Туристско-рекреационный потенциал Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность развития сферы туризма для Пермского края определяется тем, что эта сфера деятельности:
не требует больших инвестиций, может развиваться за счет усилий частного предпринимательства;
рассматривается как фактор экономического развития края с использованием в качестве хозяйственного ресурса историческое, культурное и природное наследия края;
самоокупаемая, быстро оборачивает капитал, а так же (в сфере международного туризма) извлекает известные выгоды за счет валютных операций.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 83.87 Кб (Скачать файл)

Хребет Кваркуш - отрог Уральского хребта в Северном Предуралье. Это плосковерхий горный массив, протянувшийся с севера на юг на 60 км, достигающий в ширину 12-15 км. Высота его 750-850 м, и лишь отдельные вершины достигают отметки 1000м. Высшая точка 1065 м. Охране подлежат редкие для области субальпийские криволесья, луга, останцы, горные тундры и высокогорные болота, из которых берут начало множество речек и рек, питающих Вишеру и Каму. 
На Кваркуше произрастает 60 редких и эндемичных для Урала растений Позвоночных животных насчитывается около 140 видов, из которых только птиц встречается порядка 110 видов. С Кваркуша открывается прекрасный вид на Уральский хребет. 
Кваркуш - осколок огромного горного тепа, наделённый большинством его особенностей. Здесь на относительно небольшой площади сконцентрированы почти все виды природных ландшафтов, которые можно встретить в горах Северного и Среднего Урала [20].

Жигаланские водопады возникли на реке Жигалан, которая берет начало в снежниках на восточном склоне хребта Кваркуш. Любопытно, что при длине ручья около 8 километров перепад высот от истока до устья составляет почти 630 метров. Не удивительно, что при таком перепаде возник целый каскад красивейших водопадов. Протяженность такого каскада водопадов – 550 метров [36].

2.4. Событийный туризм, как один из развивающихся видов туризма на Вишерском Урале

Событийный туризм – один из самых молодых видов туризма не только в России, но и в таких провинциальных городках, как Красновишерск. Его характерное отличие – связь туристической поездки с определенным событием. Событийный туризм дает уникальную возможность стать свидетелем важных культурных, спортивных и других мероприятий. Именно это вызывает наибольший интерес у гостей и жителей нашего края и заставляет их отправиться в путешествие.

Красновишерский район уникален тем, что на его территории проживает один из народов фино-угорской группы – коми-язьвинцы. На данное время общая численность коми-язьвинцев составляет около пяти тысяч, в том числе на территории района порядка двух тысяч. В течение XIX - XX веков данный народ был лишен правового статуса и преследовался, т.к. исповедовал старообрядческую форму православия. Коми-язьвинцы имеют свой язык и оригинальную культуру. Движение по возрождению коми-язьвинской культуры растет и развивается при поддержке администрации Пермской области. Жительницей с. Верх-Язьва А.Д. Паршаковой подготовлен и издан букварь коми-язьвинцев [20].

С целью сохранения и развития исторических традиций, культуры и языка ежегодно в д. Антипина Красновишерского района  22-23 мая проводится массовый этническо-обрядовый праздник коми-язьвинцев «Сарчик приносит весну». Сарчик — коми-язьвинское название трясогузки - символ весны и лета, но скоро, того и гляди, станет символом коми-язьвинцев как этнической группы. Раньше в этот день по полету трясогузки пытались определить, каким будет лето, и «задобрить» сарчика: ведь чем выше он будет лететь, тем выше поднимутся хлеба на полях. Правда, исконного, древнего варианта Сарчика нет, за те десятилетия, что Сарчик находился в забвении, многое оказалось утеряно.

На окраине деревни, около гумен, собиралась молодёжь чествовать сарчика. Посреди поляны вбивали заострённый вверху кол. На него прилаживали соломенное чучело сарчика. В стороне разводили костёр. Все садились вокруг костра, угощали друг друга пивом. Когда туески с пивом опустели, девушки начинали водить хороводы вокруг кола и чучела сарчика. Начинала играть гармонь— тогда в хоровод шли парни. Затем начинались пляски. Кружась вокруг кола, девушки то и дело смотрели на чучело птицы и на парней. Одна из девушек выходила из круга и направлялась к гумну. В руках у неё печёные яйца. Она залезала на крышу, снимала с яиц скорлупу, разламывала их на части и раскладывала вдоль по коньку крыши: «Сарчик, приди, Сарчик, принеси весну!». По поверьям, сарчик прилетит, поклюёт угощение, останется летовать, принесёт хорошую погоду и урожайный год. Затем девушка возвращалась в хоровод. После хоровода начинались разные игры, велись весёлые разговоры. Веселье затихало под вечер. В этом году праздник прошёл как обычно красочно и ярко. В программе празднования было: театрализованное представление, обряд задабривания Сарчика, выступление творческих коллективов Верх-Язьвинского сельского поселения, г. Красновишерска, Соликамского района. В этом году в первые на празднике побывали творческие коллективы из с. Коса (Коми-Пермяцкий округ), проводилась этнодискотека. Ежегодно каждый желающий может побывать на этом праздновании 22-23 мая в д. Антипино, Красновишерского района [37].

Фестиваль «Праздник Черники и Черничного пирога». «Черничные фестивали» - явление не новое. В мире их организуются и проводятся сотни. Одной из самых «фестивально-черничных» территорий являются Соединенные Штаты, ежегодные мероприятия, посвященные этой ягоде, проводятся в Мэне, Пенсильвании, Северной Каролине и Техасе. В США существует даже национальный черничный фестиваль, который проводится с 1969 года. В его рамках публике предоставляется возможность продегустировать самые экзотические черничные блюда. В их числе черничные сардельки, черничные спагетти и даже черничный кофе. Есть они и в Канаде. А в Европе рекорды по числу черничных фестивалей бьет Германия. Теперь к списку таких необычных праздников присоединилась и Россия. Точнее - Красновишерск. Главный здесь - Черничный Пирог. Настоящий и аппетитный.   В 2012 году общий вес пирога, который был приготовлен в рамках праздника,  составил более 300 кг, его длина более 70 м. На изготовление чуда кондитерского искусства ушло 194 кг муки, 516 яиц, 66 кг сахара, 42 кг черничного джема и 120 кг ягод черники. Черничный пирог состоял из 150 отдельных секций. Порядка 100 волонтеров в сопровождении творческих делегаций, донесли его из кулинарии до центральной площади города, разложили на специально сделанный стол. Уже на улице кондитеры скрепили пирог в единое целое и украсили сдобными булочками и бизе. Как только рекорд зафиксировали, к столу пригласили всех гостей и накормили пирогом весь Красновишерск. Помимо большого пирога местные жители приносят и обычные по размеру, те которые они пекут дома. Конечно же, обязательно соревнуются друг с другом за звание лучших хозяюшек. А как же иначе? Пироги на Руси – продукт особый. А уж на Севере – вдвойне! Жюри – человек пятнадцать-двадцать отобранных здесь же на празднике местных жителей. Тут же, пока идет приготовление главного пирога, организуются различные мероприятия: карнавальное шествие, концерт, конкурсы частушек, ярмарка народных промыслов, спортивные мероприятия. Одним словом - праздник этот не только кулинарный. И так на  единственном в России фестивале «Праздник черники и черничного пирога» в Красновишерске этим летом побывало около 3 500 человек. Участие в подобном празднике стоит того, чтобы побывать тут, увидеть это, а самое главное – попробовать сей продукт [38].

Ландшафтный фестиваль «Богатыри земли Вишерской». С 6 по 8 июля ежегодно на живописнейшей поляне у Говорливого камня на реке Вишера в 24 км от города Красновишерска проходит ландшафтный фестиваль «Богатыри земли Вишерской». Это место давно знакомо туристам своей необычайной красотой и историческим наследием. Камень Говорливый славится своим долгим эхом, отсюда его название, с него открывается изумительный вид на реку Вишера, недалеко находится ледяная пещера, видны «Вишерские богатыри» - камень Ветлан, гора Полюд. Если вы этого не видели, то обязательно должны увидеть. В программе фестиваля: соревнование богатырей, поход в ледяную пещеру, экстремальное скалолазание, катание на катамаранах, лошадях, прыжки с тарзанки, выступление клубов исторической реконструкции, фестиваль народных обрядовых праздников «Говорливское гульбище», кубок края по силовому экстриму, показательное выступление Федерации силового экстрима «Богатырская Русь», чемпионат Верхнекамья по гиревому спорту,  национальная кухня, конкурс рыбаков, квесты на ландшафте для взрослых и детей, пейнтбол и песни у костра всю ночь, конкурс чаев, дискотека, просмотр фильма на открытой поляне, лазерное шоу. И это еще не все  проводятся экскурсии на камень Ветлан, гору Полюд, туристические тропы, всевозможные мастер-классы. Для детей работает «Детский балаганчик» с  народными играми и забавами, кукольный театр. В течение всего фестиваля в старом доме, сохранившемся на поляне, будет представлена экспозиция быта. На говорливской поляне всех гостей будут ждать старинные народные аттракционы (гигантские шаги и качели), а также богатырские предметы — огромный стул, стол, палица, кольцо Святогора и многое другое [39].

 

 

 

 

Заключение

Туризм – один из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а так же (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций [4].

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях [1].

Сфера туризма не является одной из ведущих отраслей в экономике Пермского края. В Пермском крае официально зарегистрировано около сотни туристских фирм и агентств, включая частных предпринимателей, но реально действуют несколько десятков. До последнего времени главным направлением их деятельности является зарубежный туризм: отправлять любознательных путешественников на мировые курорты значительно проще, а для представления собственного ресурса нужен высокий профессионализм и многогранная подготовка. Туризм в Пермском крае можно условно разделить на виды: деловой; активный; лечебный (отдых, профилактика и оздоровление в санаторно-курортных учреждениях); культурно-познавательный и событийный; сельский и экологический; паломнический. Практически не предлагаются такие турпродукты, как спортивная охота и рыбалка, спелеотуризм, экологический и горно-пешеходный туризм. Слабо развит паломнический туризм.

Туристская инфраструктура краевого центра достаточно развита: гостиничный фон Перми представлен разнообразными категориями номеров, позволяющих принимать различные группы клиентов (иностранных туристов, бизнесменов, индивидуальных отдыхающих и туристские группы); количество предприятий общественного питания в Перми растет приблизительно на 12% ежегодно и в первую очередь точки общественного питания ориентированы на потребителя со средним доходом; в части транспортного обеспечения Пермский край находится на пересечении речных, железнодорожных, автомобильных, авиационных дорог, а также располагает международным аэропортом.

Однако туристская инфраструктура края имеет свои недостатки:

  • моральный и физический износ существующей материальной базы, особенно транспортных средств;
  • дефицит гостиниц, как с качественным обслуживанием, так и гостиниц для туристов со средним доходом в исторических частях города;
  • недостаток номерного фонда для приема массового туриста (в т.ч. детских групп), иностранных туристов с современным уровнем комфорта и обслуживания;
  • отсутствие классового деления предприятия  общественного питания по ассортименту, по квалификации персонала, по целевой аудитории, по ценовому уровню;
  • с проблемой питания сталкиваются детские группы – необходимы вместительные столовые с гарантированным качеством продуктов.

Число туристских фирм, зарегистрированных в Пермском крае, составило в 2007 г. 91 фирму (более чем в 4 раза больше, чем в 2000 г.). Из всех функционирующих на территории Пермского края туристских организаций 19 входят в состав Российского союза туриндустрии. Почти все туристские фирмы (98,9%) имеют частную форму собственности, в основном - индивидуальные предприниматели [2].

Но не смотря на то, что число туристических компаний в целом по Пермскому краю растет можно сделать вывод, что наш регион никак не заявлен, не позиционирован на туристском рынке России и зарубежья. Не осуществляется системное продвижение Пермского края. Культурный потенциал не раскрыт и не представлен.

Вишерский Урал маленькая точка в пределах огромной страны. Край нетронутых лесов и чистых горных рек. Район обладает огромным природным потенциалом для развития въездного и внутреннего туризма. На территории района расположены 22 региональных особо охраняемых природных территорий и государственный природный заповедник «Вишерский». Наиболее интересные и посещаемые из них это камень Ветлан, камень Полюд, Писаный камень, Говорливый камень и конечно один из крупнейших природных заповедников Европы - Вишерский заповедник. Сегодня район привлекает туристов так же своими ежегодными праздниками и фестивалями, наиболее известные из них: массовый этническо-обрядовый праздник коми-язьвинцев «Сарчик приносит весну», «Праздник Черники и Черничного пирога», Ландшафтный фестиваль «Богатыри земли Вишерской». Такие массовые ежегодные мероприятия привлекают не только жителей Красновишерска, но и гостей, туристов из соседних городов. Это даёт толчок к развитию в районе событийного туризма. Однако, Красновишерский район, как часть туристской отрасли и туристского потенциала Пермского края,  имеет свои недостатки. Недостаточному уровню развития туризма в Красновишерском районе способствует целый ряд специфичных для региона причин: 

  • неизвестность Красновишерского района за пределами Пермского края. Пермский край долгий период был закрыт для въезда и, в результате, на сегодняшний день непопулярна ни в России, ни в мире;
  • отсутствие узнаваемого облика, бренда района, отражающего его неповторимый потенциал как территории, благоприятной для отдыха и путешествий;
  • несовершенство нормативно-правовой базы по развитию туризма на территории Пермского края;
  • отсутствие эффективного механизма и системы регулирования органом местного самоуправления туристской отрасли на территории района;
  • отсутствие рекламы туристических возможностей района;
  • недостаточная изученность туристских ресурсов района;
  • отсутствие правил, методических рекомендаций по разработке туристских маршрутов и аттестации деятельности экскурсоводов делает непрофессиональным подход к изучению и подаче экскурсионного продукта;
  • отсутствие сувенирной торговли. Отсутствует центр (объединение) производителей народных промыслов (например, изготовление половиков, изготовление и активная реализация мебели из лозы, резьба по дереву, изготовление сувенирной продукции, продажа картин местных художников и фотоэтюдов);
  • отсутствие асфальтированных (качественных) дорог, низкая транспортная доступность северной части района. Транспортировку туристских групп в некоторые места можно осуществлять лишь воздушным (вертолетным) либо водным транспортом.

Информация о работе Туристско-рекреационный потенциал Пермского края