Формы и методы государственного регулирования туризма
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:29, контрольная работа
Краткое описание
Любое цивилизованное государство для того, чтобы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий с точки зрения выявления туристского потенциала и рационального туристского обустройства, подготовки на этой основе программ развития туристского бизнеса, проектов необходимой для этого инфраструктуры туристских центров и курортных регионов, и в обучение и переподготовку кадров, и в информационное обеспечение, рекламу.
Содержание
1.Формы и методы государственного регулирования туризма 2.Международное туристское право 3.Международные туристские организации 4.Регулирование сферы туризма международными актами 5.Библиографический словарь
1.Формы и методы государственного
регулирования туризма
2.Международное туристское
право
3.Международные туристские
организации
4.Регулирование сферы
туризма международными актами
5.Библиографический словарь
1.Формы и методы
государственного регулирования
туризма
Любое цивилизованное государство
для того, чтобы получать от туриндустрии
доходы в бюджет, должно вкладывать средства
в исследование своих территорий с точки
зрения выявления туристского потенциала
и рационального туристского обустройства,
подготовки на этой основе программ развития
туристского бизнеса, проектов необходимой
для этого инфраструктуры туристских
центров и курортных регионов, и в обучение
и переподготовку кадров, и в информационное
обеспечение, рекламу.
Средства должны быть как государственными,
так и привлечёнными. Но государство, на
мой взгляд, должно делать взнос первым,
и не только своими финансовыми ресурсами
поддерживать туризм, но и проводить в
жизнь передовое туристское законодательство,
соответствующее сегодняшнему дню.
Рассмотрим, как же действует
государство на примере некоторых стран.
Во Франции вопросы регулирования
туризма относятся к компетенции Министерства
транспорта и общественных работ, в структуре
которого предусмотрены Государственный
секретариат по вопросам туризма и Управление
туризма. Эти органы курируют вопросы
управления и регулирования отрасли, инвестирования
и международных отношений в сфере туризма.
Кроме того, существует ещё
целый ряд органов, участвующих в управлении
туризмом " с правом совещательного
голоса":
- Совет по туризму при
Министерстве транспорта и общественных
работ;
- Французское агентство
туристского инжиниринга и Национальный
наблюдательный совет по туризму
(маркетинговые исследования и
статистика в туризме);
- Национальное агентство
по отпускным поездкам (социальный
туризм);
- Национальный комитет
по процветанию Франции (вопросы
экологии и озеленения городов).
На региональном уровне действуют
представители центральной исполнительной
власти, решающие вопросы развития туристской
сферы и подчиняющиеся непосредственно
префектам. Деятельность этих представителей
направлена на координацию местных и национальных
инициатив, так как полномочия местных
властей в области туризма достаточно
велики.
Продвижением образа Франции
как туристского центра на международном
рынке занимается ассоциация "Maison de
la France", возникшая в 1987 г. в результате
соглашения о партнёрстве между местными
администрациями, туристическими фирмами,
гостиницами, администрациями объектов
экскурсионного показа. В настоящее время
ассоциация насчитывает около 800 членов.
В штате ассоциации более 200 сотрудников,
33 его представительства работают в 26
странах мира. Руководящий орган ассоциации
– совет директоров, состоящий из 27 человек
(1/3 – чиновники из госаппарата, а 2/3 –
представители частного бизнеса). Деятельность
ассоциации на 60 % финансируется из госбюджета.
По-моему, такая организация
хорошо бы вписалась в правовое поле в
сфере регулирования туризма в России,
так как условия Франции довольно схожи
с российскими условиями деятельности
туристского бизнеса.
В Испании вопросами туризма
ведает Государственный секретариат по
торговле, туризму и малому бизнесу, подчиненный
Министерству экономики. Кроме Госсекретариата
Министерству подчиняются:
- Центральная дирекция
по туризму (административные вопросы
и выработка общих направлений
государственной политики в сфере
туризма );
- два выставочно-конгрессных
центра (в Мадриде и Малаге) и
Испанский институт туризма –
" Turespaca".
Полномочия Министерства экономики
невелики. Такие важные функции, как лицензирование,
сертификация услуг, разработка стратегии
развития туристской индустрии, являются
прерогативой местных властей.
С целью координации их деятельности
в стране создан Совет по развитию туризма,
в состав которого входят представители
государственных органов власти всех
уровней и представители частного бизнеса.
Решения Совета носят рекомендательный
характер.
Испанский институт туризма
"Turespaca" занимается привлечением
иностранных туристов, осуществляя рекламную
деятельность и продвижение испанских
курортов за рубежом. Организация имеет
широкую сеть информационных офисов в
Испании и 29 представительств в 21 стране
мира. Институт полностью финансируется
из госбюджета.
В Великобритании сферу туризма
возглавляет Министерство культуры, зрелищ
и спорта, которому подчиняется орган,
непосредственно курирующий туризм,- "
British Tourist Authority" (ВТА).
ВТА занимается привлечением
иностранных туристов в Великобританию
и развитием внутреннего туризма, а также
консультирует правительство и другие
государственные учреждения по вопросам
туризма.
Являясь по организационно-правовой
форме частнопредпринимательским институтом,
ВТА наряду с традиционной деятельностью
на зарубежных рынках (распространение
информации туристического содержания,
участие в выставках) предоставляет платные
консалтинговые и маркетинговые услуги,
организует выставки и семинары, осуществляет
различные проекты с участием иностранного
капитала, издаёт и реализует путеводители,
видеофильмы и другую рекламно-информационную
продукцию.
Во главе ВТА стоит совет директоров
из пяти человек и президент. В штате организации
около 300 человек, из которых примерно
треть работает в Лондоне, а остальные
за рубежом в 26 странах мира.
Более чем на 2/3 (68 %) ВТА финансируется
из госбюджета.
В Италии Департамент по туризму
входит в состав Министерства производственной
деятельности. Основные функции Департамента
сводятся к координации деятельности
региональных турадминистраций, разработке
нормативно-правовых отраслевых документов
национального характера, исследованиям
и обработке статистических данных, а
также международной деятельности (межправительственные
соглашения, взаимоотношения с международными
организациями и ЕС).
Полномочия местных турадминистраций
также значительно расширены. Они ведают
всеми вопросами лицензирования туристской
деятельности на своей территории, осуществляют
классификацию гостиниц, имеют право продвигать
и рекламировать свои регионы внутри страны
и за рубежом (рекламные мероприятия, участие
в выставках и т.п.).
Однако ведущая роль в представлении
Италии на международном туристском рынке
принадлежит Национальному управлению
по туризму (Е NIT), основными функциями
которого являются рекламно-информационная
работа, маркетинговые исследования, координация
зарубежной деятельности местных турадминистраций.
ENIT подчиняется Департаменту по туризму
и полностью финансируется из госбюджета.
В штате ENIT 200 человек, в том числе сотрудники
20 представительств в 16 странах.
На мой взгляд, по масштабам
международного туризма, федеральному
устройству и способу организации туристской
отрасли для России наиболее приемлема
европейская модель управления. Когда
все вопросы решаются в каком–либо многоотраслевом
министерстве на уровне соответствующего
отраслевого подразделения, чаще всего
это министерство с экономическим уклоном.
Однако для эффективного функционирования
этой модели целесообразно государственное
финансирование отрасли (по меньшей мере,
частичное), что продиктовано необходимостью
участия государства в формировании и
продвижении национального турпродукта,
осуществлении маркетинговых исследований,
рекламно-информационной деятельности,
организации и проведении международных
туристских выставок, конференций, семинаров,
формировании базового пакета инвестиционных
проектов в области развития туристской
инфраструктуры и т. п.
И так, мы рассмотрели формы
государственного участия в регулировании
туристской деятельности, а в следующей
части рассмотрим правовые аспекты государственного
регулирования.
2.Международное
туристское право
В настоящее время, конец 20 и
начало 21 века, с развитием массового туризма
сформировалась особая отрасль – туристское
право.
Международный туризм регулируется
многими Конвенциями, международными
договорами и соглашениями.
Прежде всего, было достигнуто
соглашение об обеспечении основных прав
на отдых и свободное время, которые являются
фундаментом развития туризма.
Всеобщая Декларация прав человека,
принятая генеральной Ассамблеей ООН
в 1948 г., в статье 24 гласит, что " каждый
человек имеет право на отдых и свободное
время, включая разумное ограничение рабочего
времени и оплачиваемые ежегодные отпуска".
Здесь не лишне заметить, что этот незыблемый
постулат для всего мира в современной
России повсеместно нарушается, быть может
и в этом причина медленного развития
туризма в нашей стране.
В 1966 г. Генеральная Ассамблея
ООН подтвердила и расширила этот тезис.
Государства, подписавшие Международный
пакт об экономических, социальных и культурных
правах, обязались обеспечивать право
каждого человека "на отдых, свободное
время, разумное ограничение рабочего
времени и периодические оплачиваемые
отпуска, а также оплату за праздничные
дни".
Эти положения придали импульс
развитию туризма, в том числе развитию
международного туризма. Интенсивное
развитие международного туризма вызвало
необходимость установления норм регулирования
туристской деятельности.
Одним из главнейших направлений
формирования международного туристского
права было, прежде всего, достижение о
терминологии и определениях. Отработкой
формулировок туристской терминологии
занимался Комитет по статистике Лиги
Наций и в 1937 г. опубликовал свои первые
определения " международного туриста".
После Второй мировой войны отработка
этих же вопросов была прерогативой Международного
Союза Официальных Туристских Организаций
International Union of Official Travel Organizations IUOTO, в 1950г.
были введены термины и понятия экскурсанта,
транзитного путешественника, а в 1954 г.
комиссией ООН было принято новое определение
туриста.
Далее это определение уточнялось
в 1963г. на Конференции по международному
туризму и путешествиям ООН (Римская Конференция
по определениям в туризме).
В 1976г. впервые ООН был опубликован
перечень определений туристской терминологии,
где даны практически все важнейшие термины,
предназначенные для унификации правил
туристской статистики Provisional Guidelines on
International Tourism,UNCTAD.
Важные решения о развитии туризма
в международном сообществе были приняты
в Хельсинкских соглашениях, подписанных
1 августа 1975 года (Заключительный акт
Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе).
При ООН создана Всемирная Туристская
Организация – ВТО, целью которой является
выработка норм и правил, облегчающих
туристский обмен в международном сообществе.
В 1985г. на 6-й сессии Генеральной
Ассамблеи ВТО была принята " Хартия
Туризма" и " Кодекс туриста". Разработаны
общие понятия и терминология туризма,
принципы статистики, нормы и рекомендации
для формирования национального законодательства,
системы преференций для туристов, создание
системы туристского образования.
Определяются общие права и
обязанности туристов и организаторов
туризма. Значительная часть нормативных
материалов издаётся ВТО на основных ведущих
языках (английском, немецком, французском,
испанском, в последнее время и на китайском
и русском).
Сегодня в своей деятельности
в сфере туризма государства руководствуются
основными международными соглашениями
о туризме – Гаагским (1989 г., Гаага, Нидерланды)
и Манильским соглашениями (1980 г., Манилы,
Филиппины), рекомендациями Осакской конференции
министров по туризму (1994 г., Осака, Япония).
Важно отметить и региональные
законы и нормативные акты. Европейское
экономическое сообщество принимает ряд
законов и нормативных актов, касающихся
единообразного регулирования туристской
деятельности в странах сообщества.
Среди таковых можно отметить
Шенгенские соглашения о едином визовом
пространстве, документы о контрактах
на туристские услуги – Директива ЕС №90/134
от 13 мая 1995 г. "Типовой контракт, подлежащий
подписанию между туристским агентством
и клиентом", "Международная Конвенция
по контракту на путешествие", принятая
на Генеральной Ассамблее ФУААВ 22 октября
1970 г., " Международная гостиничная Конвенция,
касательно заключения контрактов между
владельцами гостиниц и туристскими агентами",
принятая МГА ФУААВ 15 июня 1979 г., нормы
регулирования деятельности магазинов
беспошлинной торговли duty free и tax free и другие.