Что такое франчаайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:22, доклад

Краткое описание

Рассмотрите возможность использования франшизы в туристском бизнесе в РФ. Отметьте плюсы и минусы.
Франча́йзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), франши́за (от фр. franchir, «преодолевать»), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франча́йзер) передаёт другой стороне (франча́йзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.

Вложенные файлы: 1 файл

Что такое франчайзинг.docx

— 20.81 Кб (Скачать файл)

Что такое  франчайзинг? Рассмотрите возможность использования франшизы в туристском бизнесе в РФ. Отметьте плюсы и минусы.

 

Франча́йзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), франши́за (от фр. franchir, «преодолевать»), коммерческая концессия [1] — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франча́йзер) передаёт другой стороне (франча́йзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.

[1] Концессия  (от лат. concessio — разрешение, уступка) — форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю.

В общем  смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто её получает). Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определённый период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара/работ/услуг.

Отдельным пунктом договоров могут служить  условия использования товарного  знака/бренда. Эти требования могут  быть как очень простыми (например, франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли), так и жёсткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера — от размеров и цвета полок до униформы персонала).

Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга:

  • франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака;
  • франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;
  • франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.

 

Бурное  развитие и распространение франчайзинга как способа ведения бизнеса относится ко второй половине XX века и связано с переходом большинства промышленно развитых стран от эпохи индустриальной к постиндустриальной, открывшей новые схемы организации бизнеса.

Во всем мире франчайзинговые фирмы весьма развиты и доходны. В цивилизованных странах (Европа, США, Канада) уже давно большинство туристических агентств охвачены франчайзинговыми сетями.

Примерами таких крупных сетей могут  служить TUI (крупнейшая мировая сеть, ей принадлежит 97 самолетов, собственный  круизный и чартерный флот), Томас  Кук, «Оторвись, пока не поздно».

TUI AG (Touristik Union International) (FWB: TUIGn) - туристический концерн, одна из крупнейших в Европе туристических компаний.

Европейский туроператор TUI Travel - совместное предприятие, объединившее немецкую TUI AG и британскую First Choice. Клиентами TUI Travel PLC являются около 30 млн человек в 20 странах мира.

Концерн TUI постоянно расширяет свою сеть. Например, строит новые отели, расширяя свою гостиничную сеть Iberotel в Египте, Италии и Эмиратах. Iberotel объединяет 14 гостиниц в Египте и четыре в Турции, а также два круизных судна на Ниле. В 2005 году Iberotel пополнил свои владения в Египте и в Турции тремя новыми отелями и приобрел второй курсирующий по Нилу круизный лайнер. В 2006 году открыто еще три отеля.

В мае 2006 года в Шарм-эль-Шейхе начал работу Mirabel Beach Resort на 480 номеров.

Примечательно, что во многих зарубежных странах  нет специального законодательного акта, регламентирующего работу франчайзинговых сетей. Но повсеместно законодательно проработан вопрос об обязательном полном раскрытии информации франчайзоров о своем бизнесе для потенциальных франчайзи. Это весьма важный вопрос для всех, кто принимает решение о вложении собственных средств в новый бизнес.

Только  в начале 90-х годов прошлого века новые тенденции в экономическом  развитии России привели к использованию  франчайзинга в деятельности российских предпринимателей, а в дальнейшем - к законодательному закреплению франчайзинговых отношений в форме договора коммерческой концессии.

Франчайзинг в туризме зародился в России несколько лет назад. Замелькала реклама первых туркомпаний на улицах Москвы, а потом и в других городах России.

В России в настоящее время франчайзинговые отношения активно развиваются, в том числе и в сфере туризма. Однако рынок франчайзинга в туризме в РФ пока недооценен и находится на стадии формирования спроса.

Очень много факторов влияют на бизнес в России. К сожалению, большинство влияют отрицательно. Среди них большое количество вращающихся неучтенных «черных» денег. Коррупция не дает бизнесу нормально развиваться. По сравнению с Западом исполнение договорных отношений оставляет желать лучшего. Очень неэффективна судебная система, неэффективно исполнение судебных решений. Это неизбежно касается и франчайзинга.

Но есть и характерные особенности. Законодательным  образом в России его регулирует единственный документ: 54 глава Гражданского кодекса Российской Федерации «Коммерческая  концессия». Она крайне неудачна.

К примеру, так называемая субсидиарная ответственность  франчайзора, франчайзи по отношению к третьим лицам. Что это такое? Клиент туристической фирмы получил некий ущерб в результате приобретения тура. Чтобы клиент остался удовлетворенным, суд может присудить существенную компенсационную сумму. В соответствии с положением о субсидиарной ответственности франчайзор, который территориально находится в другом городе, будет субсидиарно отвечать по этому иску. Будет платить часть компенсации, которую присудят.

Франчайзинговая сеть в туризме наиболее устойчива ко всем возможным внешним угрозам, так как не связан с конкретной страной отправки. Изменение общей экономической ситуации в стране так же не столь критично, так как в случае его ухудшения агентства будут более стремиться в сеть, что бы выжить, а в случае улучшения - будут вступать вновь образовавшиеся агентства. Франчайзинг в туризме в самое ближайшее время станет рынком продавца.

В Российской Федерации реально существовали 2 сетевых бренда: «Куда.ру» и «Магазин горящих путевок», в каждой из которых было около 100 фирм-франчайзи. Сегодня эти фирмы объединены.

«Магазин  Горячих Путевок» стал первой франчайзинговой сетью на рынке продажи туров. Несмотря на скептические оценки проекта многими владельцами турагентств и туроператорами, затея первопроходцев оказалась исключительно успешной. Уже к 2004-му году сеть состояла из 186 турагентств более чем в ста городах России, а количество клиентов достигло 220 тыс. человек (выехавших за границу через московский авиаузел). По экспертным оценкам, оборот всей сети составлял на тот момент более $130 млн.

Существует  еще несколько небольших сетей  в них число участников порядка 10 фирм (Гринекс, ВКО Клаб, Эконом тур). Эти сети являются скорее материнскими, чем франчайзинговыми.

Также следует  отметить сеть агентств «Велл», которая организована собственниками «Магазина Горящих Путевок». Дело в том, что каждая франшиза «Магазина Горящих Путевок» была рассчитана на 700 тысяч жителей. Количество свободных франшиз подошло к концу, а продавать франшизы было необходимо - ведь деньги туроператору приносят его турфирмы.

Также свою франшизу продает старый советский  бренд «Интурист». Но большинству  потенциальных франчайзи не нравится то, что предлагает известнейшая в советское время, но практически утратившая свой имидж, туристическая империя.

Не так  давно на рынке появилась еще  одна франшиза «Путевочка». Ее преимущество в том, что предпринимателю не нужно подбирать место для офиса - он будет размещаться в магазине «Пятерочка». Турагенты работают по схеме франчайзинга, и приобрести магазин путевок сможет любой желающий, не имеющий даже минимального опыта в сфере туристического бизнеса. Чтобы купить «Путевочку», необходимо внести первоначальный взнос в 15 тысяч долларов, который при выходе из сети не возвращается. За эти деньги владелец новоиспеченного бизнеса получает офис и оборудование. Кроме того, в первые три месяца придется выплачивать роялти в размере 500 долларов в месяц, а в будущем - 150 долларов +15% от оборота. Очевидно, что в такой схеме кроется опасность для франчайзи. Ведь он полностью зависим от франчайзера, который сверху определяет, сколько платить за аренду, сколько отчислять процентов с дохода. Если подумать внимательно, то такой франчайзи не отличается от наемного менеджера, работающего за проценты.

Франчайзинг в туризме предполагает стандартизированный набор туров. Если появится новое направление в туризме, то можно попробовать создать специализированную сеть турфирм в этом направлении.

Сейчас  рынок туристических услуг переполнен. Цены, в принципе, у всех одинаковы  с точностью до 5-10%. Новых идей не наблюдается, секретов не осталось. Работать все умеют, скидки у туроператора получить может каждый. А конкуренция  растет. Поэтому стали появляться франшизы для действующих турагентств, которые просто увеличивают их привлекательность. Например, одна из таких - «Царское путешествие» - играет на чувствах потребителей и позволяет выделиться среди подобных себе.

Несомненно, потребность в создании туристических  франчайзинговых сетей в Российской Федерации сейчас актуальна. Большинство руководителей мелких и средних туристических фирм пытаются разрешить одни и те же однотипные проблемы, разрешить, которые, в одиночку практически невозможно. Главная из них - эффективная технология привлечения клиентов, так как не секрет, что туристических фирм сейчас в РФ очень много и на этом рынке большая конкуренция.

 

 


Информация о работе Что такое франчаайзинг