Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:42, контрольная работа
Для исследования мною был выбран по-своему уникальный субъект Российской Федерации, территория которого составляет 76 тыс. км2 с населением - почти 5 млн. человек. Уникальность Краснодарского края заключается в его географическом положении, богатстве туристических и рекреационных ресурсов. Краснодарский край омывает два моря – Черное и Азовское, край богат лесами, равнинами и горами. И конечно, нельзя не упомянуть о проведении олимпийских игр 2014 на Красной поляне в этом крае, что соответственно вызовет всплеск в туризме в данный регион.
Туристические ресурсы 2
Памятники природы 14
Курорты регионального значения 16
Основные угрозы и риски для особо охраняемых природных территорий 17
Встречаемость факторов негативного воздействия на особо охраняемые природные территории 20
Список использованной литературы 22
Приложение 23
Далее эти зоны можно разделить на подзоны, однако часто случается взаимопроникновение, наложение зон, они характеризуются по продолжительности типов отдыха — ежедневный, еженедельный или отпускной — получают здесь наибольшее развитие.
В общемировом масштабе развитие рекреации и туризма определяется экономическим пользованием природных и антропогенных рекреационных ресурсов, наличием объекты для размещения туристов, рестораны, сфера услуг, транспорт всех видов. Зонирование очень важно потому, что собрать и обобщить такую информацию трудно.
Рассмотрим туристско-
1. Районы с высокой
степенью использования
2. Регионы богатых стран не плотно населенные, и характеризуются средней и низкой степенями использования ресурсов и наличием обширной материально-технической базы. К ним относятся некоторые богатые нефтью страны – Ирак, Оман.
3. Зоны высокой степени
использования ресурсов с
4. Зоны с низкой степенью использования ресурсов и слабое развитие инфраструктуры наблюдаются в сочетании с низкой плотностью населения, а также странами, где местное население может воспользоваться этими объектами лишь в очень ограниченном объеме, здесь преобладает организованный иностранный туризм (с турами, осмотром достопримечательностей, экспедициями, сафари, походами и т. д.). Это могут быть некоторые страны Африки и Азии.
5. Территории, где нет
какого-либо использования
6. Туризм развит слабо
или вообще отсутствует из-за
происходящих вооруженных
На уровне государства необходимо отметить, что 3 июня 2006 года Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 19 мая 2006 года и одобренный Советом Федерации 26 мая 2006 года. Данным федеральным законом вводится новый вид экономических зон - туристско-рекреационные особые экономические зоны, целью создания которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов в Российской Федерации. Им также определяются особенности создания, функционирования и прекращения существования особых экономических зон указанного вида, условия осуществления предпринимательской деятельности на их территории, а также механизмы государственного регулирования в данной сфере.
В декабре 2006 г. конкурсная комиссия определила семь регионов, в которых будут создаваться особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. Отобраны: Краснодарский, Ставропольский края, Республика Бурятия, Иркутская, Калининградская области, Алтайский край и Республика Алтай. Общий объем инвестиций из федерального бюджета на создание инфраструктуры туристско-рекреационных ОЭЗ составит 44,5 млрд. рублей, частные инвестиции планируется привлечь в объеме 271,4 млрд. рублей. Ожидается, что до 2026 года в этих зонах будет создано 86 тысяч новых рабочих мест, а с учетом развития придорожного сервиса число рабочих мест может вырасти до 207 тысяч человек.
Среди туристско-рекреационного потенциала Краснодарского края необходимо отметить особо охраняемые природные территории регионального значения, поскольку давление на природу возрастает с каждым годом из-за интенсивного промышленного, сельскохозяйственного и рекреационного освоения края, активного строительства. Для реализации стратегии устойчивого развития, позволяющей непротиворечиво совместить экономическое процветание и сохранение природных ценностей, необходим целый комплекс природоохранных мер, важнейшим компонентом которого является развитие сети особо охраняемых природных территорий (сокращенно – ООПТ).
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной по-верхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
Региональная система ООПТ Краснодарского края включает следующие территории: 11 заказников, 405 памятников природы, 3 территории курортов краевого значения – Ейск, Горячий Ключ, курорты Туапсинского района (Джубга, Новомихайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шеп-си).
Заказники Краснодарского края организованы в целях сохранения и поддержания в естественном состоянии уникальных природных комплексов и воспроизводства охотничьих видов животных. На территории края расположены 11 заказников регионального значения (таблица).
Таблица – Заказники регионального значения Краснодарского края
№ п/п |
Название заказника |
Профиль |
Наименование муниципального образования |
Площадь, га |
1 |
Абраусский |
Природно-исторический |
г. Новороссийск |
11500 |
2 |
Агрийский |
Комплексный |
Туапсинский район |
1840 |
3 |
Белореченский |
Зоологический |
Белореченский район |
20000 |
4 |
Большой Утриш |
Комплексный |
г.-к. Анапа |
5112 |
5 |
Горячеключевской |
Зоологический |
г. Горячий Ключ, Северский район |
38000 |
6 |
Камышанова поляна |
Комплексный |
Апшеронский район |
2924 |
7 |
Крымский |
Зоологический |
Крымский район |
30000 |
8 |
Ново-Березанский |
Зоологический |
Кореновский район |
30500 |
9 |
Псебайский |
Зоологический |
Мостовской район |
37400 |
10 |
Средне-Лабинский |
Зоологический |
Курганинский |
10500 |
11 |
Черногорье |
Комплексный |
Апшеронский |
7366,2 |
Состояние заказников
в крае на сегодняшний день в целом
можно оха-рактеризовать как
Кроме того, много сложностей возникает при установке фактических границ заказников Белореченского, Горячеключевского, Ново-Березанского, что связано с их некорректным описанием в нормативных документах, которыми образованы эти заказники.
Среди основных факторов негативного воздействия, отмеченных на территории заказников, можно отметить следующие: несоблюдение режимов заказников (Черногорье, Камышанова поляна, Абраусский, Большой Утриш), чрезмерно высокая рекреационная нагрузка (Большой Утриш, Абраусский), самовольные рубки насаждений (Камышанова поляна, Черногорье (рисунок 1), Псебайский заказник). Отсутствие необходимых уходных работ и работ по регулированию численности животных характерно для всех зоологических заказников.
Рисунок 1 – Заказник Черногорье (озеро Чеше)
Отсутствие регулярных мониторинговых наблюдений за основными охраняемыми видами растений и животных, не позволяет судить об изменении их численности. Отсутствие администраций заказников и необходимого финансового обеспечения не позволяет осуществлять управление данными ООПТ на уровне, обеспечивающем их сохранность и успешное функционирование.
Первым шагом на пути улучшения сложившейся ситуации является уточнение границ заказников и внесение сведений о них в государственный кадастр недвижимости. С целью выполнения задач, для реализации которых создавались заказники, и оптимизации их функционирования необходимо внести соответствующие коррективы в ряд положений о заказниках.
Функциональное
зонирование территорий
На территории
Краснодарского края существует 405 памятников
природы регионального
Рисунок 2 – Соотношение памятников природы регионального значения по профилю
В 2008 году проведена инвентаризация особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Проведенные исследования позволили выявить, что на сегодняшний день 53 памятника природы были утрачены по различным причинам, 8 находятся в неудовлетворительном состоянии и не соответствуют присвоенному статусу.
Например, участок сосны обыкновенной в Абинском районе. На данном участке сосну вытеснили деревья лиственных пород, и «насаждение» представлено одиночными деревьями, находящимися в крайне угнетенном состоянии.
Материалы проведенной инвентаризации, положены в основу работ по исключению ряда объектов из реестра особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Для многих
памятников паспорта устарели, охранные
обязательства утратили
Описанные проблемы указывают на необходимость принятия безотложных мер, направленных на сохранение памятников природы регионального значения, среди которых первоочередными должны стать следующие:
Постановлением
главы администрации
В соответствии с указанным постановлением департаменту комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края было поручено до 31 декабря 2009 года провести необходимые мероприятия, направленные на уточнение границ курортов регионального значения.
Отсутствие утвержденных и описанных границ курортов регионального значения не позволяет эффективно регулировать хозяйственную деятельность на территории курортов. В последние годы застройка прибрежных зон приобретает массовый характер. Нерациональное использование земель рекреационного назначения ведет к деградации экосистем курортных районов.
Рассматривая Краснодарский край как курортный регион, необходимо приложить все усилия для сохранения его рекреационного потенциала. Первоочередной задачей в этом направлении является разработка и корректировка проектов округов санитарной охраны курортов.
Инвентаризация 2008 года позволила выявить основные угрозы и проблемы функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения. Из них наиболее существенные следующие: высокая рекреационная нагрузка, свалки твердых бытовых отходов, частичная застройка территории, незаконные рубки, неорганизованный туризм, прохождение в пределах особо охраняемых природных территорий дорог, коммуникаций и др.
Одна из острых существующих на сегодняшний день проблем связана с тем, что преимущественное большинство особо охраняемых природных территорий регионального значения лишены охраны и управления. Зачастую администрации муниципальных образований Краснодарского края, на территории которых находятся заказники, памятники природы, курорты регионального значения, не располагают информацией о расположении и режиме особой охраны территории этих объектов. В результате особо охраняемые территории не учитываются при градостроительном планировании территории городских и сельских населенных мест, в планах хозяйственного развития, чем нарушается целый ряд требований нормативных актов Российской Федерации и Краснодарского края. В качестве примера можно привести частичную застройку территории памятников природы: Цемесская роща (г. Новороссийск), Сосновая роща (Сочи), долина реки Жане и флиши (Геленджик).
Проблема бытового загрязнения особо охраняемых природных территорий с каждым годом становится все более видимой и насущной и, прежде всего, для территорий, традиционно используемых в рекреационных целях. Максимальную нагрузку испытывают как расположенные в окрестностях населенных пунктов объекты - лесопарк Юбилейный (Динской район), кипарис болотный (п. Сукко), урочище сосны крымской «Архипо-Осиповское» (г. Геленджик), так и удаленные - пещера Пикетная (Апше-ронский район), Пшадские водопады (г. Геленджик), Никитинская карстовая пещера (Мостовской район). Без обустройства рекреационных зон и выделения средств на их содержание не может быть обеспечено санитарное благополучие территорий, а также сохранность экосистем. В результате бытового загрязнения и чрезмерной рекреационной нагрузки утрачивают ценность такие памятники природы как озеро Бездонное (г. Геленджик), гря-зевой вулкан Ахтанизовский (Темрюкский район») (рисунок 3), роща болотного кипариса (г. Геленджик) и ряд других.