Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 04:02, курсовая работа
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Главные причины этого – постоянно растущий спрос на путешествия и относительно высокий уровень рентабельности отрасли.
Экотуризм является одним из наиболее быстрорастущих секторов индустрии туризма. Из года в год в мире увеличивается число поклонников экологического туризма. Экотуризм – относительно новый вид отдыха, но в тоже время самый перспективный и активно развивающийся.
Введение 1
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
1.1. Характеристика экологического туризма 4
1.2. Технология организации экологического туризма 9
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 16
2.1 Анализ рынка туризма в Финляндии и посещаемости его российскими туристами 16
2.2. Туристские формальности для россиян в Финляндии 24
2.3. Технология организации экологического туризма в Финляндии 28
Заключение 36
Список использованной литературы: 38
Третий этап формирования тура - наиболее емкий и ответственный. Здесь собственно и начинается обычная, привычная работа оператора по сбору туруслуг в "один пакет". Программа тура должна включать не только его общую продолжительность и протяженность, но и график движения по дням с указанием сложности рельефа, набора высоты, мест для отдыха. Выбор вида транспорта для прибытия туристов диктуется возможностями регулярных и чартерных пассажирских линий, сложностями организации встречи группы и трансферта (при обслуживании иностранных туристов следует предусмотреть и сложности с прохождением туристских формальностей).
Транспорт для туристских перевозок по маршруту подбирается с учетом развития дорожно-тропиночной сети, возможностями транспортных организаций, природоохранных требований администраций ООПТ.
Выбор средств размещения
определяется с учетом уровня развития
предприятий индустрии
Необходимо также
Выбор гида-проводника - чрезвычайно важный этап формирования тура. Прежде всего он должен знать маршрут и гарантировать безопасность группы на нем. Во многих европейских странах горные гиды-проводники объединены в специальные ассоциации. Для получения сертификата гида необходимо закончить учебные курсы, школу гидов и сдать государственный экзамен (тест) на знание иностранных языков, флоры и фауны района, климата, геологии, продемонстрировать навыки доврачебной и первой медицинской помощи, техники преодоления различных форм горного рельефа, педагогики. Количество туристов, приходящихся на одного гида, определяется исходя из сложности маршрута. В треккинг-турах их может быть от 5 до 20 человек на одного проводника.
С учетом сказанного можно сформулировать характерные признаки, присущие экологическим турам и программам:
- программа не планируется
очень жестко и допускает
- целью мягкого, экологического
тура является не посещение
обязательных, стандартных «
- в программу тура включаются посещение учебных экологических троп, природоведческих, краеведческих музеев, экотехнологичных хозяйств и ознакомление с местными экологическими проблемами; в программе тура знакомство с сугубо природными объектами и «девственной» природой сочетается с эколого-культурными сюжетами, предусматривающими изучение традиционных, аборигенных форм природопользования;
- транспорт, которым пользуются туристы, экологичен (автомобильный туризм, например, никоим образом не относится к экологичным формам туризма);
- пища туристов экологически чиста и полезна, при этом в рационе туристов присутствуют местные продукты; мусор не выбрасывается на общую помойку или свалку, собирается специальным образом и поступает затем на экотехнологичную переработку, а организаторы экологичных туров отдают предпочтение многоразовым упаковкам продуктов;
- привалы, бивуаки
и особенно костры
- отели, кемпинги, приюты
и хижины, в которых останавливаются
туристы, расположены так, что
не нарушают нормальное, экологически
устойчивое развитие
- местные жители вовлекаются
в туристский бизнес и
- доходы от тура
не изымаются целиком из
Выделяются четыре категории участников туров экотуров, исходя из их целей и характера их деятельности:
- "Высокоспециализированные
(специалисты)": ученые или участники
специализированных туров (
- "Увлеченные": туристы,
которые целенаправленно
- "Основной поток": туристы, главной целью которых является просто "необычное путешествие" ;
- "Случайные":туристы,
для которых посещение
Несмотря на огромное разнообразие видов экотуризма, экотуристов объединяют некоторые общие особенности, которые рекомендуется специально учитывать при организации и маркетинге экотуризма. Во время путешествий экотуристы стремятся испытать что-либо новое и значимое. Они выбирают такие туры, которые дают возможность развития, самосовершенствования, а также познания и приобретения нового опыта. Они любят активный отдых, но не являются сторонниками экстремальных условий и предпочитают достаточно "мягкие" туры. Помимо этого, они ценят возможность уединения. Следовательно, при организации экотуров очень важно избегать превышения эстетической емкости территорий.
Поскольку главное, что привлекает их,-это дикая, без следов вмешательства человека, природа, экотуристы менее других требовательны к комфорту. Хотя некая базовая инфраструктура и набор услуг им, безусловно, необходимы, экотуристы не нуждаются в размещении, питании и развлечениях по западным стандартам роскоши. Они охотно употребляют блюда местной кухни, пользуются услугами местных жителей, с большим интересом относятся к местным условиям и обычаям.
Специализированные средства размещения, характерные для экотуризма, отличаются от гостиниц минимальным набором предоставляемых обязательных и дополнительных услуг, небольшим комфортом номеров и коттеджей, а также обслуживанием преимущественно определенных категорий туристов (рыбаков, oxoтников, альпинистов, "водных" туристов, исследователей природы и культуры местного населения и т.д.). Перечень предоставляемых услуг напрямую связан с нуждами указанных лип. Для альпинистов - описания горных маршрутов и прокат снаряжения, для рыбаков и охотников - приспособления для разделывания добычи, содержания охотничьих собак, покупки патронов, ремонта снастей и т.д. Или, например, автотурбазы, которые в отличие от обычной турбазы предназначены в основном для автотуристов и имеют автомобильную стоянку, автомойку, места для осмотра и ремонта автомобилей.
Среди индивидуальных средств размещения, используемых в экологическом и приключенческом туризме, стоит отметить лоджии (арендуемые у местных жителей специальные строения), распространенные в Гималаях, и размещение в частном секторе, широко используемое в этнографических турах и аграрном туризме.
В зависимости от программы
туристского обслуживания, маршрута
экотура и тактики его
Организация питания
в приключенческом и экологичес
При составлении режима питания и меню необходимо следовать следующим правилам, рекомендуемым Медицинской комиссией УИАА: как можно больше разнообразия в дневном рационе; старайтесь не готовить из пищевых концентратов и употреблять однообразную пищу (например, исключительно вегетарианскую); перед утренним выходом рекомендуется легкий завтрак с достаточным количеством жидкости; во время ходовой работы каждые 2 ч устраивайте короткий отдых, во время которого туристы могут немного поесть и попить. Никакого алкоголя; после окончания ходового дня незамедлительно накормите туристов легкой закуской с преобладанием углеводов и побольше жидкости, так как это самый важный прием пищи (перекус).
Наиболее правильным режимом питания в путешествии, рекомендуемым Институтом питания АМН РФ, является четырех-разовое питание с интервалами между приемом пищи 4-5 ч. Очевидно, что в условиях путешествия по дикой природе нелегко придерживаться такого режима, поэтому горячее питание организуется 2-3 раза в день, а остальные приемы пищи проводятся на больших привалах (каждые 2-3 ходовых ч). Для этого перед выходом на дневной маршрут туристам раздают ланч-пакеты, включающие продукты, богатые углеводами (шоколад, конфеты, энергетические батончики, сухофрукты и т.д.), и наполняют индивидуальные термосы туристов чаем, кофе, кипяченой водой и т.д.
Типовое меню составляется
в начале туристского сезона, с
учетом программы туристского
В первые дни путешествия желательно придерживаться трехразового горячего питания с двумя «перекусами» во время дневных переходов. Это помогает организму акклиматизироваться и адаптироваться к новым условиям питания. В это же время исключается прием блюд национальной кухни, особенно для иностранных туристов.
Выполнение программы обслуживания во многом зависит от общей внутренней установки персонала на работу с гостями. Именно персонал, а не погодные условия ответствен за выполнение договора на туристское обслуживание.
С 2000 года посещение россиянами
Финляндии в туристических
В течение 2009 года Финляндию, как свидетельствуют данные ее статистической службы, с туристической целью посетили более 556 тысяч россиян. Это оказалось на 17%, чем в 2008 году, и было связано с мировым кризисом. Но уже в 2010 года сюда приехало свыше 709 тысяч человек из России. Это уже на 27% больше, чем в 2009 году. В 2011 году Финляндию посетило на 29% больше россиян, чем в 2010 году. Статистика показывает, что, несмотря на некоторые ухудшения во время кризиса, после 2010 года динамика снова положительная, и количество человек растет.
% изменения |
% изменения |
% изменения | |||||
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|||
Количество человек |
666892 |
556311 |
-17 |
709009 |
27 |
912105 |
29 |
Табл. 1. Статистика количества российских туристов, посетивших Финляндию
Россияне являются самой большой группой по ночевкам в Финляндии, по статистике в январе 2011 в финских средствах размещения (гостиницы, хостелы и тд) россияне провели 231,453 ночей. Это почти 51% от общего количества ночей, которые провели иностранцы в Финляндии за этот период времени.
В 2009 году россияне вложили 31% от общей суммы в 2 миллиарда евро, которая поступила в доход страны от иностранных туристов. [29] Мировой кризис оказал негативное влияние на туриндустрию Финляндии. Например, в 2009 году туризм из стран ЕС в Финляндию сократился на 12%, и доходы страны от туризма упали на 7%. В то же время туризм из России сократился только ненамного.
Если в 2004 году российские туристы потратили 12 млн. евро в Иматре и 70 млн. евро в Лаппеенранте, то в 2010 году они потратили 62,5 и 196,7 млн. соответственно.
Интересен тот факт, что российские туристы тратят больше, чем туристы из других стран. Университет Восточной Европы установил, что например в Савонлинне российские туристы тратят 101 евро в день, в то время как туристы из других стран ЕС тратят только 88-94 евро в день.
На следующей диаграмме можно увидеть, что Финляндия занимает 4 место по количеству туристов, направляющихся из России (на первых трех местах Турция, Китай, Египет).