Туристический потенциал Словакии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить основные черты географии
туристских ресурсов Словакии и их роль в развитии международного туризма.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Изучить теоретические основы исследования туристских ресурсов страны.
Исследовать природно-культурные и культурно-исторические ресурсы страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы исследования туристских ресурсов……………5
1.1.Основные понятия, используемые при изучении туристских ресурсов 5
1.2.Особенности использования туристских ресурсов………………………14
2.Природно–культурные и культурно – исторические туристские ресурсы Словакии……………………………………………………………..18
2.1.Объекты всемирного культурного и природного наследия……………...19
2.2.Другие достопримечательности……………………………………………23
2.3.Курорты Словакии………………………………………………………….28
2.3.1.Лечебные курорты,………………………………………………………..28
2.3.2.Горнолыжные курорты…………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………..47
Список литературы……………………..........................................................49

Вложенные файлы: 1 файл

лёха.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

1.Теоретические основы исследования туристских ресурсов……………5

1.1.Основные    понятия, используемые при изучении туристских ресурсов 5

1.2.Особенности использования туристских ресурсов………………………14

2.Природно–культурные и культурно – исторические туристские ресурсы Словакии……………………………………………………………..18

2.1.Объекты всемирного культурного и природного наследия……………...19

2.2.Другие достопримечательности……………………………………………23

2.3.Курорты Словакии………………………………………………………….28

2.3.1.Лечебные курорты,………………………………………………………..28

2.3.2.Горнолыжные курорты…………………………………………………...36

Заключение……………………………………………………………………..47

Список литературы……………………..........................................................49                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Индустрия туризма становится сегодня важнейшей отраслью мировой  экономики и хозяйственных комплексов многих стран мира.

Однако надо заметить, что развитие международного туризма географически весьма неоднородно. Это касается стран Центральной и Восточной Европы,  которые  в начале 90-х гг. прошедшего столетия вступили на путь развития рыночной экономики. Долгие годы (начиная со второй половины 50-х гг. ХХ в.) страны Центральной и Восточной Европы были замкнуты на туристском рынке стран социалистического лагеря. Эта замкнутость определенным образом сказывалась на географии туристских потоков, на инфраструктуре и индустрии туризма.

Переход в начале 90-х  гг. ХХ в. Словакии на рыночную систему хозяйствования потребовал структурных изменений не только туристской отрасли этой страны , но и всей туристской политики, и, даже можно сказать, ее идеологии. В настоящий период роль Словакии в международном туризме незначительна, но страна уже сейчас имеет прекрасные возможности для развития этого сектора экономики. Изучение перспектив развития международного туризма в Словакии представляет интерес и с той точки зрения, что страна находится в непосредственной близости от России.

Словакия страна небольшая, но располагающая интересными туристическими объектами и возможностями для проведения отдыха и оздоровления. Основу составляют здесь горы Татры с высотами примерно 3000 м., национальные парки и охраняемые территории.

Цель данной работы – выявить основные черты географии

туристских ресурсов Словакии и их роль в развитии международного туризма.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

  1. Изучить теоретические основы исследования туристских ресурсов страны.
  2. Исследовать природно-культурные и культурно-исторические ресурсы страны.

В работе использовались методы традиционные для экономико-географических исследований: методы математического  моделирования, составление логических схем, методы экспертных оценок, методы визуального наблюдения, описания, исторический метод, метод картирования.

Информационной базой  исследования послужили монографии известного эконом-географа И.В Маергойза, научные статьи, научно-популярная литература, материалы периодической  печати, ресурсы Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы исследования туристских ресурсов.

 

 

1.1.Основные  понятия, используемые при изучении  туристских ресурсов.

 

 

Туризм основан на целевом и разумном использовании  туристских ресурсов.

Суть туристских ресурсов - объекты туристского интереса, которые потенциально способны удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов - туризм не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным.

Туристские ресурсы чаще всего создают возможность расширения производства туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями, в которых она действует - совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы

собственности, если к  тому нет наложенных в установленном  законом порядке ограничений.

Туристские ресурсы  количественно ограничены и качественно  дифференцированы, следовательно, выступают  как экономическое благо, как  товар, требующий значительных затрат на воспроизводство. В экономическом  плане туристские ресурсы выступают как факторы производства туристского продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования.

Наиболее часто употребляемые  в научном обиходе дефиниции  туристских ресурсов:

Туристские  ресурсы - природно-климатические, социально-культурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма.

Туристские  ресурсы - природные, исторические и социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию физических сил (Закон РФ "Об основах туристской деятельности в РФ", 1996).

Понятие туристские ресурсы  сходно с понятием рекреационные  ресурсы. Природные рекреационные ресурсы- это природные тела, явления, процессы или отдельные элементы рельефа, которые проявляются на определенной площади в течение определенного времени и которые могут быть использованы для целей рекреации и туризма.

Данное определение  по своей сути справедливо и для  культурно-исторических рекреационных  ресурсов (памятники архитектуры, истории, этнографии и др.). К тому же оно  не противоречит определению "туристские

ресурсы", приведенному в Федеральном законе "Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации".

По мнению В.А. Квартального, рекреационные ресурсы - часть туристских ресурсов, представляющая собой природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей.

Производство туристского  продукта базируется на целевом и  рациональном использовании туристских ресурсов. Основой этого процесса являются туристский интерес и туристские впечатления.

Туристский  интерес- перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и (или) потенциальная возможность удовлетворения его потребностей в конкретном туристском продукте, основанном на определенном комплексе туристских ресурсов, являющихся объектами туристского интереса.

Объекты туристского  интереса- места, привлекательные для туристов благодаря естественным или искусственно созданным чертам (природа, климатические условия, достопримечательности и т.д.). Основными характеристиками объектов туристского интереса являются:

· привлекательность (аттракция) для туристов;

· познавательная ценность (связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчеством известных людей, эстетические интереса являются: достоинства);

  • рекреационная ценность (возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туристов);

· известность (популярность среди туристов);

· необычность (экзотичность);

· выразительность (взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой);

· сохранность (состояние объекта, его подготовленность к приему туристов);

· месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для передвижения автотранспорта, природная обстановка, определяющая объект).

Объекты туристского  интереса - достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потребности туристских услуг и (или) туристского продукта и (или) тура, адекватно прямым или спутным целям тура.

Чтобы объекты туристского  интереса были использованы в целях  туризма, необходимо развитие материально- технической базы туристской индустрии и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающих доведение до потенциального туриста необходимой и достаточной информации о данных объектах, комфортную и безопасную доставку туристов к ним, размещение, питание, развлечения.

Важным моментом при  планировании использования туристских ресурсов является формирование инфраструктуры туризма, под которой понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, дорог, смежных туристской индустрии предприятий, обеспечивающих доступ туристов к туристским ресурсам и их рациональное использование в целях

туризма. К ней можно  отнести и предприятия фармацевтической и легкой промышленности, производящие сувениры, спортивные товары, одежду, фототовары, косметические средства и т.п. Тенденции  трансформации инфраструктуры и прогнозы ее изменения необходимы для тщательного межрегионального, регионального и субрегионального планирования развития туризма, планирования развития инвестиций и, в конечном счете, занятости населения и доходов от туризма.

Освоение и использование туристских ресурсов требует соответствующей материально-технической базы, инфраструктуры туризма.

Инфраструктура  туризма - комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей дорог, средств связи, а также предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам.

Материально-техническая  база туризма - совокупность средств труда (здания, сооружения, транспорт, оборудование и т.п.), предназначенных для обслуживания туристов. Она является основой развития организованного туризма, так как создает необходимые условия для обеспечения туристов комплексом услуг (размещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии, развлечения).

В состав материально-технической  базы туризма входят: гостиницы, транспортные организации, предприятия питания, торговли, развлечений, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря и т.д.

Туристские  впечатления- комплекс эмоций, душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления им туристского продукта. Туристские впечатления о туристских ресурсах и туре в целом зависят от степени достижения цели путешествия.

Туристские ресурсы  одно из основных понятий географии  международного туризма. По определению  А.П. Дуровича и Н.И. Кабушкина туристские ресурсы - совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодные для использования в процессе и в целях туризма. Выделяют непосредственные и косвенные туристские ресурсы. К первым относятся природные и культурно- исторические ресурсы, вторые (инфраструктурные) привлекаются для освоения и использования собственно туристских ресурсов.

Исследованию рекреационных  ресурсов и систем посвящены труды  российских и зарубежных ученых - В. С. Преображенский, Ю. А. Веденин, А. Ю. Александрова, И. В. Зорин, Ю. С. Путрик, В. Б. Сапунова, Х. В. Опашовски, Ю. А. Штюрмер и др.

Основой формирования туристского  продукта являются, безусловно, природные  ресурсы. Не случайно туризм на ранней его стадии получил развитие в  странах с благоприятным климатом и целебными источниками.

 Природные ресурсы- компоненты природной среды (климат, рельеф, растительность, поверхностные и подземные воды, целебные грязи и т.д.), используемые для организации отдыха и оздоровления людей.

 Е.А. Окладникова  считает, что туристский ресурс определяется географическими и климатическими факторами, а также особенностями инфраструктуры района.

К географическим факторам относятся рельеф местности, климат (среднегодовое количество солнечных дней, ежемесячная температура, осадки, ветер, флора и фауна, расстояние до зон, поставляющих туристов, демографические сведения о регионе).

Информация о работе Туристический потенциал Словакии