Адвокатура в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 00:22, контрольная работа

Краткое описание

После принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", который разрешил ряд проблем, связанных с организацией и деятельностью адвокатуры, вполне закономерно возникли вопросы дальнейшего совершенствования ее организационного и правового статуса.
Содержание Закона не оставляе

Содержание

План:
1. Юридическая природа адвокатуры, принципы деятельности.
2. Коллегия адвокатов, ее органы и состав.
3. Права и обязанности членов коллегии и адвокатов.
4. Актуальные вопросы организации адвокатуры на современном этапе.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

АДВОКАТУРА контрольная.docx

— 40.92 Кб (Скачать файл)

       Адвокаты в своей деятельности  руководствуются законами, указами  Президента, постановлениями Правительства,  инструкциями и методическими  рекомендациями Министерства юстиции  Российской Федерации, других  органов власти и управления.

       Адвокат имеет право: избирать  и быть избранным в органы  коллегии адвокатов; ставить перед  органами коллегии вопросы, касающиеся  ее деятельности; вносить предложения  по улучшению ее работы и  участвовать в их обсуждении; принимать личное участие во  всех случаях обсуждения органами  коллегии его деятельности или  поведения; выйти из состава  коллегии.

       Адвокат, выступая в качестве представителя или защитника, правомочен представлять права и законные интересы лиц, обратившихся за юридической помощью во всех государственных и общественных организациях; запрашивать через юридическую консультацию справки, характеристики и иные документы, необходимые для оказания юридической помощи, из государственных и общественных организаций, которые обязаны выдавать эти документы или их копии.

       Адвокат не может быть допрошен  в качестве свидетеля об обстоятельствах,  ставших ему известными в связи  с исполнением им обязанностей  защитника или представителя.

       Адвокат обязан в своей деятельности  точно и неуклонно соблюдать  требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные  законом средства и способы  защиты прав и законных интересов  граждан и организаций, обратившихся  к нему за юридической помощью.  Адвокат не вправе разглашать  сведения, сообщенные ему доверителем  в связи с оказанием юридической  помощи.

       Адвокат должен быть образцом  моральной чистоты и безупречного  поведения, обязан постоянно совершенствовать  свои знания и деловую квалификацию, активно участвовать в пропаганде  права.

       За добросовестную работу адвокат  может быть поощрен президиумом  коллегии (объявление благодарности,  выдача премии и т.д.).

       Вместе с тем за нарушение  требований закона, трудовой дисциплины, за совершение аморальных поступков,  за нарушение правил оплаты  юридической помощи и другие  действия, порочащие звание адвоката, члены коллегии адвокатов привлекаются  к дисциплинарной ответственности  с наложением на них одного  из следующих взысканий: замечание,  выговор, строгий выговор, исключение  из коллегии. Рассмотрение дисциплинарных  проступков и объявление взыскания  производит президиум коллегии  адвокатов. Дисциплинарное взыскание  не может быть наложено, если  со дня обнаружения проступка  истекло более одного месяца  или со дня его совершения  прошло более шести месяцев.  За каждый дисциплинарный проступок  может быть наложено только  одно дисциплинарное взыскание.

       Постановление президиума о наложении  дисциплинарного взыскания может  быть обжаловано в общее собрание (конференцию) членов коллегии  в месячный срок со дня вручения  адвокату копии постановления  о наложении взыскания. Если  в течение года со дня наложения  дисциплинарного взыскания адвокат  не совершит нового проступка,  он считается не подвергавшимся  взысканию. Общее собрание (конференция)  членов коллегии может досрочно  снять с адвоката наложенное на него дисциплинарное взыскание с учетом его добросовестной работы и безупречное поведения.

       Труд адвокатов организуется  в соответствии с правилами  внутреннего трудового распорядка  коллегии. Адвокаты пользуются правом  на отпуск, пособие по государственному  социальному страхованию и пенсионному  обеспечению наравне с другими  служащими.

       Труд адвоката оплачивается из  средств, поступающих в юридическую  консультацию от граждан и  организации за оказанную им  юридическую помощь. Заработок адвокатов,  занимающих штатные должности  в президиуме и юридических  консультациях, состоит из должностного  оклада и денежных сумм, начисляемых  за адвокатскую деятельность.

       Размер оплаты за оказание  юридической помощи по таксе  определяется Министерством юстиции  Российской Федерации по согласованию  с другими ведомствами.

       Коллегии адвокатов оказывают  юридическую помощь бесплатно  в случаях, указанных в законе. Кроме того, заведующий юридической  консультацией, президиум коллегии  адвокатов, а также орган предварительного  следствия, прокурор и суд,  в производстве которых находится  дело, вправе, исходя из имущественного  положения гражданина, освободить  его полностью или частично  от оплаты юридической помощи. В этих случаях труд адвоката  оплачивается из средств коллегии  или расходы производятся в  установленном порядке за счет  государства. 

  1. Актуальные  вопросы организации  адвокатуры на современном  этапе.
 

     Перед российскими законодателями сегодня  стоит проблема разработки и принятия такого закона об адвокатуре, который  обеспечил бы гражданам Российской Федерации гарантированное право  на получение квалифицированной  юридической помощи во исполнение декларации ст. 48 Конституции РФ. В последние  годы - после принятия Концепции  судебной реформы в Российской Федерации - появилось более десятка различных  проектов закона об адвокатуре Российской Федерации, наиболее известные из которых - проект Рабочей комиссии Министерства юстиции 1994 г., подготовленный под руководством проф. Скетсовского, и проект, подготовленный депутатом Государственной думы А.М.Трасповым (1995 г.).

     Мнения  российских юристов сходятся, прежде всего, в том, что новый закон об адвокатуре должен соответствовать международным стандартам организации адвокатуры в странах с развитой правовой системой. Если произвести анализ подготовленных законопроектов и связанных с ними выступлений отечественных правоведов, то можно обозначить принципиальные тезисы к закону об адвокатуре, актуальность которых признают практически все отечественные юристы. В их числе присутствуют следующие:

    • Определение сущности понятий “адвокат” и “адвокатура”;
    • Четкое определение правового положения (статуса) адвоката;
    • Требование полной независимости адвокатуры от государственных органов; чье-либо вмешательство в профессиональную правозащитную деятельность недопустимо;
    • Предоставление адвокатам широкого круга полномочий по сбору и представлению информации;
    • Положение о том, что представительствовать в судах имеют право только адвокаты, как люди профессионально подготовленные; Отдельные юристы полагают, впрочем, что, в соответствии с мировой практикой, представительствовать в судах по защите интересов других граждан могут и лица, не являющиеся адвокатами.
    • Обеспечение подлинной гарантии правовой защиты адвоката и адвокатского иммунитета;
    • Определение условий оказания бесплатной юридической помощи;
    • Определение условий оказания помощи по назначению;
    • Определение ответственности адвокатов;
    • Льготное налогообложение для действующих объединений адвокатов;
    • Предоставление права быть адвокатом в Российской Федерации и представительствовать в суде только гражданам Российской федерации.
 

       Рассмотрим основные положения  предложенных законопроектов… 

       Проект закона об адвокатуре, разработанный Трасповым, предусматривает, что адвокатом в России может быть главным образом лицо, имеющее высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее двух лет, сдавшее квалификационный экзамен и обладающее лицензией на право заниматься адвокатской деятельностью. После приобретения лицензии адвокат имеет право работать либо индивидуально, либо создавать свои профессиональные объединения - адвокатскую контору или адвокатскую фирму. Адвокатская фирма, по мысли автора проекта, должна предусматривать наличие нескольких штатных сотрудников, выполняющих организационно-управленческие функции. Это должна быть крупная, солидная организация. Для адвокатской конторы это правило не обязательно.

     Более высокой ступенью организации адвокатской  деятельности - объединением адвокатских  фирм, контор или индивидуально работающих адвокатов в рамках субъекта Федерации - в соответствии с проектом, является гильдия адвокатов. Самими адвокатами формируется правление гильдии, квалификационная комиссия, ревизионная  комиссия. Члены комиссий самостоятельно избирают своего председателя. Каждые два года путем жеребьевки половина членов правления, в том числе  председатель, подлежат перевыборам. Предполагается, что члены правления не получают заработную плату, им только возмещаются  расходы в фиксированном количестве размеров минимальной оплаты труда. Это положение предусматривает, что все члены правления адвокатских  объединений должны быть практикующими  юристами.

     Особо в законопроекте оговариваются  условия оплаты из федерального бюджета  труда адвокатов, выступающих по назначению, то есть выполняющих свою работу бесплатно. Законопроект предусматривает  создание в государственном бюджете  особой строки расходов на эти цели.

     Роль  Министерства юстиции и других государственных  органов и организаций по отношению  к адвокатуре в данном законопроекте  закреплена как регистрационная, ноне разрешительная.

     В ходе обсуждения законопроекта об адвокатуре, предложенного Трасповым, немало нареканий вызвали такие его положения, как возможность создания на территории субъектов РФ строго одного объединения (коллегии или гильдии) адвокатов, невозможность участия в работе адвоката лиц, не имеющих высшего юридического образования, излишняя детализация отдельных норм.

     Возможность создания одной единой адвокатской  коллегии некоторые правоведы воспринимают как попытку монополизировать право на адвокатскую практику и уничтожить демократические начала в организации адвокатуры. Действительно, в таких условиях существенный с точки зрения гражданских прав адвоката пункт о добровольном членстве в коллегии адвокатов теряет свой смысл: не вступив в коллегию человек, не является адвокатом и не имеет права работать в этой области.

     По  мнению же других отечественных юристов, после принятия новой Конституции, давшей широкие полномочия субъектам  Российской Федерации, в том числе  и в области законотворчества, требуется - если не создание одного единственного, то формирование единого Федерального Союза адвокатов, объединяющего  все существующие коллегии, а также  адвокатов, которые будут работать самостоятельно. См., напр.: Там же, с. 12-13.

       Мировая практика организации  адвокатуры зачастую предоставляет  возможности для защиты интересов  других граждан лицам, не занимающимся  адвокатской деятельностью, то  есть - не являющимся адвокатами. Проект исключает такую возможность.

     Спорным оказался вопрос и о возможности  заниматься индивидуальной практикой. (Негативное отношение к этой проблеме высказывают и разработчики второго  из рассматриваемых в работе законопроектов.)

     Разработанный в 1994 г. проект Министерства юстиции  предусматривает сохранение всех действующих  коллегий адвокатов, добровольность вступления в них, а также возможность  заниматься индивидуальной практикой. Адвокатом, согласно его положениям, может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое  образование, стаж работы по специальности  юриста не менее двух лет, сдавший  квалификационный экзамен и получивший лицензию адвоката.

     Согласно  проекту, объединения адвокатов  должны быть независимы от органов  юстиции, прокуратуры, судов и других органов власти.

     Так же, как и проект, рассмотренный  выше, законопроект Минюста предусматривает  монополию адвокатов на участие  в уголовном и гражданском  судопроизводствах, а также в  вопросах оказания юридической помощи гражданам и организациям. Этот проект тоже предусматривает образование  одной коллегии на территории субъектов  РФ, но в случае необходимости Минюстом могут создаваться межтерриториальные специализированные коллегии.

     Вопрос  о существовании одной единой адвокатской коллегии или наличия  альтернативных коллегий вообще является довольно спорным. С одной стороны, членство в коллегии позволяет контролировать профессиональный уровень адвокатов, привлекать их к работе с малоимущим населением и т.п. Именно в такой  форме организации российская адвокатура создавалась в конце 60-х годов XIX века. Еще тогда - в 60-х годах  прошлого века - велась борьба адвокатских  корпораций против института частных  поверенных, как против “вредного  и принижающего правильное понятие  об адвокатуре учреждения...”. Бородин  Д.Н. Исторический очерк русской  адвокатуры. - Пг., 1915. С. 95. С другой стороны, уничтожение альтернативных коллегий нарушило бы конституционные права адвоката как гражданина России. То, что для многих сейчас кажется очевидным, а именно монополия коллегий адвокатов, еще в 30-х годах представлялось не столь очевидным. Так, в проекте закона об адвокатуре, разработанном в 1937 г. частная практика закреплялась как законная альтернатива основной форме адвокатской деятельности - в коллективах. (В этом смысле проект закона 1937 г. некоторые юристы считают более демократичным, чем законопроекты последних лет См., напр.: О “коллективизации” в адвокатуре // Российская юстиция. М., 1995. № 10. С. 45. .) Но уже в 1938 г. частная практика была ликвидирована, а коллективы адвокатов передавались в административное подчинение областным коллегиям. “Коллективизация” в этой области советского права завершилась с принятием “Положения об адвокатуре” 1939 г.

Информация о работе Адвокатура в Российской Федерации