Этноэкологический туризм в байкальском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 15:10, статья

Краткое описание

Этноэкологию определяют как науку, изучающую взаимоотношения
человека с окружающим миром и представления о нем в рамках традици-
онной культуры, а также влияние культурных установок на современные
взаимоотношения с природой и окружающим миром в целом [18]. Этно-
экология выявляет и пропагандирует традиции неразрушающего природо-
пользования; выявляет культурно обусловленные причины разрушающего
природу поведения человека и возможные методы коррекции. Подобно
экологическим системам, культурные системы устойчивы при максималь-
ном разнообразии своих структурных элементов

Вложенные файлы: 1 файл

этноэколог.туризм. в байкал.рег..pdf

— 356.61 Кб (Скачать файл)
Page 1
Серия «Науки о Земле»
2011. Т. 4, № 2. С. 3–16
Онлайн-доступ к журналу:
http://isu.ru/izvestia
И З В Е С Т И Я
Иркутского
государственного
университета
УДК 911.3:338.483
Этноэкологический туризм в Байкальском регионе
А. Д. Абалаков (abalakovirk@mail.ru)
Н. С. Панкеева (natalya_pankeeva@mail.ru)
Аннотация. Этноэкологический туризм рассматривается как вид рекреационной
деятельности, способствующий охране и развитию традиционных систем приро-
допользования и природных комплексов. Приведены критерии его выделения и
соотношение с другими видами туризма. Выявлены особенности развития этно-
экологического туризма в России и Байкальском регионе.
Ключевые слова: этноэкологический туризм, особо охраняемые природные тер-
ритории и территории традиционного природопользования, коренные этносы, на-
циональные традиции, Байкальский регион.
Введение
Этноэкологию определяют как науку, изучающую взаимоотношения
человека с окружающим миром и представления о нем в рамках традици-
онной культуры, а также влияние культурных установок на современные
взаимоотношения с природой и окружающим миром в целом [18]. Этно-
экология выявляет и пропагандирует традиции неразрушающего природо-
пользования; выявляет культурно обусловленные причины разрушающего
природу поведения человека и возможные методы коррекции. Подобно
экологическим системам, культурные системы устойчивы при максималь-
ном разнообразии своих структурных элементов. Однако в настоящее вре-
мя в условиях глобализации многообразие культур подавляется и раство-
ряется агрессивными урбанистическими монокультурами – современной
космополитичной техногенной и массовой культурой. Отсюда возникает
необходимость популяризации локальных традиционных культур (в про-
тивовес урбанистической монокультуре) и комплекса их традиционных
экологических знаний [18]. Одним из способов решения этой задачи явля-
ется развитие этноэкологического туризма.
Этноэкологический туризм приобретает возрастающую популярность
во всем мире. Это связано с тем, что все больше людей хотят познакомить-
ся с самобытной культурой разных народов. При этом удовлетворяется
стремление туриста погрузиться в среду коренного населения, соприкос-
нуться с местной природой и национальной культурой. Во время экскурсий
посетители могут познакомиться с архитектурой, фольклором, песнями и
танцами, обрядами, народными традициями, ремеслами, блюдами нацио-
нальной кухни.

Page 2

А. Д. АБАЛАКОВ, Н. С. ПАНКЕЕВА
4
Этноэкологический туризм способствует сохранению и развитию тра-
диционных культур. Это приобретает особую актуальность в связи с тем,
что начиная с 60–70 гг. XIX в. в мировом масштабе наметились процессы,
характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность,
подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада.
Таким образом, этноэкологический туризм способствует толерантно-
му отношению между различными национальностями, помогает сохране-
нию культурного, социального и природного разнообразия, возрождает
местные сообщества и обеспечивает альтернативу экономическому спаду и
депопуляции, которые грозят многим регионам [2].
Соотношение этноэкологического туризма с другими
видами туризма
Развитие экологического туризма на фоне продолжающегося роста
национального самосознания народов способствовало выделению этноэко-
логического туризма в самостоятельный сегмент туристского рынка. Этно-
экологический туризм включает в себя две составляющие: этническую и
природную, объединяет основные цели экологического и этнического ту-
ризма, познание природы, формирование экологической культуры и зна-
комство с историко-культурным наследием определенных этнических
групп [11].
Авторство термина «экологический туризм» принадлежит мексикан-
скому архитектору Гектору Цебаллос-Ласкурайну, который в 1980 г. опре-
делял экотуризм как «сочетание путешествия с экологически чутким от-
ношением к природе, позволяющим объединить радость знакомства и изу-
чение образцов флоры и фауны с возможностью способствовать их защите».
Международное общество экотуризма в 1992 г. дало определение эко-
туризму, которое в настоящее время считается классическим: «Экотуризм –
это путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью, не
нарушая целостности экосистем, получить представление о природных и
культурно-этнографических особенностях данной территории, это туризм,
который создает такие экономические условия, когда охрана природы ста-
новится выгодной местному населению».
Ресурсами для экотуризма являются природные и культурно-
этнографические особенности территории. Большинство специалистов от-
мечают сложность проведения границы между дикой и преобразованной
человеком природой, традиционной и массовой культурой. Однако не вы-
зывает сомнений, что традиционная культура является отражением тради-
ционного способа ведения хозяйства, тесно связанного с окружающей при-
родной средой и природопользованием.
Этнический туризм трактуется различными авторами по-разному. Ча-
ще всего его рассматривают как направление культурно-познавательного
туризма. Наиболее важным в организации этнического туризма является
ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов

Page 3

ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
5
[9]. Иногда этнический туризм называют этнографическим. По мнению
экспертов Федерального агентства по туризму, он предполагает ознаком-
ление туриста с особенностями традиционной материальной и духовной
культуры, в том числе погружение в реальную этнокультурную среду [17].
По мнению ряда исследователей, этнотуризм формируется на стыке куль-
турно-познавательного и экологического туризма. Например, в Байкаль-
ском регионе он включает этнографический, археологический, религиоз-
ный, исторический, театральный и фольклорный туризм [16].
Обзор определений понятия «этнический туризм» приведен в работе
А. В. Бурлаковой [2]. Обобщая имеющиеся представления, автор формули-
рует этнический туризм как вид туризма, основной целью которого являет-
ся познание бытовой культуры народа той или иной этнической общности.
С нашей точки зрения, в это определение следует включить не только
культурно-бытовые, но и хозяйственные аспекты традиционного природо-
пользования различных этнических сообществ, а также их духовный мир.
Прежде всего, это касается одухотворения окружающей природной среды,
почитание священных и культовых мест, придание им божественного са-
крального значения.
Этнический туризм может быть представлен двумя основными вида-
ми [9; 17]. Во-первых, это посещение существующих поселений, сохра-
нивших особенности традиционной культуры и быта определенных наро-
дов. Указанные поселения можно назвать демонстрационными или показа-
тельными, и они бывают как постоянными, так и временными (например,
стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей).
Туристические маршруты, проходящие через такие поселения, существуют
во многих странах. Такие туры, включающие в свои программы пребывание
в этнокультурных средах, относят к собственно этнографическим турам.
Во-вторых, этнический туризм включает в себя знакомство с музеями
народного быта. Особый интерес вызывают этнографические музеи под
открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитекту-
ры, предметы быта и проводятся фольклорные фестивали, народные яр-
марки, этнорелигиозные праздники. Туры с такой программой относят к
этноориентированным.
Следует отметить, что в рассмотренных выше определениях в понятии
«этнический туризм» слабо выражена экологическая составляющая. Одна-
ко Л. Н. Гумилев – основоположник теории этногенеза, придавал большое
значение в формировании этносов биосфере и ландшафту, природной сре-
де их обитания и жизнедеятельности [4].
Веками сложившиеся устоявшиеся гармоничные взаимоотношения ме-
жду традиционным обществом и природой находят свое выражение в разви-
тии этноэкологического туризма. Он имеет своей целью ознакомление с бы-
том, культурой, традициями и обычаями людей, которые живут в гармонии с
окружающей природной средой. Имея самостоятельный классификацион-
ный статус, этноэкологический туризм тесно переплетается с другими вида-
ми туризма, с некоторыми из них он образует близкие ассоциации.

Page 4

А. Д. АБАЛАКОВ, Н. С. ПАНКЕЕВА
6
Критерием отнесения того или иного путешествия к этническому или
этноэкологическому туризму является связь с окружающей природной
средой. Этнический туризм трансформируется в этноэкологический, если
он рассматривается в природном, средовом, аспекте.
Следует согласиться с теми исследователями, которые определяют эт-
ноэкологический туризм как познавательное путешествие в места тради-
ционного проживания определенных этнических групп со слабо изменен-
ной природной и культурной средой [11].
Исходя из сказанного нами под этноэкологическим туризмом понима-
ется посещение мест проживания и хозяйственной деятельности различных
этносов, традиционная система жизнеобеспечения которых неразрывно свя-
зана с окружающей природной средой с целью познания их материальной и
духовной культуры, приобщения к природному и культурному наследию.
Следовательно, этноэкологический туризм можно рассматривать как
вид рекреационной и эколого-познавательной деятельности, способствую-
щей сохранению и воспроизводству этнокультурных традиций, традици-
онных систем природопользования и охраны природы как среды обитания
и жизнедеятельности коренных народов.
К моделям этноэкологического туризма можно отнести: создание и
развитие центров традиционных промыслов и ремесел (создание рабочих
мест для местного населения, сохранение традиционной хозяйственной
деятельности, формирование и распространение новых этнокультурных
брэндов); создание этнических стойбищ-музеев и музеев «под открытым
небом» (популяризации традиционной этнической культуры); создание
экодеревень (в целях сохранения и популяризации систем традиционного
жизнеобеспечения, народной медицины) и др. [17].
Этноэкологический туризм в России
Россия характеризуется высокой степенью этнического разнообразия
населения. На территории государства проживает около 180 народов –
представителей различных культурно-языковых и этноконфессиональных
сообществ. Уникальное сочетание различных этнокультурных и природ-
ных комплексов в пределах страны служит ресурсной базой для развития
этноэкологического туризма. Развитие этого вида рекреации в России спо-
собствует решению целого ряда важных задач. Среди них: 1) сохранение
культурного и природного наследия страны, а также рекультурация – во-
зобновление забытых традиций; 2) активная пропаганда идей межэтниче-
ской толерантности; 3) сохранение природных комплексов как основы тра-
диционного природопользования коренных этносов; 4) снижение деструк-
тивного влияния урбанизации на традиционный культурный комплекс
практически всех этнических групп страны; 5) более эффективное продви-
жение на отечественном и зарубежных туристских рынках регионов России.
По оценкам специалистов, этноэкологический туризм вызывает инте-
рес почти у 90 % россиян. Вместе с тем лишь незначительное количество
регионов разрабатывают и осуществляют проекты по развитию этого вида
рекреационной деятельности.

Page 5

ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
7
В зависимости от уровня развития этноориентированного туризма вы-
деляются следующие типы российских регионов: 1) активного развития –
Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО, Краснодарский и Ставрополь-
ские края; 2) привлекательные для развития – Хабаровский край, Респуб-
лики Саха (Якутия) и Коми; 3) перспективные – Прибайкалье, Республика
Алтай, республики Северного Кавказа, Камчатский край, Сахалин [17].
К наиболее известным проектам развития этноориентированного ту-
ризма в России относятся: этнографический музей-заповедник «Торум
Маа» в Ханты-Мансийске; этнографический музейный комплекс им.
Т. Д. Шуваева и музей-поселение в национальной деревне Корлики в рай-
оне Нижневартовска; ительменская деревня «Пимчах», эвенское стойбище
«Мэнэдек», эвенский этнический центр «Дорова», корякское этническое
стойбище «Кайныран» на Камчатке; архитектурно-этнографический музей
«Тальцы» под Иркутском и этнографический музей народов Забайкалья в
Улан-Удэ. Лучшим областным туристическим проектом 2009 г. в России
была признана национальная деревня русского Севера «Пожарище» в Во-
логодской области. Деревню за три года посетило более 20 тыс. человек. К
одному из интересных инвестиционных проектов относится этнографиче-
ский комплекс «Эвенкийская деревня» в с. Первомайское Тындинского
района Амурской области.
Следует отметить, что наиболее успешно этноэкологический туризм
развивается в регионах, власти которых оказывают ему всестороннюю
поддержку, в том числе посредством принятия ведомственных или целе-
вых программ на региональном и муниципальном уровнях.
В целом развитию туризма в России, в том числе этноэкологического,
препятствуют следующие факторы: ограниченность информационных ре-
сурсов об объектах этнотуризма; слабо сформированный спрос на продук-
ты этнотуризма вследствие недостаточной информированности населения;
недостаточно развитая туристская инфраструктура и сервис; низкие объе-
мы инвестирования строительства и содержания гостиниц; недостаточная
реклама и продвижение региональных этнокультурных брендов; невысокая
платежеспособность населения [17].
Вместе с тем развитие этноэкологического туризма будет способство-
вать удовлетворению этнокультурных, социально-психологических и в це-
лом познавательных потребностей россиян; содействовать их более тесно-
му этническому знакомству и межкультурному взаимодействию; может
выступать эффективным средством воздействия на российскую экономику,
развивая ее на первоначальном этапе в региональных и местных масштабах
и, далее, в масштабах страны.
Для развития этноэкологического туризма в перспективных регионах
необходимо провести оценку: этнокультурного потенциала территории,
отношения этноса к развитию туристской деятельности; экономических и
социальных предпосылок развития туризма в регионе, отношения власт-
ных структур к туризму как отрасли экономики; уровня развития турист-
ской инфраструктуры в регионе; наличия профессионально подготовлен-
ных туристских кадров и т. д.

Page 6

А. Д. АБАЛАКОВ, Н. С. ПАНКЕЕВА
8
Этноэкологический туризм в Байкальском регионе
Байкальский регион представляет собой единое культурно-
географическое пространство. Это обусловлено следующими фактора-
ми. Во-первых, единство географического ландшафта, которое опреде-
ляется местоположением объекта Всемирного природного наследия –
оз. Байкал. Во-вторых, это исторически сложившийся этнокультурный
регион Юго-Восточной Сибири, имеющий опыт единого территориально-
политического управления. Своеобразием региона, отличающим его от
других регионов Сибири, является многовековое взаимодействие этниче-
ских культур монгольского, тунгусского, тюркского, самодийского, сла-
вянского происхождения в пределах территории исторического расселения
эвенков и бурят. В-третьих, это сохранение традиционных типов хозяйст-
вования кочевников скотоводов и охотников. В-четвертых, это регион тра-
диционного влияния мировой религии буддизма на фоне вариативного
единства языческих верований [14; 15]. В Байкальском регионе возникло
транскультурное евразийское пространство, где особенно отчетливо ощу-
щается диалог культур Востока и Запада.
В связи с вышеперечисленным, регион обладает значительными ре-
сурсами для развития этноэкологического туризма. К ним относятся:
1) этносы, ведущие традиционный образ жизни (буряты, эвенки, то-
фалары, русское старожильческое население, представители других нацио-
нальностей: татары, башкиры, украинцы, белорусы, чуваши, евреи);
2) сохранившаяся традиционная хозяйственная, бытовая и духовная
культура коренных народов, соблюдение ими экологических традиций;
3) объекты историко-культурного наследия, памятники природы, свя-
щенные и культовые места;
4) обширная сеть ООПТ в регионе;
5) музеи, в том числе под открытым небом, культовые сооружения,
здания и постройки, выполненные в национальном стиле;
6) природные ресурсы, живописные ландшафты как среда обитания и
жизнедеятельности этносов, прежде всего биологические ресурсы, под-
держивающие развитие традиционного (номадного) животноводства, кед-
рового и охотничьего промысла, рыболовства, сбора дикоросов;
7) благоприятная межэтническая обстановка.
Актуальность развития этноэкологического туризма обусловлена необ-
ходимостью решения проблем приспособления этнической культуры корен-
ных народов региона к современной индустриально-урбанизированной ци-
вилизации, рекультурации забытых ценностей. Как правило, у коренных
народов, ведущих традиционный образ жизни, хозяйственная деятельность
высокозатратная, малопродуктивная и низкодоходная. Это обусловлено
тем, что традиционное природопользование является жизнеобеспечиваю-
щим, а не товарным. В результате развития этноэкологического туризма
коренные народы получат возможность пройти обучение основам органи-
зации этого вида туризма как устойчивого бизнеса и осуществлять эконо-

Page 7

ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
9
мическую деятельность на собственных территориях традиционного про-
живания и природопользования. Поэтому этноэкологический туризм мо-
жет рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений
сохранения и развития экономики традиционного хозяйства коренных эт-
носов Байкальского региона: бурят, эвенков, тофаларов, сойотов. Вместе с
тем существует опасность разрушения и видоизменения культурного на-
следия народов в силу его коммерческого использования. Поэтому разви-
тие туризма на территории проживания коренных народов должно быть не
хаотичным, а планируемым и регулируемым, соответствующим принци-
пам устойчивого развития.
Для местных этнокультурных традиций характерна экологическая на-
правленность. Она связана с особенностями исторического развития ре-
гиона, его природно-географическими условиями, этническими формами
традиционного землепользования и т. д. Так, одной из высших стадий эво-
люционного развития экологической культуры Байкальской Сибири явля-
ется система экологических традиций, сложившихся в результате синтеза
тибетского буддизма с традиционными верованиями и культами, шаман-
скими обрядами и обычаями монголо-тюркоязычных народов Центральной
Азии. Традиционные верования, идеи, ценности и установки выступали
регулятором жизни скотоводов, охотников, а позднее и земледельцев, яв-
ляясь важной составной частью духовной жизни бурят. В современный пе-
риод развития бурятского народа можно отметить живучесть многих тради-
ций. Традиционные верования, народное искусство, песня, танец, приклад-
ное искусство бурятского народа во многом остаются связанными с культом
природы, которая либо служит источником вдохновения, либо сама опреде-
ляет элементы духовного творчества. Эти культурно-экологические тради-
ции могут сыграть важную конструктивную роль в разработке и реализа-
ции программы устойчивого развития Байкальского региона [13].
Несмотря на наличие значительных ресурсов для развития этноэколо-
гического туризма, лишь незначительная их часть вовлечена в сферу рек-
реации (табл.).
Таблица
Предлагаемые туры в Байкальском регионе, включающие посещение
объектов этноэкологического туризма
Туроператор
Название тура
Вид тура
Объекты
этноэкологического туризма
Иркутская область
Байкальская
виза
Этнографическая
экскурсия в пос.
Усть-Орда
Этнический
Краеведческий музей
в пос. Усть-Ордынский
Грин-
экспресс
Мне по пути с
мечтою...
Познавательный
Архитектурно-этнографический
музей народов Забайкалья, по-
сещение деревни семейских,
местный краеведческий музей в
пос. Хужир

Page 8

А. Д. АБАЛАКОВ, Н. С. ПАНКЕЕВА
10
Окончание табл.
Туроператор
Название тура
Вид тура
Объекты
этноэкологического туризма
Где быль живет, и
небыль...
Познавательный
Архитектурно-этнографический
музей
«Тальцы», краеведческий музей в
пос. Усть-Ордынский
Байкальские
приключения
Два берега – два
народа
Познавательный
Этнодеревня на о. Ольхон, эт-
нографический музей народов
Забайкалья, Верхнеберезовский
и Иволгинский дацаны
Истлэнд
Заповедный
Байкал
Познавательный
Этнографический музей в
г. Улан-Удэ, с. Тарбагатай
Две религии –
буддизм,
шаманизм
Познавательный
Архитектурно-этнографический
музей «Тальцы»
САН-Вояж
Этнографический
Этнический
Архитектурно-этнографический
музей «Тальцы», этнографиче-
ский музей г. Улан-Удэ
ТурСиб
Славное море –
Священный
Байкал
Познавательный
Архитектурно-этнографический
музей «Тальцы», краеведческий
музей в пос. Хужир
Республика Бурятия
Спутник Бу-
рятия
Колыбель трех
культур
Познавательный
Этнографический музей наро-
дов Забайкалья, деревня семей-
ских
Юрта кочевника
Этнический
Этнографический музей наро-
дов Забайкалья, гостевой дом
«Юрта кочевника»
Хатан Данги-
на
В гостях у старо-
веров Бурятии
Этнический
Шаманский центр «Хухэ Мунхэ
Тэнгэри», гостевой дом «Юрта
кочевника»,
с. Тарбагатай
Баргузинская до-
лина – древняя
земля Баргуджин
токум
Этноэкологиче-
ский
Археологические и природные
памятники Баргузинской доли-
ны, этнографический музей
(юрта)
Морин тур
К таежным эвен-
кам
Этноэкологиче-
ский
Эвенкийский центр в Баргузин-
ском районе, археологические и
природные памятники Баргу-
зинской долины
Этнотур в Ацагат
Этнический Этнокомплекс Ацагат
ЖАССО ТУР Знакомство с се-
мейскими
Этнический Деревни семейских
За Байкалом
Перекресток куль-
тур
Этнический
Деревня старообрядцев, этно-
графический музей народов За-
байкалья

Page 9

ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
11
Например, в Иркутской области из 55 туроператоров только 6 вклю-
чают в туры объекты этноэкологического туризма. Причем набор предла-
гаемых объектов не отличается разнообразием. Наиболее часто в свои про-
граммы туроператоры включают посещение этнографических музеев
«Тальцы» и народов Забайкалья.
Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» является наиболее
известным центром, предоставляющим возможность познакомиться с ма-
териальной и духовной культурой народов Прибайкалья. Музей находится
в 47 км от г. Иркутска на берегу Ангары. Первых посетителей он принял в
1980 г. Его фонды насчитывают 17 тыс. экспонатов, повествующих о быте,
верованиях, традициях коренных народов – бурят, эвенков, тофалар, о
жизни в сибирских селах XVII–XIX вв. Ежегодно музей посещают около
140 тыс. человек [1]. Особенно привлекательны для туристов праздники,
традиционно проводимые в музее: Рождество, Масленица, Пасха, Троица.
Несколько крестьянских домов музея приспособлены под мастерские, в
которых мастера делятся с туристами секретами ткачества, плетения из
лозы, изготовления изделий из бересты и глины.
К числу крупнейших музеев под открытым небом в России относится
этнографический музей народов Забайкалья, расположенный в пос. Верх-
няя Березовка в 8 км от Улан-Удэ. Музей был открыт в 1973 г. и занимает
территорию 37 га. Здесь собрано более 40 архитектурных памятников бу-
рятской, эвенкийской и старожильческой русской культуры. В музейных
фондах хранится свыше 11 тыс. экспонатов.
Перспективным объектом этноэкологического туризма, который по-
зволит разнообразить туристское предложение в Байкальском регионе, яв-
ляется этнографический комплекс, который создается в Баяндаевском рай-
оне Иркутской области. В честь 70-летия Баяндаевского района в середине
октября 2011 г. здесь открыли бурятскую усадьбу. В ее состав входят ам-
бар, хотон (теплая стайка для крупнорогатого скота), где планируют разво-
дить домашний скот. Главная достопримечательность бурятской усадьбы –
восьмистенная юрта, которую привезли из улуса Зун-Булук (Эхирит-
Булагатский район), ей уже более ста лет. У юрты два пристроя: один слу-
жит в качестве сеней, а во втором буряты занимались изготовлением мо-
лочной водки – тарасуна. Еще одно здание в бурятской усадьбе – старин-
ный купеческий дом, которому около 200 лет. Его привезли из улуса Зан-
гут. Такие дома буряты стали строить с приходом русских переселенцев
еще до революции [10].
Помимо бурятской усадьбы в комплексе планируется построить также
русскую и белорусскую. Строительство белорусской усадьбы уже нача-
лось. За ее создание отвечают жители деревни Тургеневка, где живут по-
томки белорусских переселенцев.
Открытие комплекса планируется в 2013 г. На строительство этниче-
ской деревни из бюджета Баяндаевского района выделен один миллион
рублей. В целом на реализацию проекта потребуется 7,5 млн руб. Предпо-
лагается, что комплекс станет популярным местом для российских и ино-

Page 10

А. Д. АБАЛАКОВ, Н. С. ПАНКЕЕВА
12
странных туристов, которые следуют на Байкал по трассе, проходящей ря-
дом с комплексом [10].
Туроператоры Республики Бурятия предлагают программы этноэко-
логической направленности, включающие более разнообразные ресурсы
этноэкологического туризма, по сравнению с Иркутской областью. Наибо-
лее популярными объектами посещения являются – деревни семейских
Тарбагатай, Десятниково, Большой Куналей и этнографический музей на-
родов Забайкалья (см. табл.). Более того, туроператоры этого региона раз-
рабатывают этноэкологические туры, позволяющие «погрузиться» не толь-
ко в бурятскую, но и эвенкийскую культуру.
Среди предложений туроператоров Республики Бурятия выделяется
турпродукт турфирмы «Морин тур», предлагающей посещение более отда-
ленной и экзотичной Баргузинской долины.
Она является перспективным районом для развития этноэкологиче-
ского туризма. К ресурсам этого вида туризма Баргузинской долины в Бар-
гузинском и Курумканском районах относятся памятники природы и куль-
туры, шаманские захоронения, кузницы, ритуальные коновязи, буддийские
дацаны и ступы, молитвенный кочевой храм буддистов сумэ, места для
почитания и строения для хранения изображений и статуэток буддийских
божеств, православные церкви и часовни, иудаистские кладбища (могилы
сородичей) [13].
До заселения Баргузинской долины бурятами и русскими, коренным
населением были эвенки. В настоящее время их численность резко сокра-
тилась. Вместе с тем традиционная культура эвенков представляет интерес
для туристов. В июле 1999 г. Постановлением сессии Курумканского рай-
онного совета был создан школьный этноэкологический природный парк
«Юктэ» площадью более 150 км
2
с режимом традиционного природного
парка местного значения. Основными задачами парка являются: создание в
районе Аллинских источников этнографического уголка-музея под откры-
тым небом под названием "Материальная и духовная культура эвенков" [6].
Крупным событием, привлекающим большое количество туристов в
Байкальский регион и популярным среди местных жителей, является меж-
региональный этнокультурный фестиваль «Ердынские игры». Свое назва-
ние игры получили от имени сопки Ехэ Ердо в долине р. Анги. У ее под-
ножия ежегодно, вплоть до XVII–XVIII вв., проводился крупный межродо-
вой бурятский праздник. Впервые после долгого перерыва возрожденные
Ердынские игры состоялись в июле 2000 г.; и тогда же было принято по-
ложение, согласно которому этот национальный праздник должен прово-
диться один раз в четыре года. С 14 по 16 июня 2011 г. состоялся III Меж-
дународный фестиваль «Ердынские игры – 2011». В нем приняли участие
около трех тысяч человек, включая гостей из разных стран мира: Чили,
Мексики, Великобритании, Чехии, Австрии, Монголии и др. В рамках фес-
тиваля прошли многочисленные мероприятия: многоборье «Игры Бааторов
(богатырей) Срединного мира» по трем видам программы (забег вокруг
горы Ёрд, стрельба из лука, метание камня); конкурс «Красавица Ердын-

Page 11

ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
13
ских игр». Кульминацией праздника стал традиционный круговой танец
Ёхор (хоровод вокруг горы Ехэ Ердо).
Международный бурятский национальный фестиваль «Алтаргана»
также способствует развитию культурных связей и экономического со-
трудничества между странами и регионами. Он является показателем раз-
вития бурятской культуры, знакомит с историей бурятского народа. Фес-
тиваль «Алтаргана» зародился в Монголии в начале 90-х гг. прошлого века
как песенный праздник. Алтаргана проводится один раз в два года. Четыре
раза фестиваль проходил в Монголии, а в 2002 г. впервые прошел на рос-
сийской территории, в Агинском Бурятском автономном округе. В 2004 г.
фестиваль вновь прошел в Монголии, в г. Чойбалсан. А в 2006 г. фестиваль
Алтаргана вернулся на российскую землю – в г. Улан-Удэ, куда съехалось
около 2500 участников фестиваля и более 6000 гостей. В Улан-Удэ эстафе-
та праздника была передана Прибайкалью. По распоряжению губернатора
Иркутской области в 2008 г. фестиваль состоялся в г. Иркутске, а также в
Иркутском и Ольхонском районах, в г. Ангарске, Шелехове и в пос. Усть-
Ордынском. Девятый Международный бурятский национальный фести-
валь «Алтаргана-2010» принял монгольский Улан-Батор. В 2012 г. плани-
руется его проведение в Агинском Бурятском автономном округе Забай-
кальского края.
Отдельные примеры развития этноэкологического туризма представ-
лены в национальных парках Байкальского региона: Тункинском и При-
байкальском. Это обусловлено тем, что здесь имеются значительные ре-
сурсы для развития этноэкологического туризма. Администрациями пар-
ков предпринимаются усилия по вовлечению этих ресурсов в сферу туриз-
ма. Так, к задачам деятельности Тункинского парка относятся: создание
благоприятных условий для традиционного природопользования населения
Тункинской долины; восстановление утраченных обрядов, ритуалов, обы-
чаев, традиций аборигенов Тункинской долины – бурят и казаков; восста-
новление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и
объектов [12]. Для их решения разрабатываются и проводятся маршруты,
включающие в качестве объектов показа элементы традиционной культуры
коренных жителей долины. Например, при посещении культовых мест –
Бурхан-Баабай, Буха-Нойон туристы знакомятся с местными обычаями и
обрядами очищения, сакральными местами почитаемых бурятскими пле-
менами божеств. В районе с. Далахай на культовом месте Буха-Найон при-
носится жертвоприношение барана, сопровождаемое обрядами шамана.
Интерес также вызывает экскурсия в этнографический музей-юрту
бурятского улуса Хойтогол, где для туристов исполняются национальные
песни и танец «Ёхор».
В Прибайкальском национальном парке наиболее значительными ре-
сурсами этноэкологического туризма обладает о. Ольхон и Приольхонье.
Они наиболее популярны у туристов, посещающих национальный парк.
Для бурятского народа о. Ольхон – это географический центр их этниче-
ской территории. Он изобилует сакральными объектами, поэтому совре-

Page 12

А. Д. АБАЛАКОВ, Н. С. ПАНКЕЕВА
14
менные шаманы из Улан-Удэ в 90-е гг. ХХ в. официально признали остров
культовым центром общебурятского значения. На острове, считавшемся
сакральным местом северного шаманского мира, находили прибежище
монгольские шаманы во время их преследования ламами в эпоху Чингис-
хана. На острове воздвигнута Буддийская ступа, строительство которой
осуществлялось с участием тибетских лам в соответствие со всеми буддий-
скими канонами. Некоторые специалисты, считают, что остров следует
объявить ландшафтно-этнографическим комплексом национального значе-
ния, превратив со временем Ольхон в заповедник бурятской и русской си-
бирской культуры [3].
Реализации в полной мере ресурсного потенциала этноэкологического
туризма в Байкальском регионе препятствует слабо развитая туристская
инфраструктура. Большая часть перспективных центров этноэкологическо-
го туризма, таких как места проживания и традиционной деятельности ко-
ренных народов (тофаларов, сойотов, эвенков) расположены в труднодос-
тупных, удаленных районах с суровыми природно-климатическими усло-
виями. К ним относятся Катангский, Нижнеудинский районы Иркутской
области, Баргузинский, Курумканский, Окинский и Баунтовский районы
Республики Бурятия, Тунгиро-Олекминский и Каларский районы Забай-
кальского края. Вместе с тем именно в этих узких экологических нишах –
рефугиумах сохранились очаги самобытной культуры.
Таким образом, в Байкальском регионе наиболее активно в сферу рек-
реационного использования вовлечена культура бурятского народа. Вместе
с тем культура малочисленных народов региона – эвенков, тофаларов, сой-
отов практически не включена в сферу туризма. Своеобразием жизни этих
и других малочисленных народов отличается территория так называемого
Саянского перекрестка. Для сохранения культуры этих народов, их языка и
традиционного природопользования, среды обитания предлагается созда-
ние трансграничной охраняемой этноприродной территории – объекта
Всемирного природно-культурного наследия ЮНЕСКО «Саянский пере-
кресток» [5].
Выводы
Малочисленные народы относятся к наименее социально, экономиче-
ски и политически защищенным и вместе с тем наиболее нуждающимся
группам населения современного российского общества. Для повышения
качества и уровня их жизни необходима разработка инновационных проек-
тов. Их целью является стимулирование экономического развития общин
коренного населения. К одному из способов стимулирования относится
этноэкологический туризм как вид экономической деятельности самих ко-
ренных народов, осуществляемой на территориях их традиционного при-
родопользования.
Байкальский регион является перспективным центром развития этно-
экологического туризма в России. Этот вид туризма может служить инст-
рументом сохранения самобытной культуры и устойчивого развития тра-

Page 13

ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
15
диционного хозяйства коренных этносов Байкальской Сибири: бурят,
эвенков, тофаларов, сойотов, старожильческого русского населения. Одна-
ко развитию этноэкологического туризма в регионе препятствуют: недос-
таточно развитая туристская инфраструктура, слабая разработанность тур-
продуктов, высокая стоимость туров, неподготовленность коренного насе-
ления к участию в проектах по развитию туризма, недостаток профессио-
нальных туристских кадров и т. д.
Для решения этих проблем необходима разработка комплекса мер по
развитию этноэкологического туризма, принятие соответствующей регио-
нальной целевой программы.
Список литературы
1. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» [Электронный ресурс]:
офиц. сайт. – URL: http://www.talci.ru.
2. Барлукова А. В. Классификационный статус этнического туризма /
А. В. Барлукова // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Социальные и эко-
номические аспекты бизнеса». – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – С. 33–36.
3. Бережных В. Остров Ольхон, Большое Голоустное [Электронный ресурс] /
В. Бережных. – URL: http://www.pribaikal.ru/obl-events/article/2446.html.
4. Гумилев Л. Н. Этносы в ландшафтах / Л. Н. Гумилев // Человек и природа.
М. : Знание, 1988. – 212 с.
5. Иванов А. А. Б. Э. Петри в истории Саянского перекрестка / А. А. Иванов,
А. Д. Калихман, Т. П. Калихман. – Иркутск : Изд-во «Оттиск», 2008. – 260 с.
6. Иметхенов А. Б. Школьный этноэкологический природный парк – мо-
дельная территория этнического природопользования. [Электронный ресурс] /
А. Б. Иметхенов. – URL: http://gatchina3000.ru/literatura/_other/baikal/5_08.htm.
7. Козлов В. И. Основные проблемы этнической экологии / В. И. Козлов //
Советская этнография. – 1983. – № 1. – С. 3–16.
8. Козлов В. И. Этническая экология: становление дисциплины и история
проблем / В. И. Козлов. – М. : Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1994. – 87 с.
9. Курина В. Культурно-познавательные возможности этнического туризма.
[Электронный ресурс] / В. Курина. – URL: http://tourlib.net/statti_tourism/kurina.htm.
10. Липина Е. Этнографический туризм [Электронный ресурс] / Е. Липина. –
URL: http://kommersant-irk.ru/2011/10/26/etnograficheskij-turizm.
11. Митько М. А. Формы этно-экологического туризма в Республике Алтай /
М. А. Митько, А. Н. Дунец // Ползуновский альманах. – 2009. – Т. 2. – С. 247–248.
12. Национальный парк «Тункинский» [Электронный ресурс] : офиц. сайт. –
URL: http://tunkapark.ru.
13. Особенности этноэкологических традиций народов Бурятии // Бурятия:
концептуальные основы стратегии устойчивого развития / под ред. Потапова Л. В.,
Шагжиева К. Ш., Варламова А. А. – М., 2000. – С. 441–488.
14. Сыртыпова С. Д. Административное управление Байкальского региона:
перекресток традиций [Электронный ресурс] / С. Д. Сыртыпова. – URL:
http://www.rb03.ru/articles/index.php?ELEMENT_ID=1297.
15. Сыртыпова С. Д. Традиционные культовые объекты как памятники ис-
тории и культуры Трансбайкалья / С. Д. Сыртыпова, Н. А. Петунова – Улан-Удэ :
Изд-во Бурят. науч. центра СО РАН, 2005. – 41 с.

Page 14

А. Д. АБАЛАКОВ, Н. С. ПАНКЕЕВА
16
16. Хышектуева Л. В. О значении этнотуризма как фактора сохранения и
развития
традиционного
аграрного
природопользования
в
Бурятии
/
Л. В. Хышектуева, Ч. Б. Сундуев // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с меж-
дунар. участием «Современные проблемы этноэкологии и традиционного природо-
пользования». – Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. – С. 85–89.
17. Этнокультурное наследие России как ресурс развития ее внутреннего ту-
ризма [Электронный ресурс] – URL: www.russiatourism.ru.
18. Этноэкология [Электронный ресурс] – URL:http://etno.environment.ru.
19. Ямсков А. Н. Культура и культурная адаптация в этноэкологических ис-
следованиях: к вопросу о содержании некоторых понятий и терминов [Электрон-
ный ресурс] / А. Н. Ямсков. – URL: http://evomag.narod.ru/Articles/ 04_A_N_
Yamskov.htm.
Ethno-ecotourism in the Baikal region
A. D. Abalakov, N. S. Pankeeva
Annotation. Ethno-ecotourism is considered as a form of recreational activity that
promotes the protection of traditional systems of nature management and natural
complexes. The criteria of its identification and its relation to other types of tourism are
presented. The features of development of ethno-ecotourism in Russia and in the Baikal
region are revealed.
Key words: ethno-ecotourism, specially protected natural areas and territories of
traditional nature use, indigenous ethnic groups, national traditions, the Baikal region.
Абалаков Александр Дмитриевич
доктор географических наук, профессор
Иркутский государственный университет
664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1
профессор
тел.: (3952) 24–32–80
ведущий научный сотрудник
Институт географии им. В. Б. Сочавы СО
РАН
664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1
тел.: (3952) 42–67–60
Панкеева Наталья Сергеевна,
кандидат географических наук
Иркутский государственный университет
664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1
доцент
тел.: (3952) 52–10–43
ведущий инженер
Институт географии им. В. Б. Сочавы СО
РАН
664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1
тел.: (3952) 42–67–60

Информация о работе Этноэкологический туризм в байкальском регионе