Туризм как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель выполнения данной работы – изучить туризм как объект управления на примере туристической фирмы ООО «Вояж Тур». Для достижения поставленной цели нами выделены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность туризма и основные понятия организации и управления в сфере туризма;
2. Рассмотреть специфику организации и управления в сфере туризма;
3. Рассмотреть особенности внутреннего российского туристического рынка на современном этапе;
4. Проанализировать развитие туризма, как объекта управления на примере туристической фирмы ООО «Вояж Тур».

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы туризма, как объекта управления
1.1. Сущность туризма и основные понятия организации и управления в сфере туризма
1.2. Специфика организации и управления в сфере туризма
1.3. Особенности внутреннего российского туристического рынка на современном этапе
Глава 2. Анализ развития туризма, как объекта управления на примере туристической фирмы ООО «Вояж Тур»
2.1. Краткая характеристика организации
2.2. Реализация функций управления в ООО «Вояж Тур»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

тема 28.docx

— 240.62 Кб (Скачать файл)

Туризм  как объект управления (курсовая) 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы туризма, как  объекта управления

1.1. Сущность туризма и  основные понятия организации  и управления в сфере туризма

1.2. Специфика организации  и управления в сфере туризма

1.3. Особенности внутреннего  российского туристического рынка  на современном этапе

Глава 2. Анализ развития туризма, как объекта  управления на примере туристической  фирмы ООО «Вояж Тур»

2.1. Краткая характеристика  организации

2.2. Реализация функций  управления в ООО «Вояж Тур»

Заключение

Список  литературы 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

С каждым годом российская туристическая индустрия все  более активно включается в мировой  рынок. Развитие туризма как никакая  другая отрасль экономики стимулирует  создание рабочих мест и развитие малого бизнеса, перераспределяет ресурсы  между странами, оказывает стимулирующее  воздействие на такие секторы  экономики, как транспорт, связь, сфера  услуг, торговля, строительство, производство товаров народного потребления.

Туризм является одним  из факторов, влияющих на развитие других областей общественного производства, так как удовлетворение потребностей в отдыхе, которое является важной целью туризма, осуществляется не только туристскими предприятиями, но и  предприятиями других отраслей общественного  производства.

Объект работы - туристическая  фирма ООО «Вояж Тур».

Предмет работы – анализ развития туризма, как объекта управления на примере туристической фирмы ООО «Вояж Тур».

Цель выполнения данной работы – изучить туризм как объект управления на примере туристической фирмы ООО «Вояж Тур».

Для достижения поставленной цели нами выделены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность туризма  и основные понятия организации  и управления в сфере туризма;

2. Рассмотреть специфику  организации и управления в  сфере туризма;

3. Рассмотреть особенности  внутреннего российского туристического  рынка на современном этапе;

4. Проанализировать развитие  туризма, как объекта управления  на примере туристической фирмы ООО «Вояж Тур».

Сфера туризма является важнейшей  и составной частью экономики  любого демократического государства, а в наших условиях имеет ключевое значение в социально – экономических  преобразованиях, направленных на либерализацию  экономического развития. Недооценка необходимости использования новых  технологий для организации сферы  туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора  в приросте богатства и благосостояния наших стран, укреплении экономики.

Вопросы организации и  управления в сфере туризма рассматриваются  в работах таких авторов, как  Кабушкин Н.И., Дурович А.П., Балабанов И.Т. и др.

Для достижения поставленной задачи нами был выполнен анализ литературы по заданной тематике, данные структурированы  и изложены в виде данной работы.  

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ТУРИЗМА, КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ  

 

1.1. Сущность туризма  и основные понятия организации  и управления в сфере туризма  

 

Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т. п.

Туризм (фр. tourisme, от tour – прогулка, поездка) – явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, с другой – имеющее глубокие исторические корни [8, с. 7].

Туризм в первоначальном смысле понимался как передвижение и временное пребывание людей  вне постоянного места жительства. Однако в процессе исторического  развития содержание и смысл данного  понятия постоянно претерпевали изменения и дополнения.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное Всемирной туристской организацией (ВТО) и широко используемое в международной  практике. В соответствии с ним  туризм охватывает деятельность лиц, которые  путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами  их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с  целью отдыха, деловыми и прочими  целями [8, с.11].

Современная экономическая  наука рассматривает туризм как  системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его  структуру с многообразием внутренних связей, а с другой – определить характер взаимодействия с внешней  средой.

В соответствии с определением, разработанным Международной ассоциацией  научных экспертов в области  туризма, туризм как социально-экономическая  система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного  места проживания и не связанных  с их трудовой деятельностью [8, с.15].

В основе системы туризма, по мнению швейцарского исследователя  К. Каспара, лежат две субсистемы:

- субъект туризма, т.  е. турист – потребитель туристских  услуг со всем многообразием  его потребностей и мотивов  поведения;

- объект туризма, состоящий  из трех элементов: туристского  региона, туристского предприятия  и туристских организаций.

Экономическая эффективность  функционирования туризма во многом определяется его формой, предполагающей соответствующий набор услуг, удовлетворяющих  потребности туристов. Выделяют две  формы туризма: внутренний и международный  туризм.

Внутренний туризм – путешествия  внутри своей страны лиц, постоянно  проживающих в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. На долю внутреннего туризма  в мире приходится 80-90% поездок. Расходы  на него в 5-10 раз превышают расходы  на международный туризм.

Международный туризм – это  туризм в другую страну с туристскими  целями без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. В среднем около 65% всех международных туристских поездок  приходится на Европу, около 20% - на Америку  и около 15% - на остальные регионы [7, с. 40].

В последнее время наметилась тенденция сближения внутреннего  и международного туризма. Это обусловлено  упрощением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной Европе).

Вид туризма связан со спецификой отражения финансовых результатов  в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма  выделяют два вида туризма: активный и пассивный. Приезд иностранных  туристов в страну или отечественных  туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег в страну или данный регион. Путешествие граждан  одной страны в другие государства  и выезд туристов из данного региона  страны является пассивным туризмом. Пассивный туризм служит фактором вывоза денег в страну или данный регион [1, с. 22].

Туризм по наиболее существенным признакам делится на отдельные  разновидности. Таковыми признаками являются: цель путешествия, способ передвижения, интенсивность туристского потока, продолжительность путешествия, характер организации путешествия и т.п.

В зависимости от цели поездки  выделяют следующие разновидности  туризма: рекреационный, познавательный, оздоровительный, научный, деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм и т.п.

Рекреационный туризм характеризуется  длительностью путешествия, небольшим  количеством городов, входящих в  маршрут, широким использованием авиационного транспорта. Познавательный туризм выполняет  функции расширения кругозора и  интеллекта. Оздоровительный отдых  в зависимости от средств воздействия  на человека подразделяется на климато-, море-, грязелечение и т.д. Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и конференций. Сравнительно новым в международном бизнесе является научный туризм. Образовательные поездки за границу стали одним из установившихся сегментов российского турбизнеса.

По способу передвижения туристов различают: пешеходный, авиационный, морской, речной, автотуризм, железнодорожный, велосипедный и смешанный. По интенсивности туристских потоков различают постоянный и сезонный туризм. По продолжительности туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный) и т.п.

Существуют факторы, которые  определяют развитие туризма и формируют  направленность туристских потоков. Благоприятные  факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные - снижают туристский поток. Такие факторы нужно устанавливать  как можно более полно для  каждого конкретного сегмента рынка.

Внешние обстоятельства эффективности  туризма включают статистические (неизменные во времени) и динамические факторы. В статистическую группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы.

Привлекательность мест отдыха определяют в первую очередь именно эти условия. Не случайно южные регионы  с теплым климатом имеют положительное  сальдо по статье «туризм», в то время  как во всех северных странах, будь то Россия или Скандинавские страны, сальдо – отрицательное. Историко-культурные ресурсы приобретают все большее  значение с ростом уровня образования  и познавательной потребности людей.

К динамическим факторам относятся: социальные и демографические изменения, финансовое и экономическое развитие, политическая обстановка в стране и  материально-технические факторы.

Демографические и социальные изменения ведут к тому, что  все больше людей будут иметь  время и доход, позволяющие им путешествовать. К этим изменениям относятся следующие показатели:

- увеличение продолжительности  жизни;

- формирование подвижного  стереотипа жизни населения;

- возрастание доли одиноких  пожилых людей;

- увеличение продолжительности  оплачиваемого отпуска;

- понижение возраста выхода на пенсию;

- увеличение дохода на  члена семьи

- тенденция к вступлению  в брак в более позднем возрасте;

- возрастание числа бездетных  пар.

В экономическом и финансовом развитии наблюдается тенденция  увеличения производства услуг по сравнению  с производством товаров, следствием чего является увеличение доли потребления  услуг (в том числе услуг туризма) в общем потреблении населения. К данному фактору относятся  следующие показатели:

- экономическая ситуация  в стране;

- финансовая стабильность;

- уровень доходов населения;

- ускорение НТП в отрасли  туризма;

- цены на товары.

Политическая обстановка в стране влияет, по существу, на все  динамичные факторы. Активно способствуют расширению международных туристских связей следующие показатели:

- внутриполитическая стабильность  страны;

- мирные, дружественные отношения  между государствами;

- соглашения по сотрудничеству  в сфере экономики, торговли, культуры, туризма на государственном и  правительственном уровнях [7, с. 41].

Хотя в процессе развития туризма появились различные  толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления  имеют следующие критерии:

1. Изменение места. В  данном случае речь идет о  поездке, которая осуществляется  в место, находящееся за пределами  обычной среды. Однако нельзя  считать туристами лиц, ежедневно  совершающих поездки между домом  и местом работы или учебы,  так как эти поездки не выходят  за пределы их обычной среды.

2. Пребывание в другом  месте. Главным условием здесь  является то, что место пребывания  не должно быть местом постоянного  или длительного проживания. Кроме  того, оно не должно быть связано  с трудовой деятельностью (оплатой  труда). Этот нюанс следует учитывать,  потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью,  отличается от поведения туриста  и не может классифицироваться  как занятие туризмом. Еще одним  условием является и то, что  путешественники не должны находиться  в посещаемом ими месте 12 месяцев  подряд и более. Лицо, находящееся  или планирующее находиться один  год или более в определенном  месте, с точки зрения туризма  считается постоянным жителем  и поэтому не может называться  туристом.

3. Оплата труда из источника  в посещаемом месте. Суть данного  критерия в том, что главной  целью поездки не должно быть  осуществление деятельности, оплачиваемой  из источника в посещаемом  месте. Любое лицо, въезжающее  в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в  этой стране, считается мигрантом,  а не туристом этой страны. Это относится не только к  международному туризму, но и  к туризму в пределах одной  страны. Каждый человек, путешествующий  в другое место в пределах  одной страны (или в другую  страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в  этом месте (или стране), не  считается туристом этого места.

Информация о работе Туризм как объект управления