• используемые средства размещения;
• дальность поездки;
• длительность поездки;
• источники финансирования
поездки;
4.2. Поведение
потребителя на туристском рынке
Туризм давно стал насущной
необходимостью и неотъемлемой частью
жизни людей. Рано или поздно человек ощущает
потребность отправиться в путешествие.
Его стремление к разнообразию впечатлений
приобретает четкие очертания, когда
он приходит к решению провести свободное
время вне дома, рассчитывая с переменой
мест снять нервное напряжение и усталость,
порождаемые работой.
Чем человек руководствуется
при выборе поездки, места туристского
назначения, характера деятельности
во время путешествия? Что заставляет
его сделать так, а не иначе? Одним из ключевых
моментов, позволяющих ответить на
эти вопросы, является мотивация путешествия
и выбора туристского продукта. Туристская
мотивация может быть определена как побуждения
человека, направленные на удовлетворение
рекреационных потребностей, в зависимости
от его индивидуальных физиологических
и психологических особенностей, системы
взглядов, ценностей, склонностей, образования
и т.д.
Понимание туристских мотивов
позволяет обеспечивать соответствие
спроса и предложения и приводит к повышению
конкурентоспособности предприятия
за счет удовлетворения потребностей
туриста в конкретном туристском продукте.
Выявление, знание и использование туристских
мотивов должны стать важнейшей стратегией
туристского предприятия, ориентированной
на определение рыночных потребностей
и создание таких видов турпродукта,
которые отражают требования определенных
сегментов рынков. Туристские мотивы
как определяющий компонент спроса должны
быть положены в основу деятельности турфирмы
с расчетом, что производимый туристский
продукт сможет обеспечивать туристский
спрос.
Таким образом, актуальность
и практическая значимость мотивационных
аспектов в туризме очевидны. Понимание,
знание и использование туристских
мотивов, влияющих на выбор конкретного
туристского продукта и принятие решения
о путешествии, могут стать залогом
успешного функционирования туристского
предприятия, продвижения и популяризации
туристского направления. Выявив мотивы,
можно вырабатывать эффективные приемы,
способствующие привлечению туриста
и придания ему статуса постоянного, что,
в конечном и тоге, прямым или косвенным
образом может повлиять на характер и
объем спроса и сбыта.
При выборе сегмента потребительского
рынка следует четко разграничивать виды
отдыха, для каждого из них находить своего
потребителя, более точно и полно учитывать
его потребности и уровень развлечения.
Для участия в туре высокой категории
сложности следует вводить ограничения
по возрасту и медицинским показаниям,
согласовывая их предварительно с
врачом и требуя от туриста рекомендацию
или разрешение на участие в туре.
Таким образом, туристские мотивы
как существенный элемент спроса являются
объектом целого ряда влияний, которые
могут быть не связаны напрямую с туризмом,
но при этом воз действуют как на объем,
так и на формы спроса и выбора туристского
продукта и услуг. Одни из этих влияний
могут быть доминирующими, другие побочными,
однако все они обладают определенной
возможностью усиливать свое воздействие
на принятие решения о путешествии и выбор
турпродукта. Существуют причины, по
которым человек либо не путешествует,
либо делает это чрезвычайно редко.
Эти причины можно назвать барьерами к
путешествию.
5. Туристская политика.
5.1 Содержание
национальной туристской политики.
Турбизнес функционирует в
рамках правовой среды. Поэтому успех
турбизнеса во многом определяется наличием
необходимых правовых условий: законов, регулирующих
туристскую деятельность и создающих
благоприятные условия для развития предпринимательства
в этой сфере.
За последние годы в России
проведена серьезная работа по совершенствованию
национального законодательства в контексте
повышения качества и безопасности туристских
услуг, защиты и повышения конкурентоспособности
отечественных производителей туристских
продуктов. Внесены изменения в федеральные
законы «Об основах туристской деятельности
в РФ», «Об особых экономических зонах
в РФ», «О порядке выезда из РФ и въезда
в РФ», «О государственной границе РФ».
Утверждены правила оказания услуг по
реализации турпродукта, страхования
туроператоров. Минздравсоцразвития РФ
уточнена памятка гражданам, отъезжающим
в страны, неблагополучные по особо опасным
инфекциям. Опубликованы рекомендации
Министерства иностранных дел РФ для российских
граждан, отправляющихся в путешествие.
Президентом РФ подписан Федеральный
закон «О саморегулируемых организациях»,
и туристская отрасль получила новый организационно-экономический
механизм, посредством которого могут
решаться вопросы стандартизации, сертификации
и контроля за соблюдением установленных
законов и правил, а также применения санкций
к нарушителям и обеспечения внесудебного
разрешения споров.
Обновленная законодательная
база кардинально изменила модель государственного
влияния на туристский бизнес и упорядочила
деятельность участников туристской отрасли.
Туристский рынок РФ структурируется
и приобретает принятые в мире цивилизованные
формы, совершенствуются условия и договорные
отношения участников туристского рынка.
Кроме отраслевых законодательных
и нормативных правовых актов, большое
значение для турбизнеса имеют следующие
условия:
упрощенная и ускоренная процедура
регистрации туристских организаций, защита турбизнеса
от государственного бюрократизма;
оптимальное налоговое законодательство,
направленное на мотивацию туристской
деятельности;
обеспечение правовой гарантии
предпринимательской деятельности в туризме, включая
право на собственность и соблюдение договорных обязательств,
правовую защиту туристских организаций друг от друга
(принятие законов, предотвращающих проявление недобросовестной
конкуренции).
В субъектах России работают
туристские ассоциации, которые способствуют
формированию оптимальных условий для
развития турбизнеса.
5.2 Основные
черты и цели туристской политики.
Эффективное функционирование
системы туризма невозможно без планирования,
регулирования, координации и контроля
со стороны структур, ответственных за
его развитие. Это обусловливает необходимость
разработки и реализации туристкой политики.
Туристская политика — это
система методов, мер и мероприятий социально-экономического,
правового, внешнеполитического, культурного
и иного характера, которая осуществляется
парламентами, правительствами, государственными
и частными организациями, ассоциациями
и учреждениями в целях создания условий
для развития туристской индустрии, рационального
использования туристских ресурсов, повышения
эффективности функционирования системы
туризма.
Она формируется и реализуется
на различных уровнях: государственном,
региональном, отдельного предприятия.
Туристская политика государства носит
все характерные черты по общей политики.
Однако имеются и определенные специфические
факторы, под влиянием которых туристская
политика формируется. К ним относятся:
- природные условия страны (климат,
географическое положение, рельеф,
флора, фауна), воздействующие на
туристскую политику в зависимости
от их наличия или отсутствия,
рационального или нерационального
использования в целях туризма;
- транспортные условия, определяющие
доступность объектов туристского
интереса;
- социальные, экономические и правовые
условия развития туризма.
Вместе с тем следует отметить, что туристская
политика государства не может строиться
исходя исключительно из его внутренних
условий. Любая страна, выходящая на международный
туристский рынок, вступает в сложную
систему конкурентных отношений с другими
государствами, а также с целыми мировыми
регионами. От того, насколько правильно
и эффективно построена и реализована
туристская политика, зависит роль и место
конкретного государства на рынке международного
туризма.
Согласно закону Российской Федерации
№ 132-ФЗ от. 24.11.1996 г. «Об основах туристской
деятельности в Российской федерации»
Главе II, ст. 3 - Принципы государственного
регулирования туристской деятельности:
Государство, признавая туристскую
деятельность одной из приоритетных отраслей
экономики Российской Федерации, содействует
туристской деятельности и создает благоприятные
условия для ее развития;
определяет и поддерживает
приоритетные направления туристской
деятельности;
формирует представление о
Российской Федерации как стране, благоприятной
для туризма;
осуществляет поддержку и защиту
российских туристов, туроператоров, турагентов
и их объединений.
Кроме того, в ст. 4 основными целями государственного
регулирования туристской деятельности
являются:
обеспечение права граждан
на отдых, свободу передвижения и иных
прав при совершении путешествий;
охрана окружающей среды;
создание условий для деятельности,
направленной на воспитание, образование
и оздоровление туристов;
развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности
граждан при совершении путешествий, создание
новых рабочих мест, увеличение доходов
государства и граждан Российской Федерации,
развитие международных контактов, сохранение
объектов туристского показа, рациональное
использование природного и культурного
наследия.
Приоритетными направлениями
государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Государственное регулирование
туристской деятельности в Российской
Федерации осуществляется путем:
определения приоритетных направлений
развития туризма в Российской Федерации;
нормативного правового регулирования
в сфере туризма;
разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных
программ развития туризма;
содействия в продвижении туристского
продукта на внутреннем и мировом туристских
рынках;
защиты прав и интересов туристов,
в том числе оказания им экстренной помощи,
а также обеспечения их безопасности;
содействия кадровому обеспечению
в сфере туризма;
развития научных исследований
в сфере туризма;
стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;
формирования и ведения единого
федерального реестра туроператоров (далее
также - реестр);
информационного обеспечения
туризма;
создания благоприятных условий
для развития туристской индустрии;
оказания государственных услуг
в сфере туризма;
взаимодействия с иностранными
государствами и международными организациями
в сфере туризма, в том числе через представительства
уполномоченного Правительством Российской
Федерации федерального органа исполнительной
власти за пределами Российской Федерации.
Заключение.
Уже достаточно было сказано
о том, что туризм быстро развивается,
но что приносит с собой это развитие?
Что будет дальше? По оценкам ЮНВТО
в 2015г. число туристов увеличится вдвое.
Численность населения мира приблизится
к отметке 7 млрд. Нагрузка на все сферы
Земли колоссальнейшая, объемы потребляемых
ресурсов очень высоки. Повсеместно
все старания человечества направлены
на активное внедрение принципов устойчивого
развития, устранение или смягчение социально-экономической
напряженности в ряде стран. Большое внимание
уделяется туризму как одной из наиболее
эффективных сфер деятельности человека
в области экономического и экологического
развития.
XXI век это время колоссальных
изменений, и одним и важнейших
должно стать распространение
устойчивого туризма как единственно
возможного. Будет происходить дальнейшая
интеграция всех сфер туризма, основанная
на принципах концепции устойчивого развития.
Это может выглядеть следующим
образом: турист прибывает к месту
отдыха на транспорте, который имеет минимальные
показатели шума и выбросов; он размещается
в гостинице, где все услуги строго лимитируются
и все материалы подлежат повторному
использованию; продукты питания предоставляются
сельскими хозяйствами, где не используют
пестициды и другие химикаты.
Главное, чтобы движение
к устойчивому туризму шло с двух сторон:
во-первых, туристы должны объективно
оценивать все свои запросы, быть готовыми
потреблению новых услуг и, во-вторых,
принимающей и обслуживающей стороне
следует внедрять и рекламировать только
формы, основанные на концепции
устойчивого развития. Тогда достижение
заветной цели станет более реальным.
Список использованной
литературы:
1. Балабанов И.Т., Балабанова
А.Т. Экономика туризма: Учебное пособие.
М., 2006.
2.Боголюбов В.С. Экономика
туризма: Учебник. - М, Академия,
2005.
3. Горбылева З.Н. Экономика туризма: Учебное
пособие. М., 2008.
4. Гуляев В.Т. Основы туристской деятельности.
М., 2006.
5. Здоров А.Б. Экономика
туризма: Учебник. - М.: Финансы и
статистика, 2004.
6. Кабушкин Н.И. Менеджмент
туризма: Учебник. – М.: Новое знание,
1999.
7. Монтанер М.Х. Структура туристического
рынка: Учебное пособие. М., 2007.
8. Филипповский Е.Е., Шмарова Л.В. Экономика
и организация гостиничного хозяйства.
М., 2008.
9. Шиповская Л.П. Человек
и его потребности: Учебное пособие.
– М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009.
10. Экономика туризма: Учебное пособие
/ В.М. Козырев и др. М., 2007.
11. Экономика и организация туризма. Международный
туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева,
Е.Л. Драчевой. М., 2005.
Интернет-ресурсы:
12. Закон Российской Федерации
№ 132-ФЗ от. 24.11.1996 г. «Об основах туристской
деятельности в Российской федерации»
[Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129632/