Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 20:52, курсовая работа
Целью является изучение сущности, особенностей и современного состояния туристического рынка.
В соответствии с целью исследования в курсовой работе определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты функционирования туристического рынка.
2. Изучить современное состояние и перспективы туристических услуг в России.
Для большинства иностранных туристов (72,9%), воспользовавшихся услугами туристских фирм, основной целью поездки в Россию является отдых; большой популярностью у них пользуется также круизный туризм по России (15,8%).
Зимние месяцы года у иностранцев, посещающих Россию с целью отдыха, являются в основном мертвым сезоном (на них приходится лишь 2,7-3,4% обслуженных туристов). Увеличение оттока иностранных туристов начинается с марта (4,6%) и достигает своего пика в августе (18,5%), после чего начинает снижаться (с 11,3% в сентябре до 5,3% в ноябре).
Дальнейшее развитие въездного и внутреннего туризма никак невозможно без энергичного продвижения российского турпродукта на международном рынке, без формирования имиджа России за рубежом как государства, благоприятного для туризма.
На мировом рынке наблюдается низкий уровень рекламы об уникальности регионов Российской Федерации, а также отсутствие продуманных туристских предложений по разнообразным маршрутам, с учетом размещения, питания, транспорта и т.д., дифференцированные по уровню доходов и разнообразным социальным группам населения.
Подробный анализ туристского рынка в РФ позволяет сделать заключение о том, что развитие туризма в нашей стране находится сейчас на начальном этапе. Сравнивая с другими государствами видно, что активность российских граждан остается на низком уровне в связи с недостаточной платежеспособностью - только 26% населения России совершают путешествия (к сравнению: в Германии, Японии - 79% населения, в Великобритании - 70%).
По мнению большинства руководителей туристских фирм (63,3% из 1137 опрошенных фирм), в настоящее время наблюдается тенденция постепенного роста популярности внутреннего туризма. При этом охотнее всего россияне посещают по туристским путевкам Санкт-Петербург (16,1% количества обслуженных туристскими фирмами внутренних туристов), Краснодарский край (15,5%), Москву (10,1%).
Для внутреннего туризма характерны в основном краткосрочные туры (1-14 дней) с целью отдыха, оздоровления и т.д. (70,8% количества обслуженных туристов). Отдают предпочтение круизам на теплоходах и в автобусах 12%, выезжают на лечение в республиканские курорты и здравницы 6%. Только 11% россиян могут позволить себе более продолжительный организованный отдых (15-28 дней). Пик внутреннего туризма приходится на июль и август (20,6% и 23,1% туристов соответственно).
Обобщив и подытожив все проблемы с которым сталкивается туристский рынок Российской Федерации, можно выделить следующие 8 основных проблем:
1. Низкий профессионализм (выражается
в недостатке практических
2. Низкое качество российского
продукта (является следствием
3. Недобросовестность
4. Отсутствие информации о
5. Недостаточный уровень
6. Необъективность средств
7. Отсутствие четкого
8. Недостаточная проработанность нормативной и законодательной базы (не проработанность законодательной базы, контролирующей бизнес - взаимоотношения на рынке туристических услуг).
Вывод: В настоящее время развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам (фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными турами). Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортабельности. В-третьих, население России недостаточно информировано о рекреационных возможностях регионов страны. В-четвертых, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса и т.д.
И в завершение, развитие внутреннего туризма, как и въездного, невозможно без инвестирования материально-технической базы туризма и, прежде всего, средств приема и размещения туристов, реконструкции и строительства автодорог, сферы развлечений, учреждений культуры и памятников истории.
Вывод: К сожалению, за последнее время сформировалась точка зрения, особенно в России, которая стала практически официальной, что из трех основных видов туризма, въездного, внутреннего и выездного, последний вид является экономически не рентабельным, поскольку связан с большим оттоком денег за рубеж. Однако, все три вида туризма представляют из себя взаимосвязанную единую туристскую структуру. Причем выездной туризм является наиболее подготовленным видом с созданной инфраструктурой и пока не требующий серьезных капиталовложений. Поэтому давно назрела необходимость во всесторонней объективной оценке выездного туризма. К сожалению, на отсутствие должного понимания в России роли выездного туризма повлиял также и слабый уровень научной разработки основ оценки социально-экономической значимости выездного туризма, связав его, в основном, только с вывозом денег из России. Фактически до настоящего времени не было серьезных исследований по проблеме выездного туризма. А ведь от оценки роли туризма в экономике зависит отношение государства к его развитию, источникам инвестиций и многое другое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует повторить, что туризм – это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.
В производственно-обслуживающем процессе туризма выделяют формы, виды и разновидности туризма.
Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различна.
На эффективное функционирование системы туризма оказывают влияние развитие туристской индустрии и разработка туристской политики.
Процесс управления в сфере туризма должен опираться на ряд особенностей данной отрасли. В соответствии с этим можно выделить ряд общих черт, характерных для управления в сфере туризма:
- приоритет желаний конечных потребителей при планировании туристской деятельности;
- не первичность туристской услуги;
- большое значение маркетинга в туристской отрасли;
- уникальность туристской
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. По прогнозам ВТО к 2010 году количество международных туристических поездок удвоится, составив 937 млн. поездок, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн. долларов США. Российская Федерация, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5 процента мирового туристического потока. Успешное и более полное использование огромного природного и культурно-рекреационного потенциала должно быть обусловлено, с одной стороны, активным развитием рекреационной деятель-ности, рекламой малоизвестных природных и культурно-исторических объектов, а с другой стороны - целенаправленной работой по сохранению имеющихся природных и культурно-рекреационных ресурсов. Поэтому важным этапом для дальнейшего развития внутреннего туризма, интеграции России в систему мирового туристического рынка и развития международного сотрудничества в области туризма является создание высокоэффективного и конкурентоспособного туристского продукта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм / Александрова
А.Ю. – Москва: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.
3. Биржаков, М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации. // Биржаков М.Б., Никифирова В.И. – СПб.: Невский фонд, 2004. – 82 с.
4. Биржаков ,М.Б. Введение в туризм. / Биржаков М.Б. - Москва: Герда. – 1999. – 294 с.
5. Биржаков, М.Б.. Никифоров В.И. Индустрия туризма. / Биржаков М.Б.. Никифоров В.И. - Москва: СПб., 2003. – 346 с.
6. Богалдин-Малых, В.В. Современные методы управления: российская реальность. / Богалдин-Малых, В.В. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 98 с.
7. Богатов ,А.П. Туристские формальности. / А.П. Богатов, Т.В. Бойко,
М.В. Зубрева – Москва: Академия, 2006. – 297 с.
8. Бондарович, А.А. Рекреационные ресурсы Европы и их оценка. /
Бондарович А.А.– СПб.: Невилс, 2003 — 142 с.
9. Бусыгин , А.В. Предпринимательство: Основной курс. / Бусыгин А.В. Учебник для вузов – Москва: Академия, 2002. - 607 с.
10. Васильев ,И. А. Мотивация и контроль за действием. / И. А. Васильев,
М. Ш. Магомед-Эминов. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 144 с.
11. Волошин,Н.И.Туристская деятельность как предмет правового регулированияю .// Волошин Н.И. Научно-теоретический журнал – Спб: 1999. – № 11
12. Гуляев ,В. Организация туристической деятельности: Учеб. Пособие. /
Гуляев В. - Москва: Нолидж, 2005. - 312 с.
13. Дементьев,С. Найти и обезопасить. // Дементьев С. Турбизнес — Воронеж: 2006. – № 13.
14. Зорин, И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. / Зорин И.В., Квартальнов В.А.– Москва: Финансы и статистика, 2004. – 428 с.
15. Зорин ,И.В. Туризм и отраслевые системы. Менеджмент туризма. / Зорин И.В. – Москва: Финансы и статистика, – 2001. – С.251.
16. Ильина, А. С точки зрения руководителей турфирм. // Ильина А. Турбизнес — Ворнеж: Финансы и статистика, 2005. – №1. – 213 с.
17. Квартальнов, В.А. Туризм: теория и практика. / Квартальнов В.А.– Москва: Финансы и статистика, 1998. – 312 с.
18. Квартальнов ,В.А. Туризм. / Квартальнов В.А.– Москва: Финансы и статистика, 2002. – 315с.
19. Немоляева ,М.Э., Хадорков Л.Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. / Немоляева М.Э., Хадорков Л.Ф. – Москва: Международные отношения, 1985. – 176 с.
20. Новаторов ,Э. Концептуальные и методологические основы маркетинговых исследований качества в сфере услуг.// Новаторов Э. Маркетинг и маркетинговые исследования в России. – Москва: 2004. – № 29.
21. Пузанова ,Е.П., Честникова В.А. Международный туристский бизнес. / Пузанова Е.П., Честникова В.А. – Москва: Экспертное бюро, 1997. - 149 с.
22. Чененов ,Ю.А. Правовое регулирование туризма в СССР и России: историко-правовой аспект. // Чененов Ю.А. - Москва: Туризм: право и экономика. 2003. - № 3.
23. Шаповал, Г.Д. История туризма. / Шаповал Г.Д. – Минск.: ИП «Эноперспектива», 1999. – 216 с.
24. Юрик, Р.А. Анализ современного состояния российского рынка туристских услуг, // Юрик Р.А. Маркетинг в России и за рубежом. – Москва: 2005. – № 2.