средств связи, бытовой техники, мини-баров, сейфов и т д.;
- обеспечение возможности предоставления ряда дополнительных услуг.
Существующие системы классификации гостиниц
по уровню комфорта можно условно объединить в четыре группы:
1. Европейская система, система звезд, базирующаяся на Французской
национальной системе классификации и
применяющаяся во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае и многих других странах.
2.Система букв (A, B, C, D), используемая в Греции.
3.Система "корон", применяемая в Великобритании.
4.Система разрядов (люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий и четвертый), используемая на территории ряда стран СНГ.
2.2Прочие классификации гостиничных предприятий.
Гостиничные предприятия классифицируют
по самым различным критериям. Наиболее часто применяются следующие:
- Месторасположение.
– Продолжительность работы.
– Обеспечение питанием.
– Продолжительность пребывания.
– Уровень цен.
– Уровень комфорта.
– Вместимость номерного фонда.
Функциональное назначение.