Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:20, курсовая работа
Цель работы: выявить специфическую принадлежность этнокультурной темы в сфере туризма.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы и изучить основные понятия этнокультурного туризма
2. Изучить специфические особенности этнокультурного туризма
3. Проанализировать состояние этнокультурного туризма
4. Выявить какую роль играет этнокультурный туризм в Сахалинской области.
Введение
Тема, рассматриваемая нами в настоящей работе, представляется весьма актуальной для изучения, так как туризм наилучший способ знакомства с культурой. С 70-х годов ХХ века в различных отраслях гуманитарной науки констатируется резкое усиление роли этнического фактора в развитии политических, экономических и культурных процессов. Рост этнического самосознания сопровождается повышенным вниманием к вопросам сохранения этнокультурного наследия, самобытности, культурного разнообразия, а также к проблемам взаимодействия туризма и культуры. [19]
Развитие туризма имеет огромное значение как для государства
так и для отдельных личностей. История
народа,традиции,самовыражение,
Совмещения отдыха с познанием жизни, истории культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить важные части востановительной функции туризма. Поэтому желание познакомиться с особеностями культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Знакомство с культурой и обычиями разных народностей обогащает духовный мир человека, способствует расширению кругозора.
Цель работы: выявить специфическую принадлежность этнокультурной темы в сфере туризма.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе нами рассматривается понятие «этнокультура», виды и организации этнокультурного туризма, кроме того иследуются его специфические особенности .
Во второй главе нами иследуется современное состояние этнокультурного наследия в России, а так же, в частности, в Сахалинской области.
Объектом исследования является этнокультурный аспект в сфере туризма.
Предметом исследования является этнокультура в регионе.
Практическая значимость данной работы тесно связана с ее актуальностью. Важность проведенных нами исследований определяется повышенным вниманием к вопросам сохранения этнокультурного наследия, самобытности, культурного разнообразия, а также к проблемам взаимодействия туризма и культуры. Данное исследование может быть полезным менеджерам занимающимся разработкой туров и маршрутов,связанных с этнокультурой в качестве теоретического материала.
Теоретической основой курсовой работы послужили труды таких отечественных и зарубежных учёных, как Биржаков М.Б., Веденин Ю.А., Шульгин П.М., Бутузов А.Г.,а так же монографии других исследователей.
Глава I. Теоретические основы этнокультурного туризма
В теории и практике мирового туризма в последние десятилетия наиболее пристальное внимание получает культурный туризм. Причем, к сегодняшнему дню теоретическое осмысление туристской деятельности, связанной с потреблением культурных услуг, приводит к оценке культурного туризма не только как вида туризма, но, что представляется более важным
с точки зрения подготовки специалистов, как современной технологии развития туризма: как сферы потребительской туристской деятельности и как
особой области бизнеса, а также как технологии развития отдельных социально-культурных объектов, в первую очередь сферы культуры.
Культурный продукт для
Развитие культурного туризма
базируется на использовании потенциала
этнокультур и культурного
Этнокультура предстает перед нами прежде всего как совокупность тех культурных элементов и структур, которые обладают этнической спецификой. Рассмотрение этнокультуры как взаимодействующего канала позволяет определить этнокультурные функции, реализующиеся в процессе взаимодействия. К таким функциям относятся инструментальная (создание и преобразование окружающей среды), инкультурации (создание и преобразование самого человека), нормативная (создание системы средств организации коллективной жизни), сигнификативная (знаковая), познавательная, коммуникативная. [5,с.103]
Рассмотрение взаимодействия культур на этническом уровне приводит к отчетливому выделению двух тенденций. Взаимное усвоение культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному культурному обмену и обогащению, а с другой - сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением к обоснованию этнической специфики. Национальный уровень межкультурных коммуникаций возможен при наличии национального единства, которое возникает как на моноэтнической, так и на полиэтнической основе через общую хозяйственную деятельность и государственное политическое объединение.
Так, «Словарь этнолингвистических понятий и терминов» определяет понятие этнической культуры как совокупность «компонентов материальной, духовной и соционормативной культуры, которые возникли среди данного этноса, являются для него специфическими, отличающимися в той или иной степени от бытующих среди него элементов иноэтнической культуры и надэтнической («интернациональной») культуры. Именно специфичность этнокультуры и определяет ее привлекательность для иностранных туристов, являющихся представителями других культур. [30]
Наиболее четко и ярко этнокультура проявляется в этнических традициях, символике, различных формах материальной культуры, фольклоре. Именно эти компоненты культуры и выполняют функции, с одной стороны, интеграции людей, входящих в данный этнос, а с другой стороны, дифференциации их от других этносов.
В современной науке этническая культура понимается как система определенных стереотипов, норм поведения членов данного этноса. В соответствии с адаптативно-деятельностным подходом, культура представляется как способ деятельности, система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. [27]
Этнокультурный туризм реализует интерес в формировании нового культурного опыта в форме деятельного участия в осуществлении традиционного уклада жизни места. Связь этнокультурного туризма с экологическим туризмом, который включает в себя посещение мест с сохранившимися в первозданном виде следами доисторических и различных исторических эпох, заявленная в самом названии данного вида туризма, определяет в первую очередь его направленность на знакомство с культурно-бытовой традицией, живой культурой давно ушедших времен, представляющей собой историческое наследие. Однако, что в контексте культурного туризма, для туристов представляет интерес и современная живая культура, несущая в себе отпечаток традиций, выражающихся в обычаях, привычках, вкусах и пристрастиях, ритме жизни и распорядке дня и других поведенческих стереотипов в повседневной жизни населения. [3,с. 146]
Таким образом, этнокультурный туризм это совокупность различных форм туристской активности, обусловленных стремлением путешественников к познанию, приобщению к различным этнокультурным феноменам. В пользу необходимости признания самостоятельного и комплексного характера этнокультурного туризма свидетельствует специфика используемых в его рамках туристских ресурсов, мотивации его участников, квалификационных требований к кадрам и менеджменту. Этнокультурный туризм предоставляет широкие возможности для активного обращения к региональному и локальному аспектам проявлений этнической культуры, прикосновения к традициям давно ушедших в историю этнических групп, и , наконец, для фиксации и популяризации жизненного опыта, особых черт природопользования и мировоззрения культурно маргинальных групп.
Многолетнее некорректное употребление весьма броских, запоминающихся определений, слоганов, не отвечающих в полном объеме, или даже искажающих суть того или иного туристского феномена, чревато высоким риском дезориентации потенциальных клиентов, а, следовательно, потери значительной части рынка путешествий с этнокультурной мотивацией. Полагаем, следует уделить самое пристальное внимание разработке и внедрению в оборот стандартных дефиниций, максимально полно и недвусмысленно раскрывающих содержание определенного набора этнокультурных феноменов как для нужд профессиональных организаторов, так и для клиентов соответствующих фирм.
Внушительный ресурсный
В экономических и политических
исследованиях последних десяти
Стоит сосредоточить внимание на продвижении не исключительно этнокультурных туров, а туров и программ, насыщенных элементами этнокультурного туризма. Без длительной подготовки отечественного потребителя к инновационному продукту – этнокультурным турам – их продвижение вряд ли может быть успешным. Не стоит забывать о тенденции последних лет к снижению интереса со стороны стихийных туристов к этнографическому туризму. В ряде российских регионов этнокультурный туризм, или отдельные его подвиды, уже стали визитной карточкой туристской индустрии и даже больше – позволили несколько улучшить деловую репутацию территорий.
Для более полного и достоверного анализа состояния и перспектив развития этнокультурного туризма необходимо более детальное его рассмотрение по различным подвидам. В рамках этнокультурного туризма автор предлагает выделять следующие подвиды: этнический, этнографический, ностальгический, эколого-этнографический, этно-познавательный и антропологический туризм. Очевидное сходство в туристских предпочтениях любителей различных подвидов этнокультурного туризма позволяет в целом ряде случаев успешно объединять соответствующие сегменты в рамках одного и того же тура.
Этнический туризм – путешествия с целью изучения, приобщения к традиционной и (или современной) культуре народов, их образу жизни [3.164]. Параллельно в отечественной туристике бытует и другое, почти синонимичное современному толкованию ностальгического туризма, значение этого термина. Этнический туризм, с учетом разнообразия туристских ресурсов, диапазона туристских потребностей клиентуры и во многом обусловленной этими факторами вариативностью туров и программ, выделяется среди прочих подвидов отечественного этнокультурного туризма едва ли не самым большим потенциалом к развитию.
Вряд ли в плеяде подвидов этнокультурного
туризма найдется более известная
и чаще ассоциируемая с этно-