Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 00:22, контрольная работа
После принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", который разрешил ряд проблем, связанных с организацией и деятельностью адвокатуры, вполне закономерно возникли вопросы дальнейшего совершенствования ее организационного и правового статуса.
Содержание Закона не оставляе
План:
1. Юридическая природа адвокатуры, принципы деятельности.
2. Коллегия адвокатов, ее органы и состав.
3. Права и обязанности членов коллегии и адвокатов.
4. Актуальные вопросы организации адвокатуры на современном этапе.
Заключение.
Адвокаты в своей деятельности
руководствуются законами, указами
Президента, постановлениями Правительства,
Адвокат имеет право: избирать
и быть избранным в органы
коллегии адвокатов; ставить
Адвокат, выступая в качестве представителя или защитника, правомочен представлять права и законные интересы лиц, обратившихся за юридической помощью во всех государственных и общественных организациях; запрашивать через юридическую консультацию справки, характеристики и иные документы, необходимые для оказания юридической помощи, из государственных и общественных организаций, которые обязаны выдавать эти документы или их копии.
Адвокат не может быть
Адвокат обязан в своей
Адвокат должен быть образцом
моральной чистоты и
За добросовестную работу
Вместе с тем за нарушение
требований закона, трудовой дисциплины,
за совершение аморальных
Постановление президиума о
Труд адвокатов организуется
в соответствии с правилами
внутреннего трудового
Труд адвоката оплачивается из
средств, поступающих в
Размер оплаты за оказание
юридической помощи по таксе
определяется Министерством
Коллегии адвокатов оказывают
юридическую помощь бесплатно
в случаях, указанных в законе.
Кроме того, заведующий юридической
консультацией, президиум
Перед
российскими законодателями сегодня
стоит проблема разработки и принятия
такого закона об адвокатуре, который
обеспечил бы гражданам Российской
Федерации гарантированное
Мнения российских юристов сходятся, прежде всего, в том, что новый закон об адвокатуре должен соответствовать международным стандартам организации адвокатуры в странах с развитой правовой системой. Если произвести анализ подготовленных законопроектов и связанных с ними выступлений отечественных правоведов, то можно обозначить принципиальные тезисы к закону об адвокатуре, актуальность которых признают практически все отечественные юристы. В их числе присутствуют следующие:
Рассмотрим основные положения
предложенных законопроектов…
Проект закона об адвокатуре, разработанный Трасповым, предусматривает, что адвокатом в России может быть главным образом лицо, имеющее высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее двух лет, сдавшее квалификационный экзамен и обладающее лицензией на право заниматься адвокатской деятельностью. После приобретения лицензии адвокат имеет право работать либо индивидуально, либо создавать свои профессиональные объединения - адвокатскую контору или адвокатскую фирму. Адвокатская фирма, по мысли автора проекта, должна предусматривать наличие нескольких штатных сотрудников, выполняющих организационно-управленческие функции. Это должна быть крупная, солидная организация. Для адвокатской конторы это правило не обязательно.
Более
высокой ступенью организации адвокатской
деятельности - объединением адвокатских
фирм, контор или индивидуально работающих
адвокатов в рамках субъекта Федерации
- в соответствии с проектом, является
гильдия адвокатов. Самими адвокатами
формируется правление гильдии,
квалификационная комиссия, ревизионная
комиссия. Члены комиссий самостоятельно
избирают своего председателя. Каждые
два года путем жеребьевки половина
членов правления, в том числе
председатель, подлежат перевыборам. Предполагается,
что члены правления не получают
заработную плату, им только возмещаются
расходы в фиксированном
Особо в законопроекте оговариваются условия оплаты из федерального бюджета труда адвокатов, выступающих по назначению, то есть выполняющих свою работу бесплатно. Законопроект предусматривает создание в государственном бюджете особой строки расходов на эти цели.
Роль Министерства юстиции и других государственных органов и организаций по отношению к адвокатуре в данном законопроекте закреплена как регистрационная, ноне разрешительная.
В ходе обсуждения законопроекта об адвокатуре, предложенного Трасповым, немало нареканий вызвали такие его положения, как возможность создания на территории субъектов РФ строго одного объединения (коллегии или гильдии) адвокатов, невозможность участия в работе адвоката лиц, не имеющих высшего юридического образования, излишняя детализация отдельных норм.
Возможность
создания одной единой адвокатской
коллегии некоторые правоведы
По мнению же других отечественных юристов, после принятия новой Конституции, давшей широкие полномочия субъектам Российской Федерации, в том числе и в области законотворчества, требуется - если не создание одного единственного, то формирование единого Федерального Союза адвокатов, объединяющего все существующие коллегии, а также адвокатов, которые будут работать самостоятельно. См., напр.: Там же, с. 12-13.
Мировая практика организации
адвокатуры зачастую
Спорным оказался вопрос и о возможности заниматься индивидуальной практикой. (Негативное отношение к этой проблеме высказывают и разработчики второго из рассматриваемых в работе законопроектов.)
Разработанный в 1994 г. проект Министерства юстиции предусматривает сохранение всех действующих коллегий адвокатов, добровольность вступления в них, а также возможность заниматься индивидуальной практикой. Адвокатом, согласно его положениям, может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности юриста не менее двух лет, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию адвоката.
Согласно проекту, объединения адвокатов должны быть независимы от органов юстиции, прокуратуры, судов и других органов власти.
Так
же, как и проект, рассмотренный
выше, законопроект Минюста предусматривает
монополию адвокатов на участие
в уголовном и гражданском
судопроизводствах, а также в
вопросах оказания юридической помощи
гражданам и организациям. Этот проект
тоже предусматривает образование
одной коллегии на территории субъектов
РФ, но в случае необходимости Минюстом
могут создаваться
Вопрос о существовании одной единой адвокатской коллегии или наличия альтернативных коллегий вообще является довольно спорным. С одной стороны, членство в коллегии позволяет контролировать профессиональный уровень адвокатов, привлекать их к работе с малоимущим населением и т.п. Именно в такой форме организации российская адвокатура создавалась в конце 60-х годов XIX века. Еще тогда - в 60-х годах прошлого века - велась борьба адвокатских корпораций против института частных поверенных, как против “вредного и принижающего правильное понятие об адвокатуре учреждения...”. Бородин Д.Н. Исторический очерк русской адвокатуры. - Пг., 1915. С. 95. С другой стороны, уничтожение альтернативных коллегий нарушило бы конституционные права адвоката как гражданина России. То, что для многих сейчас кажется очевидным, а именно монополия коллегий адвокатов, еще в 30-х годах представлялось не столь очевидным. Так, в проекте закона об адвокатуре, разработанном в 1937 г. частная практика закреплялась как законная альтернатива основной форме адвокатской деятельности - в коллективах. (В этом смысле проект закона 1937 г. некоторые юристы считают более демократичным, чем законопроекты последних лет См., напр.: О “коллективизации” в адвокатуре // Российская юстиция. М., 1995. № 10. С. 45. .) Но уже в 1938 г. частная практика была ликвидирована, а коллективы адвокатов передавались в административное подчинение областным коллегиям. “Коллективизация” в этой области советского права завершилась с принятием “Положения об адвокатуре” 1939 г.