Экскурсионный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Впервые экскурсии стали внедряться в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании, в конце 18 - начале 19 вв.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ЭКСКУРСИИ

1.1 Основные аспекты экскурсионного дела

1.2 Сущность и понятие экскурсии в экскурсоведении

2. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

2.1. Технология подготовки новой экскурсии

2.2. Составление маршрута экскурсии

2.3. Прием (сдача) и утверждение экскурсии

2.4. Методика проведения экскурсий

3. ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИИ ПО ГОРОДУ ТАГАНРОГУ

3.1 Необходимые сведения и документация для создания экскурсии

3.2 Функция контроля на всех этапах разработки экскурсии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Экскурсионный менеджмент курсовая.docx

— 41.14 Кб (Скачать файл)

 

Прием зрительного монтажа  является одним из вариантов методического  приема реконструкции. Экскурсовод, используя  прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик  нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части  могут быть «заимствованы» из тех  объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

 

Прием локализации событий. Важную роль в конкретизации событий  играет методический прием локализации, т. е. связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность  ограничить внимание участников экскурсии  известными рамками, приковать их взгляды  в данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие.

 

Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения  из целого каких-либо частей с целью  последующего глубокого наблюдения. Этот методический прием позволяет  экскурсантам рассмотреть те признаки предмета. Абстрагирование позволяет  экскурсантам «не видеть» того, что  не имеет отношения к данной экскурсии.

 

Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно  воспринимаемого объекта с объектом мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных  предметов или частей одного объекта  с другим, находящимся перед глазами  экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так  и разные по своему внешнему облику объекты.

 

Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении  отдельных частей наблюдаемого объекта  в единое целое. Использование приема интеграции не вызывает трудностей, ведь для каждого человека познание окружающего  мира начинается с изучения единичных  предметов и фактов. Показывая  здание, сооружение, памятное место, экскурсовод  идет путем интеграции, т. е. объединения  различных сторон, деталей свойств  в единое целое.

 

Действие методического  приема интеграции в экскурсии связано  с методом синтеза - соединения отдельных  частей, деталей, обобщения разорванных  фактов в единое целое.

 

Прием зрительной аналогии основан  на действии одного из общих методов  научного познания - метода аналогии. Прием  аналогии построен на сравнении:

 

а) данного объекта с  фотографией или рисунком другого  аналогичного объекта;

 

б) наблюдаемого объекта с  теми объектами, которые экскурсанты  наблюдали ранее.

 

Механизм действия этого  приема состоит в том, что экскурсовод  «ставит» перед экскурсантами два  объекта, причем только один из них  физически находится перед их глазами.

 

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты  по предложению экскурсовода переносят  свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное или переход наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы). Наличие контраста обогащает  новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально  наблюдаемый объект.

 

Методический прием движения. Следует различать два понятия: «движение» как признак экскурсии  и «движение» как методический прием. Это разные вещи.

 

Движение в экскурсии  как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его  наблюдения.

 

Профессионально подготовленные экскурсоводы умело используют формы  и варианты движения в экскурсии, добиваясь тем самым более  эффективного усвоения наглядного материала.

 

Показ мемориальной доски. При  наличии на экскурсионном объекте  мемориальной доски экскурсоводу следует  начинать с анализа объекта и  рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая  на данном объекте установлена. Если мемориальная доска хорошо видна  экскурсантам и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует  прочитывать ее вслух.

 

Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где произошло историческое событие, т. е. объект, о котором идет речь, не сохранился.

 

Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача - преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты  получили образное представление о  том, как это было, увидели большую  часть того, что было им рассказано экскурсоводом.

 

Приемы рассказа можно  разделить на две большие группы.

 

Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание, репортаж, цитирование). Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в  памяти экскурсантов.

 

Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю  картину событий, действия конкретных персонажей.

 

В экскурсии используется прием демонстрации наглядных пособий.

 

Наиболее широкое распространение  получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о  флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных.

 

Эффективен и комментирующий прием. В этом случае показ экспоната  предшествует рассказу. Рассказ является лишь пояснением к экспонату из «портфеля». Например, показ изображения корабля  в разрезе сопровождает рассказ  об его устройстве; при показе здания демонстрируется фотография его  внутреннего убранства с последующими комментариями экскурсовода и др.

 

Применяется прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место (площадь, улица, здание), которое  они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют  с наблюдаемым объектом. Прием  построен на сравнении зрительно  воспринимаемой информации.

 

Важным резервом повышения  действенности экскурсии является использование технических средств  пропаганды - эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры и др. С  их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий. Для показа несохранившихся зданий, сооружений, памятников используются диапозитивы и диафильмы. Эпидиаскоп также позволяет проецировать на небольшой экран, установленный  в передней части салона автобуса (на кабине водителя), карты-схемы, копии  документов, рукописей, фотографий, художественные открытки. В экскурсионных учреждениях  разработана определенная методика технических помощников.

 

Могут быть прослушаны выступления  участников событий в магнитофонной  записи. При следовании группы по местам, где жили и творили выдающиеся писатели, поэты, композиторы, в экскурсию  включают исполнение их произведений в звукозаписи. Такие музыкальные  и литературные записи не должны быть длительными. Они являются частью экскурсии, подчинены ее теме и не представляют собой самостоятельного мероприятия.

 

3. ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИИ  ПО ГОРОДУ ТАГАНРОГУ

 

 

3.1 Необходимые сведения  и документация для создания  экскурсии

 

 

Процесс подготовки новой  экскурсии довольно сложен. По этому  для успешного выполнения всех связанных  с этим работ подготавливается довольно обширный пакет документов, помогающих структурировать все данные, используемые в процессе работы творческой группой. Весь необходимый перечень документации представлен в следующей таблице:

 

(Таблица 3.1)

 

Документация, необходимая  для разработки экскурсии 

 

№ п 

Название документа 

Содержание документа 

 

Список литературы по теме (см. Список литературы) 

Перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при подготовке данной экскурсии 

 

Общие сведения об экскурсии  и экскурсионных объектах 

Сведения, характеризующие  экскурсионный объект. Вид памятника, его наименование, событие с которым  он связан, место нахождения, краткое  описание 

 

Контрольный текст экскурсии

 

(Приложение 1) 

Подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой вступления, заключения, логических переходов 

 

Схема (карта) маршрута

 

(Приложение 2) 

На отдельном листе  показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты  показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к  объектам 

 

«Портфель экскурсовода» 

Папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцы продукции  предприятий, другие наглядные пособия   

 

Методическая разработка на тему

 

(Приложение 3

 

Таблица 3.2) 

Рекомендация по проведению экскурсии. Называются методические приемы показа и рассказа, определяется последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий, техника ведения экскурсии с  учетом дифференцированного подхода  к экскурсантам 

 

 

 

Общие сведения об экскурсии  и экскурсионных объектах

 

Тема экскурсии: История  города Таганрога в лицах и  судьбах знаменитых людей.

 

Цель экскурсии: познакомить  экскурсантов с примечательными  памятниками культуры и искусства, а также с историей города через  рассказ исторических фактов, связанных  с знаменитыми людьми, посещавшими  город или жившими в нем.

 

Задачи экскурсии:

 

1. Заинтересовать экскурсантов  историей и культурой города, через интересные исторические  факты.

 

2. Приобщить экскурсантов  к эстетическим и культурным  аспектам экскурсионной деятельности.

 

3. Организовать познавательный  и развлекательный досуг экскурсантов.

 

Вид экскурсии: городская, обзорная, комбинированная экскурсия

 

Маршрут экскурсии: по городу Таганрогу: ул. Петровская - ул. Греческая - ул. Александровская - ул. Чехова - ул. Фрунзе - пер. Смирновский - пер. Лагерный - пер. Смирновский - пер. Гоголевский - ул. Петровская

 

Достопримечательности по маршруту:

 

· Парк культуры им. Горького (ул. Петровская)

 

· Каменная лестница, ведущая  на Пушкинскую Набережную (ул. Портовская)

 

· Памятник А.С. Пушкину

 

· Памятник основателю города Петру I и смотровая площадка акватории  Таганрогского залива (ул. Шмидта)

 

· Памятник Александру I (Банковская площадь)

 

· Домик Чехова (Ул. Чехова 69)

 

· Памятник Ф. Г. Раневской (ул. Фрунзе 10)

 

· Церковь всех Святых и  часовня св. блаженного старца Павла  Таганрогского (пер. Лагерный 2)

 

Продолжительность экскурсии: 2,5 - 3 часа

 

Расстояние по маршруту: 15-20 км

 

3.2 Функция контроля на  всех этапах разработки экскурсии

 

 

Контроль - одна из основных функций менеджмента. Непрерывность  хозяйственной деятельности фирмы  требует, чтобы контроль, как и  планирование, был не единичным актом, а непрерывным процессом.

 

Без надежной системы контроля не может нормально функционировать  ни одна организация или проведение какой-либо деятельности. На практике существуют три разновидности контроля: предварительный, текущий и итоговый. Основы менеджмента туризма: Учебное  пособие/ Под ред. С.Г. Лопатина. - М.: Юрайт, 2007. - 385 с.

 

Предварительный контроль предшествует активной деятельности фирмы. Его задача - проверить готовность персонала  и управленческой системы к началу производственной деятельности. Организация  работы с документами: Учебник / В.А.Кудряев и др. - М.:ИНФРА-М, 2001.- 592 с.

 

Текущий контроль делится  на оперативный и стратегический:

 

· Оперативный контроль ведется  за производственно-хозяйственной  деятельностью фирмы, соблюдением  технологии, качеством продукции  и т. д.

 

· Стратегический контроль нацелен  на показатели работы -эффективность  профессионального труда, фондоотдачу, рентабельность и др.

 

Итоговый контроль связан с оценкой выполнения планов и  требует анализа с целью получения  необходимой информации для последующего планирования.

 

Контроль нужен для  того, чтобы быть уверенными в эффективности  действий группы по подготовке экскурсии. В зависимости от характера деятельности и планов контролю подвергаются выполнение планов, прибыльность и т. д.

 

Качество экскурсии зависит  от ряда факторов, в числе которых - качество методической документации (методическая разработка, контрольный  и индивидуальный тексты экскурсии, «портфель экскурсовода» и т. д.); ее постоянное совершенствование; внедрение и правильное использование  методических приемов показа и рассказа.

 

Текущему контролю предшествует предварительный контроль, в процессе которого рецензируется методическая документация новой экскурсионной  темы, организуются побочные экскурсии, в ходе которых отрабатываются методические приемы, осуществляется прием (защита) экскурсии на маршруте. В текущий  контроль входит проверка работы экскурсовода, так называемое прослушивание, которое  имеет плановый характер.

 

Рецензирование экскурсионных  текстов и методических разработок также относится к формам контроля за работой экскурсовода. Заключается  оно в знакомстве методистов и  руководителей секции с индивидуальными  текстами и оценка их содержания, а  также проведение пробных экскурсий  и оценка их качества. Организация  работы с документами: Учебник / В.А.Кудряев и др. - М.:ИНФРА-М, 2001.- 592 с.

Информация о работе Экскурсионный менеджмент