Сущность и основная направленность Закона «О техническом регулировании»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:17, реферат

Краткое описание

Федеральный закон Российской Федерации "О техническом регулировании" направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны. Формирование в стране комплекса технических регламентов в первую очередь направлено на защиту национальных научно-технических разработок и использование результатов научно-технической деятельности в интересах национальной экономики, т.е. на обеспечение технологической безопасности государства.

Содержание

Введение 3
1. Общие сведения о ФЗ «О техническом регулировании» 4
2.Техническое регулирование 6
2.1. Определение регулирования 6
2.2. Принципы технического регулирования 7
3. Технические регламенты 9
3.1. Понятие, виды и содержание технических регламентов 9
3.2. Порядок разработки и принятия технического регламента 13
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и основная направленность Закона.docx

— 41.96 Кб (Скачать файл)

Принятие  технических регламентов направлено на защиту граждан и их имущества, живой природы, а также на предупреждение неправильных действий, которые могут  привести к нежелательным последствиям для пользователей продукции.

Согласно  п. 2 статьи 6 технические регламенты включают только те требования, которые  обеспечивают решение вопросов, сформулированных в предыдущем абзаце. Принятие же технических  регламентов в каких-либо иных целях  попросту не допускается. Соблюдение прочих технических норм, напрямую не связанных  с упомянутыми в статье закона вопросами, становится факультативными  делом.

Технические регламенты должны устанавливать минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность по ряду специфических  вопросов. В узком смысле безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба, в широком – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз или опасностей.

Требования  технических регламентов не должны быть завышенными по отношению к  тем, которые надлежащим образом  обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан, имущества, охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, так как это может  обусловить усложнение и удорожание продукции и услуг и, как следствие, стать препятствием осуществлению  предпринимательской деятельности. Например, на стадии разработки и согласования проектов технических регламентов  вполне могут возникнуть решения, которые  поставят отечественных товаропроизводителей в менее выгодные условия, нежели зарубежных. Поэтому при согласовании показателей по безопасности и проведении экспертной оценки важно неукоснительно соблюдать принципы конкурентного  права. Наши законы должны защищать, а  не разорять отечественных предпринимателей.

В техническом  регламенте должны быть перечислены  все те объекты, на которые он распространяется. К таким объектам относятся: продукция; процессы производства; процессы эксплуатации; процессы хранения; процессы перевозки; процессы реализации; процессы утилизации.

В техническом  регламенте должны быть прописаны правила  идентификации объектов, т. е. правила  признания тождественности реального  объекта тем его характеристикам, которые содержатся в техническом  регламенте, и признаки его опознания. Кроме того, технический регламент  может содержать следующие данные:

- правила  и формы оценки соответствия;

- схемы  подтверждения соответствия;

- предельные  сроки оценки соответствия в  отношении каждого объекта технического  регулирования;

- терминологию, в которой дается определение  терминам, специфических для данного технического регламента;

- требования  к упаковке, конструкции, способу  исполнения, маркировке или этикеткам  и правилам их нанесения.

Очевидно, технический регламент будет  противодействовать введению в заблуждение  покупателя товаров. Для этого необходимо разработать и принять на уровне Федерального закона технический регламент о порядке доведения сведений о товарах до потребителей с помощью маркировки и оформления этикеток. Сегодня информация, наносимая на товары и включаемая в сопроводительную документацию, зачастую оказывается недостоверной, в результате чего получается неправильное представление о реальном качестве предлагаемой продукции. Когда установятся единые строгие правила, это позволит в значительной мере лишить недобросовестных товаропроизводителей и продавцов возможности безнаказанно заимствовать для обозначения собственной продукции наименования известных изделий существенно иного качества, приписывать полезные свойства предметам, которые на самом деле ими не обладают, придавать продукции оформление, вводящее потребителя в заблуждение.

В техническом  регламенте должны содержаться требования только к характеристикам объектов, но не к конструкции, технологии и  методам их разработки, с помощью  которых эти характеристики обеспечиваются. Это задача разработчиков, конструкторов, технологов. Исключение составляют случаи, когда без соблюдения определенных правил разработки объекта заведомо невозможно обеспечить защиту жизни  и здоровья граждан, имущества, охрану окружающей среды и растений, жизни  и здоровья животных.

Технический регламент может содержать специальные  требования к продукции, процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или  этикеткам и правилам их нанесения (объектам), которые применяются  в зависимости от того, в каких  географических и климатических  зонах эти объекты производятся. Это обусловлено тем, что продукция, произведенная в таких зонах, может обладать повышенной опасностью именно из-за их географических и климатических  особенностей. К таким требованиям  могут быть отнесены, в частности, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры.

Как минимальный  законом предусмотрен 6-месячный срок со дня официального опубликования  технического регламента до вступления его в силу. Это сделано для  того, чтобы изготовители продукции  и контролирующие органы могли подготовиться  к исполнению принимаемого Федеральным  законом или постановлением Правительства  Российской Федерации технического регламента. Поскольку этот срок может  оказаться слишком малым для  выполнения всех мер организационного, технического, экономического характера, подготовка к моменту вступления технического регламента в силу должна начинаться в процессе его разработки.

Закон устанавливает  два вида технических регламентов: общие и специальные. Требования общих регламентов обязательны  для применения и соблюдения в  отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальные регламенты устанавливают  требования к видам продукции, безопасность которых не обеспечивается требованиями общих технических регламентов. Специальные регламенты не должны противоречить  общим регламентам и представляют собой нормативные акты прямого  действия. Общие регламенты, оформленные  как Федеральные законы, должны содержать  основные нормы, распространяемые на очень  широкий круг объектов. Специальные  регламенты устанавливают требования к технологическим и иным особенностям отдельных видов продукции, процессов  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

По оценке Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии количество специальных технических регламентов  составит около 1500, что примерно соответствует  числу видов предпринимательской  деятельности. Общих технических  регламентов будет разработано  не более 10. На начало 2005 г. на стадии обсуждения находятся около 100 проектов технических регламентов1.

3.2. Порядок разработки  и принятия технического регламента

 

Технический регламент может быть принят Федеральным  законом, указом Президента РФ, международными договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством  РФ, постановлением Правительства РФ.

Проект  технического регламента имеет право  разработать любое лицо независимо от вида продукции или процесса, формы собственности и юридического статуса разработчика. Это, несомненно, демократично и позволит полнее использовать интеллектуальный потенциал без  ограничений.

Федеральный закон «О техническом регулировании» в качестве одного из основных принципов  заложил публичность подготовки и прохождения проектов технических  регламентов. Это принципиальное новшество. Важно, чтобы на каждом из этапов разработки новой нормативной базы общество в целом и структуры государственной  власти были подробно информированы  о том, как идет процесс, какие  есть противоречия, кто автор тех  или иных предложений.

Итак, чтобы  исключить возможность проведения через Государственную думу технических  регламентов в целях некорректной конкурентной борьбы, Федеральный закон  РФ «О техническом регулировании» предусматривает  специальную процедуру подготовки и рассмотрения проектов технических  регламентов. Данная процедура включает ряд обязательных этапов, без которых  проект не может быть внесен в Государственную  думу. Это, в частности, публикация, уведомления об его разработке в  печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего использования в электронно-цифровой форме (Интернете). Уведомление должно содержать информацию о продукции, для которой разрабатывается регламент. Сюда также требуется внести обоснование необходимости разработки, указание отличий разрабатываемого регламента от международных стандартов или от требований, действующих на территории Российской Федерации. Необходимы также сведения о способе ознакомления с проектом регламента и, кроме того, реквизиты разработчика.

Кстати, обязанность последнего - обеспечить доступность проекта регламента для ознакомления с момента опубликования  уведомления. Более того, он должен будет дорабатывать проект технического регламента с учетом полученных замечаний, проводить не менее чем в течение  двух месяцев публичное обсуждение проекта.

По существу обсуждение проекта технического регламента начинается с момента опубликования  уведомления о разработке технического регламента. Настоящий закон обязывает  разработчика предоставлять копию  технического регламента любому заинтересованному  лицу. Заинтересованные лица направляют разработчику свои, замечания и предложения. Разработчик рассматривает эти  замечания и предложения, принимает  решение об их принятии, частичном  принятии или отклонении. Завершается  этот этап разработки технического регламента публичным обсуждением редакции технического регламента, в которой  учтены принятые замечания и предложения. Настоящим законом установлена  длительность этого этапа – менее  двух месяцев.

Этап  обсуждения проекта технического регламента завершается публикацией федеральным  органом исполнительной власти по техническому регулированию уведомления, в котором  содержится информация о способе  ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в  письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также сведения о разработчике технического регламента.

Девятой статьей закона установлен 10-дневный  срок уведомления федеральным органом  исполнительной власти по техническому регулированию в своем печатном издании о разработке проекта  технического регламента и о завершении публичного обсуждения этого проекта  с момента оплаты опубликования  уведомлений. Подобным образом обеспечивается информирование заинтересованных лиц  о разрабатываемом техническом  регламенте с момента начала его  разработки и в ходе разработки. Это дает возможность исполнителям технического регламента выражать свое мнение по существу разрабатываемого технического регламента и заблаговременно  начинать подготовку к его применению и исполнению.

В соответствии с законом время от момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до момента опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения должно быть не менее двух месяцев.

С внесения субъектом права законодательной  инициативы проекта Федерального закона о техническом регламенте в Государственную  думу начинается этап принятия технического регламента. Регистрация проекта  Федерального закона о техническом  регламенте осуществляется при наличии  следующих основных документов:

- обоснование  необходимости принятия;

- финансово-экономическое  обоснование;

- документы,  подтверждающие опубликование уведомления  о разработке проекта;

- документы,  подтверждающие опубликование уведомления  о завершении публичного обсуждения  проекта;

- перечень  полученных в письменной форме  замечаний всех заинтересованных  лиц.

Внесенный проект Федерального закона о техническом  регламенте с приложением документов направляется Государственной думой  в Правительство Российской Федерации.

На проект Федерального закона о техническом  регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Период  времени на подготовку Государственной  думой к принятию закона о техническом  регламенте в первом чтении после  получения отзыва от Правительства  Российской Федерации настоящим  законом не установлен. Принятый в  первом чтении проект Федерального закона о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании  федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и  в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Поправки  к принятому в первом чтении проекту  закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи должны быть опубликованы не позднее, чем за месяц до рассмотрения Государственной  думой проекта технического регламента втором чтении. Проект закона о техническом  регламенте, подготовленный ко второму  чтению, Государственная дума направляет в Правительство Российской Федерации  не позднее, чем за месяц до рассмотрения проекта Государственной думой  во втором чтении. На проект Федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации  в течение месяца посылает в Государственную  думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

В состав экспертных комиссий на паритетных началах  включаются представители федеральных  органов исполнительной власти, научных  организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Как указано в  пп. 7 и 8 данной статьи, эти комиссии дважды участвуют непосредственно в процессе принятия технического регламента - при подготовке закона о техническом регламенте в первом и во втором чтении. Члены экспертных комиссий имеют возможность готовить свое мнение о разрабатываемом техническом регламенте на более ранней стадии: разработчик обязан предоставлять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц на проект технического регламента по их запросам, и сам проект должен быть доступен всем заинтересованным лицам с момента опубликования уведомления о его разработке.

Информация о работе Сущность и основная направленность Закона «О техническом регулировании»