Этнокультурные константы Москвы в туристической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 08:59, контрольная работа

Краткое описание

Москва и Подмосковье – уникальная природно-историческая территория России, которая обладает колоссальным рекреационным потенциалом. Наибольшую славу Подмосковью принесло ее культурное наследие. Подмосковье – древняя земля, на ней сконцентрировано самое большое количество памятников истории и культуры. В области насчитывается свыше тысячи археологических памятников, представленных селищами, городищами, курганами, хранящими память о древних племенах, населявших эту землю.
В Подмосковье находится множество древних русских городов, возраст которых приближается, а иногда и превосходит возраст Москвы. Это города (Можайск, Верея, Руза, Волоколамск, Звенигород, Дмитров, Коломна, Серпухов, Зарайск) во многом сохранили историческую застройку XVIII – XIX веков, а некоторые из них и средневековые оборонительные сооружения в виде кремлей и крепостных валов. Каждый город отличается своеобразием городской архитектуры, храмов и неповторимостью ландшафта.

Содержание

Введение
1. Историко-культурный потенциал
2. Памятники культовой архитектуры
2. 1. Московский Кремль – памятник культовой архитектуры
3. Памятники городской архитектуры
4. Дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы. История русской усадьбы
5. Археологические и этнографические памятники
7. История развития музейного дела
8. Народные промыслы
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Этнокультурные константы Москвы в туристской деятельности.docx

— 44.86 Кб (Скачать файл)

Орлов, венчавших Спасскую, Никольскую, Боровицкую и Троицкую башни сняли в 1935 году. Вместо орлов на этих четырех башнях и на Водовзводной башне установили светящиеся рубиновые звезды размером от 3 до 3,75 метров.

В период Великой отечественной Войны основные ценности были вывезены из Кремля, а архитектурный комплекс, к счастью, практически не пострадал. Уже в 1955 году Московский Кремль был открыт для осмотра, советские граждане и иностранцы получили возможность ознакомиться с экспонатами Оружейной палаты, с древними кремлевскими храмами.

В 1961 году рядом с Троицкими воротами, в том месте, где когда-то стояло здание первой Оружейной палаты, был построен Дворец съездов, в котором проводились масштабные правительственные и государственные мероприятия, а также съезды Коммунистической Партии Советского Союза.

В период с 1970 по 1980 годы на территории Кремля проводились масштабные ремонтно-восстановительные работы. А в 1990 году Московский Кремль вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Все музеи, которые располагались в Кремле, были объединены в Государственный историко-культурный заповедник "Московский Кремль", который включает в себя: Оружейную палату, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризоположения, Музей прикладного искусства и быта России 17 века, а также архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого.

После того, как в 1991 году СССР прекратил свое существование, Москва стала столицей России, а Кремль – резиденцией Президента России.

К 850-летнему юбилею, который Москва праздновала в 1997 году, Московский Кремль снова был отреставрирован. В ходе работ было восстановлено Красное крыльцо Грановитой палаты, отреставрировано здание Сената, а также многое другое. Сейчас в дни больших православных праздников в кремлевских соборах проводятся торжественные богослужения, а по территории Кремля проводятся экскурсии.

Площадь Кремля в Москве на сегодняшний день составляет 27,5 гектаров, общая протяженность кремлевских стен – 2 235 метров. Всего у Кремля 20 башен, высота башен – до 80 метров. Высота стен Кремля варьирует о 5 до 15 метров, а толщина – от 3,5 до 6,5 метров.

 

3. Памятники городской архитектуры

Памятники светской архитектуры включают в себя городскую застройку – гражданскую и промышленную, а также загородные дворцово-парковые ансамбли. Из наиболее древних сооружений до наших дней сохранились кремли и боярские палаты. Городская архитектура обычно представлена дворцовыми сооружениями, зданиями административного назначения (присутственные места, торговые ряды, Дворцовые и купеческие собрания, дома губернаторов), зданиями театров, библиотек, университетов и больниц, которые зачастую строились на средства меценатов по проектам знаменитых зодчих. Со времени образования ямской гоньбы по дорогам для царственных особ возводились почтовые станции и путевые дворцы, которые в настоящее время вошли в черту городов или стоят вдоль старых трактов.  
В давние времена на Руси въезд в город украшали парадными «золотыми» или «красными» воротами. А в XVII-XX вв. крупные военные события ознаменовались строительством триумфальных арок. Кроме того, объекты экскурсионного показа включают в себя интересные сооружения, памятники и монументы, возведенные по проектам современных зодчих.  
К промышленной архитектуре относятся здания фабрик и заводов, рудники, каменоломни и другие сооружения.

Загородная архитектура представлена усадьбами и дворцово-парковыми ансамблями, такими, как, например Петродворец и Павловск в окрестностях Санкт-Петербурга; Архангельское, Ярополец, Ольгово, Ильинское и другие в Подмосковье.

 
 
4. Дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы. История развития русской усадьбы

Русская усадьба является феноменом русской культуры.

Сохранившиеся в России архитектурные усадебные ансамбли в основном относятся к XVIII-XIX вв. Более ранние постройки ученые восстанавливают по сохранившимся источникам, описаниям, архитектурным планам, чертежам, на основании которых можно сказать, что русская усадьба начала формироваться на рубеже XVI-XVII вв., когда в обществе происходили значительные социальные и политические изменения: сформировались и юридические оформились феодальные отношения – крепостное право; в дворянской среде произошел раскол: аристократия, заняв высшие административные посты, оставалась в окружении монарха, а среднее дворянство устремилось в свои вотчины, где оно наиболее полно могло реализовать свои личные возможности.

Сначала помещичий дом находился в деревне и от крестьянских изб отличался только большими размерами. С закреплением крепостнических отношений помещик пожелал выделить свое жилье из крестьянских построек, вынеся его за пределы деревни. В первоначальный период усадьба была деревянной, однако от крестьянских домов она отличалась многоэтажностью, разнообразием архитектурных форм (мезонины, галереи, балконы, террасы).

Во второй половине XVII в., во время правления Алексея Михайловича, русская знать начинает более широко знакомиться с европейской культурой, и это вызвало обмирщение русского общества.

С появлением светских форм жизни дом владельца и его сад становятся предметом особой заботы, в архитектуре усадеб господствует стиль русское барокко с характерной для него причудливостью форм и яркостью красок.  
В обществе назревали перемены, которые отразились в реформах Петра I. Под влиянием протестантского барокко, с которым Петр познакомился, путешествуя по Северной Европе, оформились усадьбы петровских времен. Они были удобны для проживания, прочны и надежны, но несколько скупы и аскетичны в оформлении. В петровские времена в усадьбу вошла регулярность со строгой симметрией в устройстве парка.  
Со смертью Петра I протестантизм навсегда ушел из русской культуры. Ему на смену во время правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны пришел пышный стиль южного барокко, характерный для эпохи Возрождения, бурно прославлявший жизнь и воспринимавший ее как вечный праздник. В этом стиле возводились царские дворцы в Петербурге и пригородах, а также дворцы приближенной знати, строившей загородные резиденции по типу Версаля: с богато украшенными зданиями, роскошью в оформлении интерьера и великолепными регулярными парками. Наступает пора блистательного зодчества великого итальянского мастера Франческо Бартоломео Растрелли.

В усадьбе не жили, она предназначалась для увеселений. Внутренняя архитектура дворца состояла из анфилады залов, а парк являлся продолжением основного здания – это грандиозный зал приемов и театрализованных действий с боскетами, павильонами, гротами, прудами, каналами и фонтанами.

Период правления Екатерины II – век Просвещения, эпоха классицизма. Это период расцвета русской усадьбы. Классицизм – самый демократичный стиль, порожденный идеями Французской революции, провозгласившей Свободу, Равенство и Братство.

Это проявилось и в архитектурном оформлении усадеб, для которых было свойственно следование античным образцам, как в оформлении внешнего вида здания, так и в интерьере. Прошлое воплощалось материально, указывая на связь времен: дом с колоннами, ордерность орнаментов древней Эллады, мебель и утварь в стиле ушедших эпох, скульптурные изваяния в парке и доме, представляющие героев древности и мифологические аллегории. В парке сооружались постройки в виде античных храмов, руин, в отделке зданий и башен применялись псевдоготические элементы, напоминающие о средних веках. Также в парке возводились «голландский» и «итальянский» домики, «Магометов грот» и прочее. В результате человек ощущал себя гражданином всей Земли, а его гармонию с окружающим миром подчеркивало обустройство парка.  
В период барокко усадебные парки были отгорожены от окружающей природы. В эпоху классицизма при соблюдении симметрии регулярный парк располагался только вокруг основного здания, а большую часть занимал английский пейзажный парк, в котором живописность достигалась путем искусного сочетания открытых и закрытых пространств и подбора различных пород деревьев – кедра, тиса, ильма, бука, граба и прочих. Пейзажный парк органично переходил в окружающий ландшафт.

Классицизм охватил не только высшие слои дворянства, но и средние и мелкие. География русской усадьбы значительно расширились, распространяясь в северные губернии и на восток до Предуралья.  
Классицизм – самый «говорящий» стиль, он весь построен на символах. Каждая его форма, вплоть до деталей орнамента, что-то утверждает или проповедует. То был язык чувств и образов, и усадьбы той поры имеют легкие поэтические, чувственное выражение.

Созданный на рубеже XVIII-XIX вв. образ усадьбы прочно вошел в сознание людей. Именно такой воспринимаем мы усадьбу в произведениях Тургенева, Лескова, Толстого, Брюсова, Чехова, Бунина.

Строительству усадьбы уделялось много внимания. Специалистов – архитекторов, декораторов, скульпторов, живописцев – зачастую готовили из крепостных. Их посылали учиться в Европу, в основном в Италию, некоторые из них благодаря своим талантам, получали вольную, например, скульптор Шубин, архитекторы Воронихин и Никитин.

Вопросами строительства и организации усадеб посвящалось множество статей в журналах. В них довались типовые проекты и рекомендации: как оформить приусадебный дом и парк, какой интерьер в моде. Так что любой дворянин, исходя из своих возможностей и вкуса, мог выбрать для себя образец.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась отменой крепостного права. Дворяне стали разоряться, и поместья начали скупать разбогатевшие купцы и промышленники. Среди них встречались меценаты, такие как Морозов, Рябушинский, которые превращали усадьбы в места встреч деятелей культуры, науки и искусства (например, усадьбы Абрамцево, Мураново и Кучино).

После революции усадьбы в основном стали использовать в качестве детских домов, санаториев, домов отдыха, и лишь некоторые из них оказались под охраной государства. В них организовали музеи (Останкино, Кусково, Архангельское). В результате сильно разрушился природно-исторический ландшафт и архитектурные ансамбли усадеб. Большинство из них дошло до нас в сильно измененном состоянии, а некоторые просто в разрушенном. Но они ценны не только как архитектурные памятники, но и как мемориальные места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Археологические  и этнографические памятники

К археологическим памятникам относятся селища, курганы, наскальные рисунки, земляные валы, древние каменоломни, рудники, а также остатки древних цивилизаций и раскопки самых ранних периодов. На обжитой территории археологических памятников встречается довольно много. Например: в Московской области их в каждом районе насчитывается до нескольких десятков – городища, захоронения, курганы и пр.). Археологические памятники представляют интерес для специалистов – историков и археологов. А туристов в основном привлекают наскальные рисунки (сохранились они в нескольких местах: в Карелии, Закавказье, Средней Азии и на Алтае), осмотр вскрытых археологических пластов (как было организовано в Москве на Манежной площади в период строительства торгового комплекса под землей), а также археологические экспозиции в музеях.

Этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности.  
Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым.

В каждой местности на протяжении исторического развития складывался свой особый архитектурный стиль, связанный с национальными и природными особенностями края. Образцы народной архитектуры представлены в музеях деревянного зодчества. Они располагают образцами жилой застройки, хозяйственных служб (мельницы, амбары и т.д.) и культовых сооружений. Сюда экспонаты свезены из различных районов области, и в музее они находятся в природных условиях, близких к реальным, например, Малые Корелы под Архангельском, Витослявицы в Новгородской области, Василево под Торжком. Деревянное зодчество, кроме того, представлено отдельными объектами в городах и деревнях.  
С этнографическими особенностями русской культуры туристов можно ознакомиться во многих отдаленных поселениях Архангельской области по рекам Печоре, Пинеге и в селе Заплавье на Селигере. Этнографическим центром считается город Каргополь, где ежегодно проводятся фольклорные фестивали.

Интересный этнографический материал представляют места расселения малых народов. Там можно познакомиться со своеобразной культурой, разнообразными формами жилищ (чумы, вигвамы, сакли и прочие), обрядами, традициями. Такие поселения сохранились на Крайнем Севере у ненцев, чукчей, в Сибири и на Дальнем Востоке у коряков, эвенков, манси и др., а также среди многочисленных горских народностей Кавказа.  
Этнографические памятники относятся к культурному наследию по следующим критериям: уникальность и своеобразие этнокультурных и социокультурных условий; компактное проживание малочисленных народов и старожильческого населения, где традиционные уклады, обычаи и формы природопользования сохранены наиболее полно; наиболее типичные районы российской глубинки (ареалы выразительного традиционного сельского ландшафта на русском Севере, в средней полосе, на Урале, в Поволжье и т.д.).  

 

 

 

 

 

 

 

 

7. История развития музейного дела в России

Музейное дело в России было заложено еще Петром I. Им было создано три музея. В 1709 г. – музей мореплавания (ныне Военно-морской музей в Петербурге). По велению Петра собирались боевые реликвии, военная одежда, оружие и знамена времен Северной войны, которые послужили основой создания военно-исторического музея артиллерии. В 1714 г. был сформирован научный музей и библиотека, знаменитая кунсткамера, собравшая биологические, анатомические и этнографические достопримечательности.

XVIII в. знаменит частными  коллекционированием. Во дворцах  и имениях русской знати собираются  богатейшие коллекции станковой  живописи, миниатюры, скульптуры и  предметов декоративно-прикладного  искусства. Интерес к естественным  наукам обусловил появление научных  коллекций: археологических, зоологических, минералогических, ботанических и  пр. Собираются большие библиотеки, и в 1795 г. в Петербурге открывается  первая публичная библиотека.

Информация о работе Этнокультурные константы Москвы в туристической деятельности