Экономические закономерности функционирования туристского рынка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:28, контрольная работа
Краткое описание
Целью данной работы является изучение особенностей, специфику
функционирования туристского рынка и раскрытие основных экономических
особенностей, которые существуют и действуют в туристском сегменте.
Вложенные файлы: 1 файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет бизнеса
Кафедра экономики сервиса
Контрольная работа
по дисциплине «Экономика туристско-гостиничных комплексов»
на тему «Экономические закономерности функционирования туристского
рынка»
Выполнила: студентка
5-го курса группы 909
направления СКС и Т
Ивонина В. В.
Проверил: к. и. н., доцент
Трунова
Новосибирск
2013
Содержание
Введение
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей
мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим
феноменом столетия.
Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов
отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется
рядом факторов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским
бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке
вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим
количеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро
оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать
известные выгоды за счет валютных операций.
Развитие туризма и туристского рынка имеет большое экономическое
значение, так как помогает решить общие экономические проблемы. Развитие
туризма требует также динамичного развития всех отраслей хозяйства.
Развивающаяся экономика туризма не имеет возможностей удовлетворить
все потребности и желания туристов. Изобилие туристских ресурсов
предполагает создание довольно сложной и многообразной материально-
технической базы туризма. При увеличении экономической отдачи от
туристской индустрии одна часть дохода используется для удовлетворения
новых туристских потребностей, а другая может быть направлена на развитие
других сфер экономики, в том числе и промышленности.
В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе
обретает особую значимость, и для эффективного ведения туристского бизнеса
предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма.
Целью данной работы является изучение особенностей, специфику
функционирования туристского рынка и раскрытие основных экономических
особенностей, которые существуют и действуют в туристском сегменте.
1. Особенности функционирования туристского рынка
Туристский рынок - это система мирохозяйственных связей, в которой
совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и
обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги.
Другими словами, туристский рынок - это сфера проявления
экономических отношений между производителями и потребителями
туристского продукта. Если экономические интересы производителя и
потребителя туристского продукта совпадают, то происходит акт купли-
продажи туристского продукта.
Рынок
выполняет
многочисленные
функции:
информационную,
посредническую,
регулирующую,
ценообразующую,
стимулирующую,
созидательно-разрушительную,
дифференцирующую.
Но
в
качестве
основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие:
1) реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в
туристском продукте;
2) организация процесса доведения туристского продукта до потребителя
(туриста);
3) экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.
В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит
движение стоимости, которое отражается посредством обмена "деньги -
туристский продукт".
Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных
отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и
общественное признание его потребительской стоимости. В результате
обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и
накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.
Функция организации процесса доведения туристского продукта до
потребителя осуществляется через создание сети тур-агентов и тур-операторов
по его реализации.
Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду
заключается в том, что в процессе обмена "деньги - туристский продукт" на
туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства
предстает в завершенном виде. У работников туристской фирмы, получающих
за свой труд денежное вознаграждение, создаются материальные стимулы к
повышению качества и увеличению количества туристского продукта,
производству его в соответствии с запросами потребителей.
Туристский рынок характеризуется наличием субъектов, т.е. юридических
и физических лиц, которые являются производителями и потребителями
туристского продукта. Можно выделить три субъекта туристского рынка -
самих туристов (потребителей турпродукта), туроператоров и турагентов.
Туроператор - это туристская организация, которая занимается
разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров, обеспечивает их
функционирование, организует рекламу, рассчитывает в соответствии с
действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на
туры по этим маршрутам, продает туры турагентам для выпуска и реализации
путевок по своим лицензиям.
Часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем
формирует комплексный туристический продукт со своим механизмом
ценообразования. В это время турагент действует как розничный продавец, и
его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристического
продукта. Турагент реализует туристический продукт (часто и отдельные
услуги: авиабилеты, номера в гостиницах и т.д.) по реальным ценам
туроператоров или производителей услуг.
Турагент
-
хозяйствующий
субъект
или
индивидуальный
предприниматель, который приобретает туры по туристским маршрутам,
разработанным туроператором, выпускает по ним путевки и реализует эти
путевки непосредственно туристам.
Туроператор всегда имеет запас туристического продукта для продажи, а
турагент запрашивает определенный продукт (услугу), только когда клиент
выражает покупательский интерес.
Турист - лицо, путешествующее с любой целью, кроме поиска заработка и
перемены постоянного места жительства, при сроке пребывания вне своего
постоянного места жительства не менее 24 часов (менее 24 часов -
экскурсанты).
Туристский
рынок
характеризуется
емкостью,
уровнем
сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского
продукта. Емкость туристского рынка - это его способность "поглотить" то или
иное количество туристского продукта, т. е. возможный объем реализации
отдельных туров, услуг туризма, товаров туристско-сувенирного назначения
при существующих ценах и предложении. Емкость зависит от объемов
платежеспособного спроса населения, уровня цен и размеров туристского
предложения.
На туристском рынке сталкиваются спрос на туристский продукт,
который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое
предоставляет туристская фирма.
Механизм функционирования туристского рынка - это система действий
экономических рычагов для сбалансирования спроса и предложения на
туристский продукт, на обмен "деньги - туристский продукт", на денежные
потоки и потоки туристского продукта.
Схема функционирования туристского рынка показывает, что спрос на
услуги туризма обусловлен пожеланиями и вкусами туристов. На туристском
рынке происходит непрерывное движение потоков денег и туристского
продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая туристский
кругооборот.
Туристский кругооборот - это система экономических и юридических
(гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской
фирмой и показывающая направления движения потоков туристского продукта,
инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов
туристской деятельности.
2. Сезонность функционирования туристского рынка
Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий
туристской индустрии подвержено резким сезонным колебаниям спроса на
туристский продукт.
Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой
динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых
повышениях или понижениях уровней того или иного показателя на
протяжении ряда лет.
Производственно-обслуживающий
процесс
туризма
имеет
ярко
выраженную зависимость от сезонных колебаний.
Изучение сезонности в туризме позволяет:
* определить степень влияния природно-климатических условий на
формирование туристского потока;
* установить продолжительность туристского сезона;
* раскрыть факторы, обусловливающие сезонность в туризме; определить
экономические последствия сезонности на уровне региона и туристской фирмы;
* разработать комплекс мероприятий по снижению сезонной
неравномерности в обслуживании туристов.
Сезонность в туризме характеризуется следующими признаками:
* период максимальной интенсивности туристского потока называется
главным туристским сезоном;
* туристский регион, туристская фирма в зависимости от развития вида
туризма могут иметь один или несколько туристских сезонов;
* развитые в туристском отношении страны, регионы, центры, фирмы
имеют более продолжительный главный туристский сезон, а интенсивность
туристского потока не имеет ярко выраженной сезонной неравномерности, то
есть значительные сезонные колебания характерны для невысокого уровня
развития туристского предложения;
* сезонные колебания в туризме различны для отдельных видов туризма
по времени.
Сезонность в туризме определяется целым рядом факторов:
* природно-климатических - количество и качество специфических благ
для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других видов
туризма;
* экономических - структура потребления товаров и услуг, формирование
платежеспособности спроса посредством предложения;
* социальных - наличие свободного времени;
* демографических - дифференцированный спрос по половозрастному
составу и другие признакам;
* психологических - традиции, мода, подражание;
* материально-технических - развитие сети размещения, питания,
транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания;
* технологических - комплексный подход в предоставлении качественных
услуг.
Все перечисленные выше факторы сезонных колебаний можно
подразделить на первичные и вторичные. К первичным относятся факторы,
формирующиеся под воздействием природно-климатических условий; ко
вторичным - все остальные.
Следовательно, существует реальная возможность влияния на сезонную
неравномерность спроса в туризме. Сезонность туризма ведет к сезонному
характеру занятости работников туристской индустрии. Это имеет свои
положительные и отрицательные стороны.
С одной стороны, туризм порождает неравномерное распределение
рабочего времени (сверхурочные в туристский сезон и недостаточная
загруженность рабочих в межсезонье) и, как следствие, значительный удельный
вес не полностью занятых работников и текучесть кадров.
С другой стороны, сезонность туризма стимулирует многопрофильный
характер рабочих мест, когда один и тот же работник выполняет разные
функции в зависимости от сезонных особенностей.
Кроме того, сезонная работа выгодна для многих категорий населения как
источник дополнительного дохода.
Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в
туристской индустрии, особенностями которой являются:
* значительный удельный вес неполной занятости;
* сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки;
* низкий удельный вес квалифицированного персонала;
* ограниченные возможности профессионального роста;
* значительный удельный вес женского труда.
В настоящее время на туристском рынке экономически развитых стран
прослеживается тенденция к снижению сезонной неравномерности в услугах
туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса.
Удлинение главного туристского сезона оказывает сильное влияние на
эффективность работы туристской фирмы, так как, во-первых, "консервация"
или снижение загрузки материально-технической базы ведет к прямым убыткам
в основной деятельности туристской фирмы; во-вторых, обеспечивается более
полная занятость населения и ликвидируется безработица; в-третьих,
повышается уровень использования основных фондов других отраслей -
транспорта, питания, коммунально-бытового хозяйства и др.; в-четвертых,
сглаживание сезонных колебаний ведет к более рациональному использованию
природных ресурсов.
Для
успешного
ведения
туристской
деятельности
фирмам
нецелесообразно распылять свои усилия, а рекомендуется сосредоточиться на
определенном круге потребителей туристского продукта и строить свою
политику поведения на туристском рынке таким образом, чтобы наиболее полно
удовлетворять
все
потребности
именно
этого
узкого
сегмента
путешественников. Поэтому проводится сегментация туристского рынка, т. е.
разделение его на однородные удельные рынки, сегменты. В основе
сегментации лежит стремление фирм получить монопольное положение если не
на всем рынке, то, по крайней мере, в той его части, которая наиболее
предпочтительна с точки зрения ее производственных, финансовых и сбытовых
возможностей.
Разделение рынка на сегменты должно производиться по определенным
критериям. Наиболее соответствует современным задачам развития туристской
индустрии метод сегментации, который базируется на трех группах критериев:
географических, социальных и психологических.
Всякий рынок, как классический, так и современный, в процессе своего
функционирования опирается на действие трех основных экономических
законов: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции. При
этом закон спроса и предложения формирует поведение потребителей на рынке,
а закон конкуренции выступает как механизм функционирования рынка.
3. Факторы развития туризма
В качестве факторов, обусловивших развитие туризма можно назвать
следующие:
1) рост общественного богатства и доходов населения;
2) сокращение рабочего времени и рост свободного времени;
3) успехи в развитии автомобильного транспорта и авиастроения, средств
коммуникации и информационных технологий;
4) урбанизация;
5) трансформация общественного сознания.
Рост общественного богатства оказывает существенное влияние на
структуру потребительских расходов.
Развитие транспорта и средств коммуникаций явились важнейшими
стимулами развития туризма и вызвали рост мобильности общества.
Предпосылками для этого явились успехи транспортного строительства,
развитие воздушного сообщения и удешевления авиабилетов, автомобильный
бум и доступность цен на автомобили для среднего потребителя.
Урбанизация как фактор развития туризма состоит в том, что не находя
удовлетворения в работе, современный человек имеет все меньше возможности
для полноценного отдыха. Большая часть населения в развитых странах
проживает в городах. Многие исследователи и социологи отмечают, что
городской стиль жизни отличают стрессовые ситуации, ускоренный ритм
жизни, отсутствие контактов с людьми. Поэтому именно туризм является для
многих людей возможностью отвлечься от напряженной жизни в городе и
временно вернуться к природе в поисках душевного равновесия и контакт с
людьми.
Трансформация общественного сознания состоит в смене приоритетов в
системе духовных ценностей общества. В 1950-1990 гг. в западноевропейских
странах произошли существенные сдвиги в структуре духовных ценностей
общества. Трансформация в общественном сознании подразумевает изменение
в системе духовных ценностей потребителя, а также изменение в теоретической
концепции свободного времени.
Различают три фазы развития концепции свободного времени:
Сначала в 50-е гг., доминировала ориентация на свободное время как
средство восстановления физических сил.
Затем, в 60 - 70-е гг., свободное время используется на потребление
материальных благ, которые обеспечивает растущее благосостояние общества,
т.е. свободное время тратилось на приобретение недвижимости, товаров
длительного пользования, предметов роскоши.
И, наконец, в 80-е гг. явной становится тенденция к использованию
свободного времени с целью получения удовольствия. Потребление
материальных благ становится не самоцелью, а средством наслаждения
жизнью.
В этом контексте развития психологии свободного времени изменились
роль и место туризма в структуре потребностей общества. Из привилегии
избранных туризм окончательно становится насущной жизненной потребности
большинства. Меняется характер туристских потребностей. От примитивных -
к более возвышенным , от средства восстановления рабочей силы - к способу
реализации человеком своих индивидуальных способностей и удовлетворения
интеллектуальных запросов.
В условиях растущего единства и взаимозависимости мира, расширения
международных контактов в сфере экономики усиливается инвестиционный
аспект туризма. Деловой туризм является неотъемлемой частью современного
производственного процесса. Наряду с рекреационным и деловым эффектом
растет значение коммуникативного аспекта туризма и установление
гуманитарных контактов, посещение друзей и знакомых.
4. Экономические закономерности туристского рынка
Вся классическая наука исходит из того, что одним из основных законов рынка
является закон стоимости, который действует и на туристском рынке.
Суть закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу
пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину
которой, в свою очередь, предопределяют общественно необходимые затраты
труда (ОНЗТ). Закон стоимости предполагает формирование у каждой
отдельной туристской фирмы индивидуальных затрат труда и ресурсов и
соответственно формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной
цены на турпродукт, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости
и цены, а общественные и рыночные, в основе которых лежат ОНЗТ. Помимо
ОНЗТ на стоимости и цены оказывают влияние и другие факторы, например
внутриотраслевая конкуренция.
Закон стоимости выполняет 3 основные функции:
1. Стимулирующая функция. Ее сущность состоит в том, что закон стоимости
побуждает производителей в туризме экономить труд, ресурсы и капитал,
побуждает повышать эффективность производства, понижать индивидуальную
стоимость и устанавливает на рынке единые рыночные цены.
2. Распределительная функция. Закон стоимости через механизм рыночных цен
побуждает производителей туристских товаров и услуг направлять свой капитал
и ресурсы в те сферы рынка, где прибыль выше. Этой функцией закона
объясняется тот факт, что некоторые из российских турфирм обратились в
последнее время к организации дорогостоящего, но находящего определенный
спрос у потребителей экзотического туризма. Конкуренция на этом рынке
невысока, что позволяет фирмам устанавливать высокие цены и получать
сверхприбыли.
3. Функция дифференциации производителей. Механизм рыночных цен
разоряет одних производителей туристского продукта и обогащает других.
Закон стоимости в условиях туристского рынка выступает как своеобразная
"невидимая рука", которая направляет туроператоров и турагентов к своей цели
- получению личной выгоды, удовлетворению собственного интереса.
Действия потребителей турпродукта определяются действием закона спроса и
предложения. Этот закон устанавливает прямую зависимость между ценой и
предложением и обратную зависимость между ценой и спросом. Суть его
состоит в следующем:
Повышение рыночной цены на туристский продукт при прочих равных
условиях уменьшает объем спроса, напротив, понижение рыночной цены
увеличивает величину спроса на туристский продукт. В то же время объем
предложения туристских товаров и услуг увеличивается при повышении цены и
уменьшается при ее снижении.
Зависимость спроса и предложения от цены можно представить графически.
Для этого по оси ординат откладывается цена, а по оси абсцисс - количество
турпродукта, предлагаемое на продажу.
D - кривая спроса
S - кривая предложения
Т - точка рыночного равновесия
Рт - равновесная цена
Qт - количество товара, при котором достигается рыночное равновесие.
График спроса имеет вид нисходящей кривой, а график предложения -
восходящей. В точке пересечения кривых спроса и предложения достигается
рыночное равновесие. Цена, при которой оно имеет место, называется
равновесной ценой.
Линейный характер графика спроса - это особый случай. Ли- нейный подход
используется в последующих примерах для упрощения. Тем не менее
результаты применимы и к другим кривым спроса.
Стоимость тура, $
Спрос, тыс. чел
600
140
800
120
1000
100
1200
80
1400
60
Данные по спросу могут быть представлены в виде кривой спроса, где по оси
ординат откладывается стоимость тура, а по оси абсцисс - количество туристов,
вылетевших в Испанию, купив путевки в российских фирмах.
Используя кривую спроса, можно определить величину общей выручки от
реализации туристских услуг. Выручка определяется путем умножения цены
туристского продукта на количество продукции, проданной по этой цене.
Предположим, что стоимость тура в Испанию - $1100. Из рисунка видно, что
туры по данной цене приобретут 90 тыс, туристов (выручка от реализации
показана заштрихованной зоной под кривой спроса). Таким образом, общая
выручка от реализации туров при цене за тур $1100 составит:
$1100 х 90 тыс. чел. = $99 млн.
Для развития туристской отрасли в общем и туристских фирм в частности
важно знать темпы изменения трех экономических величин: цены, спроса и
предложения. В этом помогает такое понятие, как "эластичность спроса".
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется
спрос на данный товар, если цена его изменится на 1 %. Если этот показатель
больше 1, то спрос по цене будет эластичным, если этот показатель меньше 1,
то спрос по цене будет неэластичным.
Коэффициент эластичности спроса по цене рассчитывается по формуле:
где ∆Q - процент роста объема покупаемого товара Q;
∆Р - процент падения цены Р.
Возвращаясь к графику спроса на рисунке, можно рассчитать ценовую
эластичность спроса при различных уровнях цен:
где индексы 1 и 0 означают соответственно новые и базовые цены и количество
проданных туров. С использованием этой формулы и величин спроса, учитывая,
что количество потребителей в связи с понижением цены увеличилось с 60 тыс.
до 80 тыс., получим:
Эластичность -2,329 означает, что если бы цена понизилась на 10%, то спрос на
туры в Испанию возрос бы на 23,29% (-10 % х -2,329).
При эластичном спросе, когда эластичность по цене больше 1, общая выручка
(Р х Q) возрастает быстрее по сравнению с темпами снижения цены. Когда
спрос эластичен, падение цены повлечет за собой одновременное повышение
спроса и увеличение объемов продаж, а следовательно, будет результатом более
высокой общей выручки. А если бы цена росла, то общая выручка падала бы,
так как при эластичном спросе повышение цен сопровождается еще большим
падением спроса и уменьшением объема продаж.
И напротив, при неэластичном спросе падение цен снижает общую выручку
(общая выручка возрастает медленнее по сравнению с темпами снижения
цены).
Если же эластичность равна 1, то темпы изменения цен и общей выручки
адекватны. Суммируя все эти взаимосвязи:
Зависимость общей выручки (ОВ) от реализации от эластичности спроса по
цене
Уровень цен
Эластичность
спроса
Эластичность
спроса
Эластичность
спроса
|εp| > 1
εp = 1
|εp| < 1
Повышается
ОВ понижается
Без изменений
ОВ повышается
Понижается
ОВ повышается
Без изменений
ОВ понижается
Вывод из вышесказанного очевиден. Во-первых, можно судить об
эластичности спроса, лишь зная изменения цен и объемов спроса. Во-вторых,
повышение цен не может быть выгодным и полезным при эластичном спросе,
так как суммарный доход снижается так же, как и количество клиентов.
Аналогично, если спрос неэластичен, то целесообразно цены не снижать,
поскольку за этим последует снижение дохода, а клиентов станет больше.
В России, в отличие от многих других стран, спрос не эластичен по цене, т. е.
по статистике цены растут более быстрыми темпами, чем уменьшается спрос на
туруслуги. Частично это объясняется ускоренной материализацией денег в
товары и туристские услуги из-за инфляции и непредсказуемости
экономического положения в нашей стране. Турагенты часто слышат от
приходящих к ним клиентов фразу, смысл которой сводится к следующему:
"Кто знает, что случится завтра? Съезжу отдохнуть и развлечься, пока есть
деньги, хоть будет, что вспомнить".
В общем туризм считается эластичным по доходу (εY > 1). Он связан с
необязательными (дискреционными) расходами, и поэтому очень подвержен
влиянию изменений в доходах потребителей. Туризм - это одна из первых
статей расходов, которая сокращается вслед за уменьшением дохода и зачастую
увеличивастся в большей пропорции по мере повышения дохода.
Каждый потребитель испытывает на себе влияние вкусов и предпочтений
других потребителей. Выделяются три типичные формы влияния окружающих
людей на потребителя, которые порождают в поведении покупателя три
эффекта:
1) эффект присоединения к большинству;
2) эффект сноба;
3) эффект престижного потребления (эффект Веблена).
Особое значение сейчас приобретает эффект присоединения к большинству,
когда потребитель стремится покупать то, что покупают все. Бытует убеждение,
что все цивилизованные люди - туристы. Поэтому ранее не путешествовавшие
люди стремятся восполнить этот пробел, чтобы не остаться "белыми воронами".
Надо отметить, что в послекризисных условиях этот эффект способствует
развитию внутреннего туризма, поскольку туризм стал неотъемлемой частью
жизни большинства людей, а зарубежные туристские поездки многим стали
недоступны.
Эффект сноба означает, что потребитель туристского продукта хочет отличиться
от большинства. Покупатель-сноб никогда не купит то, что покупают другие.
Здесь тоже имеет место зависимость от окружающих, но она имеет обратную
направленность.
Эффект Веблена - это эффект престижного или демонстративного потребления.
Считается, что определенные товары привлекательны для людей, которые
покупают с тем, чтобы произвести впечатление на окружающих. В туризме
примерами могут служить особо дорогие новинки туристского рынка - туры на
выживание. Цены и спрос на них находятся в прямой зависимости друг от
друга.
В туристской индустрии существует очень небольшая группа потребителей, у
которой практически нет ограничений ни в деньгах, ни во времени. Они
являются представителями "праздного" социального слоя, чьи схемы спроса
были исследованы американским экономистом и социологом Вебленом.
Механизм престижного потребления основан на том, что потребитель
руководствуется не реальной ценой, а престижной, не реальной полезностью
блага, а показной. И если повышение цены на товар воспринимается
представителями "праздного класса" как повышение качества, то вместе с
повышением цен увеличатся и спрос, и потребление. Эффект Веблена действует
в наиболее дорогих отелях, курортных районах и т. п. Вследствие вы* соких цен
существует определенная гарантия того, что состоятельные клиенты этих
привилегированных мест отдыха будут общаться там с людьми той же
социальной прослойки.
Спрос подвержен сильному влиянию предложения и ограни^ чивается им. При
использовании в процессе планирования показателей спроса необходимо
учитывать и аспекты предложения.
Обмен спроса на предложение на туристском рынке означает обмен денег
туриста на туристский продукт. При таком обмене, с одной стороны,
происходит удовлетворение интересов конкретного производителя (продавца) и
конкретного потребителя, а с другой - создаются условия для расширенного
воспроизводства. Данный процесс зависит от цены на туристский продукт.
Существует правило: если спрос превышает предложение, цены поднимаются,
если же предложение превышает спрос - цены снижаются:
Рассмотрим различные уровни предложения, которые может обеспечить
туристский регион в соответствии с меняющимся из-за сезонности спросом на
туристский продукт.
Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой
динамики туристского спроса, которая проявляется во внутригодовых
повышениях или понижениях уровней спроса на путешествия на протяжении
ряда лет.
Туризм - это отрасль услуг, а услуги не могут храниться -в этом причина того,
что спрос в течение года переживает пики и падения. В туриндустрии должны
предприниматься все усилия для того, чтобы свести к минимуму сезонные
отклонения спроса. Существует реальная возможность влияния на сезонную
неравномерность спроса в туризме. Приведенные ниже графики иллюстрируют
различные варианты предложения средств размещения и других компонентов
предложения в соответствии с изменяющимися в течение года уровнями спроса
на туры в конкретный туристский регион.
Для максимального удовлетворения клиентов и круглогодичной эксплуатации
оборудования и материальной базы необходимо предпринимать определенные
действия. Существуют две возможные стратегии в таких ситуациях.
1. Многоцелевое использование. Эта стратегия включает совмещение
различных аспектов, привлекающих туристов в "высокий" сезон, которые
поддерживают туристский спрос на путешествия в данный регион в течение
"низкого" сезона. Чем более многофункциональны ресурсы района, тем больше
вероятность успеха, так как они могут использоваться круглый год. Фактически
пиковый сезон в регионе продлевается. Продление главного туристского сезона
оказывает сильное влияние на эффективность работы туристской фирмы: во-
первых, снижение загрузки материально-технической базы ведет к прямым
убыткам в основной деятельности туристской фирмы; во-вторых,
обеспечивается более полная занятость населения и ликвидируется
безработица; в-третьих, повышается уровень использования основных фондов
других отраслей: транспорта, питания, коммунально-бытового хозяйства и т. д.;
в-четвертых, более рационально используются природные ресурсы. Фестивали,
карнавалы, конференции, конгрессы, спортивные мероприятия, устраиваемые и
продвигаемые в "низкий" сезон, - тоже примеры стратегии многоцелевого
использования.
2. Дифференциация цен. Эта стратегия подразумевает создание новых рынков в
"низкий" сезон с использованием снижения цен в качестве мощного
инструмента для отвлечения интереса от турпоездок в "высокий" сезон в целях
повышения спроса в межсезонье.
Рекламные кампании по продвижению турпродукта и усовершенствованный
маркетинг также могут влиять на уже сложившиеся схемы спроса.
Важность повышения спроса в межсезонье, а следовательно, и уровня
эксплуатации усиливается тем фактом, что в туриндустрии постоянные
издержки довольно высоки по сравнению с эксплуатационными (переменными)
издержками. Это значит, что даже незначительное повышение общего годового
дохода вызовет пропорционально большее повышение прибыли. Благодаря тем
туристам, которые переключатся на межсезонные турпоездки из-за более
приемлемых цен, спрос в "высокий" сезон может немного понизиться. Тем не
менее это понижение будет минимальным. Как правило, когда спрос в
межсезонье поддерживается стратегией многоцелевого использования, это
никоим образом не влияет на спрос в пик сезона. Поэтому общий спрос в
течение года значительно возрастает.
Кроме рассмотренных стратегий уравновесить спрос в "низкий" и "высокий"
сезоны помогают некоторые тенденции дифференциации цен и стратегии
многоцелевого использования в трудоустройстве и схемах отдыха и отпусков.
Необходимо учитывать внешние экономические факторы, которые оказывают
влияние на туристскую отрасль:
- За последние 10 лет сокращение рабочей недели значительно замедлилось,
поскольку в мировой экономике обострилась конкурентная борьба. В результате
рабочее время стало более гибким, а занятость и пенсионное обеспечение менее
гарантированными.
- Рабочая нагрузка увеличивается, а время для отдыха постоянно сокращается,
качество жизни снижается. Компании вынуждены минимизировать свои
рабочие издержки, из которых отпуска и пенсии являются самыми
дорогостоящими.
Высокий уровень технологий делает работодателей менее зависимыми от
персонала, что вынуждает рабочих и служащих трудиться дольше и в менее
выгодных условиях, чтобы сохранить свои рабочие места.
Исследование тенденций развития отпускного времени, проведенное в 18
странах, на которые приходится 73 % всех расходов на туризм в мире, показало,
что их влияние на мировой туризм будет весьма значительным. И хотя спрос на
отдых вряд ли ослабеет, сокращение отпускного времени будет протекать все
более быстрыми темпами. Отпуска будут длиться по 3-4 дня, включая
выходные, но увеличится их частота, поскольку людям потребуются более
интенсивные перерывы на отдых.
Гибкий график отпусков, возрастающая популярность трехдневных выходных,
включающих пятницу или понедельник, разделение отпусков между разными
сезонами - все это способствует изменению динамики туристского спроса.
Итак, появляется новый потребитель туристских услуг с более высоким
уровнем дохода, но обделенный временем. Турагентам придется разрабатывать
новую маркетинговую стратегию, организовывать новые туры на доступных
туристских направлениях. Эти "новые" туристы будут требовать от
туриндустрии предоставления им высокоэффективных методов выбора и
приобретения туров. А отсрочки и ожидания, ассоциирующиеся с некоторыми
видами путешествий, будут рассматриваться ими как крайне нежелательные.
Заключение
Туризм – мощная мировая индустрия, в которой задействованы огромные
массы работников, основных средств, это категория испытывающая сильное
влияние экономики и политики. А осуществляют и организовывают
обслуживание туристов предприятия индустрии туризма – турфирмы при
взаимодействии
с
гостиничными
предприятиями
и
предприятиями
общественного питания.
Значение туризма, как стимулятора развития других отраслей хозяйства таких
как строительство, торговля, производство товаров народного потребления,
связи и т.д. постоянно растет. В туристской индустрии динамика роста объемов
предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест не много
быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса
на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе
минимальны.
Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам:
небольшие стартовые инвестиции, растущих спрос на туристские услуги,
высокий уровень рентабельности.
Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма
на экономику страны пока незначительно, так как государство, в свою очередь,
характеризуется отсутствием реальных инвестиций в данную область
экономики, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством
гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. В рамках страны
туризм способствует стабильному положению национальной экономики.
Туризм оказывает положительное влияние на сохранение мира во всем мире.
Повышение интереса одного народа к культуре другого ведет к
взаимопониманию.
Список использованных источников
1. Квартальнов В.А. Туризм: учебник
http://tourlib.net/books_tourism/kvartalnov_tourism11.htm
2. Здоров А.В. Экономика туризма: Учебник.: - М.: Финансы и статистика,
2004. – 272с.
3. Экономика отрасли: туризм: учебное пособие / Е. А. Замедлина, О. Н.
Козырева. – Москва: Альфа-М: Инфра-М, 2009. – 203 с.
4. Дурович, А. П. Организация туризма: учебное пособие / А. П. Дурович. –
Минск: Современная школа, 2010. – 383 с.
5. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм; М.: Юнити - Москва,
2009. - 787 c.
6. Пушкарева В. М. Экономика; Финансы и статистика - , 2006. - 256 c.
Информация о работе Экономические закономерности функционирования туристского рынка