Экскурсионный потенциал Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение экскурсионного потенциала Украины.
Для достижения целей были поставлены следующие задачи:
рассмотреть экскурсионный потенциал как фактор развития туризма в Украине;
изучить становление экскурсионного дела;
дать характеристику экскурсионного потенциала Украины;
дать характеристику туристско-экскурсионным центрам Украины, которые составляют потенциал страны;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………..…………..3
ГЛАВА 1. ЭКСКУРСИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УКРАИНЕ ………….…………………..………………….………..5
1.1. Понятие и классификация экскурсионного потенциала….………...….……..5
1.2.Становление экскурсионного дела………………………….………..…….…..7
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСКУРСИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА УКРАИНЫ………………………………………………………………. .……….11
ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫХ ЦЕНТРОВ УКРАИНЫ ………………………….…….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….…………………………..……………….…...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……26

Вложенные файлы: 1 файл

Экскурсионный потенциал Украины. Абрамова А..docx

— 70.95 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

имени В.И. ВЕРНАДСКОГО

Севастопольский экономико-гуманитарный институт

Кафедра туризма

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Туристические ресурсы Украины»

 

на тему: «Экскурсионный потенциал Украины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 1 курса 11 - Т группы направления подготовки 6.140103 - Туризм

Абрамовой А.Г.

 

Руководитель: старший преподаватель  кафедры туризма Заславская И.П.

 

Национальная шкала ________________   

 

Количество баллов: ____Оценка: ECTS ____

 

              Члены комиссии   ________________   Заславская И.П.

               _________________  Воронина А.Б.

 

                                               Севастополь - 2013

 

          СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………..…………..3

ГЛАВА 1. ЭКСКУРСИОННЫЙ  ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА  В УКРАИНЕ ………….…………………..………………….………..5

1.1. Понятие и классификация экскурсионного потенциала….………...….……..5

1.2.Становление экскурсионного  дела………………………….………..…….…..7

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСКУРСИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА УКРАИНЫ………………………………………………………………. .……….11

ГЛАВА 3. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫХ  ЦЕНТРОВ УКРАИНЫ ………………………….…….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….…………………………..……………….…...24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……26 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

На территории Украины  большой экскурсионный потенциал, важно его изучать для того, чтобы больше узнать о культурно-историческом наследии страны.

Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительской работы среди населения. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно ведущих экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

Объектом изучения курсовой работы является экскурсионный потенциал Украины.

Предмет курсовой работы – экскурсионные объекты, которые являются основой экскурсионного потенциала Украины.

Цель данной работы – изучение экскурсионного потенциала Украины.

Для достижения целей были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть экскурсионный потенциал  как фактор развития туризма в Украине;
  2. изучить становление экскурсионного дела;
  3. дать характеристику экскурсионного потенциала Украины;
  4. дать характеристику туристско-экскурсионным центрам Украины, которые составляют потенциал страны;

 В качестве метода исследования был выбран анализ и литературный метод. С помощью анализа был изучен экскурсионный потенциал Украины, разделив территорию на пять регионов (Южный, Северный, Восточный, Западный и Центральный), с дальнейшим изучением экскурсионного потенциала каждого региона отдельно.

В основу курсовой работы были положены труды авторов: Биржаков М.Б., Воронина А.Б., Гулиев Н.А. и Яковенко И.М.

История становления экскурсионной   деятельности  насчитывает  немногим более ста лет. Путь  развития  экскурсии  шёл  по  линии   изменения   её сущности.

В настоящее время экскурсия  это - продуманный показ достопримечательных  объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и др.), форма  и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под  руководством специалиста-экскурсовода. Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.

В Украине  накоплен определённый опыт и сложилась система изучения и популяризации историко-культурного  наследия с помощью туризма и  экскурсий. 

 
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭКСКУРСИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УКРАИНЕ     

 

1.1.Понятие  и классификация  экскурсионного потенциала

Туризм — временные  выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места  постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение  одного календарного года или с совершением  не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника. [1, с.111]

Одним из видов туризма  является познавательный (экскурсионный) туризм.

В настоящее время экскурсии  классифицируются:

- по цели;

- по содержанию;

- по месту проведения;

- по способу передвижения;

- по количеству участников;

- по продолжительности.

1. По цели:

- образовательная (экскурсия-урок, экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация  и т.д.)

- отдых (сочетает элементы познавания окружающей действительности с элементами отдыха)

2. По содержанию:

- обзорные (многотемные);

- тематические (посвящена раскрытию одной темы)

Тематические экскурсии  подразделяются на:

- исторические;

- производственные;

- природоведческие (экологические);

- искусствоведческие ;

- литературные;

- архитектурно-градостроительные.

3. По месту проведения  экскурсии бывают:

- городские;

- загородные;

- производственные;

- музейные;

- комплексные (сочетающие  элементы нескольких).

4. По способу передвижения  все экскурсии делятся на:

- пешеходные;

- с использованием различных  видов транспорта.

5. По количеству участников:

- индивидуальные (до 5 человек);

- групповые (более 5 человек). [3, с.67-70]

Основой познавательного  туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю  социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой  и хозяйственной деятельности. Минимальный  набор ресурсов для познавательного  туризма может быть любая местность, но для его массового развития требуется определённая концентрация объектов культурного наследия [4, с.13].

Экскурсионным потенциалом какого-либо объекта (или  территории) именуется совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования экскурсионного продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ. 

Экскурсионно-туристические  ресурсы — это природно-климатические, социокультурные, культовые и иные виды ресурсов территории, способные  удовлетворить туристский интерес, создать туристское впечатление  и являющиеся фактором микросреды туризма. Составной частью туристических ресурсов являются туристские объекты или объекты туристского интереса. Объектами туристского интереса считаются достопримечательности, природные объекты, природно-климатические зоны и иные объекты, способные привлекать туристов.

При посещении разных городов  и мест  страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

Объекты экскурсионного показа подразделяются на экстерьерные (осматриваемые снаружи) и интерьерные (изнутри). В оценке объектов учитывается их информационная ёмкость (соответствует времени осмотра или рассчитывается в специальных единицах информации); аттрактивность (оценка экспертов  или опрос рекреантов); эстетическая (и художественная) ценность; воспитательный  эффект. 

Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одном из основных элементов туристского интереса. [2, с.32-33]

 

1.2. Становление экскурсионного  дела

Путь  развития экскурсии  шёл по  линии изменения её сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой,  преследующей общеобразовательные, практические и познавательные цели. Это связано с зарождением экскурсии  как одного из методов обучения в учебных заведениях. Затем перед ней стали научные задачи, такие как  выявление  экспонатов для   музеев,   изучение   географических,   ботанических, зоологических, этнических особенностей данных местностей. Стремление  улучшить воспитательную работу, сделать её более эффективной  превратили  экскурсию в  одну   из   форм   обучения.

Постепенно  экскурсия   превратилась  в  один   из  видов   культурно-просветительской    работы,  формируя  нравственные  качества   и   культуру человека.  

 Первые сведения об экскурсиях  появились во второй  половине  XVIII в. Это были школьные экскурсии, которые предшествовали появлению туризма. Одним из первых организаторов и  энтузиастов  экскурсионной  работы  с детьми был декабрист И.Д. Якушенко. Находясь в ссылке, он работал в женской школе, практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками с целью изучения растительного мира.

Во  второй  половине   XIX  в.  школьно-экскурсионное  дело  получило поддержку официальных властей , которые решили использовать  экскурсии  в качестве одного из средств морально-религиозного  воздействия  на  учащихся. Школьные экскурсии проводились преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам.  Активизация  экскурсионной   деятельности  в  XIX  в.  была  связана  с появлением ряда  организаций, практиковавших экскурсионные  походы.  Развитие экскурсионной   деятельности   сопровождалось    открытием  исторических, культурных  и  природоведческих  памятников,  ансамблей,  музеев,  а   также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ.

Распространение  экскурсий,  горных  восхождений,  пеших   походов   и велосипедных  прогулок, путешествия, передвижения и познавательные экскурсии  способствовали просвещению  народа, создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированные организации.

Популяризация экскурсий проводилась путём  рассылки плакатов и брошюр с их описанием в учебные  заведения, различные  учреждения  крупных городов, публикации  рекламных  сообщений об   экскурсиях,   еженедельного вывешивания объявлений с расписанием экскурсий  в гостиницах, пансионатах, водолечебницах. Такие методы распространения экскурсий принесли свои  плоды. 

Становление экскурсионного дела в советское время.

Октябрьская революция положила начало формированию новых потребностей экскурсантов, с  другим мировоззрением и взглядами. Широкие народные массы, в основном не грамотные, проявили стремление к  знаниям, истории, культуре. К осуществлению задач повышения культурного уровня граждан, были привлечены такие деятели культуры как: А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, Л.Р. Межинская, О.Ю. Шмидт, В.Д. Бон-Бруевич, П.И. Лебедев-Полянский и другие. В связи с этими задачами стали создаваться новые учебные заведения по переподготовке учителей, открывались новые учебные заведения по подготовке экскурсионных работников. 

Большой вклад в развитие советского экскурсионного дела и его пропаганду внесли Н.К. Крупская, П.П. Болонский, С.Т. Шацкий, А.П. Пинкевич, А.Ф. Родин и многие другие передовые педагоги и методисты.  

Развитие  и совершенствование  экскурсионного дела в послевоенные годы.

После Великой Отечественной войны  перед советским народом встали задачи восстановить разрушенное народное хозяйство на территориях, которые были оккупированы фашистами, и преодолеть последствия войны во всех областях жизни.

Этот  период характеризуется дальнейшим расширением и усовершенствованием экскурсионной работы, укреплением связей экскурсионных учреждений с профсоюзными организациями промышленных предприятий, учреждений, учебных заведений, совхозов и колхозов, развитием различных форм обслуживания местного населения. Значительно расширилась экскурсионная тематика в 1975г. она насчитывала 13 тыс. тем.  В настоящее  время  экскурсия   –  это методически  продуманный показ достопримечательных  объектов  (памятники  культуры,   музеи,   предприятия, местность и др.),   форма  и  метод  приобретения  знаний.  Проводится,  как правило,  коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.  [12, с.235-269]  
  
  
  
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСКУРСИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА УКРАИНЫ

В Украине  накоплен определённый опыт и сложилась система изучения и популяризации историко-культурного наследия с помощью туризма и экскурсий. Общая численность памятников истории и культуры – 131293, в т.ч. национального значения – 4145; 401 поселение имеет статус исторического города; на территории многих городов (Киев, Чернигов, Глухов, Луцк, Острог, Чигерин и др.) создан 61 историко-культурный и историко-литературный заповедник. Около 150 памятников археологии имеет мировое и общеевропейское значение, в Список мирового наследия ЮНЕСКО включено 47 наиболее выдающихся историко-архитектурных памятников, среди которых ансамбли Софиевского собора, Киево-Печерской лавры, Херсонес и южнобережные дворцово-парковые комплексы. Значительный научно познавательный и художественно-эстетический потенциал накоплен в музеях страны (324 музея разного профиля с общим фондом 20 млн. экспонатов). [13, с.20]       

Культурно-исторические ресурсы туризма размещены по территории Украины неравномерно. Наибольшее количество памятников национального значения сосредоточенно в Львовской области (3934), АР Крым (2984), Киевской области (2886), Черниговской области (2859). Во второй группе областей число колеблется от 100 до 200 –Волынская, Хмельницкая, Тернопольская, Полтавская, Ивано-Франковская, Винницкая, Одесская, Днепропетровская, Черкасская, Херсонская, Житомирская, Закарпатская, Николаевская, Ровненская, Черновицкая области. Третья группа областей имеет средние показатели обеспеченности культурно–историческими объектами (50-100 объектов) –Харьковская, Сумская, Запорожская области. Наименьшим количеством объектов (менее 50) располагают Кировоградская, Луганская и Донецкая области. [см. таблицу 1]

Информация о работе Экскурсионный потенциал Украины