Типология регионов Казахстана по туристическому потенциалу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 09:00, реферат

Краткое описание

Сегодня практически все существующие виды туризма представлены в Казахстане. В рамках развития туристического кластера в республике были выделены приоритетные направления развития туризма, такие как деловой, экологический, культурно-познавательный, а также экстремальный виды туризма.

Вложенные файлы: 1 файл

Типология регионов Казахстана по туристическому потенциалу и возможности выхода на мировой туристический рынок.docx

— 48.21 Кб (Скачать файл)

Типология регионов Казахстана по туристическому потенциалу и возможности выхода на мировой туристический рынок

Сегодня практически все существующие виды туризма представлены в Казахстане. В рамках развития туристического кластера в республике были выделены приоритетные направления развития туризма, такие как деловой, экологический, культурно-познавательный, а также экстремальный виды туризма.

Кластер — это группа близкорасположенных и связанных между собой предприятий и сопутствующих им организаций, работающих в определенной отрасли, объединенных и дополняющих друг друга. Кластер может охватывать район, штат или даже один город, с захватом близлежащего города или соседних стран.

Кластерный подход к развитию экономики Казахстана является основой для конструктивного диалога между предпринимателями и властью с целью выявления общих проблем, инвестиционных возможностей, корректировки промышленной и формирования инновационной политики региона и Республики Казахстан в целом.

В условиях рыночной экономики создание туристического кластера (и, как следствие, рост туристической отрасли в Казахстане) становится одной из наиболее перспективных сфер народного хозяйства. Туризм считается ключевой отраслью XXI в., его доля в структуре валового внутреннего продукта в Европе составляет от 1/5 до 1/6 от суммарного объема ВВП. Согласно статистике Мирового Валютного Фонда туристическая отрасль еще в 1998 г. приняла пальму первенства среди экспортирующих отраслей экономики у автомобилестроителей. По прогнозу Всемирной Туристической Организации до 2020 г. количество путешествий во всем мире увеличится в три раза. Если в 2002 г. оборот отрасли составил 474 млрд. долларов, то в 2003 г. — 514 млрд. На Европу приходится 54,8 %, на Америку — 22,5 %, на Азиатско-Тихоокеанский регион — 17,2 % всего оборота отрасли.

Согласно данным Всемирной туристической организации рост туризма должен произойти за счёт появления новых посещаемых территорий, поскольку традиционные районы мирового туристического рынка достигли предела развития. Поэтому Казахстан имеет уникальную возможность занять свою нишу на мировом туристическом рынке.

В настоящее время формирование и развитие туристического кластера в Казахстане в первую очередь направлено на такие секторы рынка туризма, как въездной и внутренний, так как именно они создают большую часть дохода внутри Казахстана, в отличие от выездного туризма.

Создание имиджевой стратегии Казахстана как туристического центра с уникальным туристическим потенциалом, открытого всему миру, безопасного для туристов является одним из главных факторов их привлечения в страну. Планом кластерного развития предусмотрено проведение исследований для оценки туристических ресурсов Казахстана и определения Стратегии развития туристической индустрии. Затем на примере туристического кластера Алматы и Алматинской области после проведения исследований туристического потенциала будет составлен План туристического кластера для Казахстана в целом и стратегия развития туризма в долгосрочной перспективе с учетом кластерных инициатив и индустриально-инновационного развития страны.

Основными туристическими продуктами Казахстана для международных рынков определены комбинированные туры, предполагающие путешествие по маршруту «От бескрайних степей до заснеженных горных вершин», и степное сафари с использованием джипов и проживанием в юртах либо трейлерах. Природно-рекреационные ресурсы Казахстана, а также национальные традиции и особенности, менталитет, обычаи обладают аттрактивностью для иностранных туристов, так как они уже насытились предложенными туристскими услугами на рынках Европы и Азии.

Регионы Казахстана имеют различный туристический потенциал. Однако это не означает, что регионы с несильным туристическим потенциалом должны остаться в стороне от развития туризма. В связи с этим предлагаю типологию регионов Казахстана по туристскому потенциалу и направления развития туризма для каждой группы регионов.

В таблице 1 представлены показатели развития туризма в регионах Казахстана в 2007 г [1].

Таблица 1.

Регионы

Коли

чество

объектов

размеще

ния

Количество туристических фирм

Обслужено

туристов

Объем выполненных работ и услуг, тыс. тенге

Стоимость

проданных

путёвок

Республика Казахстан

469

1007

567031

13384704,4

13890745,9

1 тип

         

г. Алматы

58

587

261529

10110057,6

9440470,3

г. Астана

49

57

66155

1790476,9

1252342,3

Алматинская область

18

47

61031

193579,4

141825,3

Мангистауская область

17

22

10863

34148,0

146573,5

Акмолинская область

31

20

35551

23947,1

50058,9

2 тип

         

Карагандинская область

63

54

19705

526306,2

820995,9

Восточно-Казахстанская область

67

40

41426

153850,4

219401,2

Атырауская область

29

24

2217

148668,0

118863

Павлодарская область

36

48

12971

38799,4

267746,3

Южно-Казахстанская область

23

18

5546

12968,3

61204,8

Северо-Казахстанская область

7

18

11056

57412,3

242582

3 тип

         

Костанайская область

11

19

9149

168475,0

153060,1

Жамбылская область

13

19

12237

68479,3

408479,6

Актюбинская область

22

20

6499

27987,6

360990,9

4 тип

         

Кызылординская область

13

4

1281

24480,4

23473,4

           

 

 

В основу типологии регионов по туристическому потенциалу заложены следующие показатели:

-    наличие прорывных проектов по туризму с возможностью выхода и успешной конкуренции на мировых рынках;

-    наличие для таких проектов рекреационных ресурсов;

-    уровень развития туристической инфраструктуры;

-    наличие трудовых ресурсов.

К 1 типу относятся регионы, обладающие мощным туристическим потенциалом, для которых разработаны прорывные проекты. Эти регионы первыми вступят в конкурентную борьбу на международных туристических рынках. Данный тип регионов послужит базой для обобщения опыта создания и внедрения туров по Казахстану международного уровня. На начальном этапе именно из регионов этой группы должны быть созданы туры с привлечением нескольких кластеров. Данный тип регионов обладает отличительными рекреационными ресурсами, использование которых обеспечит реализацию прорывных проектов.

Ко 2 типу относятся регионы, обладающие большим туристическим потенциалом. Туры по данным регионом должны внедряться на международный уровень во вторую линию, после обобщения опыта создания и внедрения туров регионов 1 типа. Данный тип регионов потребует значительных средств на создание и модернизацию туристической инфраструктуры.

К 3 типу относятся регионы, которые должны взять на себя роль вспомогательных регионов в организации международных туров. Через них можно проложить транзитные маршруты, организо 
вать остановки во время турмаршрутов. Велика роль данной группы регионов в организации и развитии внутреннего туризма.

К 4 типу относятся регионы со слабым развитием туризма. С малым количеством турфирм, объектов размещения и реализованных путёвок.

Рассмотрим дальнейшее развитие туризма для регионов каждого типа.

Создание политической стабильности общества и устойчиво растущей национальной экономики невозможно без решения проблем выравнивания межрегиональных различий, преодоления кризисных явлений и отставании в развитии отдельных регионов.

Определенная типологизация регионов по уровню туристического потенциала должна стать основой для разработки программ регионального развития туризма.

Для регионов 1-го типа. По г. Алматы Правительством Республики Казахстан утверждена Концепция и План мероприятий по созданию регионального финансового центра. Учитывая мягкий климат, наличие уникальных природных объектов в его окрестностях, этим документом предусматривается формирование мощной инфраструктуры туризма и отдыха. За счет этого предполагается обеспечить широкое развитие малого и среднего бизнеса.

Согласно госпрограмме развития туризма намечено создание условий для развития инфраструктуры туризма и спорта в городе Алматы и Алматинской области в рамках генеральных планов развития и мастер-планов создания и развития туристического кластера; разработка техникоэкономического обоснования (ТЭО) и проектно-сметной документации (ПСД) для обеспечения строительства индустрии туризма и развлечений по типу Диснейленд-парков и Лас-Вегаса в городе Капчагае; создание условий для дальнейшего развития инфраструктуры при АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» в целях формирования сферы сопутствующих услуг.

Для развития города Астаны и Акмолинской области в госпрограмме намечено: создание условий для развития сферы сопутствующих услуг, включая индустрию развлечений в Щучинско- Боровской курортной зоне; развитие инфраструктуры экологического туризма в национальном природном парке «Бурабай»; строительство в селе Мартыновка Аршалынского района Акмолинской области (в 30-ти км от города Астаны) этнографического комплекса «Шебер ауылы» с выставочным центром «Дворец мастеров», призванного демонстрировать кочевой быт саков, их самобытную культуру и традиции по аналогии с Деревней фараонов (Египет), комплексом «От-бос» (Квебек, Канада).

Для развития пляжного и круизного туризма на Каспийском море необходимо: создание условий для подготовки и организации международного круиза по Каспийскому морю: Актау — Астрахань (Россия) — Махачкала (Дагестан) — Баку (Азербайджан) — Энзели (Иран) — Туркменбаши (Туркменистан) — Актау; обустройство зоны отдыха Кендерли в целях развития пляжного туризма и проработка вопроса по созданию индустрии туризма и развлечений в городе Актау.

Данный тип регионов послужит базой для обобщения опыта создания и внедрения туров по Казахстану международного уровня. На начальном этапе именно из регионов этой группы должны быть созданы туры с привлечением нескольких кластеров.

Для регионов 2-го типа. Туры по данным регионам должны внедряться на международный уровень во вторую линию, после обобщения опыта создания и внедрения туров регионов 1 типа. Однако для данных регионов также необходимо провести маркетинговые исследования с целью выявления предпочтений потребителей туристских услуг, создать мастер-планы развития, разработать туристские маршруты. На первом этапе эти маршруты можно использовать для внутреннего туризма. В дальнейшем после их отработки перейти на въездной туризм.

На третьем этапе предлагаемой стратегической программы развития туризма на основе обобщения опыта первого и второго этапа необходимо создать и внедрить на международный рынок туры второго типа регионов. На этом этапе можно для туров предложить комбинации кластеров 1-го и 2-го типов (рис. 1).

На рисунке стрелками показаны направления туристских потоков. В туре сначала задействуются регионы первого типа, затем второго. Регионы первого типа будут уже известны туристам - нерезидентам, маршруты на них будут отработаны. Связки с регионами второго типа позволят привлечь в них иностранных туристов, сделать их также узнаваемыми, выровнять уровни развития кластеров. Например, тур Астана — Караганда — Каркаралинск. Астана — Павлодар и др.

 

Через Южно-Казахстанскую область проходит Великий шёлковый путь. Конкурентное преимущество Казахстана по сравнению с Узбекистаном, в котором доминируют только культурные ценности, состоит в том, что казахстанская часть Шелкового пути представляется также комбинированными турами в сочетании с уникальными природными ландшафтами, эндемической флорой и фауной, памятниками историко-культурного наследия кочевников и культуры народов древних городов [2].

Для реализации проекта тура по Великому шёлковому пути планируются: осуществление первого этапа проекта по организации международного туристского поезда «Жемчужина Шелкового пути» по маршруту: Алматы — Тараз — Шымкент — Ташкент — Самарканд — Ургенч — Бишкек — Рыбачье — Алматы в 2007-2008 гг.; проведение межгосударственных переговоров по осуществлению второго этапа проекта по организации международного туристского поезда «Жемчужина Шелкового пути» по маршруту Алматы — Тегеран и подготовке к реализации третьего этапа, включающего продление маршрута через Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая до города Пекина к концу 2008 г.; создание дорожной карты от пограничных пунктов «Хоргос» и «Дружба» до города Туркестана Южно-Казахстанской области с указанием объектов придорожной инфраструктуры; строительство и развитие сети гостиниц и караван-сараев в городе Туркестане, в том числе в рамках реализации международного проекта региональной программы Организации Объединенных Наций, Всемирной туристической организации и ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) «Шелковый путь; усиление потенциала в целях регионального сотрудничества и развития»; активизация процесса межгосударственных переговоров, в том числе в рамках деятельности Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического сообщества и создания единого экономического пространства, по решению вопросов взаимного признания туристских виз и введения в дальнейшем единой туристской визы для стран-участниц данных организаций.

Для регионов 3-го типа можно порекомендовать развитие внутреннего туризма. Например, для Костанайской области — посещение Наурзумского заповедника; для Актюбинской — посещение таких интересных природных объектов, как метеоритный кратер, впадина Карагие, чинки Устюрта, Урал, соленое озеро Шалкар, Каспийское море.

Через регионы данного типа можно проложить транзитные маршруты (например, железнодорожный тур), организовать остановки во время турмаршрутов.

Через Жамбылскую область проходит Великий шёлковый путь. Здесь надлежащим образом

должны быть организованы экскурсии и досуг в городе Таразе.

Для 4-го типа регионов можно также порекомендовать развитие внутреннего туризма. Для Западно-Казахстанской области — это санаторное лечение, для Кызылординской — это туры по областному центру, к мемориальному комплексу Коркыт-Ата в Кармакшинском районе.

Главной достопримечательностью Кызылординской области является космодром «Байконыр». Здесь туристам разрешается понаблюдать за запуском ракеты. В Казахстане принят проект «Казахстан — первая космическая гавань планеты». Реализация проекта предполагает проработку вопросов по строительству туристского комплекса с индустрией развлечений возле города Байконыра с использованием новейших технологий (создание планетария, музея, мини-центра управления полетами, торгового центра по продаже сувениров и т.д.). Однако на данный момент посещаемость Байконыра туристами, направленными через казахстанские фирмы, крайне низкая [3].

Информация о работе Типология регионов Казахстана по туристическому потенциалу