Турагентская деятельность: сущность, функции, особенности функционирования на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:19, доклад

Краткое описание

Турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Туристическое агентство – это юридическое или физическое лицо, занимающееся рекламированием, доведением до потребителя и продажей разработанных туроператором тур-пакетов.

Вложенные файлы: 1 файл

3 вопрос Турагентская деятельность.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

3 вопрос Турагентская деятельность: сущность, функции, особенности функционирования на рынке

 

 

Турагентская деятельность – деятельность по продвижению и  реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Туристическое агентство  – это юридическое или физическое лицо, занимающееся рекламированием, доведением до потребителя и продажей разработанных  туроператором тур-пакетов.

В РФ фирма-турагент может регистрироваться как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель.

С принятием ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об основах  туристской деятельности в РФ» произошли  изменения и в организации  работы турфирм, осуществляющих турагентскую деятельность. Предусмотренные названным ФЗ изменения (финансовое обеспечение и внесение данных в реестр) на турагентов, осуществляющих деятельность по продвижению и реализации туристского продукта не распространяются. К тому же, с отменой процедуры получения лицензии исчезли многие требования и условия к осуществлению турагентской деятельности. В соответствии с настоящим законодательством в сфере туризма, данным видом туристской деятельности может заниматься любое юридическое лицо или ИП, зарегистрированные в соответствии с ФЗ «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», независимо от образования и штатного состава фирмы. Основным условием осуществления деятельности по продвижению и реализации турагентом турпродукта, сформированного туроператором, является договор между турагентом и туроператором.  При этом ответственность за невыполнение обязательств по договору реализации турпродукта перед третьим лицом несет туроператор, а не агент. По мнению же многих туроператоров, нередко различные проблемы и неприятности происходят по вине именно турагентов.

Потребность в агентах  возникает по ряду причин:

- необходимости продвижения  туроператора в регионах –  далеко не каждый туроператор  имеет возможность открывать  в каждом перспективном регионе  собственное представительство  или филиал;

- необходимости доведения туров до клиента – не каждый клиент полон желания ехать за десятки или сотни километров, в другой город для того, чтобы приобрести тур. Гораздо удобнее для клиента приобрести пакет в родном городе у полномочного агента далекого туроператора;

- отсутствие у оператора возможности самостоятельно обслуживать всех отправляемых им клиентов.

Основные отличия между  туроператором и турагентом:

А) по системе доходов:

Туроператор покупает некоторый  туристский продукт. Его прибыль  формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи. 

Турагент же действует  как розничный продавец, и его  прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристского продукта. Турагент реализует туристский продукт (и отдельные услуги, например авиабилеты, номера в гостиницах) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг.

Б) по принадлежности туристского  продукта

Туроператор всегда имеет  запас туристского продукта для  продажи, а турагент запрашивает  определенный продукт (услугу) только тогда, когда клиент выражает покупательский интерес.

 

Основными функциями  турагентств являются:

- рекламирование туров,  предлагаемых туроператорами, на  региональном рынке за свой  счет и под свою финансовую  ответственность – агент, таким  образом, самостоятельно принимает  решение о том, какие из предложенных оператором туров будут позитивно восприняты и востребованы на региональном рынке, а затем рекламируют их всеми доступными ему способами за собственные денежные средства;

- доведение достоверной  информации о туре потенциальному  клиенту (в случае обращения клиента в офис турагента, последний должен популярно, доступно донести достоверную информацию о предстоящем туре, организуемом туроператором. При этом информация, требуемая обратившимся клиентом, может быть любого содержания, что требует от агента высокого профессионализма и знания направления);

- продажа тура, то есть  предварительное бронирование тура  у оператора, получение от последнего  подтверждения бронирования и  прием оплаты за предстоящий  тур у клиента;

- комплектующая функция агентства состоит в приобретении (у туроператора или непосредственно у поставщиков) дополнительных услуг, обеспечивающих максимальное удобство туриста;

- туробразующая функция  агента  состоит в возможном  приобретении им отдельных туристических  услуг у различных туроператоров и самостоятельном формировании из них туристического пакета. Эта функция наиболее подходит при организации заказных индивидуальных или групповых туров, а также в случаях, когда приобретение компонентов туров у различных операторов выгоднее с точки зрения итоговой цены тур-пакета.

 

 Классификация турагентств

В теории и практике туризма  известно большое количество классификаций туристских агентств. Часть из них основывается на опыте и прагматизме, другие обладают подчеркнуто абстрактной сущностью, третьи отражают преимущественно национальные особенности в развитии этих туристских предприятий. Независимо от различий целесообразным представляется сгруппировать их по признакам, которые обладают более универсальным характером. С учетом этих требований можно остановиться на следующей классификации.

По преобладающему виду деятельности туристские предприятия разделяют на оптовиков, розничных торговцев и предприятий комбинированного (смешанного) типа. Основу такой классификации определяет критерий отсутствия (или наличия) прямого контакта между клиентом и предприятием при непосредственной покупке (продаже) продукта или услуги.

В качестве оптовиков обычно выступают  типичные туроператоры. Они реализуют свой продукт с помощью посредников, например, турагентств или комбинированных предприятий, поэтому не осуществляют прямых продаж клиентам.

Турпредприятия комбинированного типа производят собственный продукт, часть которого продают сами, а оставшуюся часть — с помощью розничных продавцов. Они могут устанавливать или не устанавливать контакт с клиентом. Эта группа характеризуется многосторонним и сложным характером деятельности.

Розничные агентства  только продают путешествия, организованные туроператором, а также различные виды чужих услуг. По характеру деятельности они — типичные посредники. Составляют преобладающую относительную долю в общем количестве туристических агентств. Среди них можно открыть некоторые разновидности. Особенно распространены те, которые занимаются только или преимущественно продажей транспортных билетов. Они работают с лицензией или без нее (лицензии IATA, крупных туроператоров, судоходных компаний и пр.).

В зависимости от объема деятельности туристические агентства разделяются на мелкие, средние и крупные.

Обычно разграничение по этому признаку осуществляется в соответствии с величиной трех основных показателей: годового объема продаж (в счете), годового оборота (в стоимостном выражении) и средней численности персонала.

Мелкие туристические  агентства в основной своей массе осуществляют посредническую деятельность. За последние годы вырастает число и тех, кто организует туристические путешествия с общей ценой. Независимо от содержания своей деятельности эти предприятия обладают малочисленным персоналом, незначительным объемом годового оборота и числом обслуженных клиентов, Как правило, они не располагают филиалами в своей стране и за рубежом.

Средние туристические  агентства чаще всего занимаются смешанной деятельностью. К ним  относится большая часть предприятий, обладающих собственными автобусами или другим видом пассажирских перевозных средств. Иногда они открывают филиалы и представительства. Реализуют больший объем оборота и располагают более многочисленным персоналом (20-30 человек).

Крупные туристские агентства  делятся на две подгруппы: с преобладающей  посреднической или преобладающей  организаторской деятельностью. Первые действуют чаще всего в области путешествий воздушным транспортом и поддерживают тесные торговые контакты с авиакомпаниями. Вторые представлены крупными туроператорами. В странах с развитым пассивным международным туризмом они владеют основной частью рынка организованных туристских путешествий. Обычно это мощные предприятия или объединения с огромным оборотом, многочисленным персоналом и множеством представительств в своей стране и за рубежом. Некоторые из них создают также собственную сеть агентов и дистрибьюторов.

В зависимости от принадлежности и происхождения капитала (в сфере  туризма или вне ее) туристические  агентства определяются как профессиональные и непрофессиональные.

К профессиональным относятся  туроператоры и посредники, которые возникли и функционируют в сфере туризма с самого начала своей деятельности. В специализированной литературе они встречаются под определением «браншевые».

В непрофессиональные включают туристские агентства, появившиеся недавно в качестве дочерних фирм или подразделений крупных монопольных формирований, которые осуществляют свою деятельность главным образом вне сферы туризма (торговые дома, банки, авиакомпании, нефтяные компании и пр.). Целью их создания является балансирование финансовыми результатами деятельности материнской фирмы, повышение рентабельности и эффективности ее деятельности.

Кроме классификаций, основанных на сформулированных признаках, в специализированной литературе можно открыть и ряд  других, обладающих своим местом и  значением при изучении туристских агентств. Более интересны из них следующие:

  • в зависимости от отношений с авиакомпаниями: бюро по продаже билетов, сеть агентов авиакомпаний, независимые туристские агентства;
  • в соответствии с постоянным местом жительства клиента: 
    принимающие, отправляющие и смешанные;
  • в зависимости от характера и профиля деятельности: клубные туристские агентства, туристские агентства-консультанты или специализированные на организации хобби-, инсентив-, конгресс-туров, путешествий для различных категорий потребителей и пр.

 

Классифицировать современные  агентства можно по ряду признаков. Прежде всего, в зависимости от степени зависимости от туристического оператора, агентства можно разделить на:

■ независимые - продающие туры практически любого туроператора по собственному выбору. Агент сам решает, с каким оператором ему работать, основывая свой выбор на ассортименте туроператоров, собственном опыте работы, коммерческих интересах (анализируя отпускные цены туроператоров и размер комиссионных) и т.д.;

■ частично зависимые - связанные обязательством продавать туры определенного туроператора на конкретном направлении работы. К примеру, агентство предлагает туры любых туроператоров на всех направлениях, кроме Турции, поездки в которую предлагаются только от конкретного оператора;

■ уполномоченные — предлагающие туры только конкретного оператора, то есть являющиеся своеобразными представительствами опера-гора на региональных  рынках;

- ритейловые. Ритейловые  агентства появились в России сравнительно недавно (не более двух лет назад). Суть ритейлингового представительства в том, что известный туроператор дает агенту право пользования собственной торговой маркой (наименования, логотип, слоган) в рекламных целях, осуществляет даже некоторые капиталовложения в агента (например, для приобретения или ремонта офиса, покупку оргтехники, рекламную кампанию). В обмен на это ставшее ритейловым агентство обязуется поставлять туроператору определенное количество туристов каждый отчетный период (например, сто человек в месяц). Ритейловые взаимоотношения между туроператором и турагентом не предполагают отдельной платы последнего за пользование торговой маркой и даже капиталом) туроператора, наоборот, с каждой проданной поездки туроператора агент получает определенное комиссионное вознаграждение. Единственной обязанностью агента является необходимость продажи определенного количества туров оператора в отчетный период. Также стоит отметить, что ритейловое агентство не является уполномоченным. Оно вправе торговать не только турами оператора, чьей торговой маркой оно пользуется.

Аналогично туроператорам, агентства  могут быть монопрофильными (предлагающими  узкий ассортимент туров и  направлений) и многопрофильными.

В зависимости от выполняемых агентствами  функций можно выделить:

- агентства-имитаторы, продающие  туристам тур-продукт, полностью  приобретенный у туроператора;

- агентства-новаторы, комплектующие  покупаемый у туроператора тур-продукт  рядом дополнительных услуг, делая  в результате тур более адаптированным  к особенностям регионального  туристического рынка (например, агенты, организующие дополнительные трансферы, визовую поддержку, страхование туристов);

- агентства-разработчики, занимающиеся  формированием туров из отдельных  туристических услуг, приобретаемых  у различных туроператоров.

По объему выполняемой работы и  по формам сотрудничества агентства  и оператора можно выделить:

- агентства, работающие по безрисковым  схемам - то есть бронирующие путевки  у туроператора только при  наличии реального  клиента  (обычно внесшего определенную предоплату). Данная форма сотрудничества агента и оператора носит наименее рисковый характер для агентства, хотя и размеры комиссионного  вознаграждения агента стандартны. Кроме того, предпочитающие не рисковать агентства с большой вероятностью не смогут   обслуживать большое количество клиентов, особенно в пиковые даты (по причине того, что в момент появления реальных клиентов может просто не остаться свободных мест в предлагаемых оператором турах);

Информация о работе Турагентская деятельность: сущность, функции, особенности функционирования на рынке