Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 18:53, контрольная работа
Манси (манс. меньдси, моансь; устаревшее - вогулы, вогуличи) - малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры. Ближайшие родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык. Общая численность 11432 человек (по переписи 2002).
Введение..................................................................................................................3
Язык и письменность.............................................................................................3
Происхождение и история......................................................................................4
Быт............................................................................................................................4
Мифология манси....................................................................................................6
Традиционные верования манси............................................................................7
Антропологическая характеристика....................................................................10
Список литературы..............................................................................................12
Министерство образования и науки Российской Федерации
Югорский государственный университет
Институт менеджмента и экономики
Кафедра сервиса и туризма
Контрольная работа
дисциплина: "История религии народов Югры"
тема "Традиционная, духовная культура обских угров".
Выполнила:
Ханты-Мансийск
2011 г.
Содержание
Введение......................
Язык и письменность..................
Происхождение и история.......................
Быт...........................
Мифология манси.........................
Традиционные верования манси.........................
Антропологическая характеристика................
Список литературы....................
Введение
Манси (манс. меньдси, моансь; устаревшее - вогулы, вогуличи) - малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры. Ближайшие родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык. Общая численность 11432 человек (по переписи 2002). Около 200 человек проживают на севере Свердловской области. Несколько человек - на северо-востоке Пермского края (государственный заповедник "Вишерский"). Этноним "манси" (на мансийском - "человек") - самоназвание, к которому обычно прибавляют название местности, откуда происходит данная группа (сакв маньсит - сагвинские манси). Соотносясь с другими народами, манси называют себя "манси махум" - манси народ.
Язык и письменность.
Мансийский язык относится к обско - угорской группе уральской (по другой классификации - уральско - юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне - лозьвинский. Мансийская письменность существует с 1931 года - на основе латинского: A, B, D, E, F, G, H, I, J, K, L, Ļ, M, N, Ņ, Ŋ, O, P, R, S, S̷, T, Ţ, U, V, Z, Ь С 1937 года - на основе русского алфавита: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я Литературный язык основан на сосьвинском диалекте.
Происхождение и история.
Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племен, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таежных охотников и рыболовов и степных кочевников - скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне. Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке формально были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы. В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи поселка Всеволодо - Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.
Быт.
Традиционные занятия - охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы - оленеводство, оно заимствовано у хантов в XIII-XIV веках. Земледелие заимствовано у русских в XVI-XVII веках. Из скота разводят лошадей, коров, овец, птиц. Из промысловых рыб ловили хариуса, язя, щуку, плотву, налима, карася, осетра, стерлядь, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка, а в Северной Сосьве водилась и пресноводная сельдь, изысканный деликатес. Орудия ловли рыбы: остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами. Большое значение в быту имел сибирский кедр, с которого собирали огромный урожай кедровых орехов. Кроме того, из плетеного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины (так называемые корневатики). Распространены были изделия из бересты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель. Использовались гончарные изделия. В районе Приобья археологами было обнаружено также большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литье. Известны были им и доспехи. Манси и соседние народы достигли также определенных успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева. Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения. Для передвижения манси уже в древности использовали лодки - долбленки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой). Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы. Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Поселок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой - прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп - избы русского типа, летом - конические берестяные чумы или четырехугольные каркасные постройки из жердей, крытых берестой, у оленеводов - крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом - открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах. Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов - из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан). Пища - рыба, мясо (вяленое, сушеное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми. Быт манси за годы советской власти заметно изменился, 45 % живут в городах.
Мифология манси.
Согласно мифу, землю со дна океана при сотворении мира достала гагара по имени Лули. По другой версии, землю со дна достал сам Куль - Отыр. Мир делится на три сферы: воздушную, водную и земную. Именно поэтому водоплавающая птица оказывается в этой ситуации наиболее подходящей, ей доступны все три сферы. Высшие боги в пантеоне - Нуми - Торум и его сын, Корс - Торум. Подземным миром заведует злой дух Куль - Отыр (Кынь - Лунг). Основные боги: старший из сыновей Нуми - Торума, Полум - Торум, ведает всей рыбой и зверями окрестных мест, Мир -суснэ - хум, другой сын Нуми - Торума, - посредник между богами и миром ("Небесный надзиратель"), его конь - Товлынг - лув, Мых - ими - "Земля -старуха", богиня, предупреждающая болезни, Калтащ - эква - богиня земли, мать Мир - Суснэ - хума, Хотал - эква - богиня солнца, Этпос - ойка - бог луны, Най - эква - богиня огня, Сяхыл - торум - бог грома, Косяр - Торум - внук Нуми - Торума. Третий сын Нуми - Торума, Аутья - отыр, имеет вид щуки и живет в устье Оби. Еще один сын Нуми - Торума, Нер - ойка - покровитель оленьих стад. Богам было отведено и место жительства: Полум -Торум жил на реке Пелым (Полум), Нер - ойка - на озере Ялпын - тур. Хонт - Торум - бог войны, его жена - Суй - ур - эква, помощники - Хуси, Энки. Эпитетом Колташ (Калтащ) - эквы является Сорни - эква ("Золотая баба"), это было воспринято европейцами буквально, и они полагали, что существует изображение ее из золота. Персонажи низшей мифологии: пупыг - добрый дух (хранитель), куль - злой дух, менкв - великан - людоед, учи (очи) - лесной монстр, мысь (мис) - добрый великан. Один из персонажей, Мис нэ - "Лесная дева", приносит удачу охотнику и выходит за него замуж. У них рождается сын, но люди в селении ее обижают, и она уходит обратно в лес. В деревне Хурум - пауль почитался Йибы-ойка ("Старик-филин"), который считался жителями этой деревни своим предком, то есть тотемом. Тотемами у народов Обского севера были также стрекоза, трясогузка, филин. Тотем не мог быть объектом охоты. По поверьям манси - у мужчин - 5 или 7 душ, у женщин - 4 или 6. Из них две - важнейшие, одна реинкарнировалась в ребенка того же пола, другая уходила в царство Куль - Отыра. По существу, "духи" являются персонификациями сил и явлений природы. Примечание: слова "ойка" и "эква" означают соответственно "старик" и "старуха, баба, женщина", "нэ" - "женщина, дева", "отыр" - "богатырь". Среди персонажей выделялись как мужские, так и женские фигуры.
Традиционные верования манси.
Верующие - формально православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов - покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология. Религиозные воззрения этноса, характерные для периода, предшествующего утверждению мировых религий. Вера обских угров в духов - покровителей, духов природы и воды возникла в глубокой древности в повседневной борьбе за выживание, в целях самосохранения. Можно утверждать, что В. манси возникли на базе погребального обряда, почитания памяти умершего близкого человека. В проведении погребального обряда (он является первой стадией религии манси) ведущими исполнителями до сих пор признаются женщины, в основном пожилые. Вторая стадия религии - Хара кан: он сооружается в память об утонувших в воде, погибших в лесу или на войне, то есть не преданных земле. В проведении обряда принимают участие как мужчины, так и женщины. Хара кан делают мужчины, пользуясь топором. Ходят же туда молиться в основном женщины, пожилые мужчины и подростки со своими матерями. Третья стадия религии манси - Пурлахтын кан (иногда просто кан), обряд, который проводится только при участии мужчин: молятся выдающимся духам - предкам мужского или женского пола. Обряд установился, вероятно, при патриархате. Женщины остаются дома. В такие дни нельзя посещать кладбище. Четвертая стадия религии - Тoрум кан (буквально - место Бога). Предполагается, что здесь существует проход в небесный рай. Собираются мужчины раз в году, во время весеннего полноводья, молятся, чтобы летом был хороший улов рыбы и устраивают соревнование на двух лодках. Самое главное в этом молебне - соорудить Тoрум йив - "Божье дерево". Оно состоит из семи обрезков деревьев разной породы (в фундаменте на корню оставляется пень кедра: дерева Калтась - праматери). Объектом религиозных обрядов манси являются духи - покровители. Это души умерших выдающихся предков, одухотворенные потомками. У манси для наименования своих покровителей есть несколько терминов-табу, возникших в разные эпохи, например: уламанув - "наши вещи" - символы овеществленных духов-покровителей, хранимые в святом месте дома или в специальных постройках; акиянув, aкванув - "наши деды, бабушки"; нaянув, oтыранув - "наши героини, богатыри"; термин отыр восходит к татарскому заимствованию odur - "богатырь", най - "женщина"; пупганув, тoрманув - "наши духи - покровители, боги иконы". Последний термин у манси возник после установившихся контактов с русским православным населением. Еще при жизни нaй oтыры сделали что-то значительное для своего народа, и поэтому после смерти их души не погибают, а продолжают жить и оказывать помощь людям, если они хранят память о предках: поклоняются им, символически угощают, устраивая обрядовые угощения после удачной охоты, рыбной ловли. Они обращаются к ним за помощью во время голода, болезни и т.д., обещая вознаградить духа - покровителя при первой же возможности. Приносили духам - покровителям и кровавые жертвы, например Oтыру - коня, Нер oйке - белого оленя, Торуму - лося. По преданиям, одни нaй oтыры считаются древними, другие - более поздними или пришедшими из других краев. Одни духи - покровители были одинокими, молодыми и даже детьми, другие - семейными, у них были дети. Некоторые из этих детей впоследствии тоже признаны бессмертными. Судя по преданиям и героическим песням сыгвинских манси, было шесть нaй oтыров (пять мужчин и их сестра), положивших основу жизни на территории Сосьвы, Сыгвы (Сакв-я), Оби (около устья Сосьвы) и Пелыма. Все они по настоящее время именуются по названиям тех мест, где их считали хозяевами: Тaгт котиль oйка, Нер oйка, Полум тoрум oйка, Пэк oйка и Хaныслам нaй эква. По преданиям, все они дети Нуми Торума, жили якобы на небе. Все пять братьев и их сестра на земле оказались случайно, осмелившись оспаривать волю отца.
Информация о работе Традиционная, духовная культура обских угров