Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 22:24, реферат
Необходимость в перемещениях и путешествиях возникла у наших предков еще в глубокой древности. Причем термин «путешествие» можно трактовать буквально, так как «ознакомление» с новыми территориями было жизненно необходимо. Также термин «путешествие» можно трактовать как - поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам. В моей работе я хочу рассказать о истории путешествий различных стран и народов.
Введение…………………………………………………..3
Основная часть……………………………………………4
Заключение……………………………………………….22
Список используемой литературы…………………..….23
На обратном пути «киевляне,
узнав о нашем прибытии, все
радостно вышли нам навстречу
и поздравляли нас, как будто
мы восстали из мертвых; так принимали
нас по всей Руси, Польше и Богемии».
«История монгалов» Карпини дает и такие
сведения: «Нашли в земле над Океаном (Северном
Ледовитом) некиих чудовищ, которые, как
нам говорили за верное, имели во всем
человеческий облик, но концы ног у них
были, как у ног быков, и голова у них была
человеческая, а лицо, как у собаки; два
слова говорили они на человеческий лад,
а при третьем лаяли, как собаки.» [28].
Вернувшись, Карпини доставил папе ответ
Гуюка, который гласил: «Мы поклоняемся
нашему Богу и с его помощью разрушим весь
мир от Востока до Запада.». Формально
миссия Карпини, как и предыдущая, потерпела
фиаско. Но тщательно подготовленный отчет
о проделанном путешествии, который автор
озаглавил «Исторический обзор» (в русском
переводе — «История монгалов»), представляет
огромный научный интерес с географической,
этнографической, исторической и религиоведческой
точек зрения.
Подобное путешествие было проделано
и Гильемом Рубруком, который отправился
в путь по поручению короля Франции Людовика
IX. Задачи данного посольства были схожи
с задачами Карпини.
Посольство Рубрука отправилось из порта
Северной Палестины — Акры — весной 1252
г. Морем они добрались до Константинополя,
где получили рекомендательные письма
от императора Балдуина И, после чего,
переплыв Черное море, достигли южного
порта в Крыму — Саддайя (Судак). Из Крыма
началось их сухопутное странствие. Здесь
они купили повозки, волов и двинулись
на восток.
Встречи с ханами Сартаком и его отцом
Батыем не увенчались успехом, оба хана
не захотели вступить с послом в переговоры.
По всей вероятности, виной тому был воинствующий
христианский пыл Рубрука. При встрече
с ханами он и его спутники надевали монашеские
облачения, раскладывали вокруг себя ритуальные
предметы христианского культа, пели молитвы
и т.д. Эта агрессивная демонстрация христианства,
видимо, настораживала и отпугивала монгольское
руководство. Но при этом Рубруку было
разрешено проследовать к Великому хану
в Каракорум.
Маршрут Рубрука от Сарая до Каракорума
был такой же, как у Карпини. Много дней
они ехали по «пустыне, огромной, как море».
По прибытии в Каракорум посольство вынуждено
было поехать дальше в резиденцию хана,
расположенную на север от столицы.
Рубрук, как и Карпини, дает много ценных
сведений о жизни китайцев и представителей
других народов, находящихся в Каракоруме.
О Китае он пишет следующее: «Я достоверно
узнал, что в этой стране есть город с серебряными
стенами и золотыми баш-
ними.» [28]. В целом же «Путешествие
в восточные страны» основано
на личных впечатлениях и носит достоверный
характер.
Великий хан Мункэ принял Рубрука и после
переговоров передал Людовику IX письмо.
По примеру китайских императоров, Мункэ
в этом послании называл себя владыкой
мира и требовал от французов принятия
вассальной зависимости как подтверждения
их дружественных намерений. Разумеется,
подобная система «дружественных» взаимоотношений,
тем более изложенная высокомерным тоном,
развеяла надежды французов на приобретение
союзников в лице монголов. Посольство
Рубрука, как и Карпи-ни, с точки зрения
дипломатии удачным назвать нельзя. Он
даже осмелился высказать ряд пожеланий
Людовику IX относительно дальнейших контактов
с монголами. «Мне кажется бесполезным,
чтобы какой-нибудь брат ездил и впредь
к татарам... Но если бы Господин папа...
пожелал отправить одного епископа и ответить
на глупости татар, которые они уже трижды
писали Франкам, то ему следует иметь хорошего
толмача и обильные средства» [28].
Но оставленный Гильомом Рубруком труд
— «Путешествие в восточные страны», написанный
на латыни и опубликованный в 1589 г. — дал
европейцам много ценных сведений не только
о жизни монголов, но и китайцев. Рубрук,
чей обратный путь шел от Астрахани через
Кавказ и Малую Азию до средиземноморского
побережья, описал Каспийское море, которое
он обогнул с обеих сторон, правильно определив,
что это озеро, а не океанский залив, как
традиционно полагали средневековые авторы,
опираясь на античные авторитеты: Геродота
и Страбона. Рубруку удалось подметить
и одну из основных черт рельефа Центральной
Азии — наличие Центрально-азиатского
нагорья. Путешествие Рубрука заметно
обогатило знания и европейцев о Центральной
Азии.
С миссионерскими целями путешествовал
по Азии чех по происхождению, францисканский
монах Одорико Матиуш (Одерих Митиусси).
Он начал свое странствие в 1316 г. от стен
Константинополя. Через Кавказ он достигает
Ирана, посещает древнюю столицу Персеполь,
затем он идет в Багдад и оттуда попадает
в портовый город Ормуз, через который
проходили морские пути из Персидского
в Оманский залив Аравийского моря. Из
Ормуза он морем достигает Бомбея. Пройдя
на юг по Малабарскому побережью, он огибает
южную оконечность полуострова Индостан,
попутно посещает остров Цейлон. Одорико,
как истинного христианина, привлекают
религиозные святыни. И он стремится в
Мадрас, где находится прах апостола Фомы.
Из Мадраса Одорико отплыл на Большие
Зондские острова, первым из европейцев,
он, по всей вероятности, видел Суматру,
Яву, Борнео (Калимантан). Из Борнео Одорико
прибывает в китайский порт Макао. В Китае
его поражают размеры городов, он посетил
Кантон, Нанкин, из которого по Великому
каналу он
переправляется до Хуанхэ.
В Пекине, который был конечным
пунктом его путешествия, он прожил
три года. Он неоднократно бывал
в императорском дворце, поэтому
смог описать многие придворные церемонии
и порядки. У Одорико есть много
ценных сведений об административном
устройстве государства, поражает его,
как Карпини и Рубрука, веротерпимость,
царящая здесь. Много ценных замечаний
можно почерпнуть из его записок
о торговле, быте и нравах китайцев.
Путешественник возвращался через Тибет,
где он побывал в столице горного государства
Лхасе (Гота). Вероятно, его дальнейшее
странствие проходило через Афганистан,
Северный Иран, Кавказ, а оттуда уже морским
путем в Венецию. В общей сложности его
путешествия продолжались более четырнадцати
лет. За свою миссионерскую деятельность
он был канонизирован католической церковью.
Крупным торговым путешествием было странствие
Марко Поло (рис. 2.2). В 1271 —1275 гг. он вместе
с отцом и дядей отправляется в путешествие
на Восток. Перед отъездом они получили
благосло-
вение папы Григория X, который
предложил им в спутники, а также
для разведывательных и миссионерских
целей двух монахов. Но, добравшись
до Акры, где была крайне неспокойная
политическая ситуация, монахи решили
не искушать судьбу. Они передали папские
подарки и письма семье Поло, а
сами отправились в обратный путь.
Братья Поло совершали повторное
путешествие, незадолго до этого
они вернулись из пятнадцатилетнего
странствия в Китай. Теперь они продвигались
уже знакомой дорогой.
Из Киликии (Малой Армении) они через Анатолию
прибывают к подножию горы Арарат. Через
Мосул, Тебриз купцы пробираются к торговым
городам Ирана, а потом выходят к Ормузу,
откуда хотели морским путем добраться
до Китая. Но, передумав, они решили через
Памир сухопутным путем достичь границ
Поднебесной империи. После долгих приключений
они добрались до столицы хана Хубилая.
Хубилай решил испытать Марко Поло в качестве
посла и отправил в отдаленный город Караджан.
Результаты посольства были, по всей вероятности,
столь блистательны, что Хубилай целых
семнадцать лет удерживал венецианца
у себя на службе. Возвращались они на
родину морем: вокруг Южной Азии и через
Иран. Но даже на обратном пути они выполняли
государственное задание хана: сопровождали
двух царевен, которых выдавали замуж
за монгольского правителя Ирана (ильхана)
и его наследника.
Флотилия, выйдя из Южно-Китайского моря,
заходила на Суматру, Яву, Цейлон. Оттуда
они прошли вдоль западного берега Индии
и южного побережья Ирана до Персидского
залива. Доставив царевен в Иран, они только
после этого смогли благополучно вернуться
домой.
Свои воспоминания, названные «Книгой»,
Марко Поло продиктовал в генуэзской тюрьме,
где ненадолго оказался после участия
в военных действиях против Генуэзской
республики. Его «Книга» послужила ценным
руководством для картографов XIV—XV вв.
Организаторы португальских экспедиций
в Вест-Индию пользовались картами, основанными
на данных, изложенных Марко Поло. Она
была настольной книгой многих мореплавателей
и первооткрывателей, в том числе и Христофора
Колумба. Нельзя забывать, что Марко Поло
был купцом, поэтому его книга представляет
один из первых образчиков того, что можно
было бы назвать пособием по экономической
географии. Ничего удивительного, что
многие аспекты жизни китайцев не вошли
в круг интересов знаменитого венецианца,
тем более что Марко Поло не знал китайского
языка, да и не все, что видел, считал необходимым
отражать в своем произведении. Но некоторая
недоговоренность, неосвещенность таких
вопросов, как, например, потребление и
торговля чаем, одним из основных экспортных
товаров Китая, привела к крайним суждениям
части исследователей. Некоторые
из них стали полагать,
что Марко Поло никогда не был
в Китае, а его книга — плод
фантазии.
Вряд ли купцу была под силу столь грандиозная
мистификация. Да и в чем была ее необходимость?
Известно, что Марко Поло был мало образован,
а для того, чтобы собрать и обобщить огромный
фактологический материал, приводимый
в его «Книге», надо было проработать очень
большое количество письменных источников.
Это было просто невозможно из-за образовательного
ценза венецианца, из-за трудности в добывании
подобных материалов, да и из-за дефицита
времени — ведь нельзя забывать, что главным
его занятием была торговля.
В Византии, так же как и в Западной Европе,
составлялись итинерарии (путеводители).
В Египте был обнаружен папирус, относящийся
еще к первой половине VII в. — кануну арабского
завоевания Египта, — который представляет
собой путеводитель, содержащий 62 топонима
и описывающий путь от Гелиополя в Египте
до Константинополя. На использовании
итинерариев построена и 42 глава трактата
«Об управлении империей» Константина
VII, предлагающая землеописание от Фессалоники
до Авас-гии. Причем, как и предполагает
классический итинерарии, с указанием
всех расстояний и топографических названий.
Основные же итинерарии в Византии составлялись
паломниками и для паломников.
К наиболее выдающимся путешественникам
Востока необходимо отнести и Абу Абдаллаха
Мухаммеда ибн-Баттуту, жившего в XIV в.
Получив в юности неплохое образование,
он даже во время своих первых путешествий
часто исполнял обязанности кади (судьи).
Как правоверный мусульманин, он совершает
свое первое путешествие в Мекку. В дальнейшем
Ибн-Баттута никогда не упускал случая
ознакомиться с любыми мусульманскими
святынями в своих странствиях.
Паломничество в Мекку сочеталось у Ибн-Баттуты
с торговыми операциями. Путь его пролегал
из Танжера, расположенного на африканском
берегу Гибралтарского пролива, через
всю Северную Африку. Это дало возможность
паломнику ознакомиться с жизнью мусульман
во многих государствах. Ему не удалось
переправиться на Аравийский полуостров
через Красное море из Египта по причине
вооруженного конфликта между египтянами
и бедуинами. Но, пристав к каравану паломников,
он из Каира отправился в Мекку сухопутным
путем через Палестину и Сирию. В Дамаске
на него огромное впечатление произвела
мечеть Омейядов, которую арабы называли
«четвертым чудом света».
Ибн-Баттута посетил не только Мекку, исполнив
все необходимые ритуалы, но побывал также
и на могиле Мухаммеда, расположенной
в Медине. После этого он направился в
Междуречье, а оттуда еще дальше на Восток
— в Иран. Из Ирана он морским
путем переправился в Аравию,
побывал в Восточной Африке. Собственно,
он проделал путь, по которому в течение
столетий до этого следовали арабские
торговые суда. Спустя некоторое время
он снова посетил Мекку. Потом
он путешествовал по Красному морю,
посетив все сколько-нибудь значимые
порты этого моря. Неутомимый путешественник
из Адена — «первого рынка Аравии»
— вновь отправляется в плавание
вдоль восточного побережья Африки,
дойдя до Мозамбикского пролива.
Оттуда он, обогнув Аравийский полуостров,
возвращается в Ормуз.
Исследовав весь регион Ближнего Востока,
он решил отправиться в Золотую Орду. Из
турецкого Синопа он переправляется морем
в Крым, где попадает в Кафу (Феодосию),
бывшую в то время генуэзской колонией.
Объехав весь Крымский полуост-ров, он
направляется в Сарай — столицу Золотой
Орды, расположенную в устье Волги. Ибн-Баттута
настолько расположил к себе хана Узбека,
что тот разрешил ему сопровождать свою
жену-гречанку, которая собралась навестить
отца, жившего в Константи-нополе. В столице
Византии Ибн-Баттута был представлен
императору Андронику III.
После посещения Византии странствия
продолжились: Волж-ская Булгария, Сарай,
Средняя Азия, Афганистан, Индия. В Ин-дии
он был принят на службу султаном Мухаммед-шахом
на долж-ность судьи, исполнял также и
дипломатические поручения. С дипломатической
миссией он был направлен в Китай. Но по
пути eгo караван был разграблен, а сам
он чудом спасся из плена и бежал в Дели.
Султан распорядился снарядить новую
экспедицию. Но корабли, на которых размещались
все ценности, предназна-ченные для китайского
императора, были уничтожены штормом.
После этого Ибн-Баттута счел за благо
покинуть Индию. Он привстал к военной
экспедиции, предпринятой для покорения
Сингапура. Посетил он и Мальдивские острова.
Но Ибн-Баттута не только торговал — на
Цейлоне, например, он посещает Адамов
Пик, где на вершине можно было лицезреть
«отпечаток ноги Адама». В своих дальнейших
странствиях он достиг границы Тибета.
Сумел Ибн-Баттута добраться и до Китая,
посетил Пекин. Оттуда он проследовал
в Индокитай. Через Суматру путешественник
прибывает в Индию. Из Индии по хорошо
известным морским дорогам он достигает
Аравии, где пересаживается на верблюдов
и, пройдя через ее северные районы, опять
совершает паломничество в Мекку, после
чего направляется на родину. Правда, он
не устоял перед искушением и, дойдя до
Туниса, совершил плавание на остров Сардинию.
Во время этого плавания он второй раз
был ограблен пиратами.
Султан Абу Инан по возвращении путешественника
в Танжер призвал его к себе на службу.
Он направляет Ибн-Баттуту с дипломатической
миссией в Гранаду, столицу арабских владений
в
Испании. А спустя год
султан направляет его в торговую
экспедицию к западным берегам Африки.
Он объехал всю империю Мали, где
на него большое впечатление произвели
«порядок и законность», так как
купец всегда мог найти ночлег
и мог не опасаться ограбления.
Домой торговые караваны Ибн-Баттуты
возвращались через труднодоступные
районы Сахары. Эту миссию он также
с блеском выполнил. По протяженности
своих маршрутов, а им было «пройдено»
по суше и морю около 130000 км, Ибн-Баттута
прочно лидирует в списке средневековых
путешественников. Свои впечатления
о странствиях Ибн-Баттута
В «заидеологизированную», в отличие от
античности, как христианством, так и исламом,
эпоху средневековья почти все путешествия,
так или иначе, носили оттенок паломничества
и миссионерства. Но были и путешественники,
которых толкала в путь «жажда приключений».
К таковым относится Вениамин Тудельс-кий,
живший XII в., который по праву может считаться
первым европейским путешественником,
посетившим страны Востока и описавший
их.
В эпоху средневековья был развит и лечебный
туризм.
Город Ахен, который можно считать столицей
государства Карла Великого, был расположен
на месте привилегированного термального
курорта, на котором еще отдыхали и лечились
знатные римляне и кельты. Чудодейственные
свойства этих вод связывали с воздействием
бога Гранна. Карл Великий, как и его отец
Пипин III, любил посещать это место. Карл
воздвиг свой королевский дворцовый ансамбль
рядом с термальными банями. Ансамбль
представлял собой вершину архитектурной
мысли того периода времени.
Список используемой литературы
1)Бартольд В. В. Ислам и культура мусульманства.
— М., 1992.
2)Гайденко В. П., Смирнов
Г. А. Западноевропейская наука в средние
века. — М., 1989.
3)Город в средневековой цивилизации Западной
Европы. — М., 2000. — Т. 4.
История средних веков: В 2 т.: Учебник /
Под ред. С. П. Карпова. — М., 1998.
4)Полевой Н.А.
История русского народа: Историческая
энциклопедия: ВЗт. -М., 1997.-Т. 1.
Послушник и школяр, наставник и магистр:
Средневековая педагогика в лицах и текстах.
— М., 1996.
5)Смирнова Е.Д.
Средневековый мир в терминах, именах
и названиях: Словарь-справочник. — Минск,
1999.
Информация о работе Торговые пути и «путешествия за знаниями»