Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 16:27, контрольная работа
Проблема восприятия той информации, которая исходит от экскурсионного объекта, связывает нас с проблемами психологии и биологии.
Экскурсионный объект - это предмет или явление, несущие информативную функцию. Объект в экскурсии - это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили конкретные события, где действовали живые конкретные лица. Если анализировать объект со стороны познавательных аспектов, то мы должны признать, что это, в первую очередь знак, символ невербальной коммуникации, которая проходит между различными культурами и социальными слоями общества.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД 5
2.НЕТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
1.ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД 5
2.НЕТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Показ объектов является частью занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. Этими проблемами занимаются такие науки, как педагогика, краеведение, история.
Проблема показа экскурсионных объектов связана с философской проблемой познания, как обыденного, так и научного.
Проблема восприятия той информации, которая исходит от экскурсионного объекта, связывает нас с проблемами психологии и биологии.
Экскурсионный объект - это предмет или явление, несущие информативную функцию. Объект в экскурсии - это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили конкретные события, где действовали живые конкретные лица. Если анализировать объект со стороны познавательных аспектов, то мы должны признать, что это, в первую очередь знак, символ невербальной коммуникации, которая проходит между различными культурами и социальными слоями общества.
«Визуальная коммуникация не обладает…набором заранее установленных единиц. Отсутствие элементарных единиц делает более универсальным процесс восприятия визуальной коммуникации, поскольку не требует предварительного знания списка единиц для понимания сообщения»1. Поэтому нет единой классификации экскурсионных объектов. В данной работе их представлено несколько, в том числе и нетрадиционные классификации.
Рассмотрим традиционный подход, который дается в трудах Б.В.Емельянова в понимании классификации и отбора объектов для экскурсионного обслуживания.
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие показатели: познавательную ценность, известность, необычность или экзотичность объекта, выразительность объекта, сохранность и месторасположение объекта, его функциональное и качественное (в каком качестве показывается) значение в экскурсиях.
Итак, объект может классифицироваться по его качественному значению. Вот эта классификация:
Следующая классификация объектов дана по содержанию:
Предлагается классифицировать объекты по их функциональному назначению:
Довольно важна классификация по степени сохранности:
дошедшие до наших дней со значительными изменениями, например, весь комплекс «Плотинка»;
Иногда предлагается классифицировать объекты по познавательной ценности и по выразительности. Но данная классификация, скорее всего не совсем оправдана, т.к. и познавательная ценность, и выразительность при показе объекта зависят от квалификации экскурсовода.
Правильный отбор объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. Желательно, чтобы одни и те же объекты не кочевали из экскурсии в экскурсию. По возможности у каждой экскурсионной темы должны быть свои объекты. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.
Если невозможно исключить тот или иной объект из экскурсии предполагаемого маршрута ввиду его уникальности (например, здание Администрации города, Вознесенскую горку в городе Екатеринбурге), которые показываются в ряде экскурсий (обзорной, исторической, искусствоведческой и т.д.), то такой объект должен быть раскрыт особо. При его показе должны быть выявлены те характерные черты, которые не нашли отражения в экскурсиях на другую тематику. При показе таких объектов в рассказе должен быть использован иной материал. Поэтому интерес экскурсантов при их повторном осмотре, как правило, не снижается.
В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы. Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
Важно оценить выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой. Здесь важно для осмотра подобрать правильное расположение группы, нужное время суток, учесть влияние природных условий и времен года. Благодаря отсутствию заранее заданной определенности единиц визуальное сообщение несет большее число информационных прочтений. Известно, что на визуальном уровне существуют предварительные нормы, определяющие форму необходимого сообщения. Изучив примеры А. Маслоу, можно то же самое сделать и в экскурсионном процессе. А. Маслоу смотрит на проблему еще шире, когда говорит, что нехватка красоты может быть патогенным фактором. "Чтобы доказать это положение, я предпринял ряд экспериментов, связанных с красивым и уродливым. Так, например, я предъявлял испытуемым фотографии обычных людей, снятых в неприглядной обстановке, и испытуемые склонны были описывать этих людей как психотиков, параноиков или преступников. Это говорит за то, что в уродливом окружении лица людей и, вероятно, сами люди будут казаться нам плохими, уродливыми, неприглядными.
Местонахождение объекта играет важную роль в процессе отбора его для показа. При отборе объектов должны учитываться расстояния от памятника до памятника, удобство подъезда к объекту, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.
Временное ограничение показа объекта может происходить тогда, когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2 - 4 часа, при этом экскурсанты воспринимают не более 15 - 20 экскурсионных объектов.
В экскурсию могут входить объекты как одной группы, так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, когда вся обзорная экскурсия построена на показе памятников скульптуры и монументов. Следует избегать построения однообразия зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, объектов природы.
В ходе подготовки экскурсии следует внимание изучать показу объектов на месте, в их естественной обстановке. Необходимые исходные данные дает изучение объектов по источникам - книгам, альбомам, фотографиям. Встреча с экскурсионным объектом непосредственно на месте его расположения, изучение различных его сторон позволяют экскурсоводу в будущем, при его работе с группой, свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ.
Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта объекта) на каждый из них. Данные карточки (паспорта) используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.
В паспорт объектов вносят следующие данные:
-наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым объект известен у населения.
-историческое событие с которым связан объект, дата события;
-местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории объект расположен (город, поселок, промышленное предприятие, музей);
-описание объекта (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
-источники сведений о памятнике (литература, архивные данные, устные предания);
-сохранность памятника;
-на кого возложена охрана объекта;
-в каких экскурсиях объект используется;
-дата составления карточки и личные данные ее составителя.
В карточки на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, стенописи, в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), у геологических памятников следует отметить эпоху, в которую формировался данный объект, у объектов животного и растительного происхождения - класс, вид, экологическое взаимодействие.
Наличие паспортов объектов в экскурсионном бюро ускоряет подготовку новых экскурсионных тем.
Следующая классификация экскурсионных объектов не традиционна, но не менее существенна. Она основывается в первую очередь на данных социологии и коммуникавистики. «…Продвижение к вещам есть обстоятельная работа, прежде всего призванная устранить предрассудки, закрывающая от взгляда вещи»2. Проанализировав сказанное М. Хайдеггером, приходим к выводу, что любого видения объектов не может быть истинно самостоятельным. Мы никогда не видим, так как оно есть. Мы видим зрением, сформированным соответствующей культурой и нашими повседневными потребностями.
Удавшаяся экскурсия всегда трансцендентна. Она дает выход за пределы наличного, индивидуального бытия субъекта.
Художественное произведение, а экскурсия - это своего рода художественное произведение, характеризует процесс отстранения, создания нового взгляда даже на старый и известный объект.
Гармония и целостность внешнего мира не суть порождения органов чувств. К чувствам присоединяется мозг, накопленный в мозге прошлый опыт, ум, способный извлекать инварианты, синтезировать фрагменты чувственных впечатлений. Мы видим не только то, что на нас действует, но и то, о чем мы думаем. «Мировоззрение, то есть теоретический взгляд на мир, неотделимо от мировосприятия как формы видения мира. Взгляды людей, принявшие форму мировоззрения, переживаются носителями этих взглядов не как атрибуты внутренней реальности мышления, а как мир, существующий вне и независимо от сознания, как "объективный" мир»3.
Если все давно уже знакомо, если мы видим и слышим обо всем этом не один раз, то мы имеем сформировавшиеся взгляды, они давно укоренились. Экскурсоводу, работающему с местным населением, не всегда удается сломать эти уже сложившиеся схемы, для того, чтобы привнести в них нечто новое, неизведанное. Экскурсовод, работающий с въездными группами, испытывает трудности совсем другого порядка.
Поэтому предлагаю классификацию и экскурсий и объектов, в которых следует отразить, для какого типа экскурсантов эти объекты были предназначены:
-для местного населения, которые во время экскурсии попадают в определенную информационную среду. Обо всех или о почти всех объектах экскурсанты уже что-то знают, при этом они уверены, что эти знания являются непоколебимо правильными.
Резкие изменения в восприятии экскурсантов представленных объектов практически невозможны. Экскурсантом важно раскрыть другие, для них малоизвестные, с первого взгляда невидимые стороны в познании объектов, в их символике. Важно удивить, поразить, включить экскурсантов в игру. Игра здесь должна стать еще одним важным экскурсионным объектом. О ней важно говорить ее важно раскрывать во всей ее значимости.