Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:44, реферат
Существуют по крайней мере четыре взгляда на туризм как явление современного мира. Чаще всего эти взгляды предстают перед нами в виде сложившихся штампов, отличия между которыми трудно заметить.
Туризм как отрасль хозяйства - это наиболее распространенное утверждение о туризме, особенно руководителей регионов, экономистов.
взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.
В Законе также определяется порядок осуществления туроператорской и турагентской деятельности и говорится о том, что стандартизации и классификация объектов туристской деятельности осуществляется в соответствии с законодательством России.
Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма - федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма. В настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма, является Федеральное агентство по туризму в составе Министерства спорта, туризма и молодежной политики (министр – Виталий Мутко). Руководитель агентства – Ярочкин Анатолий Иванович. Федеральное агентство по туризму осуществляет свою деятельность на основании Положения о Федеральном агентстве по туризму, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. №901. Федеральное агентство по туризму осуществляет следующие полномочия:
1) вносит в Правительство
Российской Федерации проекты
федеральных законов, нормативных
правовых актов Президента
определяет приоритетные направления государственного регулирования туристической деятельности в Российской Федерации;
информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания;
осуществляет продвижение туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках;
4) обобщает практику применения
законодательства Российской
На краевом уровне регулирование туристской деятельности осуществляет Департамент комплексного развития курортов и туризма Администрации Краснодарского края, на городском – Управление по курортному делу и туризму Администрации г.Сочи.
На государственном уровне намечены следующие перспективы развития туризма с учетом современных тенденций развития мировой туриндустрии, которые были сформулированы в докладе главы Ростуризма на период 2007-2009 и последующие годы.
В период до 2009 г. и последующие годы значение туризма в мире будет постоянно увеличиваться: индустрия туризма (включая внутренний туризм) - крупнейшая по числу занятых рабочих мест в большинстве стран - обеспечивает работой свыше 100 млн. человек. Туризм является существенным источником валютных поступлений, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год.
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного и внутреннего туризма, в настоящее время являются:
образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, нe способствующий росту въездного туризма;
недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 «звезды») c современным уровнем комфорта, несоответствие соотношения «цена/качество» в гостиницах и других средствах размещения;
недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны, что связано с низким уровнем бюджетного финансирования;
невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-зa низкого уровня подготовки кадров.
При сохранении сложившейся ситуации в сфере туризма в ближайшие годы может произойти снижение въездного туристского потока в Россию и увеличение выездного туристского потока российских граждан в зарубежные страны, что приведет:
к дальнейшему износу (физическому и моральному устареванию) туристской инфраструктуры и снижению качества обслуживания, что влечет за собой падение конкурентоспособности российского туристского продукта;
к повышению цены на туристские услуги и снижению доступности туризма для населения;
к снижению инвестиционной привлекательности российского туристского рынка;
к оттоку молодых и перспективных кадров за рубеж, где за счет российского трудового ресурса будет повышаться качество туристского продукта конкурирующих стран и направлений;
к снижению поступлений от туризма в бюджеты всех уровней и уменьшению доходов населения;
к снижению занятости населения.
Таким образом, системная проблема состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России на мировом туристском рынке возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги и формирования условий для устойчивого развития туризма в стране.
В целом политика в области туризма должна быть направлена на формирование в Poccийcкoй Фeдepaции современного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение уровня доходов населения, обеспечение условий для устойчивого развития туризма.
Роль государства в решении сформулированной системной проблемы определяется объективной необходимостью дальнейшего развития рыночных механизмов, рыночной и социальной инфраструктуры, снижения влияния негативных социально-экономических последствий текущего функционирования «незрелых» рынков, а также сохранения и рационального использования культурного и природного наследия. Государство должно обеспечить:
формирование эффективного конкурентоспособного российского туристского рынка;
повышение качества туристских услуг;
рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;
развитие приоритетных туристских центров на основе принципов устойчивого развития.
В этих обстоятельствах миссией Федерального агентства по туризму (далее - Агентство) является:
Обеспечение стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации как одного из элементов экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения.
Исходя из общенациональных целей, поставленных Правительством Российской Федерации задач, миссии Агентства, приоритетной целью Агентства является повышение конкурентоспособности российского туристского продукта на мировом рынке. Достижение данной цели обеспечивается разработкой и реализацией политики регулирования и поддержки туристической отрасли с учетом роста эффективности использования бюджетных расходов.
Поставленная перед Агентством цель может быть реализована через решение следующих задач:
продвижение российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;
содействие развитию туристской инфраструктуры в Российской Федерации;
повышение качества туристских услуг.
Задача 1. Продвижение российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках
Большинство государств мира, осознавая важность туризма для своих экономик, вкладывают значительные средства в продвижение национального туристского продукта с учетом специфики основных направляющих и принимающих рынков.
Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику страны.
Существующие исследования показывают, что для дополнительного привлечения одного иностранного туриста, обеспечивающего поступление в экономику страны в среднем 1000 евро, государства затрачивают от 7 евро на некоммерческую рекламу туристского продукта. В соответствии с этим средний объем бюджетных средств, выделяемый в европейских странах на продвижение туристского продукта, составляет 37,7 млн.евро.
Вместе с тем одним из главных законов рекламы являются значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект с определенного минимального порога.
Опыт европейских стран, продолжительное время вкладывающих значительные средства в государственную рекламу своего туристского продукта, показывает, что необходимо вкладывать средства не только на увеличение въездного туристского потока, но и на поддержание стабильности существующего.
Следует также учитывать значительный мультипликативный эффект туризма, развитие сопутствующих ему сфер экономической деятельности и рост занятости населения (косвенно 3-4 иностранных туриста обеспечивают 1 рабочее место в экономике страны).
К сожалению, при действующем в настоящее время бюджетном финансировании, которое составляет 0,56 евро на привлечение одного иностранного туриста, меры по продвижению российского национального турпродукта могут лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока.
Только грамотно построенная маркетинговая стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей туристской сферы России.
Такая стратегия строится в первую очередь на основании надежных статистических данных, учитывающих мультипликативный (совокупный) эффект от туризма в соответствии с рекомендациями Статкомиссии ООН. Внедрение вспомогательного (сателлитного) счета для туризма является одним из необходимых инструментов для реализации поставленной цели. Визовая политика страны также влияет на туристскую привлекательность страны: упрощение визовых формальностей способствует увеличению въездного туристского потока, а, следовательно, и доходов от туризма. Инструментами реализации данной задачи должны стать значительное упрощение визовых формальностей для туристов из основных стран, направляющих туристов в Россию (Европа, США, Япония), снятие дискриминационных тарифов для иностранных граждан на посещение объектов показа (музеев, театров, национальных парков и др.), снятие ограничений на посещение иностранными туристами северных приграничных территорий.
Проводниками активного продвижения туристского продукта на основных направляющих рынках за рубежом могут и должны стать представительства Российской Федерации по туризму за рубежом, которые должны обеспечивать связь с туриндустрией этих рынков, со средствами массовой информации, другими участниками туристского процесса. Эффективность подобных мер не вызывает сомнений, только в Российской Федерации в настоящее время действует более 40 иностранных представительств по туризму.
Таким образом, задача Агентства состоит в продвижении российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию всей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт, а создание образа России как страны, благоприятной для туризма, является исключительно государственной задачей. Это подтверждает мировая практика.
Задача 2. Содействие развитию туристской инфраструктуры в Российской Федерации
Известно, что в настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции, а 79 % гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным. Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только восстановлением гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только средства размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (предприятия питания и индустрии развлечений и др.).
Из этого вытекает вторая задача Агентства – содействие развитию туристской инфраструктуры. Ее достижение - создание современных средств размещения туристов различного уровня категорийности, в том числе малых гостиниц и гостиниц туристского класса, а также иной туристской инфраструктуры не только в развитых индустриальных центрах, но и в других регионах страны, перспективных для развития туризма.
Реализация указанной задачи невозможна без проведения НИОКР по стратегическим проблемам развития приоритетных туристских центров в Российской Федерации. Поставленная задача носит комплексный характер и направлена на обеспечение экономического роста, ее выполнение невозможно без взаимодействия с другими органами государственной власти.
Задача 3. Повышение качества туристских услуг
В настоящее время мировой туристский рынок характеризуется высокой степенью конкурентной борьбы, главными инструментами которой на сегодняшний день являются агрессивный маркетинг, гибкое ценообразование и, прежде всего, повышение качества туристских услуг.
Проблема повышения качества туристских услуг является комплексной и должна решаться как за счет мер по совершенствованию системы категорийности гостиниц и других средств размещения, разработки профессиональных стандартов обслуживания, так и путем создания соответствующих требованиям работодателей образовательных стандартов и повышения уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма. Необходимы разработка и внедрение механизмов экономической ответственности туроператоров перед клиентами в целях защиты прав потребителей.
Информация о работе Туризм как многогранное явление современного мира