Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:43, контрольная работа
В данной работе будет раскрыто содержание вышеупомянутых актов, определение их значения и места в системе средств прокурорского реагирования на нарушения законности, их классификация.
1. Понятие актов прокурорского реагирования.
2. Виды актов прокурорского реагирования и их общая характеристика.
2.1. Протест.
2.2. Представление.
2.3. Постановление.
2.4. Предостережение о недопустимости нарушения закона.
Заключение.
Тема: Акты прокурорского реагирования на нарушения законов.
План работы:
Введение.
Заключение.
Введение.
Государство, особенно в условиях осуществления правовой и экономической реформы, нуждается в создании эффективно действующей системы законности и правопорядка. Государственная и общественная жизнь должна быть организована так, чтобы соблюдение закона было обязательным и необходимым требованием для гражданина, должностного лица, государственного органа или общественного объединения. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий строгое и точное соблюдение законов.
Особое место в этом механизме занимают органы прокуратуры, важнейшей функцией которых является надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Прокурорский надзор - это одно из направлений правоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ».
В ходе решения своих задач, прокуратура выявляет некоторые нарушения, на которые данный орган не может не реагировать. Так, существуют акты прокурорского реагирования – это закрепленные в специальном документе решения прокурора, с помощью которых он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого действия, формой его реализации является протест, в котором излагаются требования прокурора об отмене незаконного акта.
В данной работе будет раскрыто содержание
вышеупомянутых актов, определение
их значения и места в системе
средств прокурорского
Выявив нарушения законов, установив
обстоятельства, способствующие нарушениям,
и виновных лиц, прокурор принимает
меры к их устранению и недопущению
в будущем, а также к привлечению
к установленной законом
Средства реагирования по своему внешнему выражению, порядку применения могут быть общими для всех отраслей прокурорского надзора и участков деятельности прокуратуры и специфическими, характерными для отдельных отраслей надзора и участков деятельности. К числу общих средств реагирования можно отнести опротестование противоречащих закону актов, внесение представлений об устранении нарушений законов. К специфическим средствам реагирования можно отнести такие, как дача заключений и заявление ходатайств прокурором в суде.
Таким образом, правовые средства реагирования на нарушения законов - это предусмотренные законодательством и совершаемые в установленном порядке действия по устранению выявленных нарушений законов, а также причин и условий, им способствующих, и привлечению к ответственности виновных лиц1.
Средства реагирования прокурора при выявлении нарушений закона реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, которыми в соответствии с Законом "О прокуратуре РФ" являются: протест, постановление, представление и предостережение2. Выбор формы реагирования осуществляется по усмотрению прокурора и зависит от характера нарушений законов, их причин, распространенности нарушений, последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей.
Акты
прокурорского надзора – индивидуальные
акты, обращенные к тем или иным органам
и должностным лицам и с определенными
фактами (нарушениями законов). Реагирование
прокуроров должно быть своевременным
и оперативным, обоснованным, упреждающим,
комплексным, адекватным и законченным.
Оно должно дополняться мерами предупредительно-
В соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Протест прокурора применяется в тех случаях, когда в процессе осуществления надзора за соответствием законам правовых актов, издаваемых объектами надзора, выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствующие Конституции РФ и иным законам РФ.
Протест прокурора не только его
право, но и обязанность, поскольку
во всех случаях выявления
Содержание рассматриваемого средства прокурорского реагирования заключается в требовании прокурора полностью частично отменить противоречащие (не соответствующие) закону акты, привести акт в соответствие с действующим законодательством, обращенном к должностному лицу или органу, издавшему (принявшему) незаконный акт, либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному отменить такой акт.
Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель. Помощники прокурора, прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить их от своего имени они не вправе.
Опротестование правовых актов производится прокурорами в соответствии с их компетенцией и означает, что нижестоящие прокуроры не могут пользоваться полномочиями вышестоящего прокурора, тогда как вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров.
В необходимых случаях прокурор, реализуя данное полномочие, может обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с требованием о признании не соответствующих закону актов недействительными.
Протест приносится в письменном виде и должен содержать следующие обязательные реквизиты: название органа должностного лица, которым приносится протест; наименование правового акта, находящегося в противоречии с законом; основания, которые свидетельствуют о противоречии опротестовываемого правового акта закону; изложение существа нарушений; ссылка на закон, который нарушен; требования прокурора с указанием правовых норм, регламентирующих процедуру принесения и рассмотрения протеста; должностное положение, классный чин прокурора, принесшего протест, и его подпись.
При рассмотрении протеста коллегиальным органом необходимо о дне заседания этого органа сообщить прокурору.
Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
О результатах рассмотрения протеста в письменной форме незамедлительно сообщается прокурору. До рассмотрения протеста он может быть отозван прокурором, его принесшим.
Если протест не рассмотрен в установленный законом срок либо, по мнению прокурора, необоснованно отклонен, прокурор обращается в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением о признании правового акта недействительным.
Заявления прокурора о признании недействительными нормативных актов, противоречащих закону и нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан-предпринимателей, направляются прокурором в арбитражные суды.
Представление прокурора (ст. 24 Закона «О прокуратуре РФ») – это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий, который вносится в государственный орган, общественную, политическую организацию или должностному лицу, полномочных устранить допущенное нарушение закона и создать условия, обеспечивающие в будущем неуклонное исполнение законов. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствовавшим. О результатах рассмотрения представления сообщается прокурору в письменном виде. В представлении могут содержаться требования прокурора о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной, административной или материальной ответственности. Для этого не требуется вынесения специальных постановлений о возбуждении этих видов преследования3.
Направляя представление соответствующему органу или должностному лицу, прокурор, исходя из требований Закона «О прокуратуре РФ», сообщает, что если представление будет рассматриваться коллегиальным органом.
Представление, как правило, направляется
тем государственным и
Представление содержит: материалы, послужившие основанием для внесения представления (результаты проведенной проверки, обобщение и анализ материалов о соблюдении законности, итоги расследования преступления и т.д.); наименование нарушенного закона и последствия допущенного нарушения; изложение причин и условий, способствовавших допущенному нарушению; предлагаемые меры по предупреждению нарушений закона и устранению причин и условий, способствовавших им; указание на конкретных должностных лиц, виновных в этих нарушениях; предложение прокурора о привлечении их к ответственности; требование о безотлагательном рассмотрении представления и принятии не позднее, чем в месячный срок, необходимых мер по устранению нарушений закона и сообщении прокурору об этом; должностное положение и классный чин прокурора, дата внесения представления; подпись автора представления.
В соответствии со ст. 25 ФЗ «О прокуратуре» прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении».
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
При этом, формулировка закона такова, что не предусматривает права прокурора без возбуждения административного производства сообщить о правонарушении и передать материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. В то же время предоставляет такое право прокурору, одновременно обделяя им его заместителей и помощников, если допущены нарушения прав и свобод человека и гражданина, носящие характер административного правонарушения.
Прокурор, осуществляя надзорные функции, не вправе подменять своей деятельностью иные государственные органы и должностных лиц, в том числе и тех, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также уполномоченных применять меры административного воздействия.
Прокурор не формулирует в окончательном варианте, выражаясь терминологией уголовного процесса, обвинение в совершении лицом административного правонарушения и не вправе налагать на деликтанта административное взыскание.
Как в уголовном, так и в административном процессе прокурор, обнаружив признаки преступления либо административного правонарушения, должен исполнить одну из основных функций прокурорского надзора - в рамках Закона осуществить соответственно административное преследование лица, допустившего противоправные действия. С точки зрения процессуальной формы преследование начинается с момента вынесения одного из двух указанных в Законе постановлений. При этом Закон наделяет прокурора полномочиями, но вовсе не обязывает прокурора лично проводить административное расследование обстоятельств совершения правонарушения. Для этого существуют следственный аппарат и органы административной юрисдикции. Главная задача прокурора - после возбуждения уголовного либо административного производства обеспечить исполнение соответствующими органами и должностными лицами требований закона на последующих стадиях процесса.
Информация о работе Акты прокурорского реагирования на нарушения законов